Решение по иску Добреля М.В. к Управлению социальной защиты населения г.-к. Анапа Департамента социальной защиты населения КК об установлении законного размера ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных сумм



Дело №2-2559/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

06 сентября 2012 года Анапский городской суд Краснодарского края

в составе:

председательствующего Грошковой В.В.

при секретаре Слановой А.В.

с участием истца Добреля М.В.,

представителя ответчика Громова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Добреля М. В. к Управлению социальной защиты населения города курорта Анапа Департамента социальной защиты населения Краснодарского края об установлении законного размера ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных сумм,

у с т а н о в и л :

Добреля М.В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения города курорта Анапа Департамента социальной защиты населения Краснодарского края об установлении законного размера ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных сумм.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что он является инвалидом группы по увечью, связанному с аварией на ЧАЭС.

В соответствии с положениями Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в ред. от 18.06.1992 года № 3061-1 ему с момента первоначального назначения группы инвалидности в 1996 году, была назначена пенсия по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, определенная действующим в то время законодательством, в том числе, "Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей", утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года № 4214-1, далее "Правила..."

Федеральным Законом от 24.11.1995 года № 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ от 18.06.1992 года № 3061-1", вступившим в законную силу с 02.03.1996 года, Добреля М.В. как инвалид вследствие катастрофы на ЧАЭС, получил право на денежное обеспечение из двух выплат: пенсии по инвалидности и суммы возмещения вреда здоровью, которая составила 549 609 неденоминированных рублей.

В настоящее время у Добреля М.В. к выплачиваемой пенсии претензий нет.

С 01.01.1997 года размер возмещения вреда здоровью Добреля М.В. должен был составлять в современном, деноминированном виде 547 рублей 49 коп. В 1997, так же как и в 1998, 1999, 2000 годах, индексация суммы возмещения вреда здоровью Добреля М.В., в связи с имевшей место значительной инфляцией, ответчиком не производилась. Между тем законодательством предусмотрена защита от инфляции сумм возмещения вреда здоровью в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан. При этом какого-либо заявления от получателя сумм возмещения вреда здоровью не требовалось. Такой порядок установлен ст.1 и ст.3 Закона РСФСР от 24.10.1991г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан» и предусматривает индексацию сумм возмещения вреда здоровью Добреля М.В., исходя из индекса роста потребительских цен.

Этот же порядок индексации, - как основной, - предусмотрен п.5 постановления Пленума Верховного суда Российской федерации №7 от 05.04.2005г.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П в ч. 1 ст. 5.3 Конституционный Суд констатировал: « Частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального Закона от 12.02.2001 года) предусматривалось, что государственные пенсии, пособия, компенсации и иные установленные данным Законом выплаты гражданам защищались от инфляции в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан».

Таким образом, индексацию возмещения вреда здоровью Добреля М.В., исходя из индекса роста потребительских цен, необходимо производить до 01.07.2000 года.

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 7 от 5.04. 2005 г. возмещение вреда здоровью Добреля М.В. с 01.07.2000 г. и с 01.01.2001 г. должно индексироваться: «…с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132: 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132)».

Федеральный Закон от 12.02.2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", первой частью статьи 2 подтвердил право на индексацию, а частью 3 статьи 2 обратной силы механизму индексации сумм в возмещении вреда для инвалидов-чернобыльцев не придал, а только установил, что в дальнейшем, то есть после 15.02.2001 года, ранее назначенные суммы в возмещение вреда инвалидам-чернобыльцам, исчисленные в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, подлежат повышению пропорционально роста величины прожиточного минимума.

С 1 января 2002 г. сумма возмещения вреда здоровью должна индексироваться согласно росту прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, о чём в своём Постановлении от 5 апреля 2005 г. № 7 указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации. В частности в п.6 Пленум постановил: «В соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует, - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти».

Согласно части третьей п.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11-П «…Впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации».

Соответствующие изменения в законодательство были приняты Федеральным законом от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ и Постановлениями Правительства РФ № 847 от 27.12.2004 г., в соответствии с которым: «Компенсации и иные выплаты, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" индексируются с 29 мая 2004 г. с применением коэффициента 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", согласно приложениям 1 и 2» и от 7 мая 2005 г. № 292, согласно которому: «осуществить с 1 января 2005 г. индексацию размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год».

На 01.01.2012 г. компенсация возмещения вреда здоровью Добреля М.В. должна составлять 13 034 рубля 15 коп. ежемесячно.

Образовавшаяся задолженность по ежемесячным выплатам возмещения вреда здоровью в результате выплаты этих сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, составляет 898 007 рублей за период времени с 02.06.1998 г. по 31.12.2011г.

На основании изложенного истец просит взыскать в свою пользу с ответчика Управления социальной защиты город-курорт Анапа Департамента социальной защиты населения Краснодарского края, за счет средств федерального бюджета, сумму задолженности по ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 898 007,89 рублей единовременно; обязать Управление социальной защиты города-курорта Анапа Департамента социальной защиты населения Краснодарского края выплачивать ему, начиная с 01.01.2012 года, путём включения в ежемесячную общую расчёт-заявку по Управлению социальной защиты города Анапа, компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 13 034,15 рублей ежемесячно, с последующей ежегодной индексацией указанных выплат в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании истец Добреля М.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения город-курорт Анапа Департамента социальной защиты населения Краснодарского края – Громов Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что все положенные индексации по возмещению вреда здоровью произведены Добреля М.В. в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании Добреля М.В. состоит на учете в Управлении социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в г.-к. Анапа как инвалид группы вследствие увечья, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС и является получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Заявленные исковые требования Добреля М.В. об установлении законного размера ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных сумм, удовлетворению не подлежат, поскольку Федеральным законом от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений» в Закон РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в вышеуказанный Закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы – 5 000 руб., инвалидам 2 группы – 2 500 руб., инвалидам 3 группы – 1000 руб.

В связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», в статью 2 Федерального закона «О внесении изменении и дополнении в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с которым с 19 июня 2002 года указанные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года №194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ).

Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 25 мая 2005 года № 326 «О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 27 декабря 2004 года №847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 07 мая 2005 года №292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 25 апреля 2006 года №246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию; радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 21 марта 2007хода №171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 21 декабря 2007 года №914 «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

В связи с чем суд приходит к выводу, что требования Добреля М.В. об индексации в ином порядке предусмотренных законом в твердой денежной сумме ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью являются незаконными, поскольку на момент обращения Добреля М.В. с вышеуказанным исковым заявлением действующим законодательством был установлен порядок индексации указанных сумм исходя из уровня инфляции, в связи с чем, применение ранее действовавшего порядка невозможно.

Кроме того судом принимается во внимание то обстоятельство, что с 15 февраля 2001 года возможность исчисления суммы в возмещение вреда из среднемесячного заработка с учетом степени утраты трудоспособности, законодательством Российской Федерации не предусмотрена, так как данная норма, ранее содержавшаяся в п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», изъята из данного Закона.

Помимо этого в судебном заседании представить ответчика пояснил, что в соответствии с Постановлениями Правительства РФ ежегодно производилась индексация ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью истцу Добреля М.В.

Таким образом, учитывая, что задолженности у ответчика перед истцом по ежемесячным выплатам ВВЗ не имеется, судом не установлено оснований для применения положений Постановления Пленума ВС от 14.12.2000 года №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 11.05.2007 года) по индексации задолженности. Вышеизложенные обстоятельства свидетельствую о том, что индексация взысканных сумм производилась ответчиком в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.

С учетом вышеприведенных норм права, принимая во внимание обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд считает, что заявленные исковые требования Добреля М.В. не подлежат удовлетворению, поскольку они являются необоснованными и незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Добреля М. В. к Управлению социальной защиты населения города курорта Анапа Департамента социальной защиты населения Краснодарского края об установлении законного размера ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных сумм отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд.

Председательствующий :