2 – 2013 \ 2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
3 июля 2012 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михин Б.А.
при секретаре Пашкановой О.В.
с участием Кузнецова М.И., представителя заявителей, представителя администрации муниципального образования город- курорт Анапа, представителя управления имущественных отношений администрации муниципального образования город- курорт Анапа,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кузнецова М. И., Михеева В. В., Чуриковой Н. П. об оспаривании действий администрации муниципального образования город- курорт Анапа, Управлении имущественных отношений администрации муниципального образования город- курорт Анапа,
у с т а н о в и л:
Кузнецов М.И., Михеев В. В., Чурикова Н. П. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий администрации муниципального образования город- курорт Анапа, Управлении имущественных отношений администрации муниципального образования город- курорт Анапа.
В обоснование своих требований указали, им был предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: город- курорт Анапа, пр. Кристальный, 9.
В соответствии с пунктом 7.2 договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 22.06.2006г. № срок его действия - до 14.06.2011г.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве собственности.
Пунктом 3 статьи 22 Земельного кодекса РФ определено, что по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен приказом Минэкономразвития от 13.09.2011г. №475. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно статьи 22 Устава муниципального образования город-курорт Анапа исполнительным органом местного самоуправления является администрация муниципального образования город-курорт Анапа.
Ввиду того, что срок действия договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 22.06.2006г. № заканчивался 14.06.2011г., то 10.03.2011г. они совместно обратились (через Анапский МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг) в Управление имущественных отношений муниципального образования город-курорт Анапа (как арендодателю) с заявлением от 09.03.2011г. о продлении срока действия договора аренды или перезаключения нового договора аренды на земельный участок, общей площадью 1 597 кв.м., категория земель - земли поселений (населенных пунктов), расположенного по адресу: город-курорт Анапа, пр.Кристальный, 9, кадастровый №.
В период с 10.03.2011г. по 05.05.2012г. по требованию Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа им представлялись все необходимые документы, предусмотренные «Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной и муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» (утв.Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007г. №370), а также «Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» (утв.Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011г. №475), в том числе: копии паспортов арендаторов, договор аренды, договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды, выписки из ЕГРП на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, копия межевого плана, межевой план (оригинал) кадастровый паспорт земельного участка.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок со всеми необходимыми документами, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок, с даты принятия, решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, статья 36 ЗК РФ не предусматривает для органов местного самоуправления какой-либо отказ в перезаключении (продлении) срока действия договора аренды земельного участка лицам, владеющим на праве собственности зданиями, строениями, сооружениями, расположенными на данном земельном участке, если заявителем-арендатором представлены все необходимые документы. В таком случае заключение договора на передачу в аренду такого земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, является для органа местного самоуправления обязательным.
Поскольку заявление о продлении (перезаключении) договора аренды было первоначально подано нами еще 10.03.2011г., то в соответствии с законодательством РФ после подачи ими заявления о продлении (перезаключении) договора аренды на земельный участок, общей площадью 1 597 кв.м., категория земель - земли поселений (населенных пунктов), расположенного по адресу: г.-к.Анапа, пр.Кристальный, 9, кадастровый №, администрация муниципального образования город-курорт Анапа должна была принять решение о передаче им указанного участка в аренду в любом случае не позднее 05.06.2012г. и уведомить их об этом, а Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа - не позднее того же срока направить им проект договора аренды.
Однако до настоящего времени администрацией муниципального образования город-курорт Анапа решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора не принято, проект договора со множественностью лиц на стороне арендатора им не направлен.
Согласно пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Бездействие органа местного самоуправления, выражающееся в продолжительном не продлении (не перезаключении) договора на аренду указанного земельного участка создают препятствия в осуществлении их прав и свобод на свободное использование их недвижимого имущества, использование земельного участка, на котором расположено их недвижимое имущество.
Ссылаясь на приведенное заявители просят признать бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в непринятии в установленные сроки решения по заявлению от 05.05.2012г. о предоставлении в аренду земельного участка незаконным.
Признать бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в не направлении им в установленные сроки по их заявлению от 05.05.2012г. проекта договора аренды о предоставлении в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка и обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа устранить в полном объеме допущенное препятствие в осуществлении гражданами своих прав и свобод и осуществить необходимые действия по предоставлению в аренду указанного земельного участка.
В судебном заседании заявитель и представитель заявителей требования поддержали, приведя те же доводы.
Представитель администрации муниципального образования город- курорт Анапа, она же представитель Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город- курорт Анапа требования не поддержала, сославшись на то, что Управлением имущественных отношений подготовлен проект постановления о предоставление заявителем земельного участка в аренду, и он в настоящий момент проходит согласование в установленном порядке.
Проверив материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со статьями 254 и 255 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что заявителям был предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: город- курорт Анапа, пр. Кристальный, 9.
В соответствии с пунктом 7.2 договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 22.06.2006г. заключенного между Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город- курорт Анапа и заявителями № и срок его действия - до 14.06.2011г.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок со всеми необходимыми документами, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из материалов дела видно, что заявители обратились в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении им земельного участка в аренду последний раз 5мая 2012 года. Однако до настоящего времени Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора не принято, проект договора со множественностью лиц на стороне арендатора им не направлен.
Указанные доказательств с бесспорностью свидетельствуют о незаконности бездействия органа местного самоуправления по непринятию решения по заявлению заявителей.
При изложенных обстоятельствах требования заявителей о признании бездействие Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в непринятии в установленные сроки решения по заявлению от 05.05.2012г. о предоставлении в аренду земельного участка незаконным, основаны на требованиях закона.
В тоже время требования заявителей возложить обязанность на Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город- курорт Анапа предоставить им в аренду указанный земельный участок, не подлежат удовлетворению.
Из ответа начальника Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город- курорт Анапа видно, что проект постановления о предоставлении указанного земельного участка в аренду заявителям подготовлен и проходит согласование.
Следовательно, в том случае, если Управление имущественных отношений администрации муниципального образования откажет заявителя о предоставлении им земельного участка в аренду, то они вправе будут обратиться с заявлением об обжаловании этих конкретных действий. В настоящий момент суд полагает, что заявление об обжаловании указанных действий подано преждевременно, так как не принято решение об отказе в удовлетворении просьбы заявителей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать бездействие Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в непринятии в установленные сроки решения по заявлению от 05 мая 2012 года о предоставлении в аренду Кузнецову М. И., Михееву В. В., Чуриковой Н. П. со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, общей площадью 1 597 кв.м., категория земель -земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г.-к.Анапа, пр.Кристальный. 9. кадастровый №, - незаконным, в остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца через Анапский городской суд.
Председательствующий: