Решение по заявлению Критари Д.П. об обжаловании бездействий государственного органа.



Дело №2-3149/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

26 октября 2012г. Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Кравцовой Е.Н.

при секретаре Крастелевой А.Ю.

с участием: представителя заявителя Критари Д.П.- Сушкова А.А., действующего на основании доверенности от 13.02.2012 года, представителя администрации муниципального образования г-к. Анапа Багмут Е.Н., действующей на основании доверенности от 29.12.2012г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Критари Д.П. об обжаловании бездействий государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

Критари Д.П. обратился в суд с заявлением обжаловании бездействий государственного органа. В обоснование заявления указал, что он является собственником недвижимого имущества общей площадью 136,7 кв.м., расположенного на земельном участке общей площадью 271 кв.м. по адресу: г-к.Анапа, <адрес>. Он обратился в Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении в собственность за плату данного земельного участка. Однако, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа отказало ему в этом, ссылаясь на то, что указанный земельный участок не подлежит приватизации, так как отнесен к землям особо охраняемых природных территорий, а также в связи с не представлением для рассмотрения всех необходимых документов. Считает отказ не соответствующим действующему законодательству, нарушающим его права и законные интересы. Просит признать незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа в предоставлении в собственность земельного участка за плату; обязать Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа предоставить ему в собственность за плату испрашиваемый земельный участок путем заключения договора купли-продажи.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования г-к. Анапа требования не признала, считает их необоснованными и подлежащими отклонению.

Проверив материалы дела, заслушав стороны, суд находит требования, подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, Критари Д.П. на основании решения Анапского городского суда к делу № 2-1040/2012 от 29.03.2012г., является собственником здания, назначение нежилое, площадью 136,7 кв.м., этажностью 1 по адресу: г.Анапа, <адрес>, что подтверждается выданными ему 01.09.2012г. свидетельства о государственной регистрации права.

Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке общей площадью 271 кв.м. с кадастровым номером , предназначенном для реконструкции площадки для выносной торговли и проектирование кафе на 12 мест.

Критари Д.П. обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату вышеупомянутого земельного участка. Однако, письмом от 05.03.2011г. № 535/11-01.04-06 заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа о необходимости предоставить дополнительные документы.

Письмом от 19.09.2012г. № 27.02.-8971 начальника Управления имущественных отношении администрации муниципального образования город-курорт Анапа Критари Д.П. отказало в предоставлении в собственность земельного участка, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок не подлежит приватизации, так как отнесен к землям особо охраняемых природных территорий.

Давая правовую оценку отказу, суд исходит из следующего.

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным Кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Порядок предоставления земельных участков и возникновение прав на землю определены главой 5 ЗК РФ. В статье 28 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев отказа в предоставлении земельных участков.

В частности, согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Кроме того, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно кадастровой выписке от 24.07.2012 спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, каких-либо сведений об отнесении этого участка или его частей к землям особо охраняемых природных территорий не имеется. Данный земельный участок предоставлен Критари Д.П. на праве бессрочного пользования.

Так, в соответствии со ст.ст. 83-84 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских населенных пунктов и отделенные чертой от земель других категорий.

Согласно п. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Из сказанного следует, что земли особо охраняемых природных территорий должны быть отделены от земель других категорий (земли населенных пунктов) границами и изъяты полностью или частично в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления из хозяйственного использования и оборота.

Однако, спорный земельный участок в категорию земель особо охраняемых природных территорий в установленном законом порядке переведен не был, нормативного правового акта об изъятии спорного земельного участка из хозяйственного оборота либо ограничения в обороте не имеется.

Указом Президента РФ от 22.09.1994г. № 1954 «О федеральном курортном регионе Анапа» району курорта Анапа в границах округов санитарной охраны был придан статус курорта федерального значения.

Но, Федеральным законом от 03.12.2008г. № 244-ФЗ установлено, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8-11 статьи 1.

Согласно ч. 11 ст. 1 Федерального закона к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 ст. 1 и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 данной статьи.

Поскольку право федеральной собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то с момента вступления в силу вышеупомянутого Федерального закона данный участок относится к муниципальной собственности.

Таким образом, довод Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о том, что испрашиваемый земельный участок отнесен к землям особо охраняемых природных территорий является неверным.

Согласно ч. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, занятого указанными зданием, строением, сооружением, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

В случае, если участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила п. 1 ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которым граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды.

В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В нарушение указанных требований закона Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа отказывает заявителю в предоставлении в собственность земельного участка со ссылкой на то, что не представлены для рассмотрения все необходимые документы.

Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. № 370 установлен перечень документов, которые прилагаются к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.

Однако, отсутствие какого-либо из документов не может быть причиной отказа в предоставлении в собственность земельного участка. Действующим законодательством это не предусмотрено.

Исследуя в совокупности все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Критари Д.П. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа предоставить Критари Д.П. в собственность за плату земельный участок общей площадью 271 кв.м. по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <адрес>, путем заключения подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его Критари Д.П. с предложением о заключении.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд.

Председательствующий: