Решение по апелляционной жалобе УСЗН Департамента социальной защиты населения КК в г-кАнапа на постановление мирового судьи судебного участка№1 г.Анапа от 20.12.2011г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении.



К делу №12-72/2012

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

(не вступило в законную силу)

23 мая 2012г. Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Карпенко О.Н., при секретаре Сулименко Д.В.,

с участием представителя Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в городе-курорте Анапа Вайтекунас Ж.Г., действующей на основании доверенности от 10.01.2012г., представителя ООО «Сеть спортивных магазинов «Высшая лига» Шилова В.С., действующего на основании доверенности от 22.05.2012г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в городе-курорте Анапа на постановление мирового судьи судебного участка №1 г.Анапа от 20.12.2011г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО«Сеть спортивных магазинов «Высшая лига»,

УСТАНОВИЛ:

Управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в городе-курорте Анапа обратилось в суд с апелляционной жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 1 г.Анапа от 20.12.2011г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Сеть спортивных магазинов «Высшая лига» в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Управления апелляционную жалобу поддержала, мотивируя тем, что 24.11.2011г. уполномоченным должностным лицом Управления возбуждено дело об административном правонарушение в отношении ООО «Сеть спортивных магазинов «Высшая лига» по ст.9.13 КоАП РФ, так как в ходе обследования объекта установлено, что отсутствуют тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию (тактильные полосы перед лестницей и контрастная окраска крайних ступеней, звуковой маяк, тактильная информация), не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных граждан» пути движения внутри здания и зоны обслуживания посетителей, отсутствует пандус внутри здания. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г.Анапа от 20.12.2011г. было прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Сеть спортивных магазинов «Высшая лига» за отсутствием в действиях юридического лица состава указанного административного правонарушения. Полагает, что постановление незаконно, просила отменить по причине существенного нарушения процессуальных требований, выразившихся в отсутствии надлежащей юридической оценки представленным доказательствам. В своей апелляционной жалобе просит восстановить срок на обжалование.

Представитель ООО «Сеть спортивных магазинов «Высшая лига» в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласен, указывал, что обжалованное постановление вынесено законно и не подлежит отмене. В ходе судебного разбирательства представил заявление, что меры ООО «Сеть спортивных магазинов «Высшая лига» по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту не предпринимались и не будут предприниматься, так как ООО «Сеть спортивных магазинов» Высшая лига» является арендатором помещения, на основании договора аренды от 1.02.2010г. В соответствии со ст.210, 616 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п.п. 2.1.2. договора аренды от 1.02.2010г. капитальный ремонт объекта входит в обязанность арендодателя. Пунктом 2.5. договора запрещено проводить реконструкцию, перепланировку помещения арендатором. В связи с чем, считают требования Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в городе-курорте Анапа к ООО «Сеть спортивных магазинов «Высшая лига» не основаны на законе.

Изучив апелляционную жалобу, материал по делу об административном правонарушении, выслушав доводы представителей сторон, суд приходит к следующему.

    Согласно ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

    Как усматривается из материалов дела представитель Управления получил копию постановления мирового судьи судебного участка №1 г.Анапа от 20.12.2011г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении только 27.04.2012г. Апелляционная жалоба поступила мировому судье 2.05.2012г., то есть в десятидневный срок. Из материалов дела не усматривается, что постановление мировому судье направлялось сторонам для ознакомления.

Таким образом, суд считает, что постановление обжаловано в установленный законом срок и восстанавливает срок на обжалование.

Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).

Установив в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Так, в соответствии со ст.15 данного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Закрепляющее названную обязанность положение ч.1 ст.15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами.

Одним из средств конкретизации рассматриваемой нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из ГрК РФ и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В частности, согласно ст. 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Материалами дела установлено, что согласно протоколу об административном правонарушении №74 от 24.11.2011г., составленном уполномоченным должностным лицом Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в городе-курорте Анапа следует, что ООО«Сеть спортивных магазинов «Высшая лига» осуществляет предпринимательскую деятельность - услуги торговли. При этом не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) - отсутствуют тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию (тактильные полосы перед лестницей и контрастная окраска крайних ступеней, звуковой маяк, тактильная информация), не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных граждан» пути движения внутри здания и зоны обслуживания посетителей, отсутствует пандус внутри здания, что указывает на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ - уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Факт использования помещения для осуществления предпринимательской деятельности, вход в которое не оборудован пандусом, представителем ООО «Сеть спортивных магазинов «Высшая лига» не оспаривался. Меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту не предпринимались и не будут предприниматься, что было подтверждено представителем ООО «Сеть спортивных магазинов «Высшая лига» в зале судебного заседания.

Из имеющихся в деле доказательств усматривается, что ООО «Сеть спортивных магазинов «Высшая лига» собственником помещения не является, арендует нежилое помещение у собственника ООО «Базис» на основании заключенного договора аренды от 1.02.2010г.

Статьей 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур установлена статьей 9.13 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры.

Из ч.2 ст.2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая решение о прекращении дела за отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, всем собранным по делу доказательствам дал не надлежащую оценку и пришел к необоснованному выводу, что юридическому лицу не требовалось принимать меры для исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов, так как оно пользовалось арендуемым помещением, судом апелляционной инстанции оценивается критично так как, именно правонарушение, предусмотренное статьей 9.13 КоАП РФ, посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.

Суд учитывает, что на момент заключения договора аренды нежилого помещения (коммерческих площадей) нормы законодательства о защите прав инвалидов на беспрепятственную среду имели действие на территории Российской Федерации, при этом арендатор, сознательно арендовал указанные помещения для размещения магазина спортивных товаров, не принимая никаких мер для адаптации данных помещений и приведении их в соответствие с нормами.

Суд критически оценивает и показания представителя юридического лица о том, что специфика товаров, реализуемых в магазине не рассчитана на данную категорию посетителей (покупателей).

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Указанные данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами,

По правилам ч.1, 2 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, … место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Как установлено в судебном заседании апелляционной инстанции протоколом об административном правонарушении №74 от 24.11.2011г. в отношении ООО «Сеть спортивных магазинов «Высшая лига» установлено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.9.13 КоАП РФ. Однако, в постановлении мирового судьи судебного участка № 1 г.Анапа указано об отсутствии в действиях ООО «Сеть спортивных магазинов «Высшая лига» административного правонарушения, предусмотренного ст.19.3 КоАП РФ.

Таким образом, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении юридического лица, за совершение иного правонарушения, нежели указано в протоколе об административном правонарушении, что является самостоятельным формальным основанием для отмены постановления мирового судьи.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности, только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, составляет три месяца.

В силу п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно материалам дела, протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Высшая Лига» составлен 24.11.2011 года.

Таким образом, несмотря на существенное нарушение норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей, предписывающих к рассмотрению дела полно, всесторонне и объективно, что влечет отмену оспариваемого постановления, суд апелляционной инстанции обязан прекратить производство по делу об административном правонарушении в соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, ввиду истечения сроков давности привлечения к административной ответственности юридического лица – ООО «Высшая Лига».

Исходя из п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ и разъяснений п.14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года №5 истечение сроков давности привлечения лица к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим дальнейшее рассмотрение дела, в том числе и обсуждение вопросов виновности лица.

Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить срок Управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в городе-курорте Анапа на обжалование постановления мирового судьи судебного участка №1 г.Анапа от 20.12.2011г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в городе-курорте Анапа на постановление мирового судьи судебного участка №1 г.Анапа от 20.12.2011г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении - удовлетворить, обжалуемое постановление мирового судьи участка №1 г.Анапа от 20.12.2011г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Сеть спортивных магазинов «Высшая лига» - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ в отношении ООО «Высшая Лига» - прекратить, в соответствии с требованиями п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Краснодарском краевом суде через Анапский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Председательствующий: