Решение в отношении Новиков А.В. по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.



Дело №12-108/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

23 декабря 2010 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Грошковой В.В.

при секретаре Воинской Т.А.

с участием заявителя Новичкова А.В.,

представителя должностного лица - заместителя главного государственного инспектора по г.-к. Анапа по использованию и охране земель - Андрющенко С.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Новичков А.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора по г.-к. Анапа по использованию и охране земель Труфановым А.И. от 01.12.2010 года №390 о привлечении к административной ответственности по п.1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по г.-к. Анапа по использованию и охране земель Труфановым А.И. от 01.12.2010 года №390 Новичков А.В. был привлечен к административной ответственности по п.1 ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 1000 руб.

Новичков А.В. с указанным постановлением не согласен и подал на него жалобу, просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В обоснование заявленных требований Новичков А.В. сослался на то, что он привлечен к административной ответственности за неиспользование находящегося в его собственности земельного участка, расположенного по адресу: г.-к. Анапа, ст. Гостагаевская, <адрес>, площадью 1300 кв.м., предназначенного для индивидуального жилищного строительства, в течение трех лет. Однако право собственности на указанный земельный участок у него возникло согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности серии № от 08.07.2009г только в 2009 году, в связи с чем трехлетний срок с момента, когда у него возникло право собственности на земельный участок и до проведения 11.11.2010 года проверки не истек. Кроме того заявитель также ссылается на то, что он не приступал к строительству на данном земельном участке в связи с тяжелым материальным положением и отсутствием достаточных материальных средств. Помимо этого, он привлечен к административной ответственности по п.1 ст. 8.8 КоАП РФ, однако ст. 8.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях не содержит пунктов, а имеет части 1 и 2, в связи с чем заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Труфановым А.И. применена норма, которая не содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании Новичков А.В. жалобу поддержал, приведя те же доводы.

Представитель заместителя главного государственного инспектора по г.-к. Анапа по использованию и охране земель - Андрющенко С.С., действующая на основании доверенности, против удовлетворения жалобы возражала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, сославшись на то, что заявитель является собственником земельного участка площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: г.-к. Анапа, ст. Благовещенская, <адрес>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства. Право собственности на данный земельный участок было зарегистрировано заявителем в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 08.07.2009г, основанием для государственной регистрации права собственности послужило постановление главы Гостагаевской сельской администрации курорта Анапа Краснодарского края №140 от 29.11.1996г, которым заявителю был предоставлен спорный земельный участок для индивидуального строительства. Свидетельство о государственной регистрации права собственности № от 08.07.2009г является правоудостоверяющим документом и лишь подтверждает наличие у заявителя права собственности, однако само право собственности возникло у заявителя с 1996 года, с момента издания сельской администрацией правового акта о предоставлении земельного участка заявителю. Таким образом, заявитель пользуется земельным участком с 1996 года, а не с 2009 года, как указывает заявитель в жалобе, в связи с чем факт неиспользования земельного участка в течение 3-х лет и более налицо. Что касается привлечения заявителя к административной ответственности по пункту 1 ст. 8.8 КоАП РФ, то полагает, что неверное указание численного наименования диспозиции статьи 8.8 КоАП РФ не является основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности лица, потому как событие административного правонарушения, выразившееся в неиспользовании земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, в течение 3-х лет, имело место и оно правильно описано в оспариваемом постановлении должностного лица.

Проверив материалы дела, выслушав доводы и возражения участников судебного разбирательства, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Из материалов дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении Новичкова А.В. по п.1 ст. 8.8 КоАП РФ следует, что Новичкову А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1300 кв.м., расположенный по адресу: г.-к. Анапа, ст. Благовещенская, <адрес>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства. Право собственности на этот участок было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации по Краснодарскому краю 06.07.2009г, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от 08.07.2009г серии №. Согласно свидетельству о государственной регистрации права основанием для регистрации права собственности послужило постановление главы Гостагаевской сельской администрации курорта Анапа Краснодарского края №140 от 29.10.1996года, которым спорный земельный участок был предоставлен заявителю под индивидуальное строительство.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В соответствии со ст. 14 этого же Закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их правообладателей.

Из смысла вышеуказанных норм Закона следует, что государственная регистрация права - это действия государства, направленные на подтверждение ранее возникших (до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 01.02.1998г) прав на объекты недвижимого имущества путем внесения записи в ЕГРП, а также на регистрацию вновь возникших прав (после введения в действие Закона, то есть после 01.02.1998г) на объекты недвижимого имущества.

Основания возникновения гражданских прав, в том числе прав на объекты недвижимого имущества, включая земельные участки, перечислены в ст. 8 ГК РФ, согласно которой гражданские права и обязанности возникают:

- из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

- из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

- в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

- т.п.

Основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в силу ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» служат также акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии № от 08.07.2009г, выданного Новичкову А.В. в отношении земельного участка площадью 1300 кв.м. по адресу: г.Анапа, ст. Гостагаевская, <адрес>, за Новичковым А.В. было зарегистрировано право собственности на вышеуказанный земельный участок, при этом основанием для государственной регистрации права собственности послужило постановление главы Гостагаевской сельской администрации курорта Анапа №140 от 29.11.1996г «О выделении земельных участков под строительство, под установку торговых точек (ларей) при покупаемом, наследуемом домовладений».

Как следует из текста постановления главы Гостагаевской сельской администрации курорта Анапа №140 от 29.11.1996г заявителю был выделен спорный земельный участок под индивидуальное строительство.

В судебном заседании заявитель подтвердил факт использования им спорного земельного участка с момента его предоставления, то есть с 1996 года. При этом заявитель пояснил, что с 1996 года он уплачивал земельный налог за этот земельный участок.

Из смысла ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997г «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также п.9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» следует, что акты органов исполнительной власти (в том числе постановления администраций сельских округов), удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, постановление главы Гостагаевской сельской администрации курорта Анапа №140 от 29.11.1996г, выданное заявителю в отношении спорного земельного участка, является по своей сути правоустанавливающим документом на земельный участок площадью 1300 кв.м., расположенный по адресу: г.-к. Анапа, ст. Гостагаевская, <адрес>, что позволяет суду сделать вывод о том, что право на спорный земельный участок у заявителя возникло с 1996 года.

В дальнейшем законодатель Федеральным законом от 30.06.2006г №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» упростил процедуру государственной регистрации права собственности на отдельные объекты недвижимого имущества граждан, в том числе на земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства. Согласно этому закону гражданам, которым земельные участки для индивидуального жилищного строительства, были предоставлены на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте о предоставлении земельного участка не был указан вид права, могли зарегистрировать в ЕГРП право собственности на ранее предоставленный земельный участок без принятия органами исполнительной власти, в том числе органами местного самоуправления каких-либо дополнительных документов. При этом основанием для государственной регистрации права собственности являлся в том числе акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции.

В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности Новичкова А.В. согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.07.2009г серии № послужило постановление главы Гостагаевской сельской администрации курорта Анапа №140 от 29.11.1996г.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что пользование земельным участком осуществлялось заявителем с 1996 года, а не с 2009 года, как указывает заявитель в своей жалобе, в связи с чем заместитель главного государственного инспектора по г.-к. Анапа по использованию и охране земель правильно пришел к выводу о том, что пользование земельным участком заявителем осуществляется свыше трех лет.

Действующее земельное и гражданское законодательство закрепляет права и обязанности собственников земельных участков, а также иных лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами,

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и т.д.

В соответствии со ст. 74 ЗК РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. При этом, согласно ч.2 ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельного правонарушения, к уголовной или административной ответственности, не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения.

Согласно ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.

В статье 284 ГК РФ закреплена обязанность собственника земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, использовать предоставленный для индивидуального жилищного строительства земельный участок, в течение 3-х лет.

Действующее земельное законодательство (ст.ст. 71,72 ЗК РФ) устанавливает право органов государственной власти и органов местного самоуправления на осуществление государственного и муниципального земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями, их руководителями, должностными лицами и гражданами.

В статье 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях закреплена ответственность граждан, должностных и юридических лиц за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного строительства, в течение срока, установленного федеральным законом.

Таким образом административное законодательство при установлении факта земельного правонарушения отсылает к другим нормам, установленным федеральным законом. В соответствии со ст.ст. 3 -4 ЗК РФ земельные отношений регулируются нормами Гражданского кодекса, Земельного кодекса, Указами Президента РФ и актами Правительства РФ, а также законами субъектов РФ, если это не противоречит федеральным законам.

Обязанность землепользователя земельного участка по использованию предоставленного ему земельного участка в соответствии с целевым назначением земельного участка, а также в течение установленного законом срока, а также наступление предусмотренной за несоблюдение вышеуказанных требований закона ответственности, вытекает из положений ст.ст. 44-48, 54 ЗК РФ, ст. 8.8 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, возбужденном по ст. 8.8 КоАП РФ в отношении Новичкова А.В., 11.11.2010г в рамках проведения муниципального земельного контроля, предусмотренного ст. 72 ЗК РФ, Уставом муниципального образования город-курорт Анапа, Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 20.08.2009г №1055 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования город-курорт Анапа» был составлен акт №64 проверки соблюдения земельного законодательства, которым был установлен факт неиспользования земельного участка площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: г.-к. Анапа, ст. Гостагаевская, <адрес>, длительное время, Так установлено, что на указанном земельном участке никакое строительство не ведется, участок не используется, на участке отсутствует строения и строительные материалы. Приложением к акту №64 от 11.11.2010г является фотографический материал указанного земельного участка, из которого также видно, что какие-либо строения на участке отсутствуют.

В рамках выполнения Соглашения от 26.12.2006г, заключенного между УФАКОН по Краснодарскому краю (в настоящее время - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю) и администрацией муниципального образования город-курорт Анапа, акт проверки соблюдения требований земельного законодательства №64 от 11.11.2010 был направлен заинтересованному лицу по делу для принятия предусмотренных законом мер в рамках осуществления государственного земельного контроля.

На основании указанного акта, подписанного Новичковым А.В., 18.11.2010г государственным инспектором г.-к. Анапа по использованию и охране земель был составлен протокол об административном правонарушении за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного законом. Квалифицировано указанное правонарушение было по п.1 ст.8.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 1000 руб. Копия постановления вместе с предписанием об устранении нарушения земельного законодательства от 01.12.2010 года была вручена Новичкову А.В. в этот же день, о чем свидетельствует подпись последнего.

Согласно предписанию от 01.12.2010г Новичкову А.В. предоставлено время для устранения нарушений земельного законодательства - до 01.06.2011 года.

Представитель главного государственного инспектора по г.-к. Анапа по использованию и охране земель в судебном заседании пояснила, что проведение мероприятий государственного земельного контроля в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю, имеет своей целью выявление и пресечение административных правонарушений в области земельного законодательства, без применения процедуры прекращения права собственности на земельный участок заявителя. Кроме того, представитель заинтересованного лица суду пояснила, что заявителю предоставлен разумный срок (6 месяцев) для устранения выявленного земельного правонарушения, в течение которого заявитель может оформить разрешительную документацию на строительство жилого дома и начать строительство.

В судебном заседании судом установлено, что заявитель Новичков А.В. с 1996 года по 2010 год не оформлял разрешительную документацию на строительство жилого дома на земельном участке по <адрес> в ст.Гостагаевской г.-к. Анапа, к строительству дома за 14 лет не приступил. Доказательств уважительности причин, по которым заявитель в течение 14 лет не приступал к освоению принадлежащего ему земельного участка, суду не представлено, как и не представлено доказательств оформления заявителем разрешающей документации на строительство жилого дома. Указанное, по мнению суда, является достаточным основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8КоАП РФ за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного законом.

При этом суд полагает, что указание заместителем главного государственного инспектора г.-к. Анапа по использованию и охране земель вместо части 1 ст. 8.8 КоАП РФ не повлекло неправильного применения норм материального права, так как формулировка события административного правонарушения, совершенного заявителем, а так же сам факт события правонарушения, определены заинтересованным лицом верно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л :

Жалобу Новичков А.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора г.-к. Анапа по использованию и охране земель А.И. Труфанова №390 от 1 декабря 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без удовлетворения, постановление заместителя главного государственного инспектора г.-к. Анапа по использованию и охране земель Труфановым А.И. №390 от 1 декабря 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях - без изменения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней через Анапский городской суд.

Председательствущий: