Решение по заявлению Зубаревой-Томкуте Н.А. об обжаловании действий Управления Пенсионного фонда РФ в городе Анапе Краснодарского края.



К делу №2-1908/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

15 июня 2012 года    Анапский городской суд, Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи    Карпенко О.Н.,

при секретаре    Сулименко Д.В.,

с участием: заявителя Зубаревой-Томкуте Н.А., представителей Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе-курорте Анапа Кудряшкиной А.А., действующей на основании доверенности от 14.06.2012г. №03-6169/2 и Мороз Э.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2012г. №01

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зубаревой-Томкуте Н.А. об обжаловании действий Управления Пенсионного фонда РФ в городе Анапе Краснодарского края,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий Управления Пенсионного фонда РФ в городе Анапе Краснодарского края.

В обоснование заявления указала, что Зубаревой - Томкуте Н.А. на основании договора дарения недвижимости от 10.08.2009г. принадлежит земельный участок площадью 340 кв.м., с кадастровым номером: , и 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, литер А,а, назначение жилое, общей площадью 44,2 кв.м., в том числе жилой площадью 32,6 кв.м., этажность 1, инвентарный номер: , расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес>

На указанное недвижимое имущество за заявителем зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на земельный участок: серия от 01.09.2009г. и жилой дом: серия от 01.09.2009г.

В настоящий момент, заявителем - матерью троих детей, в соответствии со ст. 4 ФЗ - №256 от 29.12.2006г. «О дополнительных мерах материальной поддержки семей имеющих детей», получен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, серия , выданный 10.09.2007г. УПФР в г. Анапа, Краснодарского края, согласно которому имеет право на получение материнского капитала в сумме 250000 рублей.

При неоднократном обращении в УПФР в г. Анапа с заявлением о выдаче средств по материнскому капиталу необходимых для улучшения жилищных условий, а именно для реконструкции принадлежащей ей на праве собственности 1/2 доли домовладения, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Анапа, <адрес>, заявителем были получены отказы, мотивированные тем, что в соответствии с п.2 ч.1 ст. 10 Федеральным Законом от 29.12.2006г. №256-ФЗ, средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на строительство и реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, предназначенного для проживания одной семьи.

Кроме того, из предоставленного заявителю отказа следует, что целевое назначение принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, (для ведения личного подсобного хозяйства) не предусматривает направление средств материнского (семейного) капитала на строительство или реконструкцию доли объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на таком участке.

Не соглашаясь с оспариваемым решением, заявитель указывает, что основания для отказа, противоречат закону: в соответствии со ст. 10 ФЗ от 29.12.2006г. №256 средства материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться: на жилое помещение (приобретенное, построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, и оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

В соответствии со ст. 15, ст. 16 ЖК РФ, к жилому помещению относится жилой дом, часть дома, квартира, часть квартиры, комната.

Следовательно, по мнению заявителя, средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы на реконструкцию или приобретение 1/2 доли домовладения, причем принадлежащая заявителю на праве собственности 1/2 доля домовладения является изолированным жилым помещением с отдельным входом.

В соответствии с установленным законодательством порядком заявителем получено разрешение на реконструкцию индивидуального одноэтажного жилого дома с увеличением общей площади № от 24.12.2010г., технические условия на водоснабжение 01.04.2010г., на подключение объекта капитального строительства к газораспределительной сети от 29.10.2010г.

Также, в соответствии с правилами подачи заявления на выдачу средств материнского (семейного) капитала, заявителем дано нотариально заверенное обязательство об оформлении реконструированного объекта недвижимости в общую собственность лиц, указанных в Правилах направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, с определением размера долей по соглашению.

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, выданный Зубаревой-Томкуте Н.А. (серия ) от 05.09.2007г. устанавливает право на получение денежных средств, в размере 250 000 рублей.

С 1 января 2007 года вступили в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873.

Эти нормативные акты устанавливают право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1.01.2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось).

Государственной Думой 30.11.2011 года принят Закон № 371-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

Согласно статье 10 «Особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения»: установлено, что размер материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом от 29.12.2006 года Ы256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", для тех, кто им еще не воспользовался, в 2012 году составляет 387 640 рублей 30 копеек.

Заявитель считает, действия УПФР города Анапа выразившиеся в отказе от 03.05.2011г. № 66 УПФ РФ Краснодарского края в г. Анапа - незаконными, в связи с чем просит обязать УПФ РФ Краснодарского края в г. Анапа выдать Зубаревой - Томкуте Н.А. средства материнского (семейного) капитала в сумме 387 640,3 на реконструкцию принадлежащей ей на праве собственности 1/2 доли домовладения, расположенной по адресу: Краснодарский край, г.Анапа, <адрес>

В судебном заседании представители УПФР в городе Анапе Краснодарского края заявленные требования не признали, просили в удовлетворении заявления отказать, по мотивам того, что доводы заявителя не соответствуют требованиям закона.

Выслушав доводы и возражения сторон, огласив и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление Зубаревой-Томкуте Н.А. не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Заявителем - матерью троих детей, на основании ст. 4 ФЗ - №256 от 29.12.2006г. «О дополнительных мерах материальной поддержки семей имеющих детей», получен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, серия , выданный 10.09.2007г. УПФР в г. Анапа, Краснодарского края.

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 29.12.2006г. №256 средства материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться: на жилое помещение (приобретенное, построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, и оформляется в общую

собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, устанавливает Федеральный закон от 29.12.2006 г. И256-Ф3 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

В соответствии с п.1 ст.2 ФЗ от 29.12.2006 г. Ы256-Ф3 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее-ЗаконЫ256-ФЗ) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, обеспечивают возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных Законом N256-ФЗ.

Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал -именной документ (ст. 2 Закона N 256-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 3, 6.1. ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо частями на улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона.Согласно ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона N 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства

Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2008 N 779н.

В соответствии с П. 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ №862 от 12.12.2007г., лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства или часть средств материнского (семейного) капитала на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Судом установлено, что Зубаревой - Томкуте Н.А. на основании договора дарения недвижимости от 10.08.2009г. принадлежит земельный участок площадью 340 кв.м., с кадастровым номером: , и 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, литер А,а, назначение жилое, общей площадью 44,2 кв.м., в том числе жилой площадью 32,6 кв.м., этажность 1, инвентарный номер: , расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес>

При этом реального раздела жилого дома с выделом заявителю конкретных помещений, то есть закрепления за ней изолированной квартиры собственниками жилого дома не производилось.

Жилыми признаются помещения, отвечающие требованиям, установленным в п.2 ст. 15 ЖК РФ, а именно:

жилые помещения должны быть изолированными, то есть в силу своих конструктивных характеристик быть отделенными от других жилых помещений, а также отграниченными от остального пространства, обособленными от среды обитания других лиц;

жилые помещения должны быть пригодными для постоянного проживания граждан. Пригодным для постоянного проживания могут быть лишь те жилые помещения,

которые предназначены для круглогодичного проживания. Другими словами, жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 12, 13 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Статья 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" также содержит ряд санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям. В частности в ней сказано, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Все эти требования являются гарантией обеспечения безопасных и безвредных условий проживания;

жилое помещение должно относиться к недвижимому имуществу.

Согласно ч.3 ст. 16 ЖК квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Заинтересованным лицом правильно определено, что ключевым элементом данного определения является указание на то, что квартира обеспечивает прямой доступ к помещениям общего пользования в многоквартирном доме. Очевидно, под прямым доступом следует понимать то, что имущество общего пользования непосредственно примыкает к квартире, т.е. является по отношению к ней смежным. Иными словами, наличие отдельного входа, обеспечивающего непосредственную связь с местами общего пользования многоквартирного дома, составляет неотъемлемый признак квартиры.

Представленные Зубаревой - Томкуте Н.А. документы не позволяют однозначно определить, что имеющееся в ее собственности имущество обладает признаками, характеризующими это имущество как изолированное жилое помещение (имеет отдельный вход), пригодное для постоянного проживания граждан.

Отсутствие признаков изолированности приобретаемого имущества подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права общей долевой собственности: объектом права является «1/2 часть жилого дома».

4.4 ст. 10 Закона №256-ФЗ предусматривает оформление жилого помещения приобретенного с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению (ст. 10 Закона И256-Ф3).

Иными словами, жилье должно принадлежать только данной семье. Как следует из имеющихся в материалах дела документов заявителю принадлежит только часть жилого помещения.

Предмет договора не соответствует Правилам направления средств (части средств) М(С)К на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 г. № 862, ч.4 ст. 10 ФЗ от 29.12.2006г. №256-ФЗ.

В связи с чем, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала не могут быть направлены на реконструкцию &apos;/г доли жилого помещения.

В письме Минрегиона РФ от 10.02.2009г. №3399-СК/07 по запросу Пенсионного фонда РФ от 27.01.2009г. №ЛС-28-16/541 по вопросам реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 288-ФЗ) в части направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на

улучшение жилищных условий и отдельных положений Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 г. N862 указано:

«В соответствии с ч.2 ст.555 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором продажи недвижимости, установленная в нем цена здания, сооружения или другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, включает цену передаваемой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на нее. Таким образом, в случае приобретения индивидуального жилого дома (части жилого дома с отдельным входом) кредитные договора (договора займа) могут не содержать разграничения по сумме кредита на приобретение индивидуального жилого дома (части жилого дома с отдельным входом) и части земельного участка, на котором расположен индивидуальный жилой дом (часть жилого дома с отдельным входом), если такое разграничение не содержится в договоре купли-продажи.»

Из чего следует, что позиция Минрегиона РФ сводится к следующему: при реализации прав граждан на улучшение жилищных условий при приобретении части жилого помещения может рассматриваться вопрос именно приобретения жилого помещения с отдельным входом.

В связи с тем, что заявитель имеет в общей долевой собственности Vi долю жилого дома, документов, подтверждающих обособленность приобретаемой части жилого помещения (наличие отдельного входа, самостоятельный адрес приобретаемого имущества) отсутствует, требования заявителя о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средства) материнского (семейного) капитала удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем суд считает необходимым разъяснить заявителю, что при условии принятию ею мер направленных на создание изолированного жилого помещения, путем реального раздела жилого дома (выдела доли жилого дома в натуре) и последующей регистрации права в установленном законом порядке, она вправе повторно обратиться за предоставлением ей средств материнского капитала, необходимых для улучшения жилищных условий заявителя.

Ввиду того, что обжалуемые действия государственного органа носят законный характер суд полагает необходимым отказать Зубаревой -Томкуте Н.А. в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Зубаревой-Томкуте Н.А. об обжаловании действий Управления Пенсионного фонда РФ в городе Анапе Краснодарского края - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение 30 дней.

Председательствующий