2 – 1489 \ 2012
Р Е Ш Е Н И Е
(не вступило в законную силу)
17 октября 2012 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Пашкановой О.В.
с участием представителя ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования город-курорт Анапа к Ашикову Н. О. о сносе самовольной постройки и прекращении право собственности на незавершенный строительством объект - недостроенный коттедж,
у с т а н о в и л:
Администрация муниципального образования город- курорт Анапа обратилась в суд с иском к Ашикову Н.О. о сносе самовольной постройки и прекращении права собственности на незавершенный строительством объект-недостроенный коттедж.
В обоснование заявленных требований истец указал, что отделом градостроительной инспекции управления муниципального контроля администрации муниципального образования город- курорт Анапа в результате проведенного обследования на предмет соблюдения градостроительного законодательства при осуществлении строительства на территории муниципального образования город-курорт Анапа было установлено, что Ашиков Н.О. на принадлежащем ему на праве аренды по договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 29.11.2007 г. сроком до 16.08.2014 года, площадью 1382 кв.м., кадастровый номер № по адресу: Краснодарский край, город- курорт Анапа, проезд Малый, <адрес> предназначенном для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации коттеджей, осуществляет самовольное строительство объектов: капитального здания неправильной в плане формы размером (ориентировочно) 17,0 х12.0 м., площадь застройки (ориентировочно) - 204 кв.м. На момент обследования возведено пять этажей здания, выполнены выпуски арматуры для устройства колонн шестого этажа выполняются строительно-монтажные работы по устройству перекрытия пятого этажа.
29.10.2007 г. зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства- недостроенный коттедж за Ашиковым Н.О.- капитальное здание неправильной плане формы размером (ориентировочно) 15.0 х12,0 м., площадь застройки (ориентировочно) - 180 кв.м., на момент обследования возведено два этажа здания, выполнены выпуски арматуры для устройства колонн третьего этажа.
В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Форма разрешения на строительство утверждена постановлением Правительства РФ от 24.11.2005г №698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
В силу ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Вместе с тем, органом местного самоуправления разрешение на строительство спорного объекта в установленной законом форме ответчику не выдавалось.
Указанные нарушения градостроительных норм и правил зафиксированы Градостроительной инспекцией в акте обследования от 18.04.2012 г.
Более того, в соответствии со статьями 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство такого объекта может осуществляться исключительно на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Наличие разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации - обязательное условие для получения разрешения на строительство.
Однако, в данном случае ответчиком нарушено требование указанной нормы права, а именно утвержденная в установленном законом порядке проектная документация также отсутствует.
Согласно пункту 1 ст.222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии с требованиями закона признаками самовольного строительства являются: создание постройки создана на земельном участке, не отведенном для этих целей; создание постройки без получения на это необходимых разрешений; если при строительстве допущены нарушения градостроительных норм и правил или строительных норм и правил.
Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков позволяет отнести объекты строительства к самовольным постройкам.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №10/22 от 29.04.2010 г. судам необходимо устанавливать допущены ли при возведении самовольной постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, а также предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В данном случае Ашиковыым Н.О. допущены существенные нарушения градостроительных норм и правил, выразившиеся в отсутствии разрешительной и проектной документации в отношении спорного объекта, непринятии мер к получению такой документации. Кроме того, в данном случае не ответчиком не представлены сведения о соответствии спорного объекта требованиям Федеральных Законов РФ «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды».
В статье 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» предусмотрено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горносанитарной охраны. Земельный кодекс Российской Федерации также лечебно-оздоровительные местности и курорты относит к особо охраняемым территориям (статья 96).
Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1994 N 1954 «О федеральном курортном городе Анапа» району курорта Анапы в границах округа санитарной охраны, определенного постановлением Совмина РСФСР от 30.01.1985 N 45 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае», придан статус федерального курортного региона.
В соответствии с п.7.1 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Вместе с тем, ответчиком также не было предоставлено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, поскольку строительство осуществляется на землях особо охраняемых природных территорий, следовательно, в данном случае существенно нарушены положения ст.ст.51, 49 Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №10/22 от 29.04.2010г. в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку (п. 23 Постановления).
Ссылаясь на приведенное истец просит обязать ответчика осуществить снос самовольных построек - капитального здания (возведено пять этажей) и второго капитального здания (возведено два этажа) по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, проезд Малый, <адрес>;
Прекратить право собственности, зарегистрированное 29.10.2007 г. за Ашиковым Н.О. на незавершенный строительством объект - недостроенный коттедж, площадью 272,5 кв.м., расположенный по адресу: г. Анапа, пр. Малый, <адрес>, N регистрации №.
Представитель истца, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась без уважительных на то причин, суд находит возможным рассмотреть дело в ее отсутствие, поскольку ответчик против этого не возражает.
В судебном заседании ответчик требования не признал, сославшись на то, что строительство ведется при наличии проектной и разрешительной документации, целевое назначение земельного участка, находящегося у него в аренде, не нарушено, возведенное строение соответствует строительным нормам и правил, градостроительным, противопожарным и другим нормам и правилам.
Проверив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии с требованиями закона признаками самовольного строительства являются: создание постройки создана на земельном участке, не отведенном для этих целей; создание постройки без получения на это необходимых разрешений; если при строительстве допущены нарушения градостроительных норм и правил или строительных норм и правил.
Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков позволяет отнести объекты строительства к самовольным постройкам.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №10/22 от 29.04.2010 г. судам необходимо устанавливать допущены ли при возведении самовольной постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, а также предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Обосновывая заявленные требования, истец сослался на то, что ответчик производит строительство без получения необходимой проектной и разрешительной документации. Возведенное строение не соответствует требованиям СНиП, градостроительным, противопожарным и другим нормам и правилам.
Однако указанное утверждение не основано на материалах дела.
Из материалов дела следует, что 19 августа 2004 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города-курорта Анапа и П.Е.Н. заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, площадью 1382 кв. м. с кадастровым номером № Категория земли- земли населенных пунктов, для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации коттеджей. Срок действия договора до 16 августа 2014 года.
На указанный земельный участок выдан кадастровый план земельного участка.
Материалами дела подтверждено, что Постановлением главы города- курорта Анапа от 22 ноября 2004 года № 1740 « О разрешении строительства двух коттеджей по проезду Малый, <адрес> П.Е.Н. « П.Е.Н. разрешено строительство двух коттеджей с меблированными комнатами для размещения отдыхающих по адресу: г. Анапа, проезд Малый, <адрес>
Согласно Акта № 2339 от 13 июля 2006 года земельному участку, на котором П.Е.Н. разрешено строительство двух коттеджей присвоен новый адрес: г. Анапа пр. Малый, <адрес>
На основании полученного разрешения на строительство П.Е.Н. начало строительство и возвела два коттеджа литера В и под В на октябрь 2007 года строительной готовностью 28 %.
На основании договора купли- продажи от 9 октября 20097 года и свидетельства о государственной регистрации права от 29 октября 2007 года Ашиков Н.О. стал собственников указанных объектов недвижимого имущества.
29 октября 2009 года между П.Е.Н. и Ашиковым Н.О. был заключен договор уступки права требования по договору аренды земельного участка по адресу: г. Анапа, пр. Малый, <адрес>
Указанный договор прошел государственную регистрацию в учреждении юстиции.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Форма разрешения на строительство утверждена постановлением Правительства РФ от 24.11.2005г №698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
В силу статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии с пунктом 21 статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.
Таким образом бесспорно установлено, что строительство спорного объекта недвижимого имущества производится на основании разрешения на строительство, выданного правомочным на то лицом- администрацией муниципального образования город- курорт Анапа.
В связи с переходом к Ашикову Н.О. право собственности на недостроенный объект капитального строительства и право аренды земельного участка, на котором возводится спорный объект действие разрешения на строительство так перешло к Ашикову Н.О.
В соответствии со статьями 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство такого объекта может осуществляться исключительно на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Наличие разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации - обязательное условие для получения разрешения на строительство. В данном случае ответчиком нарушено требование указанной нормы права, а именно утвержденная в установленном законом порядке проектная документация также отсутствует.
Из материалов дела следует, что у ответчика имеется проект на строительства двух коттеджей с меблированными комнатами для размещения отдыхающих, утвержденных архитекторами, генеральный план строительства.
Согласно заключения строительно – технической экспертизы от 5 октября 2012 года № 401- 12\ 0с спорные объекты недвижимого имущество расположены в пределах границ земельного участка, находящегося в аренде у Ашикова Н.О., данные строения соответствуют требованиям СНиП, градостроительным, противопожарным и другим нормам и правил, угрозу жизни и здоровья не создают Возводимые строения соответствуют целевому назначению земельного участка и проектной документации.
По своему целевому назначению могут быть использованы как коттеджи с меблированными комнатами для размещения отдыхающих.
Суд полагает, что указанное экспертное заключение может быть положено в основу решения суда, поскольку выводы эксперта мотивированы, содержат ссылки на нормативные акта, заключение дано специалистом высокой квалификации и с достаточным опытом работы в этой области.
Приведенное заключение не противоречит другим доказательствам, проведенным в судебном заседании.
Приведенные доказательства в своей совокупности позволяют суду сделать вывод о том, что возводимые строения не обладают признаками самовольной постройки.
Как было отмечено выше, данные капитальные строения возведены с получение разрешения на их строительство, строительство производится в строгом соответствии с проектом на строительство, строительство производится на земельном участке предназначенным именно для строительства этих объектов недвижимого имущества и в границах данного земельного участка. Спорные строения не грозят обвалом и не создают угрозу жизни и здоровья граждан, а также не чинят препятствия другим землепользователям и пользовании своими строениями и земельными участками.
Неоконченные строительством объекты приобретены Ашиковым Н.О. на основании договора купли- продажи, право аренды на земельный участок прошло государственную регистрацию, что свидетельствует о том, что при приобретении права на данные объекты недвижимого имущества нарушение требований закона допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В иске администрации муниципального образования город- курорт Анапа к Ашикову Н. О. о сносе самовольной постройки и прекращении право собственности на незавершенный строительством объект - недостроенный коттедж отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца через Анапский городской суд.
Председательствующий: