о признании права на приватизацию квартиры и признании недействительным отказа в приватизации жило



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 июля 2010 года г. Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Поляковой О.А.;

при секретаре Никитиной А.В.,

с участием:

истца Рудика В.В.,

представителя ответчика - Администрации ГО Анадырь, действующего на основании доверенности № 03-19/11 от 06.04.2010г., Одаренко Л.А.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОВД по ГО Анадырь, действующему на основании доверенности № 12/11781 от 22.10.2009г., Хорбухонова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анадыре 05 июля - 06 июля 2010 года гражданское дело № 2-191/10 по исковому заявлению Рудик В. В. к Администрации ГО Анадырь о признании за истцом права на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: адрес обезличен, признании незаконным отказа в приватизации квартиры, расположенной по адресу: адрес обезличен, обязании передать квартиру адрес обезличен в собственность истца, заключив с Администрацией ГО Анадырь договор передачи квартиры в собственность,

установил:

В Анадырский городской суд обратился Рудик В. В. с исковым заявлением к Администрации ГО Анадырь о признании за истцом права на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: адрес обезличен признании незаконным отказа в приватизации квартиры, расположенной по адресу: адрес обезличен, обязании передать квартиру адрес обезличен в собственность истца, заключив с Администрацией ГО Анадырь договор передачи квартиры в собственность. В обоснование своих исковых требований указал, что с 1994 по 2006 год проходил службу в органах внутренних дел Чукотского АО. 3 августа 1996 года Администрацией ГО Анадырь ему выданы ключи от однокомнатной квартиры по адресу: адрес обезличен, впоследствии был выдан и ордер на эту квартиру номер обезличен от 13 августа 1996г. 31 декабря 1998 года у истца родилась дочь и он написал рапорт в жилищную комиссию ОВД г.Анадырь на улучшение жилищных условий. В октябре 2001 года жилищной комиссией ОВД г. Анадырь ему была предложена двухкомнатная квартира по адрес обезличен и истец переехал в эту квартиру вместе с семьей. Ему был выдан спецордер от 30 октября 2001г. номер обезличен на данное жилое помещение на основании постановления номер обезличен от 16 октября 2001 года. В 2006 году истец ушел на пенсию за выслугу лет. В 2010 году он принял решение о приватизации занимаемой его семьей квартиры. Однако обратившись в Администрацию ГО Анадырь о приватизации и бесплатной передаче в собственность квартиры, занимаемой его семьей, получил отказ в связи с тем, что данная квартира отнесена к специализированному жилому фонду и передача ее в собственность не предусмотрена. При этом Администрация ГО Анадырь ссылается на то, что с истцом заключен договор служебного найма. Вместе с тем, согласно сообщению ГП ЧАО «Чукотский центр технической инвентаризации» от 18.01.2010г. данная квартира является муниципальной, сведений об отнесении ее к служебному жилищному фонду не имеется.

В отзыве на исковое заявление ответчик - Администрация ГО Анадырь просит в удовлетворении исковых требований Рудик В. В. - отказать. В обоснование своих возражений указывает, что в соответствии с частью 1 статья 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» правом приватизации помещений в домах государственного и муниципального фонда пользуются граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма. Согласно ст.52 главы 7 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в помещениях. Принятие на учет осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений о принятии их на учет. Этим же органом по результатам рассмотрения заявления и иных представленных с заявлением документов не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов принимается решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет; и не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление, документ подтверждающий принятие такого решения. Согласно статье 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам. При этом малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В настоящее время гр. Рудик В.В. на учете в городском округе Анадырь, как нуждающийся в жилом помещении, не состоит. С этим вопросом в Администрацию ГО Анадырь не обращался, малоимущим не признавался. Кроме того, часть 1 статьи 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указывает, что не подлежат приватизации служебные жилые помещения. Спорное жилое помещение, расположенное по адресу: адрес обезличен, является муниципальной собственностью и включено в число служебных жилых помещений (постановление Администрации МО г. Анадырь 24.04.2003 № 171). Более того, данное служебное жилое помещение закреплено за ОВД г. Анадырь, для предоставления сотрудникам, проходящим службу. В соответствии с постановлением Администрации МО города Анадырь от 16.10.2001 № 475 данное жилое помещение было предоставлено Рудик В.В. как служебная жилая квартира с выдачей ордера установленного образца на весь период прохождения службы в органах внутренних дел. Основанием предоставления служебной жилой площади послужило ходатайство жилищной миссии ОВД г. Анадырь. Отмечает, что каких либо обязательств по предоставлению жилья по договору социального найма Администрация города истцу не давала л.д. 120-122).

Определением Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 12.05.2010г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОВД по ГО Анадырь, Л. И.., законный представитель Рудик К.В., 1998г.р. - Рудик Л.И. л.д. 40-42).

Отзыва на исковое заявление Рудика В.В. ОВД по ГО Анадырь в Анадырский городской суд не представило.

В заявлении от 18.06.2010г. Рудик Л.И. указала, что с исковыми требованиями Рудика В.В. полностью согласна л.д. 147).

В судебном заседании Рудик В.В. уточнил свои исковые требования и просил признать за Рудик В. В. право на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: адрес обезличен, признать незаконным отказ в приватизации квартиры, расположенной по адресу: адрес обезличен, обязать передать квартиру, расположенную по адресу: адрес обезличен, в собственность Рудик В. В., заключив с Администрацией ГО Анадырь договор передачи квартиры в собственность. При этом указал, что данное жилое помещение занимает на условиях социального найма, и оно ему предоставлено Администрацией ГО Анадырь в порядке улучшениях жилищных условий после распределения жилищной комиссией ОВД по ГО Анадырь.

В судебном заседании представитель ответчика - Администрации ГО Анадырь Одаренко Л.А. просила в удовлетворении исковых требований Рудику В.В. отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

В судебном заседании представитель ОВД по ГО Анадырь Хорбухонов Д.А. просил рассмотреть данное гражданское дело по усмотрению суда, каких-либо возражений против удовлетворения исковых требований Рудика В.В. не имеет.

В судебное заседание Рудик Л.И. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав объяснение истца Рудик В. В.., представителя ответчика - Администрации ГО Анадырь - Одаренко Л.А., представителя ОВД по ГО Анадырь Хорбухонова Д.А., исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона РФ N 1541-I от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст. 6 указанного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

На основании ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6 ЖК РСФСР (действовавшего на момент предоставления истцу жилья) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству составляют государственный жилищный фонд. Государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В силу ч. 3 ст. 7 Закона РФ № 4218-1 от 24.12.1994г. «Об основах федеральной жилищной политики» (с посл. изменениями и дополнениями, действовавшего в момент предоставления спорного жилого помещения) жилищный фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений является муниципальным жилищным фондом.

Как установлено в судебном заседании, жилое помещение, расположенное по адресу: адрес обезличен, является муниципальной собственностью, что подтверждается справкой из ГП ЧАО «Чукотский центр технической инвентаризации» номер обезличен от 18.01.2010г., выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.05.2010г. л.д. 13, 128).

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ЖК РСФСР (действовавшей в период спорных правоотношений) граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

На основании ст. ст. 28, 29 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются по основаниям, предусмотренным законом, в частности, постоянное проживание в данном населенном пункте, а также обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Спорное жилое помещение истец со своей семьей занимает на основании постановления Администрации МО город Анадырь № 475 от 16.10.2001г. «О распределении освободившихся и выкупленных жилых помещений», которым предписано выдать Рудику В.В. служебный ордер на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: адрес обезличен, а также спецордера номер обезличен от 30.10.2001г. л.д. 53, 7).

В судебном заседании Рудик В.В. пояснил, что в Администрации ГО Анадырь на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял. Спорное жилое помещение ему и его семье было предоставлено после распределения жилищной комиссией ОВД по г. Анадырь как сотруднику, в порядке улучшения жилищных условий в связи с рождением ребенка.

В судебном заседании третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОВД по ГО Анадырь не были представлены документы, подтверждающие постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, - Рудик В. В.. и членов его семьи, а также порядок распределения истцу спорного жилого помещения.

Не были представлены такие документы и ответчиком - Администрацией ГО Анадырь.

Принимая во внимание, что указанные выше документы не были представлены ответчиком - Администрацией ГО Анадырь, а также третьим лицом - ОВД по ГО Анадырь, то суд приходит к выводу о необходимости применения положений ст. 68 ГПК РФ, и обосновать свои выводы в части нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи Рудик В. В.. объяснениями истца, в соответствии с которыми спорное жилое помещение было предоставлено ему в связи с необходимостью улучшения жилищных условий.

Таким образом, Рудик В. В.. вместе со своей семьей вселился в квартиру адрес обезличен на законных основаниях, в связи с чем у Рудик В. В.. и у членов его семьи (Рудик Л.И., Рудик К.В.) на законном основании возникло право пользования в отношении предоставляемого ему жилого помещения. В настоящем судебном заседании не оспаривалась законность предоставления жилого помещения Рудику В.В. и его семье.

В соответствии со ст. ст. 50, 51 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г., ст. ст. 61, 63 ЖК РФ пользование нанимателем и членом семьи занимаемым жилым помещением осуществляется на основании договора социального найма данного жилого помещения, для которого установлена письменная форма. До 01.03.2005г. основанием заключения договора социального найма жилого помещения является ордер (ч. 1 ст. 51 ЖК РСФСР).

В судебном заседании истец Рудик В.В. пояснил, что письменного договора социального найма с ним не заключалось, вселился в указанную квартиру на основании спецордера.

Согласно ч. 1 ст. 101, ч. 2 ст. 105 ЖК РСФСР (действовавшего на момент предоставления истцу квартиры) служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Из приведенной выше нормы закона следует, что до принятия решения о предоставлении гражданину (в данном случае сотруднику ОВД г. Анадырь) служебного жилого помещения, последнее должно быть включено в число служебных решением соответствующего исполкома местных Советов народных депутатов.

Постановлением Администрации муниципального образования город Анадырь № 171 от 24.04.2003г. «О включении жилых помещений в число служебных» квартира адрес обезличен включена в число служебных жилых помещений муниципального фонда г. Анадырь и закреплена за ОВД г. Анадырь.

Таким образом, на момент предоставления Рудику В.В. и членам его семьи квартиры, расположенной по адресу: адрес обезличен, она не была в установленном законом порядке отнесена к категории служебного жилого помещения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Рудик В.В. с членами своей семьи Рудик Л.И., Рудик К.В. занимает жилое помещение, расположенное по адресу: адрес обезличен, на условиях социального найма.

Рудик В. В. 19 января 2010 года обратился в Администрацию ГО Анадырь с заявлением о приватизации указанного жилого помещения л.д. 6).

Администрацией ГО Анадырь в письме номер обезличен от 05.03.2010г. Рудику В.В. было отказано в приватизации данного жилого помещения, поскольку оно относится к категории служебного л.д. 31).

С учетом изложенного, принимая во внимание, что квартиру, находящуюся по адресу: адрес обезличен истец занимает на условиях социального найма, то, суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации ГО Анадырь в приватизации данного жилого помещения является незаконным.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Рудика В.В. о признании за Рудик В. В. права на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: адрес обезличен, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона РФ N 1541-I от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из указанной нормы закона следует, что право на приватизацию жилого помещения, занимаемого в муниципальном жилищном фонде, на условиях социального найма, закреплено федеральным законом, а соответственно дополнительного признания решением суда не требуется.

Кроме того, не подлежат удовлетворению и исковые требования Рудика В.В. об обязании передать квартиру, расположенную по адресу: адрес обезличен, в собственность Рудик В. В., заключив с Администрацией ГО Анадырь договор передачи квартиры в собственность.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона РФ N 1541-I от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 6, 7 указанного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24.08.1993г. «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст. 69 Жилищного кодекса РФ имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.

Таким образом, жилое помещение в собственность в порядке приватизации передается всем членам семьи нанимателя, включая и несовершеннолетних членов семьи.

Согласно выписке из финансово-лицевого счета от 18.01.2010г., в квартире адрес обезличен проживают Рудик В. В.., его жена Л. И., дочь К. В. л.д.19).

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Рудик В. В.. об обязании Администрации ГО Анадырь передать квартиру, расположенную по адресу: адрес обезличен, в собственность только истца, заключив с Администрацией ГО Анадырь договор передачи квартиры в собственность - не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Таким образом, с Администрации ГО Анадырь подлежит взысканию в пользу истца уплаченная государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Рудик В. В. к Администрации ГО Анадырь о признании за Рудик В. В. права на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: адрес обезличен, признании незаконным отказа в приватизации квартиры, расположенной по адресу: адрес обезличен, обязании передать квартиру, расположенную по адресу: адрес обезличен, в собственность Рудик В. В., заключив с Администрацией ГО Анадырь договор передачи квартиры в собственность - удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ в приватизации квартиры, расположенной по адресу: адрес обезличен.

В удовлетворении остальной части исковых требований Рудик В. В. к Администрации ГО Анадырь - отказать.

Взыскать с Администрации ГО Анадырь в пользу Рудик В. В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) О.А.Полякова

Копия верна О.А.Полякова