5 - 139 \ 2011
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е(не вступило в законную силу)
г. Анапа 3 мая 2011 года
Судья Анапского городского суда Краснодарского края Михин Б.А.
при секретаре Пашкановой О.В.
с участием представителя Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, представителя ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края,
рассмотрев протокол Главного государственного инспектора г. Анапа по пожарному надзору о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении
Инспекции Федеральной Налоговой службы России по городу-курорту Анапа Краснодарского края, юридический адрес: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Шевченко, 1
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Главный государственный инспектор г. Анапа по пожарному надзору направил в суд протокол о привлечении Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу-курорту Анапа Краснодарского края о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20. 4 КоАП РФ, то есть нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
При этом сослался на то, что 20 апреля 2011 года при проведении проверки ИФНС по города- курорта Анапа Краснодарского края было установлено, что при осуществлении деятельности связанной с выполнением государственных функций были допущены нарушения требований пожарной безопасности, установленных Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС от 18 июля 2003 года, № 313, а именно кабеля автоматической пожарной сигнализации проложены на расстоянии менее 0,5 м. от силовых и осветительных кабелей. ППБ 01-03 п. 3; НПБ 88-01 п. 12.67, точечные пожарные извещатели не установлены в отсеках потолка шириной 0,75 м и более выступающими от потолка на расстояние более 0,4 м. ППБ 01-03 п.З НПБ 88-01 п. 12.20 Помещения пожарного поста не обеспечено аварийным освещением. ППБ 01-03 п. 3 НПБ 88-01 п. 12.55, автоматическая пожарная сигнализация установлена не во всех помещениях. ППБ 01-03 п.З НПБ 110-03, система оповещения людей о пожаре включается не автоматически. ППБ 01-03 п. 3;98НПБ 104-03 п. 3.4, динамики речевой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре установлены на расстоянии менее чем 0,15 м от потолка. ППБ 01-03 п.З НПБ 88-01 п. 3.17, провода и кабели соединительных линий СОУЭ не уложены в строительные конструкции, короба или каналы из негорючих материалов. ППБ 01-03 п.3; НПБ 104-03 п. 3.9, соединение жил электропроводки в распределительных коробках выполнены при помощи скруток. ППБ 01-03 п.3 ПУЭ п.2.1.21, лестницы, ведущие из подвального этажа в помещения первого этажа не отгорожены противопожарными преградами 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре. ППБ 01-03 п.З; СНиП 21-01-97* п.7.23, на путях эвакуации из помещений ИФНС допускается применение горючей отделки (пластик в подвальном этаже, МДФ на втором этаже и в отделе для работы с налогоплательщиками). ППБ 01-03 п. 53, отсутствует второй выход из актового зала. ППБ 01-03 п. 42;43, фотолюминесцентная эвакуационная система не установлена. ГОСТ 12.2.143-2002 п. 4.1.1, п. 4.1.2, ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 1.4, эвакуационное освещение путей эвакуации не смонтировано. СНиП 23.05-95 п. 7.62 ППБ 01-03 п.3, в полу на путях эвакуации допускаются перепады высот менее 45 см. ППБ 01-03 п. 3 СнК 01-97* п. 6.28*, планы эвакуации людей в случае возникновения пожара выполнены не в соответствии с требованиями (не согласованы с территориальным подразделением Государственной противопожарной службой, выполнены не в фотолюминесцентном исполнении) ППБ 01-03 п. 3;16; ГОСТ 12.2.143-2002 п. 4.6.1, обучение мерам пожарной безопасности не пройдено- Постановление главы администрации Краснодарского края от 13.11.2006г. №983, работниками не посещен пожарно-технический центр для прохождения противопожарного инструктажа по адресу г. Анапа ул. Астраханская,74- Постановление №2069 от 29.06.05 г. Главы администрации г. Анапа.
В судебном заседании представитель Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю просил привлечь ИФНС России по городу-курорту Анапа к административной ответственности в виде приостановления деятельности.
В судебном заседании представитель ИФНС России по городу-курорту Анапа пояснил, что нарушения Правил пожарной безопасности им допущено не было, сам факт административного правонарушения не имеет место.
При этом сослался на то, что проверка соблюдения Правил пожарной безопасности была проведена в их отсутствие, протокол составлен с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что исключает возможность привлечения их к административной ответственности.
Проверив материалы дела, суд находит производство по делу об административной правонарушении подлежащим прекращению.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24. 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 17 постановления Президиума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе; указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Из материала следует, что протокол об административном правонарушении № 252 от 27.04.2011 года в отношении ИФНС России по городу- курорту Анапа был составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно пункта 4 статьи 28.2 КоАП РФ протокол может быть составлен в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке.
В нарушение пункта 6 статьи 28.2 КоАП РФ копия протокола не вручена законному представителю проверяемого объекта, законный представитель на составление протокола не вызывался. Копия протокола не была направлена почтовым отправлением, экземпляр протокола, предназначавшийся налоговому органу был оставлен в приемной инспекции без каких-либо отметок о приеме и сопроводительных писем.
При этом необходимо отметить, что экземпляр протокола, предоставленного налоговому органу и протокол, предоставленный в суд значительно отличаются друг от друга. Так, в протоколе, выданному налоговому органу, отсутствуют номер и дата составления протокола, отсутствуют сведения о свидетелях (понятых), участвовавших в ходе проверки, отсутствует отметка о направлении копии протокола. Однако протокол, предоставленный в суд, уже имеет номер и дату, а также содержит в себе сведения о свидетелях, якобы присутствовавших при проведении проверки, имеется отметка о направлении копии протокола, но куда он направлен определить не представляется возможным. В обоих экземплярах протоколов отсутствует полное (достоверное) наименование юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствует подпись законного представителя проверяемого объекта, либо иного уполномоченного лица, в то же время отсутствует отметка об уклонении законного представителя проверяемого объекта от подписания протокола. :
В соответствии с ФЗ № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон № 294-ФЗ) плановые (внеплановые) проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» соответствующими органами проводятся после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Настоящая проверка с органом прокуратуры не согласовывалась.
Проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении проверки и с полномочиями проводящих проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица. Как указано выше, проверка проведена в отсутствие руководителя либо должностного лица инспекции.
Должностные лица соответствующего органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), о ее проведении; не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; перед началом проведения проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка; осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Соответствующего распоряжения должностным лицам инспекции предъявлено не было.
Исходя из норм Закона № 294-ФЗ проверяемые юридические лица при проведении проверки имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора).
Согласно статьи 20 указанного закона результаты проверки, проведенной соответствующим органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом.
Таким образом, при составлении протокола об административном нарушении в области пожарной безопасности были допущены грубые нарушения процессуального характера, которые не позволяют суду сделать вывод о наличии в действиях ИФНС России по городу- курорту Анапа состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу- курорту Анапа Краснодарского края по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ прекратить.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение десяти дней через Анапский городской суд.
Судья: