Решение по заявлению Нахатакян К.Х. о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении в собственность земельного участка



Дело №2-2654/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

14 сентября 2012 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Грошковой В.В.

при секретаре Слановой А.В.,

с участием истца Нахатакян К.Х.,

представителя ответчика Гридчиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Нахатакян К. Х. о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении в собственность земельного участка,

у с т а н о в и л :

Нахатакян К.Х. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении в собственность земельного участка.

В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом литер А,а площадью 41,4 кв.м. и клуб площадью 72,4 кв.м.. расположенные по адресу: г.Анапа, ул. Краснодарская, <адрес>. Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 378 кв.м. с видом разрешенного использования – эксплуатация жилого дома и здания клуба, который поставлен на кадастровый учет. Обратившись в администрацию г.Анапа с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность в порядке ст. 36 ЗК РФ ей было отказано со ссылкой на ограничение данного земельного участка в обороте и невозможности его приватизации.

С данным отказом она не согласна и просит суд признать отказ Управления имущественных отношений незаконным и обязать администрацию г.Анапа предоставить ей в собственность за плату спорный земельный участок в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заявительница поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа – Гридчина Л.Н., действующая на основании доверенности, одновременно представляющая интересы Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий и приватизации не подлежит.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании Нахатакян К.Х. принадлежит на праве собственности жилой дом литер А,а площадью 41,4 кв.м. расположенный по адресу: г.Анапа, ул. Краснодарская, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 28..06.2012 года .

Кроме того согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.12.2008 года серии 23-АЕ Нахатакян К.Х. принадлежит на праве собственности здание клуба литер Б,Б1,б, площадью 72,4 кв.м., расположенное по адресу: г.Анапа, ул. Краснодарская, <адрес>.

Согласно адресной справки УАиГ г.Анапа №2697 от июля 2009 года земельному участку, на котором расположен жилой дом литер А,а площадью 414 кв.м. и здание клуба литер Б,Б1,б площадью 72,4 кв.м., присвоен адрес – г.Анапа. ул. Краснодарская <адрес>

Вышеуказанные объекты недвижимости находятся на земельном участке общей площадью 378 кв.м. с кадастровым номером , с видом разрешенного использования - для эксплуатации жилого дома и здания клуба, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 29.05.2012 года , копия которого имеется в материалах дела.

В судебном заседании установлено, что заявительница Нахатакян К.Х. обратилась в Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ (под объектом недвижимости).

Однако, Управление имущественных отношений администрации город-курорт Анапа отказало заявительнице в предоставлении в собственность данного земельного участка, со ссылкой на то, что указанный земельный участок отнесен к землям особо охраняемых природных территорий, в связи с чем не может быть предоставлен в частную собственность. Указанный отказ суд считает незаконным ввиду следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды.

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным Кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

- изъятия земельных участков из оборота;

- установленного федеральным законом запрета на приватизацию;

- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Кроме того, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно данных государственного земельного кадастра (кадастровый паспорт от 29.05.2012 года) спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов.

Каких-либо сведений об отнесении этого участка или его частей к землям особо охраняемых природных территорий заинтересованным лицом не предоставлено.

Так, в соответствии со ст.ст. 83-84 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских населенных пунктов и отделенные чертой от земель других категорий.

Согласно п. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Из вышеуказанного следует, что земли особо охраняемых природных территорий должны быть отделены от земель других категорий (земли населенных пунктов) границами и изъяты полностью или частично в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления из хозяйственного использования и оборота.

Однако, спорный земельный участок в категорию земель особо охраняемых природных территорий в установленном законом порядке переведен не был, нормативного правового акта об изъятии спорного земельного участка из хозяйственного оборота либо ограничения в обороте не имеется.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом.

В силу ст. 7 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 в Государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение), кадастровый номер и дата внесения кадастрового номера; описание местоположения границ земельного участка; сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование; сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, а также сведения об охранных зонах и т.п.

Из предоставленного в материалы дела кадастрового паспорта на спорный земельный участок видно, что данный земельный участок не относится к категории земель особо охраняемых территорий и не ограничен в обороте (не изъят из оборота).

В соответствии со ст. 149 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правого акта, его законности, а также законности оспариваемых действий (бездействия) органа местного самоуправления ил должностного лица, принявших такое решение (совершивших действие, бездействие) лежит на органе или должностном лице, их совершившем.

Однако администрацией г.Анапа и УИО г.Анапа в судебном заседании не предоставлено доказательств законности отказа в предоставлении земельного участка в собственность, так не предоставлены доказательства отнесения спорного земельного участка к категории земель особо охраняемых территорий, не предоставлено доказательств исключения из оборота (ограничения в обороте) спорного земельного участка.

Таким образом, суд считает, что ссылки Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа на отнесение спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий являются необоснованными и ничем не подтвержденными.

В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Как следует из материалов дела, в данном случае в нарушение вышеуказанной нормы права Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа не было принято решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия законности оспариваемых решений (действий, бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение, действие (бездействие).

Учитывая тот факт, что ст. 36 ЗК РФ предусмотрен месячный срок для принятия решения органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка, и для подготовки договора купли-продажи земельного участка, суд полагает, что требования заявительницы о предоставлении земельного участка ей в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу являются обоснованными, так как месячный срок с момента подачи заявительницей заявления о предоставлении земельного участка на момент вынесения настоящего решения уже истек.

При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что решения о предоставлении земельных участков в собственность принимает администрация муниципального образования город-курорт Анапа в виде издания соответствующих постановлений, а Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа заключает оговоры аренды или купли-продажи предоставленных земельных участков, при этом УИО г.Анапа является отраслевым органом администрации г.Анапа. Изложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что обязанность по устранению нарушений прав заявительницы путем принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность должна быть возложена на администрацию г.Анапа.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Нахатакян К. Х. о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении в собственность земельного участка – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 12 июля 2012 года №27.02-6107 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Краснодарская, <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа принять решение о предоставлении Нахатакян К. Х. в собственность за плату земельного участка общей площадью 378 кв.м. из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации жилого дома и здания клуба, с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Краснодарская, <адрес>, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд.

Председательствующий: