Дело №2-1979/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
24 июля 2012 г. Анапский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего Карпенко О.Н.,
при секретаре Балабанове С.С.,
с участием помощника Анапского межрайонного прокурора Колесниковой Г.И., представителя Администрации муниципального образования г-кАнапаХан О.В., представителей третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора Управления образования администрации МО г-к.АнапаБайдикова Д.А.,Смаглюк Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюАнапскогомежрайонного прокурора к Администрации муниципального образования г-к. Анапа о понуждении к увеличению в соответствии со списком очередников числа мест в детских дошкольных учреждениях, суд
УСТАНОВИЛ:
Анапский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Администрации муниципального образования г-к. Анапа о понуждении к увеличению в соответствии со списком очередников числа мест в детских дошкольных учреждениях.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержала и показала, что в результате проверки соблюдения законодательства об образовании выявлены нарушения гарантированной государством общедоступности дошкольного образования. Установлено, что в истекшем периоде 2012 года на территории МО г-к.Анапа проживает 10 920 детей. В настоящее время функционируют 39 дошкольных образовательных учреждений на 5 111 мест, 2 дошкольных учреждений закрыты на капитальный ремонт – МБДОУ №31 и МБДОУ №43. По состоянию на 17.05.2012г. количество детей состоящих в очереди на устройство в дошкольные образовательные учреждения МО г-к.Анапа составляет 3 429, из них 2 473 уже достигли возраста для устройства в дошкольное образовательное учреждение. В текущем году не охвачено дошкольным учреждением 3 873 ребенка. В 2009-2010 годах, а также в 2012 году строительство детских садов на территории МО г-к.Анапа не велось. В некоторых дошкольных учреждениях имеет место переуплотнение. Как установлено в ходе проверки ответчиком проводится определенная работа по увеличению числа мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, которая не соответствует сложившимся обстоятельствам. В связи с чем, просит суд обязать администрацию МО г-к.Анапа в течение года со дня вступления в законную силу решения суда увеличить с учетом имеющейся очередности число мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях путем строительства новых и реконструкции старых дошкольных образовательных учреждений.
Представитель администрации муниципального образования г-к.Анапа, представители Управления образования администрации МО г-к.Анапатребования не признали, просили в иске отказать, поскольку ответчиком предпринимаются все меры по увеличению числа мест в детских дошкольных образовательных учреждениях.
Заслушав доводы и возражения участников судебного разбирательства, огласив и исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.43 Конституции РФ каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение каждого на образование, в том числе, дошкольное.
Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция РФ определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Невыполнение обязанности государства влечёт возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданин, в том числе в судебном порядке. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Аналогичные полномочия содержатся в ст.31 Федерального закона «Об образовании».
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266 - 1 предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п.3 ст. 18).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на территории МО г-к.Анапана дату подачи иска прокурором действовало 39 муниципальных дошкольных образовательных учреждения. В указанных учреждениях существует дефицит мест для детей, в результате чего образовались очереди на устройство в них детей. В подтверждение своих доводов сторонами представлены статистические данные о дефиците мест. По данным прокурора в 2009 году - 3417 мест; в 2010 году –3425 мест; в 2011 году - 3740 мест. В 2009-2010 годах, а также в 2012 году строительство детских садов на территории МО г-к.Анапа не велось.
Согласно данных ответчика в настоящее время охват дошкольным образованием составляет 67%. В соответствии с долгосрочной муниципальной целевой программой «Развитие системы дошкольного образования в муниципальном образовании город- курорт Анапа» на 2011 - 2015 годы Администрацией МО г-к. Анапа намечен ряд конкретных мер по увеличению мест в детских дошкольных учреждениях. Проведены мероприятия по капитальному ремонту дошкольных учреждений:детский сад №13 - дополнительно введено 20 мест; детский сад № 45 - дополнительно введено 20 мест; детский сад №31- введено 60 мест. Всего запланировано ввести в 2012 году 100 мест за счет капитального ремонта и реконструкции детских садов.
Кроме того, в 2012 году открыты 42 группы семейного воспитания. В них воспитывается 131 ребенок. До конца 2012 года запланировано открытие еще 10 групп семейного воспитания. Всего этими формами дошкольного воспитания охвачено 170 детей.
На 2013 год запланировано провести капитальный ремонт и ввести дополнительно места:детского сада №24 - 100 мест;детского сада №43- 100 мест, построить корпус в детском саду №42 на 80 мест и детский сад на 280мест. По результатам выполнения программы 2012 и 2013 годов будет введенодополнительно 660 мест.В 2013 году планируется довести число групп семейного воспитания до 70 с охватом детей более 220 человек.При наличии финансирования инвесторами будет дополнительно построено в 2012 - 2013 году 4 детских сада на 1270 мест.Всего за 2012 - 2013 годы будет введено за счет капремонта, реконструкции, строительства новых детских садов и групп семейного воспитания 2150 мест. Это позволит сократить очередность и обеспечить на 72% охват населения услугами дошкольного образования.В целом исполнение всех программ к 2015 году будет получено в детских садах 9176 мест, что позволит обеспечить на 92% потребность населения в детских садах.
Представитель ответчика дополнительно пояснил, что все предпринимаемые мероприятия ведутся в соответствии с утвержденной программой, сведения о которой не были предоставлены в распоряжение истца, что и привело к отсутствию сведений о производимой ответчиком работы по увеличению мест в детских дошкольных образовательных учреждениях.
Судом установлено, что в соответствии с реализуемой и утвержденной программой мероприятия по увеличению мест в детских дошкольных учреждениях ответчиком предпринимаются.
Кроме того, каких либо уточненных требований к Администрации МО г-к.Анапапо увеличению в соответствии со списком очередников числа мест в детских дошкольных учреждениях с указанием количества мест истцом не заявлялось. Как следует из ответа администрации МО г-к. Анапа постановка детей на очередь производится родителями (законными представителями) детей в любое МДОУ по их выбору. И как правило, дети значатся нуждающимися в нескольких МДОУ, что приводит к тому, что численность очередников превышает численность нуждающихся в обеспечении местами детских дошкольных образовательных учреждениях..
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с учетом положений ст. 196 ГПК РФ о необходимости разрешения дела в пределах заявленных истцом требований, в удовлетворении иска отказывает.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Анапского межрайонного прокурора к Администрации муниципального образования г-к. Анапа о понуждении к увеличению в соответствии со списком очередников числа мест в детских дошкольных учреждениях– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца.
Председательствующий: