о принудительном взыскании налоговой санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 июля 2010 года г. Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Поляковой О.А.;

при секретаре Никитиной А.В.,

с участием:

представителя истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по ЧАО, действующего на основании доверенности № 03-35/00404 от 19.01.2010г., Музыка Л.В.,

ответчика Ширина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анадыре 12 - 13 июля 2010 года гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Чукотскому АО к Ширин А. В. о взыскании штрафа в размере 3000 рублей за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 128 НК РФ,

установил:

В Анадырский городской суд обратилась Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Чукотскому АО с исковым заявлением к Ширин А. В. о взыскании штрафа в размере 3000 рублей за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 128 НК РФ. В обоснование своих исковых требований указала, что Ширин А.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции № 1 ФНС России по Чукотскому АО. На основании решения начальника МИФНС № 1 по Чукотскому АО №45 от 05.10.2009г. была назначена выездная проверка Общества с ограниченной ответственностью «СеверСтрой». Согласно приказу от 23.11.2006г. №1 Ширин А.В. исполняет обязанности директора ООО «СеверСтрой». В ходе проверки было предположено, что ООО «СеверСтрой» не отражало в бухгалтерской отчетности фактическое количество работников, тем самым выводило из под налогообложения доходы физических лиц, полученные ими за выполненные работы. В целях установления фактических обстоятельств, связанных с возможным привлечением к трудовой деятельности работников для выполнения ремонтно-строительных работ по договорам и государственным контрактам у должностного лица налогового органа возникла необходимость получения свидетельских показаний. Согласно п.1 ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. По данным проверки значимые обстоятельства могли быть известны директору ООО «СеверСтрой» Ширину А.В., в силу возложенных на него обязанностей и полномочий. Ширин А.В., уведомлением от 30.10.2009г. №12-49/12827 был вызван для дачи показаний в качестве свидетеля на 03.11.2009г. в офисное помещение ООО «СеверСтрой». До начала допроса Ширину А.В. были разъяснены правила ст. 51 Конституции РФ и он был предупрежден об ответственности за отказ от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем сделана отметка в протоколе допроса свидетеля, которая подтверждается подписью Ширина А.В. Во время допроса Ширину А.В. были заданы вопросы, касающиеся привлечения физических лиц для выполнения ремонтных работ, а также, касающиеся формы и размера оплаты за выполненные работы. Однако на вопросы, которые касаются обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля, Ширин А.В. отказался давать показания, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ. Налоговый орган указывает на то, что анализируя ст. 51 Конституции РФ, а также нормы налогового законодательства - физическое лицо Ширин А.В. был правомерно допрошен в качестве свидетеля, а поставленные вопросы касались деятельности юридического лица ООО «СеверСтрой» и были направлены на выяснение обстоятельств, необходимых для налогового контроля. Таким образом, отказ Ширина А.В. от дачи свидетельских показаний является неправомерным. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, согласно ст. 128 НК РФ признается налоговым правонарушением, за которое предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 3000 рублей. Об обнаружении факта, свидетельствующего о налоговом правонарушении, был составлен акт №6 от 17.11.2009г., который был вручен Ширину А.В. под роспись. На этот акт Шириным А.В., в течение 10 дней не были представлены какие-либо возражения, о месте и времени рассмотрения акта о налоговом правонарушении Ширин А.В. был своевременно уведомлен письмом от 25.11.2009г. №12-49/13991, однако на рассмотрение не явился. По результатам рассмотрения данного акта о налоговом правонарушении было вынесено решение о признании Ширина А.В. виновным в налоговом правонарушении и о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 128 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 3000 рублей. Решение №50 от 14.12.2009г. о привлечении к ответственности было вручено Ширину А.В. под роспись 14.12.2009г. Руководствуясь п. 10 ст. 101.4 и п. 1 ст. 70 НК РФ, Межрайонная ИФНС России №1 по Чукотскому АО сформировала требование об уплате штрафа №1243 от 28.12.2009г. и направило его в адрес Ширина А.В. 31.12.2009г. заказным письмом. В соответствии с п.6 ст. 69 НК РФ требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. С учетом положений ст. 6.1 НК РФ требование об уплате штрафа №1243 от 28.12.2009г. считается полученным 18.01.2010г. В соответствии с п.4 ст. 69 НК РФ требование об уплате штрафа должно быть исполнено в течение 10 дней с даты получения указанного требования, однако исполнено не было и не исполнено до настоящего времени. На основании изложенного, Межрайонная инспекция ФНС России №1 по Чукотскому АО просит суд взыскать с Ширина А.В. штраф в размере 3000 рублей за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 128 НК РФ.

Отзыва на исковое заявление Ширин А.В. в суд не представил.

В судебном заседании представитель истца Музыка Л.В. полностью подержала исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Чукотскому АО по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании ответчик Ширин А.В. исковые требования не признал. При этом указал, что не согласен с привлечением его к налоговой ответственности по ст. 128 НК РФ, поскольку он воспользовался правом, предоставленным ему ст. 51 Конституции РФ - не свидетельствовать против себя, супруги. Данное право ему было разъяснено налоговым инспектором при допросе его в качестве свидетеля.

Выслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Чукотскому АО - Музыка Л.В., ответчика Ширина А.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля: лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля; лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

В соответствии с ч. 2 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов.

Одной из форм налогового контроля является проведение выездных налоговых проверок. На основании ч.ч. 4, 12, 13 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 Кодекса. При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 Кодекса.

Исходя из приведенных выше положений налогового законодательства следует, что свидетельские показания могут быть использованы как сведения об обстоятельствах, имеющих значения для проведения выездной налоговой проверки.

Как установлено в судебном заседании, на основании решения заместителя начальника межрайонной инспекции ФНС России № 1 по ЧАО № 45 от 05.10.2009г. в ООО «Северстрой» проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления): по всем налогам и сборам, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2006г. по 31.12.2008г. л.д. 19, 97-136).

Согласно акту № 5 выездной налоговой проверки ООО «Северстрой» от 02 марта 2010 года, в ходе данной проверки установлено, что фактически за проверяемый период ООО «Северстрой» осуществляло виды деятельности, связанные с выполнением ремонтно-строительных работ по договорам и государственным контрактам; работы по монтажу и техническому обслуживанию систем видеонаблюдения, оказанию услуг по поставке канцелярских товаров и офисной техники. В акте отмечено, что не представилось возможным установить, кто осуществлял указанные выше работы, заключались ли договоры на их выполнение, а также оплачивалась ли работа, в какой сумме, какими документами подтверждалась оплата. Проверяющие пришли к выводу, что ООО «СеверСтрой» занижается фактическое количество работников, осуществляющих ремонтно-строительные работы, выводятся из под налогообложения доходы физических лиц, полученных как вознаграждение за выполняемые работы, и соответственно занижается налоговая база по НДФЛ и взносам в ОПФ.

В соответствии с протоколом допроса директора ООО «СеверСтрой» Ширина А.В. от 03.11.2009г., последний был допрошен относительно обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля в отношении налогоплательщика ООО «Северстрой», в целях определения фактических обстоятельств, связанных с установлением физических лиц, привлеченных для выполнения ремонтно-строительных работ по государственным контрактам и договорам. Ответчик воспользовался предоставленным ему ст. 51 Конституции РФ правом не свидетельствовать против себя, супруги и отказался давать показания л.д. 19 - 33).

На основании акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях, от 17.11.2009г. решения № 50 от 14.12.2009г. Ширин А.В. был привлечен к налоговой ответственности по ст. 128 НК РФ - штрафу в размере 3000 рублей л.д. 35 - 42, 43-61).

Согласно ст. ст. 106, 107 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 Кодекса. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

В соответствии с ч. 2 ст. 128 НК РФ неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей. В силу буквального толкования данной нормы ответственность в данном случае наступает не просто за отказ от дачи показаний, а именно за неправомерный отказ.

На основании ч.ч. 1, 3 ст. 90 НК РФ свидетель - это физическое лицо, которое вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, т.е. не сообщать сведения (информацию), если эти сведения связаны или указывают на противоправное деяние и могут быть использованы против указанных лиц.

Пунктом 2 статьи 11 НК РФ закреплено, что физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Таким образом, по части 2 статьи 128 НК РФ - за неправомерный отказ от дачи показаний может быть привлечено только физическое лицо, обладающее информацией (сведениями) об обстоятельствах, связанных с осуществлением налогового контроля, которые не указывают на противоправный характер действий данного физического лица.

В соответствии с решением учредителя ООО «СеверСтрой» № 1 от 10.11.2006г. «О создании общества с ограниченной ответственностью» директором (исполнительным органом) указанного юридического лица назначен Ширин А.В. л.д. 7).

На основании приказа № 1 от 23.11.2006г. Ширин А.В. приступил к исполнению обязанностей директора ООО «Северстрой» с 23 ноября 2006 года л.д. 8).

В судебном заседании установлено, что директор ООО «СеверСтрой» Ширин А.В. был допрошен в рамках выездной налоговой проверки, проводимой в отношении ООО «Северстрой» по вопросам, направленным на выяснение обстоятельств, связанных с осуществлением ООО «СеверСтрой» услуг по ремонтно-строительным работам, установке и техническому обслуживанию систем наружного и внутреннего наблюдения по договорам и государственным контрактам, установлению лиц, выполнявших данные работы, размеру оплаты их труда.

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов; в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из приведенной выше нормы закона следует, что общество с ограниченной ответственностью ООО «СеверСтрой» является налоговым агентом.

Для налоговых агентов за несоблюдение требований налогового законодательства предусмотрена налоговая ответственность, в частности, по ст. 123 НК РФ (неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению), ст. 126 НК РФ (непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что сообщение Шириным А.В. сведений, связанных с возможным использованием труда наемных работников для выполнения ремонтно-строительных работ и работ по установке и техническому обслуживанию наблюдения по государственным контрактам, впоследствии могло повлечь привлечение налогового агента ООО «СеверСтрой» к налоговой ответственности.

Согласно пунктам 11.2.1, 11.2.3 Устава ООО «СеверСтрой» руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества - директором. Директор без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; принимает решения и издает приказы по оперативным вопросам деятельности общества, обязательные для исполнения работниками общества; осуществляет подготовку необходимых материалов и предложений для рассмотрения общим собранием и обеспечивает исполнение принятых им решений л.д. 11-17).

В данном случае Ширин А.В. как директор ООО «СеверСтрой» действует от имени данной организации.

В соответствии с ч. 4 ст. 110 НК РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Исходя из анализа приведенной нормы закона, положений ст. 51 Конституции РФ, Ширин А.В. вправе был воспользоваться нормами статьи 51 Конституции РФ - отказаться от дачи показаний, поскольку последние впоследствии могли быть использованы против него как физического (должностного лица) ООО «СеверСтрой».

В силу ч. 1 ст.108, п. 1 ст. 109 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с отсутствием события налогового правонарушения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае отсутствует событие налогового правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 128 НК РФ.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание, что суд не усмотрел наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 128 НК РФ, то оснований для взыскания с Ширина А.В. штрафа в размере 3000 рублей не имеется.

Что касается доводов представителя истца о том, что ответчик в данном случае правомерно был привлечен к налоговой ответственности, поскольку не являлся субъектом налоговых правоотношений, то полагаю следующее.

Действительно, в силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Частью 1 статьи 107 НК РФ закреплено, что ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

Исходя из положений ст. ст. 24, 207 НК РФ субъектами налоговых правоотношений по исчислению, уплате налога на доходы физических лиц являются налогоплательщики (физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации), а также налоговые агенты. То есть Ширин А.В. не относится к субъектам налоговых правоотношений в указанной сфере правового регулирования.

Вместе с тем, исходя из положений ч.1, 3 ст. 90 НК РФ, ст. 51 Конституции РФ следует, что любое физическое лицо вправе отказаться свидетельствовать об обстоятельствах, связанных с осуществлением налогового контроля в отношении проверяемой организации, если впоследствии такие сведения могут быть использованы против него, независимо от того, относится ли он к субъектам существующих налоговых правоотношений.

Не может суд согласиться и с доводами представителя истца в судебном заседании о том, что действия ответчика повлекли за собой нарушение интересов государства в части налоговых поступлений в бюджет и нарушение прав лиц, привлекаемых к выполнению работ в части не перечисления взносов на обязательное пенсионное страхование.

Согласно решению № 8 от 31.03.2010г. о привлечении к налоговой ответственности ООО «СеверСтрой» указанных выше нарушений налогового законодательства выявлено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому АО к Ширин А. В. о взыскании штрафа за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 128 НК РФ, в размере 3000 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А.Полякова