о восстановлении в очередь кандидата на участие в Федеральной целевой программе `Гос.жил.сертификат



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 июня 2010 года г.Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа

в составе председательствующего судьи Поляковой О.А.,

при секретаре Никитиной А.В.,

с участием:

представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Чукотскому автономному округу, действующего на основании доверенности № 1067 от 25.03.2008г., Ягуткиной Л.А.,

рассмотрев 16 - 17 июня 2010 года в г. Анадыре в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-104/10 по исковому заявлению Мясниковой М.А. к Главному управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Чукотскому автономному округу о признании права на обеспечение жильем за счет государственного сертификата; обязании восстановить в списках кандидатов на участие в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» с момента снятия с учета в той же хронологической последовательности, в какой поставлена на учет и обеспечении «ГСЖ» в порядке очередности, установленной для граждан, уволенных со службы в соответствии с ФЦП «Государственные жилищные сертификаты»,

установил:

В Анадырский городской суд обратилась Мясникова М.А. с исковым заявлением к Главному управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Чукотскому автономному округу о признании права на обеспечение жильем за счет государственного сертификата; обязании восстановить в списках кандидатов на участие в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» с момента снятия с учета в той же хронологической последовательности, в какой поставлена на учет и обеспечении «ГСЖ» в порядке очередности, установленной для граждан, уволенных со службы в соответствии с ФЦП «Государственные жилищные сертификаты». В обоснование своих исковых требований указала, что проживает в г. Билибино с 1962 года. С 07 января 1995 года является сотрудником Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, занятым на режимном объекте ядерной энергетики, а именно на Билибинской атомной станции, содержащимся за счет средств федерального бюджета. Работает в должности радиотелефониста центрального пункта пожарной связи пожарной части № 8 государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы Чукотского АО». Предполагает уволиться со службы 30 марта 2010 года по окончании действия контракта, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе. 29 июня 2009 года истицей был подан рапорт на имя начальника ГУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Чукотскому АО» о включении в состав участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством посредством реализации Государственного жилищного сертификата». По результатам заседания жилищной комиссии истица была включена в список участников данной подпрограммы. Однако, 24 ноября 2009 года она была уведомлена о том, что на основании приказов ГУ МЧС России по Чукотскому АО № <номер обезличен> от 02.10.2009г., № <номер обезличен> от 05.10.2009г., указания ГУ МЧС России по Чукотскому АО № <номер обезличен> от 30.09.2009г., постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г., ст. 50, п. 4 ст. 52 ЖК РФ она снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и не может участвовать в программе на получение государственного жилищного сертификата. Кроме того, истица с данным приказом не была ознакомлена, а также ей отказали в выдаче справки о том, что она служит в объектовой части, а именно на Билибинской АЭС. Истица считает, что отказ на участие в программе на получение государственного жилищного сертификата является незаконным и просит признать за ней право на обеспечение жильем за счет государственного жилищного сертификата, обязать восстановить в списках кандидатов на участие в Федеральной целевой программе «государственные жилищные сертификаты» с момента снятия с учета в той же хронологической последовательности, в какой поставлена на учет и обеспечении «ГСЖ» в порядке очередности, установленной для граждан, уволенных со службы в соответствии с ФЦП «Государственные жилищные сертификаты».

В возражениях на исковое заявление ответчик просит в иске Мясникова М. А. отказать. В обоснование своих возражений указал, что старшина внутренней службы Мясникова М. А. проходит службу в пожарной части № 8 (далее ПЧ-8) Государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Чукотскому автономному округу» (далее 1 отряд) в должности радиотелефонистки. 25.06.2009г. Мясникова М. А. подала рапорт на имя начальника 1 отряда на постановку в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и в дальнейшем на получение Государственного жилищного сертификата. Решением жилищной комиссии 1 отряда она была включена в списки нуждающихся, что подтверждается протоколом № <номер обезличен> от 30.06.2009г. На основании приказа Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу (далее Главное управление) от 05.10.2009 г. № <номер обезличен> в структурных подразделениях была проведена проверка законности постановки сотрудников ФПС на получение жилищного сертификата. При рассмотрении документов Мясникова М. А. было установлено, что она одна прописана и имеет муниципальное жилое помещение по договору социального найма, состоящее из двух комнат общей площадью 41,7 кв.м, в том числе жилой 25,7 кв.м в, что превышает норму предоставления жилой площади на одного человека. Жилищная комиссия 1 отряда была не вправе рассматривать вопрос постановки Мясниковой М.А., являющейся сотрудником ГПС, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.к. в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации с 01.01.2005 года это является исключительным полномочием органов местного самоуправления. Из этого следует, что постановка на учет Мясниковой М.А. как нуждающейся в улучшении жилищных условий неправомерна. Статья 52 ЖК РФ определяет, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий имеют право состоять малоимущие граждане, признанные по установленным основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма и иные, определенные федеральным законом или законом субъекта. Сотрудники ФПС до настоящего времени к иным категориям граждан не отнесены и поэтому принимаются на учет только в тех случаях, когда имеющиеся жилые помещения не соответствуют нормам обеспечения жилой площадью на всех членов семьи или когда сотрудник постоянно проживает в служебном жилом помещении и не имеет другого постоянного жилья. В данном случае, старшина внутренней службы Мясникова М.А. безквартирной не является и по нормам, принятым органами местного самоуправления (16 кв.м.) на состав семьи 1 человек жилым помещением обеспечена. Решением жилищной комиссии 1 отряда Мясникова М.А. была правомерна снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий л.д. 79-80).

Определением судебного заседания Анадырского городского суда от 25 марта 2010 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дальневосточный региональный центр МЧС России, ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по ЧАО» л.д. 115).

В возражениях на исковое заявление Мясниковой М.А. Дальневосточный региональный центр МЧС России просил в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своих возражений указал, что 25 июня 2009г. Мясникова М.А. обратилась с рапортом о постановке ее на учет на улучшение жилищных условий и последующего получения государственного жилищного сертификата. 30 июня 2009 года решением жилищно-бытовой комиссии Государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Чукотскому автономному округу», она была принята на учет и включена в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной елевой программы «ЖИЛИЩЕ» на 2002 - 2010 годы, для предоставления государственного жилищного сертификата, протокол №3 от 30.06.2009г. 05.10.2009 года начальником ГУ МЧС России по Чукотскому автономному кругу был издан приказ № 249 о проведении проверки законности постановки на очередь, нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников ФПС и военнослужащих ГУ МЧС России по Чукотскому автономному округу и подчиненных подразделений. При рассмотрении документов в ГУ МЧС России по Чукотскому автономному кругу, она не была включена в список на получение Государственного жилищного сертификата. Причиной отказа явилось то обстоятельство, что по нормам она жилым помещением обеспечена, так как учетная норма площади жилого помещения для принятии на учет в качестве нуждающихся, установленная решением Совета депутатов Билибинского района от 20.04.2005 г. № 5, составляет 14 кв.м., а площадь занимаемого ей жилого помещения составляет - 41,7 кв. м. 30.09.2009 года решением жилищной комиссии (протокол № 5 от 30.09.2009 г.) государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Чукотскому автономному округу», она была исключена из списков, как не соответствующая условиям принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, определенной ст.52 Жилищного Кодекса РФ и не представление предусмотренных ч. 4 ст.52 документов. Кроме того, по обращению Дальневосточного регионального центра в Департамент инвестиций и капитального строительства МЧС России по запросу законности признания жилищными комиссиями Главных управлений МЧС России по субъектам и подчиненных им организаций сотрудников ФПС нуждающимися в улучшении жилищных условий, был получен ответ, согласно которому сотрудники федеральной противопожарной службы до настоящего времени к иным категориям граждан не отнесены, поэтому не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти л.д. 122-124).

В дополнительном отзыве представитель Дальневосточного регионального центра МЧС России указал, что порядок выдачи ГЖС сотрудникам Федеральной противопожарной службы МЧС России регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» (далее -Подпрограмма). Непосредственным оформлением Государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС) сотрудникам Федеральной противопожарной службы МЧС России, проходящим службу на территории Чукотского автономного округа осуществляет МЧС России в следующем порядке: Дальневосточным региональным центром МЧС России в адрес Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу в начале года, предшествующего году выдачи ГЖС, направляется указание о предоставлении (как правило, до 1 августа) списков участников Подпрограммы вместе со всеми необходимыми документами. Главное управление МЧС России по Чукотскому автономному округу во исполнение данного указания осуществляет сбор списков и иной необходимой документации со всех подчинённых подразделений МЧС России, расположенных на территории Чукотского автономного округа. По получению всей необходимой информации, Главное управление МЧС России по Чукотскому автономному округу проверяет её, после чего готовит сводный список граждан-участников Подпрограммы. В данный список включаются все сотрудники Федеральной противопожарной службы МЧС России, проходящие службу на территории Чукотского автономного округа, имеющие право участвовать в Подпрограмме, и изъявившие желание реализовать своё право на получение ГЖС в следующем году. После утверждения сводного списка начальником Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу, он направляется в Дальневосточный региональный центр МЧС России. Дальневосточный региональный центр МЧС России осуществляет проверку всех представленных документов и формирует сводный список военнослужащих и сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России - участников Подпрограммы, изъявивших получить ГЖС, за весь Дальневосточный регион. Сводный список граждан - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить ГЖС, состоящий из военнослужащих и сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России Дальневосточного региона в срок до 10 сентября года, предшествующего планируемому, направляется в МЧС России. Дальнейшая работа по подготовке и оформлению ГЖС проводится МЧС России. Выдача оформленных ГЖС на военнослужащих и сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России всего Дальневосточного региона осуществляется по доверенности представителю Дальневосточного регионального центра МЧС России, который в аналогичном порядке осуществляет их передачу в нижестоящие подразделения. В соответствии с требованиями постановления Правительства от 21 марта 2006 года № 153, признание сотрудника Федеральной противопожарной службы МЧС России участником Подпрограммы производится в организациях и учреждения, в которых они проходят службу. Вопрос о признании (либо об отказе признания) участником подпрограммы Мясниковой М.А., как сотрудника Федеральной противопожарной службы, входит в компетенцию Государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Чукотскому автономному округу», поскольку истец именно в нём проходит службу. При этом одним из обязательных условий для включения в список участников подпрограммы является признание гражданина (в данном случае М.А. Мясниковой) нуждающимся в улучшении жилищных условий. С 1 марта 2005 года порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 ЖК РФ). В совокупности вышеизложенных норм, Мясникова М. А. после 1 марта 2005 года, могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий лишь органом местного самоуправления, на территории которого проживает. Решение жилищной комиссии Государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Чукотскому автономному округу» от 30 июня 2009 года о включении истицы в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий противоречит требованиям части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, соответственно отменено законно и обоснованно. Кроме того, реализация Подпрограммы и выдача ГЖС со стороны МЧС России осуществляется в рамках реализации прав лишь определённых категорий граждан - военнослужащих и сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России. Реализация Подпрограммы в части переселения жителей из районов Крайнего Севера в компетенцию МЧС России не входит.

Аналогичные возражения по существу исковых требований Мясниковой М.А. представлены и государственным учреждением «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Чукотскому автономному округу» л.д. 138-139).

В судебное заседание Мясникова М.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика - Ягуткина Л. А. просила в удовлетворении исковых требований Мясникова М. А. отказать по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Дальневосточный региональный центр МЧС России, ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по ЧАО», не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя ответчика Ягуткина Л. А.., исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с разделом 2 подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ № 675 от 17.09.2001г., право на получение социальных выплат имеют следующие категории граждан Российской Федерации: военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях): сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы регламентирован Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. (далее Правила).

Согласно п.п. «а» п. 5, п. п. 6, 7, 8, 9 Правил право на участие в подпрограмме имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане- участники подпрограммы). Из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах«а» пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы (службы).

Исходя из приведенных выше положений закона следует, что право на участие в данной программе имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеющие выслугу 10 лет и более, увольняемые со службы по определенным законом основаниям.

Как установлено в судебном заседании, на основании приказа № 91 л/с от 28.12.1994г. Мясникова М.А. принята на должность радиотелефониста Билибинской объектовой военизированной пожарной части отряда военизированной пожарной охраны № 1 Государственной противопожарной службы Чукотского автономного округа.

Согласно справок от 26.06.2009г. № <номер обезличен>, № <номер обезличен> истица служит в должности радиотелефониста центрального пункта пожарной связи пожарной части № 8 государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Чукотскому автономному округу». Выслуга лет Мясниковой М.А. по состоянию на 01.07.2009г. составляет 15 лет 10 месяцев 12 дней - в календарном исчислении; 30 лет 04 месяца 06 дней - в льготном исчислении.

В судебном заседании представитель ответчика Ягуткина Л. А.. пояснила, что учреждение, в котором проходит службу истица финансируется за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со справкой № <номер обезличен> от 26.06.2009г., выплаты денежного довольствия истицы Мясникова М. А. производятся за счет средств федерального бюджета.

Решением жилищно-бытовой комиссии государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Чукотскому автономному округу» от 26.06.2009г., на основании заявления от 25.06.2009г. Мясникова М.А. была включена в список нуждающихся в получении жилого помещения посредством реализации Государственного жилищного сертификата.

Решением жилищно-бытовой комиссии государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Чукотскому автономному округу» от 30.06.2009г., истица была включена в список участников федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты».

Приказами ГУ МЧС России по ЧАО № 249 от 05.10.2009г. «О проведении проверки законности постановки сотрудников Федеральной противопожарной службы подразделений на учет нуждающихся в получении жилых помещений», № 246 от 02.10.2009г. «О проведении проверки служебного жилого фонда подразделений ФПС Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу» установлено, что при выявлении утраты сотрудником оснований, дающих право на получение жилого помещения, решением жилищно-бытовой комиссии необходимо снять указанных сотрудников с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно указанию Главного управления МЧС России по ЧАО № <номер обезличен> от 30.09.2009г. предписано Мясникова М. А. в срок до 02 октября 2009 года снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключить из списков участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002 - 2010 годы».

Решением жилищно-бытовой комиссии государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Чукотскому автономному округу» от 14.09.2009г., истица была исключена из списка сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Уведомлении от 14.09.2009г. Мясникова М.А. поставлена в известность, что снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не может участвовать в программе на получение государственного жилищного сертификата.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. До настоящего времени каких-либо нормативным правовых актов, в соответствии с которыми сотрудники ГПС отнесены к указанной выше категории граждан, не принято.

В силу положений ч. ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Таким образом, исходя из указанных выше положений закона следует, что постановка и принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий относится к полномочиям органов местного самоуправления, а, соответственно, сотрудники государственной противопожарной службы могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет органами местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Мясникова М.А. не состояла на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Администрации муниципального образования Билибинский район.

Истица занимает на условиях социального найма жилое помещение, расположенное по адресу <адрес обезличен>, общей площадью 42, 2 квадратных метра.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что жилищно-бытовая комиссия ГУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Чукотскому автономному округу» не вправе была принимать решение о постановке на учет Мясниковой М.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, то последняя правомерна не была признана участницей подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы. А соответственно, оснований для удовлетворения требований истицы о признании права на обеспечение жильем за счет государственного сертификата; обязании восстановить в списках кандидатов на участие в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» и обеспечении «ГСЖ» не имеется.

Что касается ссылки истицы на постановление Правительства РФ № 1054 от 06.09. 1998г. «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», то полагаю следующее.

Пунктом 1 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N1054 (далее - Правила учета), предусмотрено, что Правила учета устанавливают единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. «г» п. 6, п. 7 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии. Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

Пунктами 29, 30 Правил закреплено, что граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации. В случае получения финансовой помощи (социальной выплаты) или государственного жилищного сертификата они снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Администрации субъектов Российской Федерации распределяют государственные жилищные сертификаты, построенную, купленную за счет средств федерального бюджета жилую площадь в соответствии с утвержденными списками очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, о чем в письменной форме уведомляют граждан, уволенных с военной службы.

Исходя из приведенных выше положений указанного нормативного правового акта следует, что данными Правилами регламентирован порядок обеспечения государственными жилищными сертификатами Администрациями субъектов Российской Федерации иных (чем те, которые определены в п. «а» п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г.) категорий граждан - сотрудников ГПС.

Кроме того, истица Мясникова М.А. проходит службу в должности старшины, то есть в соответствии с п. 6 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного постановлением ВС РФ № 4202-1 от 23.12.1992г., федеральным законом № 116-фз от 25.07.2002г., относится к лицам младшего начальствующего состава.

Не могут быть признаны обоснованными и ссылки истицы на положения Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановление Правительства РФ № 879 от 10.12.2002г. «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку указанными нормативными правовыми актами устанавливаются условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, а не сотрудникам ГПС, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеющих выслугу 10 лет и более.

Не могут быть приняты во внимание и ссылки истицы на п.п. «з» п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г., так как право граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на участие в подпрограмме реализуется путем выдачи государственного жилищного сертификата органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты) (п. «в» п. 18 Правил). Тогда как выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Мясникова М. А. к Главному управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Чукотскому автономному округу о признании права на обеспечение жильем за счет государственного сертификата; обязании восстановить в списках кандидатов на участие в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» с момента снятия с учета в той же хронологической последовательности, в какой поставлена на учет и обеспечении «ГСЖ» в порядке очередности, установленной для граждан, уволенных со службы, в соответствии с ФЦП «Государственные жилищные сертификаты» - отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья (подпись) О.А.Полякова

Копия верна О.А.Полякова

Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2010 года.