Дело №2-2125/2012г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
/не вступило в законную силу/
12 июля 2012 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Мазур Н.В.
при секретаре Постниковой М.В.
с участием: заявителя Карпенко А.В.
представителя Администрации муниципального образования г-к Анапа Хан О.В., действующей на основании доверенности от 14 декабря 2012 года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпенко А. В. об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд
УСТАНОВИЛ:
Карпенко А.В. обратился в суд с требованиями о признании незаконным действий Администрации муниципального образования г-к Анапа и понуждении к передаче в собственность земельного участка.
В судебном заседании Карпенко А.В. заявление поддержал и показал, что является директором ООО «Морской залив» в собственности которого находятся объекты недвижимости, расположенных: Краснодарский край, г-к Анапа, с. Большой Утриш, б/о «Морской залив». После обращения в Администрацию муниципального образования г-к Анапа Карпенко А.В. получил отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости, что вынудило его обратиться в суд.
Представитель Администрации муниципального образования г-к Анапа заявление не признала и показала, что испрашиваемые земельные участки находятся в пределах особо охраняемых природных зонах, следовательно, их предоставление в собственность граждан и юридических лиц на основании действующего законодательства недопустимо.
Заслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как видно из материалов дела Карпенко А.В., является единственным учредителем и генеральным директором ООО «Морской залив» (ИНН: 2301061106, ОГРН: 1072301000419).
30.12.2009 г. в адрес Главы МО город-курорт Анапа Краснодарского края Карпенко А.В. направлено заявление о предоставлении в соответствии со ст. 35 ЗК РФ в собственность земельных участков на которых расположены здания, строения и сооружения принадлежащие организации, в связи с отказом ООО «Дружба» от права бессрочного (постоянного) пользования, земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером №, площадью 7103 +/- 28,5 м., и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером №, площадью 597 +/- 8,55 м. расположенных по адресу: 353408, Краснодарский край, Анапский район, с.Большой Утриш, б\о «Морской залив».
Земельные участки с кадастровыми номерами № и № были образованы в связи с производством ООО «Дружба» кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером №, кадастровый паспорт №, площадью 0,77 га. в с. Большой Утриш, принадлежащего ООО «Дружба» на праве бессрочного (постоянного) пользования на основании с Постановления № 23 от 19.01.1993 г. Главы администрации Анапского района, Свидетельство о государственной регистрации права от 08.12.2005 г. серия 23-АА №.
Письмом Управления имущественных отношений Администрации муниципального образования г-к Анапа от 02.02.2010 г. за № 27.02-633 «О предоставлении информации» ООО «Морской залив» сообщено, что в соответствии с Указом Президента РФ от 22.09.1994 г. №1954 району курорта Анапа придан статус федерального курортного региона. Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 г. № 1591-р территория курорта Анапа и рекреационные земли в границах округов санитарной охраны курорта Анапа отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения, не подлежащим приватизации в силу ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Также сообщалось, что правовые основания для предоставления земельного участка в собственность отсутствуют, и предлагалось заключить договор аренды земельного участка.
Заявитель неоднократно обращался в Управление имущественных отношений администрации МО город-курорт Анапа на предмет получения проектов соответствующих договоров аренды земельных участков по адресу Анапа, с. Большой Утриш, ул. Лесная, 2.
Начальником Управления имущественных отношений администрации МО город-курорт Анапа Ч.Л.Н. в адрес ООО «Морской залив» было направлено письмо за № 27.02-2039 от 06.03.2012 с предложением повторно представить в Управление имущественных отношений администрации МО город-курорт Анапа документы, которые представлялись ранее.
Пункт 2 статьи Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду, заключение договора купли-продажи или договора аренды земельного участка при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи осуществляются при наличии кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке, полученной исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в органе кадастрового учета (п. 2.6 Закона).
Согласно статье 36 Земельного кодекса РФ юридические лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. При этом собственники объектов недвижимости имеют исключительное право на приватизацию земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отказ в выкупе земельного участка собственникам объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.Статьей 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 27 Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу пункта 5 названной статьи к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, участки в пределах особо охраняемых природных территорий. К числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Кодекса).
В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1994 N 1954 "О федеральном курортном регионе Анапа" району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного Постановлением Совета министров РСФСР от 30.01.1985 N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае", придан статус федерального курортного региона. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому территория города-курорта Анапы и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта г. Анапы признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
В ст. 2.1 Закона Краснодарского края от 01.04.2004 №676 -КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Анапа и наделении его статусом городского округа» утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав МО г.-к. Анапа, село Большой Утриш, на территории которого находятся спорные земельные участки, входит в город-курорт Анапа.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» установлен исчерпывающий перечень предоставляемых документов, при обращении с заявлением о получении в собственность объектов недвижимости.
Из перечня документов, приложенных к заявлениям, поданным 30.12.2009г., о предоставлении в собственность за плату испрашиваемых земельных участках следует, что к ним приложены все необходимые документы, предусмотренные Перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. № 370.
Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2011 №685-р «О передаче в ведение Минприроды России дендрологического парка «Южные культуры», признано утратившим силу Распоряжение Правительства РФ от 12.04.1996 №591.
Утратившим силу Распоряжением был утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Анапы признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2011 №685-р Перечня особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение не содержит.
В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления заявления обязан был принять решение о предоставлении либо отказе предоставления Обществу земельных участков на праве собственности. В месячный срок, с даты принятия решения, уполномоченным органом местного самоуправления должен быть подготовлен проект договора купли-продажи или аренды и направлен ООО «Морской залив» с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 19, часть 2, статья 31 Устава МО г-к. Анапа, глава муниципального образования город-курорт Анапа, как глава Администрации управляет и распоряжается муниципальным имуществом, В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Устава МО г-к. Анапа, Администрации управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
До настоящего времени по заявлениям, поданным Карпенко А.В. 30.12.2009г., в отношении земельных участков, с кадастровыми номерами №, площадью 7103 +/- 28,5 м., и №, площадью 597 +/- 8,55 м. расположенными по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с. Большой Утриш, б\о «Морской залив», имеющими почтовый адрес: 353408, Краснодарский край, Анапский район, с. Большой Утриш, ул. Лесная, 2 орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, не предпринял действий, определенных пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации. Проект договора купли-продажи земельных участков и предложение о его заключении в адрес ООО «Морской залив» не направлены - что противоречит требованиям статьи 18, 19 Конституции Российской Федерации, в части соблюдения органом местного самоуправления непосредственности действия прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования город-курорт Анапа, по ненадлежащему рассмотрению заявлений, поданных Карпенко А. В., как генеральным директором ООО «Морской залив», от 30.12.2009г. в Управление Имущественных Отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа незаконным.
Обязать орган местного самоуправления – администрацию муниципального образования город-курорт Анапа подготовить договоры купли-продажи земельных участков, с кадастровыми номерами №, площадью 7103 +/- 28,5 м., и №, площадью 597 +/- 8,55 м. расположенных по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с. Большой Утриш, б\о «Морской залив», имеющих почтовый адрес: 353408, Краснодарский край, Анапский район, с. Большой Утриш, ул. Лесная, 2 и направить их Карпенко А. В. с предложениями о заключении соответствующих договоров с учетом требований Федерального Закона от 24.07.2007г. № 212-ФЗ, в отношении цены земельных участков, по состоянию на момент подачи соответствующих заявлений (30.12.2009г.)
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: