Решение по исковому заявлению Килиджан Р.А. о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ (ГУ) в г.Анапа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.



                            К делу №2-2617/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

г-к. Анапа 14 августа 2012 года

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

Председательствующей     Карпенко О.Н.,

при секретаре     Чикалиди А.Ю.,

с участием представителя истца Килиджан Р.А. – Анищенко Т.А., действующей на основании доверенности от 1.03.2012г., представителя УПФР в городе Анапе Цоколовой С.А., действующей на основании доверенности от 15.03.2012г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Килиджан Р.А. о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ (ГУ) в г.Анапа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Килиджан Р.А. обратился в суд с иском о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ (ГУ) в г.Анапа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указал, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан УПФ РФ (ГУ) г. Анапа ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия специального стажа – 30 лет. Из его специального стажа были исключены периоды работы с 10.04.1984г. по 11.08.1991г. в должности заведующего терапевтическим отделением в ЗАО «Санаторий «Кубань» на том основании, что не подтверждается осуществление им лечебной деятельностью, период с 29.01.1992г. по 30.09.2011г. – должности врач-терапевт, заведующий терапевтическим отделением, заместитель генерального директора по медицинской части в ЗАО «Санаторий «Кубань», так как учреждение не относится к учреждениям здравоохранения, поименных в Списке должностей и учреждений, период с 1.10.2011г. по 13.03.2012г. так как работодателем за данный период не представлены индивидуальные сведения.

С данным решением он не согласен, просил включить указанные периоды его работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и назначить пенсию с 13.03.2012г.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представителя УПФР в городе Анапе исковые требования не признала и просила в удовлетворении отказать.

Огласив и исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворении требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из содержания п. 2 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона следует, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (п. 1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного закона), периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как следует из представленных суду материалов дела и установлено судом, решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в г.Анапа по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 8.06.2012г. № 249 Килиджан Р.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», из-за отсутствия требуемого 30 летнего специального стажа для назначения данного вида пенсии на 13.03.2012г. При этом комиссия Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Анапа исключила из её специального стажа периоды работы: с 10.04.1984г. по 11.08.1991г. в должности заведующего терапевтическим отделением в ЗАО «Санаторий «Кубань» на том основании, что не подтверждается осуществление им лечебной деятельностью, с 29.01.1992г. по 30.09.2011г. в должности врач-терапевт, заведующий терапевтическим отделением, заместитель генерального директора по медицинской части в ЗАО «Санаторий «Кубань», так как учреждение не относится к учреждениям здравоохранения, поименных в Списке должностей и учреждений, а также период с 1.10.2011г. по 13.03.2012г. так как работодателем за данный период не представлены индивидуальные сведения.

Исключая из специального стажа Килиджан Р.А. периоды его работы, в судебном заседании установлено, что истцу, не включены вышеуказанные периоды в специальный стаж с 29.01.1992г. по 30.09.2011г., в связи с тем, что его работа проходила в организациях, образованных в форме учреждения. ЗАО «Санаторий «Кубань» организовано в форме общества и не является учреждением здравоохранения. Данное наименование не предусмотрено нормативными актами в области пенсионного законодательства, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии. Период его работы с 10.04.1984г. по 11.08.1991г. в должности заведующего терапевтическим отделением в ЗАО «Санаторий «Кубань» на том основании, что не подтверждается осуществление им лечебной деятельностью.

Суд приходит к выводу о незаконности данных доводов ответчика.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, спорные периоды могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно ст. 4 ГК РФ, при решении вопросов следует руководствоваться теми законами и подзаконными актами, которые действовали в период трудовых отношений.

Таким образом, период деятельности Килиджан Р.А. с10.04.1984г. по 11.08.1991г. и с 29.01.1992г. по 30.09.2011г. подлежат зачету в специальный стаж на основании ранее действующего пенсионного законодательства.

Такая возможность предусмотрена Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» и Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2 – П, в которых говорится, что законодательные акты должны сохранять «правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политике в сфере пенсионного обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в неизменности приобретенных прав», о том, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и означающее, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и применить для данных правоотношений недопустимо.

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», и Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в которых право на досрочное пенсионное обеспечения имеют все медицинские работники всех учреждений (организаций) здравоохранения вне зависимости от формы собственности.

До 1.10.1993 года пенсионные права медицинских работников регулировались ст. 58 Закона о государственных пенсиях и Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в Приложении к которому имеется перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в п. II. Врачи и другие медицинские работники пп. 1 Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения указаны санатории и курортные лечебницы всех наименований, санаторно-курортные эвакоприемники, эвакопункты и эвакобазы причем все врачи, медицинские сестры, лаборанты – все независимо от наименования должности. Детские учреждения и учебные заведения, перечисленные в разделе I настоящего Перечня.

В соответствии со ст.4 Устава ЗАО «Санаторий «Кубань» - основным видом деятельности общества является медицинская деятельность.

С 1.11.1999г. был утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, где были определены не только должности медицинских работников, но и названия учреждений.

Наименование учреждения и один из профилей его деятельности полностью соответствует указанным в Списке № 1066 под п.21 - это санаторий (курорт).

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999года № 1066 утратило силу с 14 ноября 2002года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002года № 781.

Далее пенсионное законодательство изменилось и был принят новый Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости…» (с изменениями от 26 мая 2009г.), где поименованы должности медицинских работников, в том числе врачи -руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, и наименования учреждения и профиль его деятельности, то есть п.21 Санатории (курорты).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается должностными обязанностями заведующего отделением терапии санатория, и должностной инструкцией заместителя генерального директора по медицинской части, утвержденными генеральным директором ЗАО «Санаторий «Кубань» С.Г.С. и согласованными председателем профкома ЗАО «Санаторий «Кубань» Т.Н.В., в обязанности заведующего отделением терапии входил непосредственный прием больных в размере 50% от установленной нормы врача-терапевта, а в обязанности заместителя генерального директора по медицинской части помимо основной работы входил ординаторский прием больных в размере 25% к установленной норме для врачей-ординаторов.

Таким образом, название и профиль деятельности ЗАО «Санаторий «Кубань» и должности Килиджан Р.А. соответствует Списку №781 от 29.10.2002г., который действует с изменениями и дополнениями и на настоящее время.

Кроме того, комиссия Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Анапа исключила из специального стажа Килиджан Р.А. периоды работы: период с 1.10.2011г. по 13.03.2012г. так как работодателем за данный период не представлены индивидуальные сведения.    

Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.

На основании п. 2 с г. 13 данного Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 10. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного, пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно нормам данного Закона обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе.

Факт работы истца не оспаривался ответчиком и подтверждается материалами дела. Истец является добросовестным участником гражданских правоотношений и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем, своих обязанностей, возложенных законом. Истец, не является непосредственной стороной в системе правоотношений, связанной с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ. Он не имеет реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.

Суд исходит из того, что возникновение права истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов, работодатель не поставил код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный Фонд. Сам по себе факт отсутствия данных персонифицированного учета, при наличии записи в трудовой книжке, не может служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение пенсии.

При таких обстоятельствах суд считает неправомерным отказ УПФ РФ (ГУ) в г.Анапа в назначении пенсии истцу, и полагает необходимым обязать ответчика включить указанные периоды работы истца в стаж дающий право на досрочное назначении пенсии.

Таким образом, на основании вышеизложенного, с учетом положений Конституции РФ, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Килиджан Р.А. обоснованные и подлежат удовлетворению полностью, поскольку на период первичного обращения к ответчику на 13.03.2012г. у Килиджан Р.А. с учетом всех периодов специальный стаж составил 30 лет, что соответствует требованию закона о пенсиях, и доказывает неправомерность отказного решения Управления Пенсионного фонда.

Статья 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает назначение пенсии со дня обращения за ней. Днем обращения считается день приема пенсионным фондом соответствующего заявления. Так как истец обратился за назначением пенсии 13.03.2012г., что подтверждается представленной в суд распиской-уведомлением УПФ РФ в г.Анапа, пенсия должна быть назначена с даты первоначального обращения с заявлением.

Анализируя вышеизложенные обстоятельства и факты, огласив и исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требованиях Килиджан Р.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Килиджан Р.А. - удовлетворить.

Признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Анапа от 8.06.2012 года № 249 Килиджан Р.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Анапа включить в специальный стаж Килиджан Р.А. следующие периоды: с 10.04.1984г. по 11.08.1991г. в должности заведующего терапевтическим отделением в ЗАО «Санаторий Кубань», период с 29.01.1992г. по 30.09.2011г. – должности врач-терапевт, заведующий терапевтическим отделением, заместитель генерального директора по медицинской части в ЗАО «Санаторий Кубань», период с 1.10.2011г. по 13.03.2012г. без представленных индивидуальных сведений.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Анапа назначить Килиджан Р.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 13.03.2012г.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в апелляционном порядке в течение 30 дней.

Председательствующий: