2 – 2179 /2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
9 июля 2012 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Пашкановой О.В.
с участием представителя Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город- курорт Анапа,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кашук В. А. к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о понуждении к заключению договора купли- продажи земельного участка,
у с т а н о в и л:
Кашук В.А. обратился в суд с заявлением к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о понуждении к заключению договора купли- продажи земельного участка.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что на основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 29 марта 2012 года ему предоставлен в аренду земельный участок, площадью 1631 кв. м., с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, город- курорт Анапа, ул. Омелькова\ шоссе Супсехское, 44\2, в квартале №, предназначенный, для размещения некапитальной стоянки.
В июне 2012 года он обратился с заявлением в Управление имущественных отношений Администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка.
25 июня 2012 года он получил отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании того, что распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 1996 года № 591-р территория курорта Анапа и рекриационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта Анапа отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения, не подлежащими приватизации с силу ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Заявитель полагает, что данный отказ является не законным и нарушает его права гражданина и арендатора, поскольку на основании статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц.
Ссылаясь на приведенное заявитель просит признать незаконным отказ в предоставлении ему земельного участка в собственность и передать ему испрашиваемый земельный участок в собственность за плату.
В судебное заседание заявитель не явился, направил в суд заявление, в котором указал, что дело просит рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа возражала против удовлетворения требований, сославшись на то, что земельный участок относится к особо охраняемым природным территориям и не подлежат приватизации в силе статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года « О приватизации государственного и муниципального имущества.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, суд находит требования, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 254 Гражданского кодекса Российской федерации граждане, организация вправе оспорить в суде решение, действие \ бездействие \ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что заявителю на основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 29 марта 2012 года предоставлен в аренду земельный участок, площадью 1631 кв. м., с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, город- курорт Анапа, ул. Омелькова\ шоссе Супсехское, 44\2, в квартале №, предназначенный, для размещения некапитальной стоянки.
В июне 2012 года он обратился с заявлением в Управление имущественных отношений Администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным Кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно части 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно выписки из государственного земельного кадастра (кадастровый паспорт) спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и фактически используется в режиме земель населенных пунктов, каких-либо сведений об отнесении этого участка или его частей к землям особо охраняемых природных территорий не имеется.
Так, в соответствии со ст.ст. 83-84 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских населенных пунктов и отделенные чертой от земель других категорий.
Согласно п. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственною использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Из сказанного следует, что земли особо охраняемых природных территорий должны быть отделены от земель других категорий (земли населенных пунктов) границами и изъяты полностью или частично в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления из хозяйственного использования и оборота.
Однако, спорный земельный участок в категорию земель особо охраняемых природных территорий в установленном законом порядке переведен не был, нормативного правового акта об изъятии спорного земельного участка из хозяйственного оборота либо ограничения в обороте не имеется.
30.01.1985 г. Советом Министров РСФСР было принято постановление № 45 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае».
При этом, в данном постановлении было указано, что границы зон округа санитарной охраны привязаны к условным точкам. Ни условные точки, ни сами границы округа санитарной охраны к. Анапа, обозначенные в натуре либо на каком-либо картографическом материале, ни в Управление архитектуры г. Анапа ни в администрацию г. Анапа не передавались, какие-либо документы, свидетельствующие об установлении и закреплении границ округа санитарной охраны, не оформлялись.
В последующем Указом Президента РФ от 22.09.1994 г. № 1954 району курорта Анапа был придан статус курорта федерального значения. Изданию данного Указа предшествовало издание Президентом РФ указа № 1470 от 06.07.1994 г. «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», которым была одобрена инициатива об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам. При этом. Указом Президента №1470 от 06.07.1994г Правительству РФ было поручено провести соответствующие топографо-геодезические и картографические работы и утвердить границы природных объектов побережий Черного и Азовского морей, относящихся к федеральным природным ресурсам и утвердить в первоочередном порядке границы земельных участков особо охраняемых природных территорий.
Однако, Указ Президента РФ №1470 от 06.07.1994 г. исполнен не был (за исключением п. 1 Указа, которым утвержден поименный, а не территориальный перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей. Так. топографо-геодезические и картографические работы проведены не были, границы природных объектов побережий Черного моря также утверждены не были.
Не был исполнен и Указ Президента РФ № 1954 от 22.09.1994 г. «О федеральном курортном регионе Анапа», которым предусматривалась необходимость решения вопроса об административно-территориальном устройстве федерального курортного региона Анапа, а также возлагалась обязанность на Правительство РФ по утверждению положения о федеральном курортном регионе Анапа, и разграничению прав собственности на объекты недвижимости в границах курорта.
В 1995 году был принят Федеральный закон № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», которым было установлено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение, и которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Пунктом 4 статьи 32 закона было установлено, что порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Таким образом, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» по вопросам порядка создания, утверждения и согласования границ округов санитарной охраны курортов отсылает к нормативно-правовому акту Правительства РФ в этой области, каковым является принятое 07.12.1996 г. постановление №1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», которым был определен порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
Согласно вышеуказанному Постановлению Правительства РФ округа санитарной и горно-санитарной охраны создаются в целях охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.
В соответствии с п. 8 «Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны...», утвержденного постановлением Правительства № 1425 от 07.12.1996 г.. разработка проектов округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится организациями по заданиям заказчика, согласованным с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта РФ. а проектов округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения - также с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбранного участка требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
При этом, п. 18 Положения установлено, что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Орган местного самоуправления в соответствии с п. 21 указанного Положения лишь выносит на местность установленные границы округа санитарной или горносанитарной охраны в срок, составляющий не позднее 6 месяцев после утверждения округа. При этом, необходимо произвести оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны.
Однако, никакого акта, утверждающего границы округа санитарной охраны курорта Анапа во исполнение постановления Правительства РФ от 07.12.1996 г. № 1425. принято не было.
При этом, постановление СМ РСФСР № 45 от 30.05.1980 г., содержащее какие-то условные точки привязки границ округа санитарной охраны курорта Анапа. разработанного ранее очевидно для функционирования г. Анапа как города Краевого подчинения, в соответствие с нормами действующего законодательства по состоянию на 1994-1996 годы приведено не было.
Действующим законодательством РФ. регулирующим порядок создания, разработки и утверждения округов санитарной охраны, было установлено, что округа санитарной охраны курорта федерального значения должны быть разработаны и утверждены в установленном законом порядке Правительством РФ по согласованию с субъектом РФ, а также уполномоченными органами в сфере природопользования, санитарного благополучия и т.д., проекты округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта должны быть переданы не позднее 6-ти месяцев (срок, в течение которого необходимо обеспечить вынос в натуру границ округов) органу местного самоуправления для выноса границ округа на местность.
Но положения законодательства в этой части соблюдены не были.
В последующем вопросы регулирования земельного и землеустроительного законодательства были четко закреплены законодателем в Земельном Кодексе РФ и Федеральном законе «О землеустройстве» в 2001 году.
Однако, ни по состоянию на дату вступления в силу ЗК РФ и ФЗ «О землеустройстве», ни по состоянию на сегодняшний день границы зон округа санитарной охраны курорта не разработаны и на местность не вынесены, а содержащиеся в постановлении СМ РСФСР № 45 от 30.05.1980 г. термины и понятия, в т.ч. условные точки привязки координат, не только пе приведены в соответствие с действующим законодательством, но и нигде не отмечены и никому не переданы.
Таким образом, ссылки УИО г. Анапа на отнесение спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий являются необоснованными и ничем не подтвержденными.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02 мая 2006г. №59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Управление имущественных отношений администрации города-курорта Анапа заключить с Кашук В. А. договор купли-продажи земельного участка, площадью 1 631 м.кв. категория земель - земли населенных пунктов, целевое назначение - для размещения некапитальной стоянки, с кадастровым номером № расположенный по адресу: Краснодарский край, город- курорт Анапа, ул. Омелькова\ шоссе Супсехское, 44\2, в квартале №, за плату.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца через Анапский городской суд.
Председательствующий: