о восстановлении права на начисление надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Север



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 июня 2010 года г. Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Поляковой О.А.,

при секретаре Никитиной А.В.,

с участием

истицы Симон А.С. (Харченко А.С.),

представителя истца, действующего в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, Воловика И.Ф.,

представителя ответчика Чукотской таможни, действующего на основании доверенности № 04-13/63 от 13.01.2010г., Ярыевой Т.В.,

представителя ответчика Чукотской таможни, действующего на основании доверенности № 04-13/1537 от 08.06.2010г., Фатиной И.В.,

рассмотрев 23 июня 2010 года в открытом судебном заседании в г. Анадыре гражданское дело по исковому заявлению Симон (Харченко) А.С. к Чукотской таможне о признании незаконными действий Чукотской таможни, выразившихся в невыплате надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 100% с момента трудоустройства с 24 июля 2008 года; обязании установить надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 100% с момента трудоустройства,

установил:

В Анадырский городской суд ЧАО обратилась Харченко А.С. с исковым заявлением к Чукотской таможне о признании незаконными действий ответчика, выражавшихся в отказе в выплате надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 100% с момента трудоустройства; восстановлении права на получение надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 100% с первого дня работы в Чукотской таможне, а именно с 24 июля 2008 года. В обоснование своих исковых требований указала, что она с рождения и по настоящее время проживает на территории Чукотского автономного округа, прописана по адресу: <адрес обезличен>. После окончания средней школы в п. Провидения с 2003 по 2008 год обучалась во Владивостокском филиале Российской Таможенной Академии (ВФРТА), за весь период учебы место прописки не меняла (<адрес обезличен>) и в трудовые отношения за пределами Чукотского АО не вступала. 24 июля 2008 года после окончания учёбы в ВФРТА поступила по распределению на государственную службу в Чукотскую таможню, где работает по настоящее время. С момента поступления на службу в Чукотскую таможню ей выплачивались надбавки за работу в районах Крайнего Севера не в полном объёме. При устном обращении к руководству Чукотской таможни о выплате указанной надбавки, ей было отказано со ссылкой на то, что 1 января 2005 года Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в статью 11 Закона Российской федерации от 19.02.1993 3 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» внесены изменения, исключившие из статьи 11 положение о выплате процентной надбавки в полном размере с первого дня работы для молодежи, прожившей на Севере не менее пяти лет. 18 августа 2009 года на имя начальника таможни она направила заявление с просьбой разобраться с порядком начисления надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера. 21 августа 2009 года был дан ответ, что надбавки ей не полагаются. Вскоре после получения ответа на заявление начальник таможни, стал оказывать на нее психологическое давление. В результате указанных угроз она была вынуждена приостановить выяснение данного вопроса. В феврале 2010 года, после того, как узнала, что и в других организациях работники в возрасте до 30 лет, впервые принятые на работу после 01 января 2005 года, получают процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера в полном размере только в том случае, если он прожил до 31 декабря 2004 года не менее пяти лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, она приняла решение обратиться в суд.

В пояснениях к исковому заявлению Харченко А.С. указала, что в соответствии с прежней редакцией статьи 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее Закон РФ № 4520-1) молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее 5 лет. С 1 января 2005 г. статьей 26 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон РФ № 122-ФЗ) в статью 11 Закона РФ № 4520-1 внесены изменения, исключившие из статьи 11 указанные положения. Однако, преамбула Федерального закона № 122-ФЗ гласит, что нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Также преамбула указывает на необходимость реализации принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования. Исходя из этого, при применении статьи 11 Закона РФ № 4520-1 (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ) следует учитывать, что молодежь (лица в возрасте до 30 лет), которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 5 лет по состоянию на 31 декабря 2004 г., то есть исполнила все требования ранее действовавшего законодательства, имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах. То есть её право на получение надбавок к заработной плате в размере 100% возникло ещё при ранее действовавшем законодательстве. Отмечает, что согласно п. 1 ст. 153 в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В связи с вышеизложенным полагает, что ее исковые требования обоснованны, и просит удовлетворить их в полном объеме.

В отзыве на исковое заявление ответчик - Чукотская таможня просил в удовлетворении исковых требований Харченко А.С. отказать в полном объеме. В обоснование своих возражений указал, что 24.07.2008 на основании приказа Чукотской таможни от 24.07.2008 №<номер обезличен> «О приеме и назначении A.C. Харченко на государственную должность федеральной государственной гражданской службы» с Харченко A.C. был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы №<номер обезличен> и установлено денежное содержание за счет средств федерального бюджета. С приказом Харченко A.C. была ознакомлена 24.07.2008г. под роспись. На момент поступления на государственную гражданскую службу в Чукотскую таможню трудового стажа Харченко A.C. не имела, трудовая книжка оформлена группой по работе с кадрами Чукотской таможни. 09.09.2008 в соответствии со статьей 317 Трудового кодекса Российской
Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ, статьей 11 закона Российской Федерации «О
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от
19.02.1993 №4520-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ),
подпунктом «е» пункта 1 Постановления СМ РСФСР от 22.10.1990 №458 «Об
упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» (с
изменениями от 31.05.1995) приказом Чукотской таможни №18-А «Об
установлении надбавки за работу в районах Крайнего Севера A.C. Харченко»
истице была установлена надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 20% с 24.01.2009г. С приказом Харченко A.C. была ознакомлена 09.09.2008 под роспись. 12.01.2009 приказом Чукотской таможни №2-А «Об установлении надбавок за работу в районах Крайнего Севера Г.А. Кобзевой, В.В. Сапачу, A.C. Харченко» истице была установлена надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 40% с 24.07.2009. С приказом Харченко А.С. была ознакомлена 12.01.2009 под роспись. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется в соответствии со ст.5 Федерального закона от 27.07.2007 №79-фз «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее- ФЗ 27.07.2007 №79-ФЗ). Пунктом 9 статьи 50 ФЗ от 27.07.2007 №79-ФЗ определено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент. Государственные гарантии и компенсации работникам Крайнего Севера установлены Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Трудовым кодексом Российской Федерации. До 31.12.2004 в соответствии с прежней редакцией статьи 11 Закона от 19.02.1993 №4520-1 молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка заработной плате выплачивалась в полном размере (100%) с первого дня работы районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в статью 11 Закона от 19.02.1993 №4520-1 внесены изменения, исключившие из статьи 11 указанные положения. Согласно статьям 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (в редакции ФЗ 22.08.2004 №122-ФЗ) размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичный порядок предусмотрен статьями 316, 317 ТК РФ. На основании части первой статьи 423 ТК РФ, до принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядок ее выплаты, продолжают применяться постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» (с изменениями от 31 мая 1995 г.), Инструкция, утвержденная приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 и другие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, поскольку они не противоречат ТК РФ и Закону РФ от 19.02.1993 №4520-1. В соответствии с указанными нормативными актами для молодежи (лиц в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районе Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы. Таким образом, для молодежи в возрасте до 30 лет, вступающей в трудовые отношения после 31.12.2004 и прожившей в районах Крайнего Севера не менее года, процентная надбавка выплачивается в ускоренном в порядке л.д. 34-37).

В ходатайстве от 09.04.2010г. ответчик - Чукотская таможня просит применить к разрешению спора положения ст. ст. 392 ТК РФ, ч. 6 ст. 152 ГПК РФ и отказать в удовлетворении иска Харченко А.С. в связи с пропуском срокам на обращение в суд л.д. 32-33).

В судебном заседании Харченко (Симон) А.С. уточнила свои исковые требования и просила признать действия ответчика - Чукотской таможни, выражающиеся в невыплате надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 100% с момента трудоустройства с 24 июля 2008 года незаконными; обязать ответчика Чукотскую таможню установить надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 100% с момента трудоустройства с 24 июля 2008 года. Кроме того, указала, что в настоящее время в связи со вступлением в брак она изменила фамилию на Симон.

В судебном заседании представитель истицы Воловик И.Ф. полностью поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представители ответчика Ярыева Т. Фатина И.. просили в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Выслушав объяснения истицы Симон (Харченко) А.С., ее представителя Воловик И. Ф., представителей Чукотской таможни - Ярыева Т.., Фатина И.., исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с приказом Чукотской таможни № <номер обезличен> от 24.07.2008г. Харченко А.С. принята 24 июля 2008 года в Чукотскую таможню и назначена на государственную должность федеральной государственной гражданской службы.

Приказами № <номер обезличен> от 09.09.2008г. № <номер обезличен>, № <номер обезличен> от 12.01.2009г., № <номер обезличен> от 12.01.2010г. Харченко А.С. установлена надбавка за работу в районах Крайнего Севера в размере 20%, 40%, 60%, соответственно. С указанными приказами истица ознакомлена.

Согласно ст. 73 указанного нормативного правого акта федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.

В ходе судебного заседания установлено, что Харченео А. С. о нарушении своего права на получение процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 100% с момента трудоустройства узнала с момента ознакомления с приказом № <номер обезличен> от 09.09.2008г. - 09 сентября 2008 года. В дальнейшем о нарушении своего права на получение процентной надбавки в размере 100% истица узнала с момента ознакомления с приказом № <номер обезличен> от 12.01.2009г. - 12 января 2009г. л.д. 64, 65).

Как следует из искового заявления, Харченео А. С. обратилась в Анадырский городской суд за защитой своего нарушенного права 24 марта 2010 года, что следует из штампа Анадырского городского суда, а также даты, указанной истицей на исковом заявлении, т.е. с пропуском установленном законом срока.

Согласно ч. 6 ст. 152 ГПК РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

В пункте 5 постановления Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В ходе настоящего судебного заседания истица пояснила, что срок пропустила в связи с тем, что начальником таможни было оказано на нее психологическое давление, каких -либо других причин пропуска срока на обращение в суд она не имеет; доказательств своим утверждениям представить не может.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В ходе настоящего судебного заседания истицей не было представлено суду доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока на обращение в суд, в связи с чем, исковые требования Харченео А. С.. к Чукотской таможне в части признания незаконными действий Чукотской таможни, выразившихся в невыплате надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 100% с момента трудоустройства с 24 июля 2008 года; обязании ответчика установить надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 100% с момента трудоустройства с 24 июля 2008 года - не подлежат удовлетворению.

Что касается доводов представителя истца в настоящем судебном заседании Воловик И. Ф. о том, что Симон (Харченко) А.С. не был пропущен срок на обращение в суд, так как в данном случае имеют место длящиеся правоотношения, на что указано в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004г., то полагаю следующее.

Действительно, согласно пункту 56 постановления Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Как указано выше, процентная надбавка к заработной плате в размере 100% истице не устанавливалась, а соответственно, не начислялась, и не выплачивалась, т.е. в данном случае подлежат применению положения ст. 392 ТК РФ.

В ходе судебного заседания истица Симон (Харченко) А. С., представители ответчика Ярыева Т., Фатина И. пояснили, что истица продолжает работать в Чукотской таможне.

Приказом Чукотской таможни № <номер обезличен> от 12.01.2010г. Харченко А. установлена надбавка за работу в районах Крайнего Севера в размере 60% с 24 января 2010 года. С данным приказом истица ознакомлена 14 января 2010 года, т.е. о нарушении своего права на получение процентной надбавки в размере 100% в период с 24 января 2010 года истица узнала - 14 января 2010г.

Таким образом, Симон (Харченко) А.С. не пропустила установленный законом срок на обращение в суд с исковыми требованиями о признания незаконными действий Чукотской таможни, выразившихся в невыплате надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 100% с 24 января 2010 года; обязании установить надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 100% с 24 января 2010 года.

Согласно п. 9 ст. 50 Федерального закона № 79-фз от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

В силу ст. 73 указанного нормативного правого акта федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 317 ТК РФ (в редакции федерального закона № 122-фз от 22.08.2004г.) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

В статье 316 ТК РФ (в редакции федерального закона № 122-фз от 22.08.2004г.) закреплено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Аналогичные положения закреплены и в ст. ст. 10, 11 Закона РФ от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции федерального закона № 122-фз от 22.08.2004г.).

До настоящего времени Правительством РФ не установлен порядок и условия выплаты процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера.

В связи с чем, в силу ст. 423 ТК РФ подлежит применению постановление СМ РСФСР № 458 от 22.10.1990г. «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера», п.п. «е» п. 1 которого закреплено, что молодежи, прожившей не менее одного года в районе Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы.

Аналогичные нормы содержатся и в п.п. «г» п. 16 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР № 2 от 22.11.1990г.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правовых оснований для выплаты истице надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 100% в период с 24 января 2010 года не имеется.

Что касается доводов Симон (Харченко) А.С. о том, что при применении статьи 11 Закона РФ № 4520-1 (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ) следует учитывать, что молодежь (лица в возрасте до 30 лет), которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 5 лет по состоянию на 31 декабря 2004 г., то есть исполнила все требования ранее действовавшего законодательства, имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах, то полагаю следующее.

Действительно, в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции до федерального закона № 122-фз от 22.08.2004г.) молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.

Согласно ч. 1 ст. 153 Федерального закона № 122-фз от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Исходя из положений ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 г. следует, что предоставление такой гарантии и компенсации как: выплата процентной надбавки к заработной плате, связывается с наличием трудовых отношений между работником и работодателем.

В судебном заседании установлено, что Харченко А.С. на момент вступления в законную силу Федерального закона № 122-фз от 22.08.2004г. (01.01.2005г.) в трудовых отношениях с ответчиком не стояла, а, соответственно положения ч. 1 ст. 153 названного законодательного акта в данном случае не подлежат применению.

По аналогичным основаниям не могут быть приняты во внимание и ссылки истицы на преамбулу данного нормативного правового акта.

Что касается доводов истицы о том, что право на получение процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера у нее имеется исходя из разъяснений Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.01.2005г. № 97-пр, № 95-пр, от 17.08.2005г. № 697-13, то полагаю следующее.

В письмах Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 20 января 2005 г. N97-Пр, № 95-Пр, 17.08.2005г. № 697-13 указано, что при применении статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N4520-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ) следует учитывать, что молодежь (лица в возрасте до 30 лет), которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет по состоянию на 31 декабря 2004 г., то есть исполнила все требования ранее действовавшего законодательства, имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах.

Исходя из положений ст. 5 ТК РФ, ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе» трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления), коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Указанные выше письма не относится к нормативным правовым актам, регулирующим трудовое законодательство, а лишь являются рекомендациями по вопросам применения трудового законодательства. Более того, данные письма не были в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763
«О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009
«Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и опубликованы в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Харченео А. С. к Чукотской таможне о признании незаконными действий Чукотской таможни, выразившихся в невыплате Харченео А. С. надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 100% с момента трудоустройства, с 24 июля 2008 года; обязании установить Харченео А. С. надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 100% с момента трудоустройства - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) О.А. Полякова

Копия верна О.А.Полякова

Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2010 года.