Решение по исковому заявлению Администрации МО г-к Анапа к Пикулеву Александру Юрьевичу о сносе капитального строения



К делу 2-2237/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

г-к Анапа Краснодарский край 27 июля 2012 года

Судья Анапского городского суда Ковальчук П.М.

при секретаре Колесниченко С.Н.

рассмотрев, в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации МО г-к Анапа к Пикулеву А.Ю. о сносе капитального строения,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Администрации МО г-к Анапа обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Пикулева А.Ю. осуществить снос самовольных строений - капитального двухэтажного здания литер «Г10», ориентировочно площадью застройки - 32 кв.м.; капитального здания литер «Г3», ориентировочно площадью застройки - 12,0 кв.м.; капитального здания литер «Г2», ориентировочно площадью застройки - 35 кв.м.; капитального здания литер «Г5» с двухэтажной пристройкой литер «г», ориентировочно площадью застройки - 45 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

Свои требования мотивирует тем, что отделом градостроительной инспекции управления муниципального контроля администрации муниципального образования г-к Анапа в результате проведенного обследования на предмет соблюдения градостроительного законодательства при осуществлении строительства на территории муниципального образования город-курорт Анапа было установлено, что Г.В.А., Пикулеву А.Ю., Зенову Н.Ю. на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли) принадлежит одноэтажный жилой дом литер «А» с пристройками литер «а», «а1», «а2», «а3» - площадью 132 кв.м.

Пикулев А.Ю. без оформления в установленном порядке разрешительной документации на земельном участке, право собственности, на который не оформлено, по адресу: <адрес>, <адрес>, осуществил строительство следующих объектов: - капитальное двухэтажное здание литер «Г10», ориентировочно размером 4,0х8,0 м, площадью застройки - 32 кв.м.; - капитальное здание литер «ГЗ», ориентировочно размером 3,0х4,0 м., площадью застройки - 12,0 кв.м.; - капитальное здание литер «Г2», ориентировочно размером 5,0х7,0 м., площадью застройки - 35 кв.м.; - капитальное здание литер «Г5» с двухэтажной пристройкой литер «г», ориентировочно размером 4,0х6,0+3,0х2,0+5,0х3,0 м, площадью застройки - 45 кв.м. На момент обследования строительно-монтажные работы выполнены полностью, здания эксплуатируются.

В соответствии с требованиями закона признаками самовольного строительства являются создание постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей; создание постройки без получения на это необходимых разрешений; если при строительстве допущены нарушения градостроительных норм и правил или строительных норм и правил.

Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков позволяет отнести объекты строительства к самовольным постройкам.

В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Земельный участок, на котором расположены спорные строения, находится в собственности муниципального образования город-курорт Анапа.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №10/22 от 29.04.2010 г. судам необходимо устанавливать допущены ли при возведении самовольной постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, а также предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

В данном случае ответчиком допущены существенные нарушения градостроительных норм и правил, выразившиеся в отсутствии разрешительной и проектной документации в отношении спорных объектов, возведении объектов на муниципальной территории. Кроме того, не представлено сведений о соответствии спорных объектов требованиям Федеральных Законов РФ «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ, статьей 7 Устава муниципального образования город-курорт Анапа, принятого Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 27.06.2005 №77, к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования город-курорт Анапа, принятого Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 27.06.2005 №77, Градостроительного кодекса Российской Федерации в границах муниципального образования, независимо от целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов осуществляет орган местного самоуправления, в границах территории которого находится застраиваемый земельный участок.

В судебном заседании представитель Администрации МО г-к Анапа по доверенности Багмут Е.Н. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Ответчик Пикулев А.Ю. в судебном заседании просил в удовлетворении искового заявления отказать, при этом пояснил, что земельный участок, на котором возведены самовольные строения, находится в пользовании, не отмежеван, его границы в установленном законом порядке не установлены. Для узаконивания самовольных строений он обращался в Управление архитектуры и градостроительства г-к Анапа с заявлением о сохранении самовольных построек, однако в удовлетворении заявления ему было отказано.

Заинтересованное лицо Г.В.А. в судебное заседание не прибыл, надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела.

Представитель Зенова Н.Н. по доверенности Михальчук Л.С. в судебном заседании пояснила, что возведенные постройки ответчиком прав смежных землепользователей не нарушают.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежит удовлетворению. Свои выводы суд мотивирует тем, что в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Как установлено в судебном заседании, приказом № 284 по Анапскому сельхозтехникуму от 04.09.1978 года за Пикулевым А.Ю. закреплен земельный участок мерою 0,075 га по адресу: <адрес>, при покупке домовладения у Я.И.М. На земельном участке, который находится в пользовании у ответчика расположена 1/3 часть жилого дома, которая принадлежит ему на основании свидетельства о государственной регистрации права от 25.08.2010 года, выданного на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26.07.2006 года. Жилой дом на праве общей долевой собственности принадлежит Г.В.А., Пикулеву А.Ю., Зенову Н.Н. по 1/3 доли с пристройкой.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Как установлено в судебном заседании, Пикулев А.Ю. без оформления разрешительной документации в установленном порядке, самовольно построил сарай литер Г10, размером 4,0 х 8,0 м + 4,6 х 4,0 + 6,68 х 4,35 м., баню литер Г3 размером 2,85 х 4,20, гараж литер Г2 размером 5,4 х7,3м., двухэтажное с подвалом здание размером 5,52 х3,59 м. и летней кухней 5,84 х 6,75 м. литер Г6.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Форма разрешения на строительство утверждена постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».

В связи с самовольным строительством Пикулевым А.Ю. объектом недвижимости, на заседании межведомственной комиссии администрации МО г-к Анапа по предупреждению и пресечению самовольного строительства на территории г-к Анапа от 27 апреля 2012 года, было принято решение о возбуждении в отношении Пикулева А.Ю. административного производства и отказано в сохранении самовольно построенных объектов недвижимости по адресу: <адрес> с направлением материалов в суд на снос самовольно возведенных объектов.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №10/22 от 29.04.2010 г. судам необходимо устанавливать допущены ли при возведении самовольной постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, а также предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Ответчиком допущены существенные нарушения градостроительных норм и правил, выразившиеся в отсутствии разрешительной и проектной документации в отношении спорных объектов, возведении объектов на муниципальной территории. Кроме того, не представлено сведений о соответствии спорных объектов требованиям Федеральных Законов РФ «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ, статьей 7 Устава муниципального образования город-курорт Анапа, принятого Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 27.06.2005 №77, к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования город-курорт Анапа, принятого Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 27.06.2005 №77, Градостроительного кодекса Российской Федерации в границах муниципального образования, независимо от целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов осуществляет орган местного самоуправления, в границах территории которого находится застраиваемый земельный участок.

Земельный участок, на котором расположены самовольно возведенные объекты недвижимости Пикулева А.Ю. находится в собственности МО г-к Анапа.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Пикулеву А.Ю. осуществить снос самовольных строений - сарай литер Г10, размером 4,0 х 8,0 м + 4,6 х 4,0 + 6,68 х 4,35 м., баню литер Г3 размером 2,85 х 4,20, гараж литер Г2 размером 5,4 х7,3м., двухэтажное с подвалом здание размером 5,52 х3,59 м. и летней кухней 5,84 х 6,75 м. литер Г6, расположенных по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий               П.М. Ковальчук