Дело №2-2222/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
17 июля 2012 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Грошковой В.В.
при секретаре Слановой А.В.
с участием заявителя Аксенова В.Ю.,
представителя заинтересованных Хан О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Аксенова В. Ю. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в аренду,
у с т а н о в и л :
Аксенов В.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в аренду.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора купли-продажи недвижимости от 28.05.2012 года, заключенного между Аксеновым В.Ю. и ЭНИ , заявитель является собственником туалета литер Г общей площадью 24,6 кв.м., расположенного по адресу: город-курорт Анапа, п. Витязево (кадастровый (или) условный номер: № что подтверждается свидетельствам о государственной регистрации права от 03.07.2012 года.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 200 кв.м. с кадастровым номером № (местоположение установлено относительно ориентира расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г.Анапа, Пионерский проспект, пляжная территория, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: пляжная территория).
03.07.2012 года заявитель обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о заключении с ним договора аренды вышеуказанного земельного участка сроком на 25 лет, в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, имеет вид разрешенного использования: пляжные территории, что не соответствует его фактическому использованию, заявитель указал в дополнении к заявлению от 03.07.2012 г. на необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка на другой – размещение объектов курортного назначения.
12.07.2012 года заявителем получен ответ из Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к. Анапа за исх. № 17-07.1254, которым заявителю предложено представить правоустанавливающие документы на земельный участок. В свою очередь Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа письмом от 03.07.2012 № 27.02-5818 предложило изменить вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, после чего будет решен вопрос о предоставлении его в аренду.
В связи с чем заявитель Аксенов В.Ю. просит суд признать действия администрации муниципального образования город-курорт Анапа и управления имущественных отношений г.Анапа незаконными.
В судебном заседании заявитель Аксенов В.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа –Хан О.В., одновременно представляющая интересы администрации муниципального образования город-курорт Анапа, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования пляжная территория и изменение данного вида разрешенного использование на другой нецелесообразно, кроме того, предоставление земельного участка с таким видом разрешенного использования в аренду невозможно.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании договора купли-продажи недвижимости от 28.05.2012 года, заключенного между Аксеновым В.Ю. и ЭНИ , заявитель является собственником туалета литер Г общей площадью 24,6 кв.м., расположенного по адресу: город-курорт Анапа, п. Витязево (кадастровый (или) условный номер: №), что подтверждается свидетельствам о государственной регистрации права от 03.07.2012 г. серии 23-АК №.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 200 кв.м. с кадастровым номером № (местоположение установлено относительно ориентира расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г.Анапа, Пионерский проспект, пляжная территория, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: пляжная территория).
03.07.2012 года заявитель обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о заключении с ним договора аренды вышеуказанного земельного участка сроком на 25 лет, в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, имеет вид разрешенного использования: пляжные территории, что не соответствует его фактическому использованию, заявитель указал в дополнении к заявлению от 03.07.2012 г. на необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка на другой – размещение объектов курортного назначения.
12.07.2012 года заявителем получен ответ из Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к. Анапа за исх. № 17-07.1254, которым ему предложено представить правоустанавливающие документы на земельный участок. В свою очередь Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа письмом от 03.07.2012 № 27.02-5818 предложило изменить вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, после чего будет решен вопрос о предоставлении его в аренду.
В судебном заседании заинтересованным лицом был предоставлен ответ администрации от 17.07.2012 года на заявление Аксенова В.Ю., в котором указано, что изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка администрация считает нецелесообразным.
Суд считает, что в данном случае имеется несогласованность двух структурных подразделений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, что приводит к нарушению прав и законных интересов заявителя Аксенова В.Ю.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Согласно абз. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки выносятся на публичные слушания.
Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 25 августа 2006 г. N 334 было утверждено Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании город-курорт Анапа.
Согласно п. 18 Положения физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), или в изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования (далее - изменений одного вида разрешенного использования на другой) направляет заявление о предоставлении разрешения или изменении одного вида разрешенного использования на другой в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая является уполномоченным органом по проведению публичных слушаний по данному вопросу.
Уполномоченный орган направляет сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, или изменение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, или изменение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение, или изменение. Указанные сообщения направляются почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении в срок не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, или об изменении одного вида разрешенного использования на другой.После завершения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, или изменении одного вида разрешенного использования на другой уполномоченный орган с учетом результатов публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, или изменении одного вида разрешенного использования на другой главе муниципального образования.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, или изменении одного вида разрешенного использования на другой уполномоченный орган осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, изменении одного вида разрешенного использования на другой или об отказе в предоставлении такого разрешения, изменения с указанием причин принятого решения и направляет их главе муниципального образования.
В свою очередь, глава местной администрации на основании указанных рекомендаций принимает решение об изменении вида разрешенного использования.
Принятое решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимого имущества, после чего соответствующие изменения о виде разрешенного использования земельного участка должны быть внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования город-курорт Анапа должна была провести публичные слушания, после чего принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
При этом ответ администрации от 17.07.2012 года суд считает незаконным ввиду того, что действующим градостроительным законодательством и Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 25 августа 2006 N 334 «Об утверждении Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании город-курорт Анапа» не предусмотрено такое основание для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка как нецелесообразность.
Незаконность существующего вида разрешенного использования земельного участка - пляжная территория, подтверждается наличием на нем объекта недвижимости (туалета литер Г общей площадью 24,6 кв.м.), который был возведен до принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации. Это обстоятельство свидетельствует о том, что при формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка органом местного самоуправления была допущена ошибка в определении вида разрешенного использования земельного участка площадью 200 кв.м., которую необходимо исправить.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Согласно пункту 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
При этом, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В судебном заседании было установлено, что в Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа вместе с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, был представлен пакет документов, предусмотренный Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок». Несмотря на данное обстоятельство, управление не предприняло никаких действий по оформлению прав заявителя на земельный участок. Однако Управление имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа попыталось возложить на заявителя обязанность по изменению вида разрешенного использования земельного участка, который не принадлежат ему ни на каком праве, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из содержания которой следует, что собственником вышеуказанного земельного участка является муниципальное образование город-курорт Анапа.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При этом статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконными действия администрации муниципального образования город-курорт Анапа и управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившиеся в не изменении вида разрешенного использования и не предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером № (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Анапа, Пионерский проспект, пляжная территория).
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером № (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Анапа, Пионерский проспект, пляжная территория) с вида разрешенного использования «пляжная территория» на вид разрешенного использования «размещение объектов курортного назначения».
Обязать управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа передать Аксенову В. Ю., в аренду сроком на 25 лет, путем заключения договора аренды, земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером с кадастровым номером № (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Анапа, Пионерский проспект, пляжная территория) с видом разрешенного использования: размещение объектов курортного назначения, путем заключения договора аренды земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд.
Председательствующий :