2 – 2763 \ 2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
13 сентября 2012 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Пашкановой О.В.
с участием представителя заявителя Яблокова В.А., представителя администрации Анапа муниципального образования город- курорт Анапа,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Яблокова В. А. об оспаривании действий администрации муниципального образования город-курорт Анапа,
у с т а н о в и л:
Яблоков В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования город-курорт Анапа в выдаче Яблокову В.А. разрешения на ввод в эксплуатацию «Лечебно-спортивный корпус лит «А, над А, а»» в проезде Малый, 1 в городе- курорте Анапа, просил суд обязать администрацию муниципального образования город- курорт Анапа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Лечебно-спортивный корпус лит «А, над А, а»» в проезде Малый, 1 в городе- курорте Анапа.
В обоснование своих требований указал, что в соответствии с договором аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения Общественной организации «Ветеран-ВДВ» предоставлен в аренды земельный участок, расположенный по адресу: город-куророт Анапа, проезд Малый, 1, общей площадью 1, 76 га., кадастровый номер № для размещения реабилитационного центра.
Техническим заключением инспекции госархстройнадзора курорта Анапа от 09.10.2001 г. проект строительства реабилитационного центра, представленный Общественной организацией «Ветеран-ВДВ», рекомендован к принятию в производство.
21.12.2001 г. Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора РФ курорта Анапа выдано Общественной организация «Ветеран ВДВ» Разрешение № 261 на выполнение строительно-монтажных работ, со сроком действия до 31.12.2003 г., впоследствии продленным до 31.12.2007 г.
Распоряжением главы города-курорта Анапа № 252-р от 07.04.2004 г. определенна Общественная организация «Ветеран ВДВ» единым заказчиком и разрешено строительство реабилитационного центра на земельном участке 1,76 га.
В мае 2005 г. Общественная организация «Ветеран ВДВ» приступила к строительству.
Справкой от 10.06.2005 г. № 412 Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город- курорт Анапа указало, что управление архитектуры и градостроительства считает возможным ввод в эксплуатацию первой очереди объекта «Реабилитационный центра «Ветеран ВДВ» Общественной организации «Ветеран ВДВ», расположенный по адресу: город-курорт Анапа, пр. Малый, 1, строительство объекта выполнено в соответствии с разработанной и утвержденной проектной документацией.
В 2007 г. произведен раздел земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1,76 га.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером № было образованно семь земельных участков, вновь образованным участкам присвоены следующие кадастровые номера - № № №, № №, № №.
Земельный участок кадастровым номером №, общей площадью 1536 кв.м., присвоен адрес г. Анапа, проезд Малый, 1.
17.12.2008 г. между Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город- курорт Анапа и Общественной организацией «Ветеран ВДВ» заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №, указанный договор прошел государственную регистрацию в органах юстиции.
В октябре 2010 г. Общественная организация «Ветеран ВДВ» обратилась в Анапский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права на незавершенный строительством лечебно-спортивный корпус литер «А, над А, а», расположенный по адресу: город-курорт Анапа, проезд Малый, 1. Основанием для государственной регистрации являлось Распоряжение главы г-к Анапа № 252-р от 07.04.2004 г.
26.10.2010 г. Росреестр произвел государственную регистрацию права собственности за Общественной организацией «Ветеран ВДВ» на незавершенный строительством лечебно-спортивный корпус литер «А, над А, а», расположенный по адресу: город-курорт Анапа, проезд Малый, 1, что подтверждалось Свидетельством о государственной регистрации права серия 23-АИ № от 26.10.2010 г.
Впоследствии Общественная организация «Ветеран ВДВ» по договору купли-продажи недвижимости от 09.11.2010 г. продала данный объект Я.Н.С.
25.02.2011 г. Я.Н.С. по договору дарения недвижимости подарила вышеуказанный объект Я.А.В., который 06.07.2011 г. по договору дарения недвижимости подарил незавершенный строительством лечебно-спортивный корпус литер «А, над А, а», расположенный по адресу: город-курорт Анапа, проезд Малый, 1 ему.
Право собственности его на данный объект подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 05.08.2011 г. серия 23-АК № и записью в ЕГРП № от 03.08.2011 г.
Также он является арендатором земельного участка кадастровый номер № общей площадью 1536 кв.м., расположенный по адресу: город-курорт Анапа, проезд Малый, 1, на основании Договора от 06.07.2011 г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № от 17.12.2008 г.
13.03.2012 года он обратился с заявлением о вводе объекта в эксплуатацию.
20.03.2012 года получен ответ Управления архитектуры и градостроительства № 17-07.496, в соответствии с которым ему было отказано в связи с не полным представлением предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ документов, а именно заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Он считает отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выраженный в письме от 20.03.2012 № 17-07.497 незаконным, так как Градостроительный кодекс Российской Федерации № 73-ФЗ от 07.05.1998 года, действовавший в период выдачи разрешения на строительство и строительства спорного объекта, не предусматривал осуществление государственного строительного надзора и необходимость наличия заключения органа госстройнадзора для ввода объекта в эксплуатацию.
Таким образом, Общественная организация «Ветеран ВДВ» в данном случае имела всю необходимую разрешительную документацию для строительства. Проектная документация спорного объекта прошла все необходимые экспертизы и согласования до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ (2004 года), поэтому не подлежала государственной экспертизе.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства он, как заказчик-правопреемник, считает, что у администрации муниципального образования город-курорт Анапа отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, приведя те же доводы.
Представитель администрации муниципального образования город- курорт Анапа возражала против удовлетворения требований, сославшись на то, что отказ в выдаче испрашиваемого разрешения законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела видно, что в соответствии с договором аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения Общественной организации «Ветеран-ВДВ» предоставлен в собственность земельный участок, расположенный по адресу: город- курорт Анапа, проезд Малый, 1, общей площадью 1, 76 га., кадастровый номер №, для размещения реабилитационного центра.
Техническим заключением инспекции госархстройнадзора курорта Анапа от 09.10.2001 г. проект строительства реабилитационного центра, представленный Общественной организацией «Ветеран-ВДВ», рекомендован к принятию в производство.
21.12.2001 г. Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора РФ курорта Анапа выдано Общественной организации «Ветеран ВДВ» Разрешение № 261 на выполнение строительно-монтажных работ, со сроком действия до 31.12.2003 г., впоследствии продленным до 31.12.2007 г.
Распоряжением главы г-к Анапа № 252-р от 07.04.2004 г. определенна Общественная организация «Ветеран ВДВ» единым заказчиком и разрешено строительство реабилитационного центра на земельном участке 1,76 га.
В мае 2005 г. Общественная организация «Ветеран ВДВ» приступила к строительству.
Справкой от 10.06.2005 г. № 412 Управление архитектуры и градостроительства администрации МО г-к Анапа указало, что управление архитектуры и градостроительства считает возможным ввод в эксплуатацию первой очереди объекта «Реабилитационный центра «Ветеран ВДВ» Общественной организации «Ветеран ВДВ», расположенный по адресу г. Анапа, пр. Малый, 1, строительство объекта выполнено в соответствии с разработанной и утвержденной проектной документацией.
В 2007 г. произведен раздел земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1,76 га.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером № было образованно семь земельных участков, вновь образованным участкам присвоены следующие кадастровые номера - №, №, №, №, №, №, №.
Земельный участок кадастровым номером №, общей площадью 1536 кв.м., присвоен адрес г. Анапа, проезд Малый, 1.
17.12.2008 г. между Управлением имущественных отношений администрации МО г-к Анапа и Общественной организацией «Ветеран ВДВ» заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №, указанный договор прошел государственную регистрацию в Анапский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
В октябре 2010 г. Общественная организация «Ветеран ВДВ» обратилась в Анапский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее по тексту - Росреестр) с заявлением о государственной регистрации права на незавершенный строительством лечебно-спортивный корпус литер «А, над А, а», расположенный по адресу г-к Анапа, проезд Малый, 1. Основанием для государственной регистрации являлось Распоряжение главы г-к Анапа № 252-р от 07.04.2004 г.
26.10.2010 г. Росреестр произвел государственную регистрацию права собственности за Общественной организацией «Ветеран ВДВ» на незавершенный строительством лечебно-спортивный корпус литер «А, над А, а», расположенный по адресу г-к Анапа, проезд Малый, 1, что подтверждалось Свидетельством о государственной регистрации права серия 23-АИ № от 26.10.2010 г.
Впоследствии Общественная организация «Ветеран ВДВ» по договору купли-продажи недвижимости от 09.11.2010 г. продала данный объект Я.Н.С.
25.02.2011 г. Я.Н.С. по договору дарения недвижимости подарила вышеуказанный объект Я.А.В., который 06.07.2011 г. по договору дарения недвижимости подарил незавершенный строительством лечебно-спортивный корпус литер «А, над А, а», расположенный по адресу г-к Анапа, проезд Малый, 1, Яблокову В.А.
Право собственности Яблокова В.А. на данный объект подтверждается представленным в материалы дела Свидетельством о государственной регистрации права от 05.08.2011 г. серия 23-АК № и записью в ЕГРП № от 03.08.2011 г.
Также Яблоков В.А. является арендатором земельного участка кадастровый номер 23:37:0107002:1149, общей площадью 1536 кв.м., расположенный по адресу г. Анапа, проезд Малый, 1, на основании Договора от 06.07.2011 г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № от 17.12.2008 г.
13.03.2012 года Яблоков В.А. обратился с заявлением о вводе объекта в эксплуатацию.
20.03.2012 года получен ответ Управления архитектуры и градостроительства № 17-07.496, в соответствии с которым заявителю было отказано в связи с не полным представлением предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ документов, а именно заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону и иному нормативно правовому акту, а также нарушает права и законные интересы граждан или юридического лица, обратившимися в суд с соответствующими требованиями (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Действия администрации муниципального образования город- курорт Анапа выразившейся в отказе в выдаче разрешения на ввод «Лечебно-спортивный корпус лит «А, над А, а»» в проезде Малый, 1 в г-к. Анапа не соответствует действующему законодательству и нарушает права Яблокова В.А.
В силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень документов, прилагаемые к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи; несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации (ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Градостроительный кодекс Российской Федерации № 73-ФЗ от 07.05.1998 года, действовавший в период выдачи разрешения на строительство и строительства спорного объекта, не предусматривал осуществление государственного строительного надзора и необходимость наличия заключения органа госстройнадзора для ввода объекта в эксплуатацию.
Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года, а также изданное в соответствии со ст. 29 указанного кодекса Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» (далее – Положение) предусматривало проведение государственной экспертизы проектной документации.
Пункт 2 Положения, утверждённого данным Постановлением № 1008, устанавливал, что градостроительная и проектная документация подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности предприятий, зданий и сооружений, за исключением документации на объекты, строительные работы на которых не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности и для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации которых не требуется разрешения.
Согласно Положению решение о проведении гос.экспертизы, кроме строительства потенциально опасных и технически особо сложных объектов, принималось заказчиком (инвестором) (ч.2 Положения).
В соответствии с частью 12 статьи 62 Градостроительного кодекса РФ 1998 года контроль за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство, а так же градостроительными регламентами, со строительными нормами и правилами возлагался на соответствующие органы архитектуры и градостроительства и органы государственного архитектурно-строительного надзора. На территории муниципального образования город-курорт Анапа контроль за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости осуществлялся инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора города-курорта Анапа. Таким образом, администрация муниципального образования город-курорт Анапа сама осуществляла подготовку документов для выдачи разрешения на строительство, и на основании них осуществляла строительный надзор.
В выданном Общественной организации «Ветеран ВДВ» разрешении на строительство № 261 от 21.12.2001 г. отсутствовало указание на осуществление строительного надзора, такого указания так же не было сделано госархстройнадзором администрации муниципального образования город-курорт Анапа и впоследствии - при продлении разрешения до 31.12.2007 г.
Вступивший в силу с 2006 года Градостроительный Кодекс Российской
Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ ст. 54 предусматривает, что государственный строительный надзор осуществляется, в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (п. 1 ч. 1).
Постановлением Правительства РФ №54 от 01.02.2006 года утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.
Анализ норм Градостроительного кодекса РФ 2004 года и Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации позволяет сделать вывод, что государственный строительный надзор осуществляется в процессе строительства объекта.
В рассматриваемой судом ситуации объект уже построен, проектная документация была разработана и разрешение на строительство объекта «Лечебно-спортивный корпус лит «А, над А, а»» выдано Общественной организации «Ветеран ВДВ» на законных основаниях.
Пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, вступившего в действие в 2006 году, для получения разрешения на ввод в эксплуатацию здания предусмотрено обязательное предоставление заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Учитывая установленные судом обстоятельства, а также то, что само по себе требуемое заключение государственного строительного надзора должно подтверждать соответствие построенного объекта требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации и необходимо с целью подтверждения безопасности объекта капитального строительства, суд считает, что такое соответствие может быть подтверждено представленными в материалы дела документами и проектной документацией.
При обращении с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию Яблоков В.А. представил необходимые документы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,
р е ш и л:
Заявление Яблокова В. А. об оспаривании действий администрации муниципального образования город-курорт Анапа удовлетворить.
Признать недействительным, как несоответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации, решение администрации муниципального образования город-курорт Анапа об отказе в выдаче Яблокову В. А. разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Лечебно-спортивный корпус лит «А, над А, а»» в проезде Малый, 1 в городе-курорте Анапа, оформленное письмом от 20.03.2012 № 17-07,496.
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выдать Яблокову В. А. разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Лечебно-спортивный корпус лит «А, над А, а»» в проезде Малый, 1 в городе- курорте Анапа.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца через Анапский городской суд.
Председательствующий