решение по иску Литвяк Е.В. к Государственному Учреждению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации города Анапа о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ г. Анапа в отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



к делу № 2-2961/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

«26» сентября 2012 года г. Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Кашкарова С.В.,

при секретаре Стафионовой Л.К.,

с участием: представителя истца Литвяк Е.В. - по доверенности Кудымовой Е.П.; представителя ответчика УПФ РФ г. Анапа - Цоколовой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвяк Е.В. к Государственному Учреждению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации города Анапа о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ г. Анапа в отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Литвяк Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации города Анапа о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ г. Анапа в отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) города Анапы от 02 марта 2012 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Из специального стажа были исключены периоды работы: с 16.11.1989 года по 04.11.1990 года в должности акушерки родильного отделения Войсковой части п/п 43830-1271 военного госпиталя Северной группы Войск по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, в льготном исчислении, 1 год работы, как 1 год и 6 месяцев; с 05.11.1990 года по 04.07.1992 года в должности акушерки родильного отделения Анапском ТМО Анапской центральной районной больницы в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и 3 -х лет, в льготном исчислении, 1 год работы как 1 год и 6 месяцев; с 20.01.2003 года по 26 августа 2003 года в должности медицинской сестры в ЗАО "Санаторий Мотылек"; с 22 марта 2004 года по 30 октября 2004 года; с 04 ноября 2004 года по 30 декабря 2006 года; 04 января 2007 года по 05 декабря 2008 года; 22 декабря 2008 года по 22 декабря 2010 года; 01 февраля 2011 года по 05 декабря 2011 года в должности медицинской сестры ОАО "Санаторий "Анапа". Считает, что решение Пенсионного фонда незаконно ограничивает ее право на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Утверждает, что при определении ее права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанные периоды трудовой деятельности ответчиком не были учтены незаконно. Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и 3-х лет в соответствии с законом подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении, 1 год работы как 1 год и 6 месяцев. Периоды работы в ЗАО "Санаторий Мотылек" и ОАО "Санаторий "Анапа" также незаконно исключены из специального стажа по основаниям того, что организационно-правовая форма учреждений ОАО номенклатурой учреждений здравоохранения и Списком учреждений от 29.12.2002 года № 781, работа в которых дает право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности не предусмотрена. Истица считает, что имеет требуемый 30-летний специальный стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и пенсия должна быть ей назначена с 05.12.2011 года, то есть со дня обращения с соответствующим заявлением в Пенсионный Фонд.

Истец Литвяк Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя Кудымовой Е.П.

В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности Кудымова Е.П. исковые требования Литвяк Е.В. поддержала в полном объеме. Просила суд признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в городе Анапа № 168 от 02 марта 2012 года об отказе Литвяк Е.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсия в РФ" № 173-ФЗ от 17.12.2001 года. Обязать УПФ РФ (ГУ) в городе Анапа включить в специальный стаж Литвяк Е.В. периоды работы: с 16.11.1989 года по 04.11.1990 года в должности акушерки родильного отделения Войсковой части п/п 43830-1271 военного госпиталя Северной группы Войск по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, в льготном исчислении, 1 год работы, как 1 год и 6 месяцев; с 05.11.1990 года по 04.07.1992 года в должности акушерки родильного отделения Анапском ТМО Анапской центральной районной больницы в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и 3 -х лет, в льготном исчислении, 1 год работы как 1 год и 6 месяцев; с 20.01.2003 года по 26 августа 2003 года в должности медицинской сестры в ЗАО "Санаторий Мотылек"; с 22 марта 2004 года по 30 октября 2004 года; с 04 ноября 2004 года по 30 декабря 2006 года; 04 января 2007 года по 05 декабря 2008 года; 22 декабря 2008 года по 22 декабря 2010 года; 01 февраля 2011 года по 05 декабря 2011 года в должности медицинской сестры ОАО "Санаторий "Анапа". Обязать УПФ РФ (ГУ) города Анапа назначить Литвяк Е.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ от 17.12.2001 года с даты первоначального обращения, 05.12.2011 года. Дала объяснения аналогичные, изложенным в исковом заявлении и подтвердила обстоятельства дела.

Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда России по г. Анапа, действующая на основании доверенности Цоколова С.А. в судебном заседании исковые требования Литвяк Е.В. не признала, просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Указала, что комиссией по назначению пенсии было правомерно отказано истице в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду того, что она не достигла предусмотренного законодательством специального трудового стажа 30 лет для получения трудовой пенсии. Спорные периоды не засчитаны в специальный трудовой стаж на законных основаниях.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан УПФ РФ (ГУ) города Анапы от 02 марта 2012 года Литвяк Е.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, ввиду отсутствия специального стажа.

Из специального стажа были исключены периоды работы: с 16.11.1989 года по 04.11.1990 года в должности акушерки родильного отделения Войсковой части п/п 43830-1271 военного госпиталя Северной группы Войск по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, в льготном исчислении, 1 год работы, как 1 год и 6 месяцев; с 05.11.1990 года по 04.07.1992 года в должности акушерки родильного отделения Анапском ТМО Анапской центральной районной больницы в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и 3 -х лет, в льготном исчислении, 1 год работы как 1 год и 6 месяцев; с 20.01.2003 года по 26 августа 2003 года в должности медицинской сестры в ЗАО "Санаторий Мотылек"; с 22 марта 2004 года по 30 октября 2004 года; с 04 ноября 2004 года по 30 декабря 2006 года; 04 января 2007 года по 05 декабря 2008 года; 22 декабря 2008 года по 22 декабря 2010 года; 01 февраля 2011 года по 05 декабря 2011 года в должности медицинской сестры ОАО "Санаторий "Анапа".

Суд, изучив собранные по делу доказательства, принимая во внимание совокупность норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, полагает, что решение пенсионного органа является незаконным, ограничивающим право Литвяк Е.В. на пенсионное обеспечение.

Так, право каждого гражданина на социальное обеспечение гарантируется ст. 39 Конституции РФ.

В силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года, досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на менее 30 лет, независимо от их возраста.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 19 января 2004 года № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового пенсионного регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент определения права. Вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение.

До 01 января 2002 года установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, применялись нормы Закона РФ № 340 от 20.11.1990 года "О государственных пенсиях в РФ". В соответствии со ст. 81 указанного Закона, основным условием для назначения пенсии являлось осуществление лечебной и иной работы по охране здоровья населения на менее 30 лет.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, до 01 ноября 1999 года, право на пенсию медицинским работникам может, определяется в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, которым утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа по охране здоровья населения в которых дает право на пенсию по выслуге лет по правилам статьи 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Списком от 06.09.1991 года № 464 предусмотрена работа в должности среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.

На основании Номенклатуры, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 года №377, должность медицинской сестры отнесена к среднему медицинскому персоналу.

На основании Номенклатуры, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 года № 395 госпитали и больницы всех наименований являются лечебно-профилактическими учреждениями.

Пунктом 2 Постановления от 06.09.1991 года № 464 установлено, что работникам здравоохранения, указанным в Списке, 1 год работы в отделениях хирургического профиля стационаров лечебно-профилактических учреждений засчитывается как 1 год и 6 месяцев.

В перечне отделений хирургического профиля (Приказ РФ от 15.10.1999 года № 377) указано родильное отделение.

Списком должностей и учреждений от 29.12.2002 года № 781, работа в которых дает право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предусмотрена работа в должности медицинской сестры в санатории (курорте) для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, психоневрологических заболеваний.

В силу пункта 3 Правил исчисления специального стажа, утвержденных Постановлением от 29.12.2002 года № 781, работа в должности и в учреждении указанных в Списке, включается в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. При этом, наличие в наименовании указанных в Списке учреждений, указания на их клинический профиль или ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения данного периода из специального стажа.

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 (статья 14) предусмотрена частная система здравоохранения. К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические учреждения, имущество которых находится в частной собственности. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими лицами.

На основании Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 года № 395 санатории являются лечебно-профилактическими учреждениями (раздел 1 подраздел 7) - санаторно-курортные учреждения.

Из Устава, Лицензий, исторической справки усматривается, что ЗАО "Санаторий Мотылек", ОАО "Санаторий "Анапа", являются юридическими лицами и правопреемником санаторно-курортных учреждений, санатория "Мотылек" - филиала ОАО "Научно-исследовательский электромеханический институт и санатория "Анапа", основным видом деятельности которых является осуществление санаторно-курортного лечения по различным заболеваниям, в том числе и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (травмотологии-отропедии), психоневрологические (психиатрия, неврология), что соответствует нормам Пенсионного законодательства.

В соответствии с законом ЗАО "Санаторий Мотылек" и ОАО "Санаторий "Анапа" являются санаторно-курортными учреждениями частной системы здравоохранения.

Указанное обстоятельство подтверждается Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.10.2010 года № 873н (в редакции Приказа Минсоцразвития РФ от 20.12.2011 года № 1589н) об утверждении Перечня санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В данном Перечне указаны ЗАО "Санаторий Мотылек" и ОАО "Санаторий "Анапа".

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года право на пенсию предоставлено лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях, независимо от того, относятся они к частной системе здравоохранения или государственной.

На основании Трудового законодательства, Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", "Правил подсчета и подтверждения стажа для установления трудовых пенсий" от 24 июля 2002 года № 555, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно пункта 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии от 27.02.2002 года № 16/19 па, к заявлению гражданина, обратившегося за досрочным назначением пенсии по старости, в необходимых случаях должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

В соответствии с Правилами от 29.10.2002 года № 781 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года № 173-ФЗ от 11.07.2002 года № 516 в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Имеющимися в деле доказательствами (копией трудовой книжки на, справками), подтверждается, что истица в спорные периоды осуществляла трудовую деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в должностях среднего медицинского персонала, а именно: с 16.11.1989 года по 04.11.1990 года в должности акушерки родильного отделения Войсковой части п/п 43830-1271 военного госпиталя Северной группы Войск по беременности и родам (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет); с 05.11.1990 года по 04.07.1992 года в должности акушерки родильного отделения Анапском ТМО Анапской центральной районной больницы (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и 3 -х лет); с 20.01.2003 года по 26 августа 2003 года в должности медицинской сестры в ЗАО "Санаторий Мотылек"; с 22 марта 2004 года по 30 октября 2004 года; с 04 ноября 2004 года по 30 декабря 2006 года; 04 января 2007 года по 05 декабря 2008 года; 22 декабря 2008 года по 22 декабря 2010 года; 01 февраля 2011 года по 05 декабря 2011 года в должности медицинской сестры ОАО "Санаторий "Анапа".

Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается факт уплаты в спорные периоды работы в полном объеме работодателем ЗАО "Санаторий Мотылек", ОАО "Санаторий "Анапа" страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, совокупность норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что спорные периоды ответчиком были незаконно исключены из специального стажа, дающего Литвяк Е.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку занимаемые ею должности среднего медицинского персонала и осуществляемая трудовая деятельность в указанных учреждениях здравоохранения в спорные периоды, наделяют истицу таким правом и должны быть учтены ответчиком при исчислении специального стажа, следовательно решение об отказе в назначении пенсии по рассматриваемым основаниям является незаконным.

При этом, разрешая заявленные исковые требования в части незаконного исключения из специального стажа периодов нахождения истицы в отпусках по беременности и родам и в отпусках по уходу за ребенком, суд также находит их законными и обоснованными, а решение комиссии незаконным в данной части.

Так, в соответствии с требованиями КЗоТ РСФСР в редакции Закона РСФСР от 09 декабря 1971 ранее действовавшего, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в специальный стаж работы. Отпуск по беременности и родам является периодом получения пособия по временной нетрудоспособности, предоставленный на основании больничного листа, выданного в соответствии с "Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан", утвержденной приказом Минздравмедпрома России и приравнивается к трудовой деятельности.

Согласно пункту 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам Секритариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и в льготных размерах. Исчисления стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлен указанный отпуск.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что указанные периоды нахождения Литвяк Е.В. в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им полутора и трех лет, подлежит зачету в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии.

В пункте 9 Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж периодов работы, с учетом которых может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста вопрос о его включении "должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал)". Лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец и кому принадлежало закрепленное за ними имущество государству, муниципальному образованию или акционерному обществу и прочее, поскольку это само по себе не предоставляет различий в условиях и характере профессиональной деятельности работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Суд установил, что Литвяк Е.В. имеет достаточный стаж особого характера работ и условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии, что подтверждается соответствующими в деле доказательствами, отвечающими требованиям процессуального закона. Вид учреждения и его название не влияет на выполняемый Литвяк Е.В. характер и объем работы.

Учитывая, что решение УПФ РФ в г. Анапа, которым спорные периоды работы не были включены в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии ограничивает заявительницу в праве на получение пенсии за выслугу лет, и исключение спорных периодов работы необоснованно и незаконно, суд считает необходимым включить спорные периоды работы Литвяк Е.В. в ее специальный трудовой стаж, признав за ней право на досрочную трудовую пенсию по выслуге лет с возложением на УПФ РФ в г. Анапа обязанности назначить заявителю трудовую пенсию с момента ее первоначального обращения в УПФ РФ - 05 декабря 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Литвяк Е.В. к Государственному Учреждению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации города Анапа о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ г. Анапа в отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации города Анапа № 168 от 02 марта 2012 года об отказе Литвяк Е.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации города Анапа включить в специальный стаж Литвяк Е.В. периоды работы: с 16.11.1989 года по 04.11.1990 года в должности акушерки родильного отделения Войсковой части п/п 43830-1271 военного госпиталя Северной группы Войск по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, в льготном исчислении, 1 год работы, как 1 год и 6 месяцев; с 05.11.1990 года по 04.07.1992 года в должности акушерки родильного отделения Анапском ТМО Анапской центральной районной больницы в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и 3 -х лет, в льготном исчислении, 1 год работы как 1 год и 6 месяцев; с 20.01.2003 года по 26 августа 2003 года в должности медицинской сестры в ЗАО "Санаторий Мотылек"; с 22 марта 2004 года по 30 октября 2004 года; с 04 ноября 2004 года по 30 декабря 2006 года; 04 января 2007 года по 05 декабря 2008 года; 22 декабря 2008 года по 22 декабря 2010 года; 01 февраля 2011 года по 05 декабря 2011 года в должности медицинской сестры ОАО "Санаторий "Анапа".

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации города Анапа назначить Литвяк Е.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ от 17.12.2001 года с даты первоначального обращения - с 05 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решение суда в окончательной форме.

Председательствующий