2-2732 \ 2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
10 сентября 2012 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Пашкановой О.В.
с участием представителя администрации муниципального образования город- курорт Анапа,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании бездействия незаконным,
у с т а н о в и л:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявление к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании бездействия незаконным,
В обоснование заявленных требований указал, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой, в ходе проведения анализа состояния законности в сфере реализации органами местного самоуправления полномочий по обязательной сортировке отходов и принимаемых мер к их утилизации, в деятельности администрации муниципального образования город-курорт Анапа выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления и законодательства об организации местного самоуправления.
В частности, должностными лицами администрации ненадлежащим образом реализуются предоставленные полномочия в сфере законодательства об отходах производства и потребления и законодательства об организации местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В нарушение вышеуказанных требований закона, нормативно-правовой акт, регулирующий порядок раздельного (селективного) сбора компонентов твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город-курорт Анапа не издан.
Необходимость принятия на территории муниципального образования город-курорт Анапа нормативно-правового акта, регулирующего порядок раздельного (селективного) сбора компонентов твердых бытовых отходов обусловлена не только требованиями действующего законодательства, по и сложившейся в настоящее время неблагоприятной экологической ситуацией в Краснодарском крае.
В связи с изложенным, 06.06.2012 Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором в адрес главы администрации муниципального образования город-курорт Анапа внесено представление устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления и законодательства об организации местного самоуправления.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения представления прокурора, администрацией муниципального образования город-курорт Анапа должных выводов не сделано, исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений закона приведенных в представлении, не приняты, о времени и месте рассмотрения представления Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор извещен не был, рассмотрение было проведено в его отсутствие.
Бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа является недопустимыми, так как в первую очередь нарушает права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.
Выявленные нарушения в области организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также в области организации местного самоуправления, являются недопустимыми и стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации, а также свидетельствуют о ненадлежащем контроле со стороны руководства за соблюдением требований природоохранного законодательства и законодательства об организации местного самоуправления подчиненными работниками.
Ссылаясь на приведенное прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в непринятии мер по принятию на территории муниципального образования город-курорт Анапа нормативно-правового акта, регулирующего порядок раздельного (селективного) сбора компонентов твердых бытовых отходов и обязать администрации муниципального образования город-курорт Анапа устранить в полном объеме допущенные нарушения закона, путем принятия па территории муниципального образования город-курорт Анапа нормативно-правового акта, регулирующего порядок раздельного (селективного) сбора компонентов твердых бытовых отходов.
Прокурор в судебное заседание явился, направил в суд заявление, в котором указал, что дело просит рассмотреть в его отсутствие, требования поддерживает.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования город- курорт Анапа требования не признала, сославшись на то, что в соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В то же время ссылка заявителя на нарушение прав и свобод граждан несостоятельна, так как Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором не доказан факт нарушения непринятием нормативного акта, регулирующего порядок раздельного (селективного) сбора твердых бытовых отходов прав и свобод граждан.
Так, сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город-курорт Анапа осуществляется посредством заключения соответствующих муниципальных контрактов, что свидетельствует о надлежащем выполнении администрацией муниципального образования город-курорт Анапа своих обязанностей в части организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов.
Кроме того, отсутствует сам факт бездействия администрации муниципального образования город-курорт Анапа, что подтверждается письмом, имеющимся в материалах дела, в соответствии с которым на территории муниципального образования город-курорт Анапа порядок сбора
твердых бытовых отходов урегулирован решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 02 декабря 2005 года № 161 «Об утверждении Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования город-курорт Анапа», в настоящее время в данный нормативный акт подготовлены изменения, включающие в себя в том числе порядок раздельного (селективного) сбора твердых бытовых отходов.
Проверив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из материалов дела следует, и указанное обстоятельство не отрицается и представителем администрации, что нормативно-правовой акт, регулирующий порядок раздельного (селективного) сбора компонентов твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город-курорт Анапа не издан, в настоящий момент лишь подготовлен проект нормативного акта, которые еще не принят и не опубликован.
Исходя из приведенного суд полагает, что администрация муниципального образования город- курорт Анапа проявляется незаконное бездействие, поскольку принятие нормативно-правового акта, регулирующего порядок раздельного (селективного) сбора компонентов твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город-курорт Анапа, исходя из приведенных выше требований закона, является обязанностью администрации муниципального образования.
Доводы представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа о том, что сбор твердых бытовых отходов урегулирован решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 02 декабря 2005 года № 161 «Об утверждении Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования город-курорт Анапа», являются не состоятельными, поскольку в приведенных выше Правилах не урегулирован порядок раздельного \ селективного \ сбора компонентов твердых бытовых отходов, как того требует часть 3 статьи 13 приведенного Федерального закона.
Доводы представителя администрации муниципального образования город- курорт Анапа о том, что требования прокурора удовлетворению не подлежат, так как Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором не доказан факт нарушения непринятием нормативного акта, регулирующего порядок раздельного (селективного) сбора твердых бытовых отходов прав и свобод граждан, также являются несостоятельными.
В соответствии со статьями 9 и 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статьи 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Непринятие указанного выше нормативного акта, нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку раздельный сбор твердых бытовых отходов необходим для их последующей раздельной утилизация исходя из категории бытовых отходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании бездействия незаконным удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в непринятии мер по принятию на территории муниципального образования город-курорт Анапа нормативно-правового акта, регулирующего порядок раздельного (селективного) сбора компонентов твердых бытовых отходов.
Обязать администрации муниципального образования город-курорт Анапа устранить в полном объеме допущенные нарушения закона, путем принятия па территории муниципального образования город-курорт Анапа нормативно-правового акта, регулирующего порядок раздельного (селективного) сбора компонентов твердых бытовых отходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца через Анапский городской суд.
Председательствующий: