Решение по иску Администрации МО г-к Анапа к Паскалову Иелису Ванушаевичу о сносе самовольного строения, по встречному исковому заявлению Паскалова Иелиса Ванушевича к Администрации МО г-к Анапа о признании права собственности на самовольную постройку



К делу № 2-1610/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

г-к Анапа Краснодарский край 15 августа 2012 года

Судья Анапского городского суда      Ковальчук П.М.

при секретаре Колесниченко С.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации МО г-к Анапа к Паскалов И.В. о сносе самовольного строения, по встречному исковому заявлению Паскалова И.В. к Администрации МО г-к Анапа о признании права собственности на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Администрации МО г-к Анапа обратился в суд с исковым заявлением, в которой просит обязать Паскалова И.В. осуществить снос самовольной постройки - объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

Свое требование мотивирует тем, что отделом градостроительной инспекции управления муниципального контроля администрации муниципального образования г.-к. Анапа в результате проведенного обследования на предмет соблюдения градостроительного законодательства при осуществлении строительства на территории муниципального образования город-курорт Анапа было установлено, что Паскалову И.В. на предоставленном ему в аренду земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, площадью 600 кв.м. кадастровый по адресу: <адрес>, предназначенном для строительства индивидуального жилого дома с комнатами для размещения отдыхающих, ведет самовольное строительство капитального здания, размером 24,0х23,0 м. общей площадью 552кв.м. На момент обследования возведены стены первого этажа здания, выведена арматура для колонн второго этажа.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

В силу ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Вместе с тем, органом местного самоуправления разрешение на строительство спорного объекта в установленной законом форме ответчику не выдавалось.

Указанные нарушения градостроительных норм и правил зафиксированы Градостроительной инспекцией в акте обследования от 24.04.2012 г.

Более того, в соответствии со статьями 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство такого объекта может осуществляться исключительно на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Наличие разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации - обязательное условие для получения разрешения на строительство.

Согласно пункту 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

В данном случае Паскаловым И.В. допущены существенные нарушения градостроительных норм и правил, выразившиеся в отсутствии разрешительной и проектной документации в отношении спорного объекта, непринятии мер к получению такой документации. Кроме того, в данном случае не ответчиком не представлены сведения о соответствии спорного объекта требованиям Федеральных Законов РФ «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды».

В статье 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» предусмотрено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Земельный кодекс Российской Федерации также лечебно-оздоровительные местности и курорты относит к особо охраняемым территориям (статья 96).

Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1994 N 1954 «О федеральном курортном городе Анапа» району курорта Анапы в границах округа санитарной охраны, определенного постановлением Совмина РСФСР от 30.01.1985 N 45 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае», придан статус федерального курортного региона.

В соответствии с п.7.1 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ, статьей 7 Устава муниципального образования город-курорт Анапа, принятого Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 27.06.2005 №77, к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Паскалов И.В. обратился в суд со встречным исковым заявлением, в котором просит признать за ним право собственности на самовольную постройку - объект незавершенного строительства индивидуальный жилой дом с комнатами для размещения отдыхающих на земельном участке общей площадью 600 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер , расположенный по адресу: г/к Анапа, <адрес>.

Свое заявление мотивирует тем, что согласно договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 04.12.2008 г. № 3700003511, заключенного между Управлением имущественных отношений администрации МО город-курорт Анапа и Ш.А.Л., последнему на срок до 05 января 2014 г. на правах аренды для строительства индивидуального жилого дома с комнатами для размещения отдыхающих был предоставлен земельный участок общей площадью 600 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер , расположенный по адресу: г-к Анапа, <адрес>. Границы и размеры земельного участка обозначены на прилагаемом к договору кадастровом плане земельного участка, который является составной и неотъемлемой частью договора.

Кадастровый паспорт на земельный участок от 07 октября 2008 г. № 00/08ДВД-227231 выдан территориальным отделом по г-к Анапа Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю.

По договору от 30 июня 2011 г., заключенному между Ш.А.Л. и Паскаловым И.В., Ш.А.Л. передал, а Паскалов И.В. принял все обязанности Арендатора по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 04.12.2008 г. № 3700003511. Договор передачи прав 25.07.2011 г. зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в 23 регистрационном округе, регистрационный номер 23-23-26/097/2011-257.

В 2008 г. архитектором П.В.Г. был разработал проект жилого дома с меблированными комнатами на 2 этажа с мансардой, согласованный с главным архитектором г-к Анапа.

16 января 2012 г. им в адрес администрации МО г-к Анапа в электронной форме было направлено заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением всех необходимых документов.

В соответствии со ст. 12 ФЗ от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Поскольку в течение 60 дней ответа от администрации МО г-к Анапа на его заявление он не получил, в конце марта 2012 г. им на указанном земельном участке в соответствии с проектом начато строительство 2-х этажного индивидуального жилого дома с комнатами для размещения отдыхающих, возведены стены первого этажа и колонны второго этажа.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Представитель Администрации МО г-к Анапа по доверенности Хан О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, в удовлетворении встречных исковых требований просила отказать.

В судебном заседании представитель Паскалова И.В. по доверенности Чепкин С.А. просил встречные исковые требования удовлетворить, в удовлетворении исковых требований администрации МО г-к Анапа отказать. При этом суду пояснил, что в январе 2012 года его доверитель обратился в администрацию МО г-к Анапа с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома с комнатами для размещения отдыхающих. Заявление его доверителя удовлетворено не было и получен ответ с незаконными, по его мнению, требованиями о предоставлении пакета документов необходимого для выдачи разрешения на строительство. Действия администрации по отказу в выдаче разрешения на строительство не обжаловались.

Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования администрации МО г-к Анапа подлежат удовлетворению, а встречные исковые требования Паскалова И.В. удовлетворению не подлежат. Свои выводы суд мотивирует тем, что 04 декабря 2008 года между Управлением имущественных отношений Администрации МО г-к Анапа и Ш.А.Л. был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения площадью 600 кв.м. по адресу: <адрес> предназначенный для строительства индивидуального жилого дома с комнатами для размещения отдыхающих. 30 июня 2011 года Ш.А.Л. по договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 04 декабря 2008 года, передал Паскалов И.В. обязанности арендатора по договору аренды.

При рассмотрении дела по существу была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза. Как следует из заключения эксперта № 038/06/2012С от 29 мая 2012 года, объект незавершенного строительства расположен на земельном участке по адресу: г-к Анапа, <адрес>, не соответствует требованиям ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, так как его строительство осуществляется без разрешения на строительство утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698. Определить целевое назначение строящегося объекта в связи с отсутствием документации на данной стадии строительства не возможно.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Форма разрешения на строительство утверждена постановлением Правительства РФ от 24.11.2005г №698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».

Нарушения градостроительных норм и правил при осуществлении самовольного строительства Паскаловым И.В. подтверждается также актом обследования градостроительной инспекции управления муниципального контроля Администрации МО г-к Анапа.

Согласно пункту 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

В соответствии с требованиями закона признаками самовольного строительства являются: создание постройки создана на земельном участке, не отведенном для этих целей; создание постройки без получения на это необходимых разрешений; если при строительстве допущены нарушения градостроительных норм и правил или строительных норм и правил.

Таким образом, стоящийся объект по <адрес>, является самовольной постройкой.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №10/22 от 29.04.2010 г. судам необходимо устанавливать допущены ли при возведении самовольной постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, а также предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

В судебном заседании достоверно установлено, что Паскалов И.В. нарушил градостроительные нормы и правила и начал строительство в отсутствие разрешительной документации в отношении спорного объекта и не принял мер к получению такой документации. На заявление Паскалова И.В. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 16 января 2012 года, администрацией МО г-к Анапа было предложено представить пакет документов, предусмотренный ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, так как индивидуальный жилой дом с комнатами для размещения отдыхающих рассматривается так объект капитального строительства, для выдачи разрешения на который необходимо предоставить дополнительные сведения.

Данные рекомендации Паскаловым И.В. не выполнены, и он преступил к строительству объекта без разрешения на строительство, а также других документов предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

Кроме того, согласно ст. 222 ГК РФ, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Земельный участок на котором возведена самовольная постройка в собственности ответчика не находится, нарушает права граждан г-к Анапа.

Суд считает необходимым отказать Паскалову И.В. в удовлетворении встречных требований о признании за ним права собственности на самовольную постройку, по вышеизложенным основаниям.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации МО г-к Анапа к Паскалов И.В. о сносе самовольного строения – удовлетворить.

Обязать Паскалова И.В. осуществить снос самовольной постройки - объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

В удовлетворении встречного искового заявления Паскалова И.В. к Администрации МО г-к Анапа о признании права собственности на самовольную постройку – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                   П.М. Ковальчук