Решение по иску Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО« Югтехнострой « о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей сруды.



2 - 516 \ 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

13 апреля 2011 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе

председательствующего Михина Б.А.

при секретаре Пашкановой О.В.

с участием представителя ответчика, представителя Территориального отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе- курорте Анапа, представителя ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью « Югтехнострой « о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды,

у с т а н о в и л:

Анапский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью « Югтехнострой « о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения ответчиком природоохранного законодательства при эксплуатации РБУ по адресу: город-курорт Анапа, ул. Крылова, 23.

Проверкой установлено, что в соответствии с уставом предприятия в числе основных видов его деятельности предусмотрено производство строительных металлических конструкций и изделий, производство товарного бетона и сухих бетонных смесей.

Также п. 1.12 устава предприятия предусмотрено, что деятельность по эксплуатации РБУ осуществляется филиалом «Анапский».

В соответствии со ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

ООО «Завод «Югтехнострой» осуществляет деятельность в третьей зоне санитарной охраны курорта Анапа, в прибрежной защитной полосе, в водоохранной зоне моря.

В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. к особо охраняемым природным территориям относятся участки земли, водной, поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, для которых установлен режим особой охраны. С учетом режима особо охраняемых природных территорий из их состава выделяются лечебно-оздоровительные местности и курорты. Согласно ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» лечебно-оздоровительные местности и курорты являются особо охраняемыми природными территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

В соответствии с п. 10,12 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1425 от 07.12.1996 г., на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы, санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.

Вышеуказанные требования закона ООО «Завод «Югтехнострой» не соблюдены, размещение им РБУ на прилегающей к Черному морю территории произведено без проведения оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности по организации рекреационных услуг отдыхающим на данном объекте, без разработки и реализации мероприятий по охране окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной деятельности.

Также, согласно п. 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установки по производству бетона относятся к 4 классу опасности и санитарно-защитная зона должна составлять 100 метров. Однако, расстояние от РБУ до ближайшего жилого дома по адресу: г. Анапа, ул. Крылова, 17 составляет 60 метров, что является нарушением п. 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 и не соответствует требованиям СанПиН 2.2.3.1385-03 «Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций» (п. 2.1) - промышленные площадки для производства строительных материалов, размещение производственных зданий и сооружений, а также благоустройство территории и размер сани гарно-защитной зоны должны соответствовать гигиеническим требованиям к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий.

При осуществлении деятельности ответчиком образуются следующие виды отходов: обтирочный материал, загрязненный маслами, разнородные древесные отходы, тара из-под лакокрасочных материалов, мусор строительный, отходы упаковочной бумаги незагрязненные, стеклянный бой незагрязненный, остатки и огарки стальных сварочных электродов. Отходы на территории хранятся с нарушением условий хранения, не соблюдается режим специального раздельного хранения опасных отходов, на территории производится ремонт техники непосредственно на грунте, в результате происходит стекание горюче-смазочных материалов, что приводит к загрязнению почвы нефтепродуктами, по территории разбросаны разнородные отходы. Предприятием не предоставлены лимиты на размещение отходов на период строительства, свидетельство специалиста прошедшего профессиональную подготовку на право обращения с опасными отходами, паспорта на отходы 1 - 4 классов опасности, сертификаты на отходы 5 класса опасности, документы, подтверждающие передачу образующихся отходов организациям, имеющим лицензии, а также документы учета образования и движения отходов предоставлены не в полном объеме.

Требования к обращению с отходами производства и потребления определены ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г.

В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Статьей 22 настоящего Федерального закона установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Статья 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет, что при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, необходимо:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Согласно ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасное™.

Вышеуказанные требования закона ответчиком при осуществлении производственной деятельности существенным образом нарушены.

В соответствии с п. 1, 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы имических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в кружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Пунктами 3 и 4 ст. 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. установлено, что предельно допустимые выбросы в атмосферу устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти. Согласно ст. 14 указанного Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Однако разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период строительства не предоставлено.

В соответствии со ст. 9, 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Несоблюдение ответчиком требований природоохранного законодательства при эксплуатации РБУ нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга физических лиц на благоприятную экологическую среду, чистый атмосферный воздух и почву, создает угрозу их здоровью, нарушает право указанных лиц на благоприятное проживание в экологически чистой обстановке.

Будучи неоднократно надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, прокурор в судебное заседание не явился без уважительных на то причин, суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю требования прокурора поддержал.

Представитель ООО «Завод «Югтехнострой» требования не признала, сославшись на то, что как видно из справки от 05.120.2010г. помощником прокурора Анапской межрайонной прокуратуры Г.Г.С. при участии ведущего консультанта отдела государственного экологического контроля Краснодарского края К.Ю.А. была проведена проверка соблюдения условий требований природоохранного законодательства на объекте строительства, находящегося по адресу: г.Анапа, ул.Крылова. Также в справке указано, что на указанном участке ООО «Стройтехпром» ведутся работы по строительству трех многоэтажных жилых домов.

При этом, ООО «Завод «Югтехнострой» вообще в указанной справке не упоминается, в связи с чем, непонятен вопрос об указании ответчиком ООО «Завод «Югтехнострой»

Кроме того, к исковому заявлению приложено письмо с указанием на то, что специалистами Анапского филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае принято участие в комплексной проверке соблюдения санитарного законодательства при эксплуатации РБУ по ул.Крылова, 17.

Указанное письмо вообще не является допустимым доказательством по делу, поскольку составлено в нарушение требований действующего законодательства.

В соответствии со статьей 9 Федерального Закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля ( надзора) по результатам мероприятий по контролю должностным лицом ( лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется Акт установленной формы в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю юридического лица, его заместителю, либо их представителям под расписку.

Кроме того, в акте указываются сведения об ознакомлении с актом представителя юридического лица, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Представитель ответчика указывает, что никакого акта проверки не только не было составлено по результатам проверки, но он также не был вручен должностному лицу либо представителю ООО «Завод «Югтехнострой».

Таким образом, ни справка прокуратуры от 05.10.2010г., ни письмо от 23.09.2010г. никаких правовых последствий не порождают, поскольку составлены с грубейшими нарушениями требований закона, ущемляющие права ООО «Завод»Югтехнострой», в связи с чем, не могут вообще являться основанием для предъявления иска, тем более, для его удовлетворения.

Проверив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Предъявляя иск к Обществу с ограниченной ответственностью « Югтехнострой « о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды прокурор указал, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения ответчиком природоохранного законодательства.

При этом в обоснование своих требований сослался на справку составленную помощником Анапского межрайонного прокурора Г.Г.С. от 5 октября 2010 года и на справку Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 23 сентября 2010 года о проверки соблюдения санитарного законодательства при эксплуатации РБУ по ул. Крылова, 17.

В соответствии со статьей 9 Федерального Закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля ( надзора) по результатам мероприятий по контролю должностным лицом ( лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется Акт установленной формы в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю юридического лица, его заместителю, либо их представителям под расписку.

Кроме того, в акте указываются сведения об ознакомлении с актом представителя юридического лица, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Однако материалами дела установлено, что в нарушении требований закона проверка проведения в отсутствие представителя ответчика, что лишило его возможности представить доказательства и возражения в отношении сведений указанных в справках.

Из приведенной выше справки прокурора следует, что проверка проведена в отношении ООО « Стройтехпром», в силу чего не может служить доказательством проявляемого бездействия ответчиком.

Справка Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 23 сентября 2010 года о проверки соблюдения санитарного законодательства при эксплуатации РБУ также не может служить основанием для признания незаконным бездействие ответчика в области охраны окружающей среды, поскольку из нее видно, что была проведена проверка эксплуатации РБУ по адресу: город- курорт Анапа, ул. Крылова, 17, в то время как достоверно установлено, что ответчик эксплуатирует РБУ по адресу: город- курорт Анапа, ул. Крылова, 23.

Иных доказательств незаконного бездействия ответчика в области охраны окружающей среды прокурор не представил.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В иске Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью « Югтехнострой « о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение десяти дней через Анапский городской суд.

Председательствующий: