о неправильном начислении и недоплате заработной платы



Дело № 2-159/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 августа 2011 года                                                                                 г. Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Мищериной Е.Г.,

при секретаре Красовской А.А.,

с участием:

представителя истицы Нигматуллиной Э.А., действующего на основании доверенности от 10.06.2010 г., Трауш Т.П.,

представителя ответчика ООО «Антарес и КО», действующего на основании доверенности от 01.09.2010г., Шабатын С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анадыре гражданское дело по иску Нигматуллиной Э. А. к ООО «Антарес и КО» о взыскании недоплаченной заработной платы в связи с неправильным начислением заработной платы за период с 01 января 2010 года по 08 июня 2010 года в размере 79020 рублей,     

установил:

Нигматуллина Э.А. обратилась в Анадырский городской суд с иском к ООО «Антарес и КО» о взыскании недоплаченной заработной платы в связи с неправильным начислением заработной платы за период с 01 января 2010 года по 08 июня 2010 года в размере 79020 рублей. В обоснование своих требований указала, что с 01 августа 2007 года по 08 июня 2010 года работала в ООО «Антарес и КО» продавцом в магазине «Зодиак»,08 июня 2010 года уволилась по собственному желанию. Работодатель до настоящего времени не дал ей на руки копии приказов о приеме ее на работу и об увольнении. 15 декабря 2010 года на судебном заседании в Анадырском городском суде по ее иску Абрамовой к ООО «Антарес и КО» о незаконных вычетах из заработной платы и взыскании недоплаченной заработной платы и отпускных неожиданно выяснилось, что ответчик за период с 01.01.2010г. по 28.07.2010г. включительно неправильно начислял продавцам магазина заработную плату. Так в частности, работодатель начислял истице северный коэффициент только на ее оклад. Начисления северного коэффициента на ежемесячную премию и оплаты стимулирующего характера им не производились. Соответственно из-за этого стала меньше северная надбавка и заработная плата в целом. В результате этого каждый месяц ей недоплачивалась значительная сумма. Истица приводит расчет, в соответствии с которым недоплата за период с 01.01.2010г. по 08.06.2010г. составила 79020 рублей. При этом истица указывает, что ответчик ООО «Антарес и КО» не разу не предоставлял ей за весь период работы расчетных листков, несмотря на ее просьбы. Какого-либо бухгалтерского образования у нее нет. В связи с этим, трехмесячный срок на обращение в суд, установленный ст. 394 ТК РФ, истица исчисляет с 15.12.2010г., с момента когда она узнала о нарушении ее трудовых прав.

В возражениях на исковое заявление ответчик ООО «Антарес и КО» просило в удовлетворении исковых требований Нигматуллиной Э.А. отказать. В обоснование своих возражений указало, что в соответствии с локальным актом предприятия «Положением об оплате труда в ООО «Антарес и КО» размер премии работника за полностью отработанный месяц является фиксированным и составляет с учетом районного коэффициента и северных надбавок 3000 (три тысячи) рублей. Премия не начисляется на должностной оклад, а также на доплаты к должностному окладу за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, выполнение работы временно отсутствующего работника, за работу в сверхурочное, ночное время и в выходные и нерабочие праздничные дни. За работу в ночное время работникам устанавливается доплата в размере 20 процентов должностного оклада (тарифной ставки) за каждый час работы в ночное время. Начисление заработной платы истице производилось исходя из норматива рабочих смен и часов при шестидневной рабочей неделе. Из представленных расчетных ведомостей усматривается, что при полностью отработанном месяце заработная плата истицы составляла: должностной оклад 8166 рублей, районный коэффициент -8166 рублей, северные надбавки- 8166 рублей, ежемесячная премия в фиксированном размере 3000 с учетом районного коэффициента и северных надбавок, стимулирующая доплата за работу в ночное время и в нерабочие праздничные дни - 4902 рублей с учетом районного коэффициента и северных надбавок (л.д. 15-17).

В ходатайстве от 18.04.2011г. ООО «Антарес и КО» в соответствии со ст. 392 ТК РФ заявило о применении по настоящему гражданскому делу последствий пропуска срока на обращение в суд для восстановления нарушенного права (л.д. 71).

Определением Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 02.08.2011г. производство по настоящему гражданскому делу в части исковых требований Нигматуллиной Э.А. к ООО «Антарес и КО» о начислении районного коэффициента и северных надбавок на доплату за особые условия труда, отклонение от нормальных условий труда, за работу в ночное время, представляющую фиксированную сумму 4902 рубля, всего на сумму 24510 рублей прекращено.

В судебное заседание истица Нигматуллина Э.А. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истицы Трауш Т.П. уточнила исковые требования и просил взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Антарес и КО» недоплаченную заработную плату за период с 01 января 2010 года по 08 июня 2010 года включительно в размере 54510 рублей. При этом указал, что Нигматуллина Э.А. не пропустила срок обращения в суд, поскольку о нарушении своих прав на получение ежемесячной премии с учетом районного коэффициента и северной надбавки узнала 15 декабря 2010 года при рассмотрении гражданского дела по иску Абрамовой О.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Антарес и КО» о незаконных вычетах из заработной платы и взыскании недоплаченной заработной платы и отпускных.

В судебном заседании представитель ответчика Шабатын С.В. просила в удовлетворении исковых требований Нигматуллиной Э.А. отказать в связи с пропуском срока на обращение в суд.

В судебном заседании представитель истицы Трауш Т.П. указала, что всем продавцам магазина «Зодиак», включая Нигматуллину Э.А., не выдавались расчетные листки по заработной плате. Истица не была ознакомлена с действующим на предприятии Положением об оплате труда, Правилами внутреннего трудового распорядка.

Выслушав объяснения представителя истицы Трауш Т.П., представителя ответчика Шабатын С.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Разногласия, возникшие между Нигматуллиной Э.А. и ответчиком и основанные на трудовых отношениях между ними, носят характер трудового спора.

Согласно чч. 1, 3 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Исходя из смысла и содержания ст. 392 ТК РФ следует, что начало течения срока на обращение в суд за разрешением трудового спора законодателем связывается с наличием обстоятельств, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Приказом № 71-л/с от 01.08.2007 г. Нигматуллина Э.А. принята на работу продавцом магазина «Зодиак» с тарифной ставкой (окладом) согласно штатному расписанию и надбавкой 100%.

С истицей по должности продавца был заключен трудовой договор от 01 августа 2007 года, в соответствии с которым ей выплачивается должностной оклад согласно штатного расписания, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера 100% в месяц; районный коэффициент в размере 100%.

Как следует из искового заявления и объяснений представителя истца Трауш Т.П., представителя ответчика Шабатын С.В. истица уволена 08 июня 2010 года.

Из расчетных ведомостей за январь - июнь 2010 года видно, что Нигматуллиной Э.А. ежемесячно начислялась и выплачивалась премия в размере 3 000 рублей без учета районного коэффициента и северных надбавок (л.д. 57-62).

В силу ч. 4 ст. 84.1, ст. 140 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой. При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

В судебном заседании установлено, что заработную плату за январь 2010 года истица получила 13 февраля 2010 года; за февраль 2010 года - 13 марта 2010 года; за март 2010 года - 09 апреля 2010 года; за апрель 2010 года - 10 мая 2010 года; заработную плату за май 2010 года, за июнь 2010 года и компенсацию за неиспользованный отпуск истица получила 10 июня 2010 года (л.д.63-68).

В соответствии с ч. 1, 2, 3, 6 ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

В судебном заседании представитель истицы Трауш Т.П. пояснила, что истица не была ознакомлена с Положением об оплате труда в организации, ей также не выдавались расчетные листки, в связи с чем она не могла знать о составных частях заработной платы.

Вместе с тем, в силу положений части 1 статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев не только со дня,когда он узнал, но и со дня, когда работник должен был узнать о нарушении своего права.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Нигматуллина Э.А., получив окончательный расчет при увольнении, соблюдая должную степень заботливости и осмотрительности, могла и должна была знать о нарушении своего права на получение заработной платы не в полном объеме.

Как следует из искового заявления с требованиями о взыскании недоплаченной заработной платы (премии) Нигматуллина Э.А. обратилась в суд 15 марта 2011 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции Анадырского городского суда, т.е. с пропуском установленного законом срока на обращение в суд (л.д. 1-2).

В пункте 5 постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 17.03.2004г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» Верховный суд разъяснил, что при подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В судебном заседании представителем истицы Трауш Т. П. не приведено ни одно из выше перечисленных обстоятельств, являющихся основанием для восстановления пропущенного срока на обращение в суд.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований Нигматуллиной Э.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Антарес и КО» о взыскании недоплаченной заработной платы за период с 01 января 2010 года по 08 июня 2010 года в размере 54510 рублей следует отказать.

Кроме того, исковые требования истицы не подлежат удовлетворению и по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В чч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ закреплено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу положений ст. 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18
«Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» установлено, что в Чукотском автономном округе к заработной плате применяется коэффициент 2,0.

В Указе Президиума ВС СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» предусмотрено, что всем рабочим и служащим государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций необходимо надбавку к их месячному заработку (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах: в Чукотском автономном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) - 10 процентов по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы.

В соответствии с Положением об оплате труда работников ООО «Антарес и КО», утвержденным приказом Генерального директора ООО «Антарес и КО» от 01.07.2009г., фонд оплаты труда формируется из следующих выплат работникам: должностной оклад (тарифная ставка); премия по результатам работы за месяц (ежемесячная премия в фиксированном размере; доплаты и надбавки, предусмотренные законодательством РФ за работы в тяжелых природно-климатических условиях; непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т.д. (п.3.3).

В приложении № 2 к указанному выше Положению закреплено, что размер премии работника за полностью отработанный месяц является фиксированным и составляет с учетом районного коэффициента и северных надбавок 3000 рублей. Премия не начисляется на должностной оклад, а также на доплаты к должностному окладу за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, выполнение работ временно отсутствующего работника, за работу в сверхурочное, ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что размер премиального вознаграждения, выплаченного истице, является фиксированной суммой, в которую уже включены выплаты районного коэффициента и северных надбавок.

При этом сам факт не ознакомления работника с Положением об оплате труда не отменяет действие названного акта, поскольку исходя из ст. 12 ТК РФ, пп. 5.1, 5.3, 5.4 Положения об оплате труда работников ООО «Антарес и КО», утвержденного приказом Генерального директора ООО «Антарес и КО» от 01.07.2009г., данный локальный нормативный акт действует с 01.07.2009г. и подлежит применению независимо от ознакомления с ними работника.     

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении исковых требований Нигматуллиной Э. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Антарес и КО» о взыскании недоплаченной заработной платы за период с 01 января 2010 года по 08 июня 2010 года в размере 54510 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья     подпись Е.Г. Мищерина

Копия верна

Судья         Е.Г. Мищерина