признание бывшего супруга утратившей право пользования жилым помещением



Дело № 2-35/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2011 года г. Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Глебовой Е.П.,

при секретаре Никитиной А.В.,

с участием:

истца Тропина А.В.,

представителя ответчика Тропиной Т.Л. - Шабатын С.В., доверенность от 17.10.2009 г.,

представителя ответчика - Отдела Федеральной миграционной службы по Чукотскому автономному округу - Карповой Е.А., доверенность № 7940 от 27.12.2010 года,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Анадыре гражданское дело № 2-35/11 по иску Тропина А.В. к Тропину Т.Л. и к Тропину М.А. о признании их прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес обезличен, к Отделу Федеральной миграционной службы по Чукотскому автономному округу об обязании снять с регистрационного учета по адресу: адрес обезличен Тропину Т.Л. и Тропину М.А.,

установил:

В Анадырский городской суд поступило заявление Тропина А.В. к Тропину Т.Л., паспортному столу ООО "ЧукотЖилСервис-Анадырь" о признании Тропину Т.Л. и Тропину М.А. не проживающими по адресу адрес обезличен с 9 ноября 2009 года, обязании паспортного стола ООО "ЧукотЖилСервис-Анадырь" снять с регистрационного учета Тропину Т.Л. и Тропину М.А. по вышеуказанному адресу. В обоснование исковых требований истец указал, что 12 августа 2010 года брак между ним и ответчицей решением судьи мирового участка г. Анадырь был расторгнут, от данного брака имеется несовершеннолетняя дочь М 18.09.2007 г.р. 09 ноября 2009 года Тропина Т.Л. с дочерью вылетели за пределы Чукотского автономного округа и в настоящее время проживают по адресу: адрес обезличен, Нижегородской области, однако, с регистрационного учета по адресу: адрес обезличен не сняты. Квартира номер обезличен в доме номер обезличен по адрес обезличен является собственностью Тропина А.В. согласно свидетельству о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии 49 АА номер обезличен от 15.06.2006 года, выданному на основании договора купли-продажи от 16.05.2006 года и акта приема-передачи квартиры от 16.05.2006 года. ООО "ЧукотЖилСервис-Анадырь" отказывается снять с регистрационного учета без заявления и личного присутствия ответчицы. Регистрация Тропину Т.Л. и Тропину М.А., которые не проживают в жилом помещении по адресу: адрес обезличен, препятствует Тропину А.В. в осуществлении его прав собственника.

В судебном заседании 15 декабря 2010 года истец заявил об изменении предмета исковых требований - просил признать Тропину Т.Л. и Тропину М.А. прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес обезличен, также просил обязать Отдел Федеральной миграционной службы по Чукотскому автономному округу снять с регистрационного учета по адресу: адрес обезличен Тропину Т.Л. и Тропину М.А.. В этом же судебном заседании надлежащим был указан ответчик - Отдел Федеральной миграционной службы по Чукотскому автономному округу, а ООО «ЧукотЖилСервис-Анадырь» истец просил привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В связи с данными заявлениями истца по делу была проведена новая подготовка.

В судебном заседании 02.02.2011 года истец поддержал свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что просит признать бывшую супругу и дочь прекратившими право пользования спорным жилым помещением на основании ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, как бывших членов семьи собственника жилого помещения.

В судебное заседание ответчики Тропина Т.Л. и Тропина М.А. не явились, о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, в присутствии представителя Тропиной Т.Л. - Шабатын С.В.

Представитель ООО «ЧукотЖилСервис-Анадырь» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика - Отдела Федеральной миграционной службы по Чукотскому автономному округу - Карпова Е.А. в судебном заседании пояснила, что вопрос о возможности удовлетворения требований истца оставляет на усмотрение суда.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что между Тропиным А.В. и Тропиной Т.Л. был заключен брак 10 февраля 2006 года.

18 сентября 2007 года у истца и ответчика Тропиной Т.Л. родилась дочь - Тропина М.А..

Данные факты были установлены решением мирового судьи судебного участка г. Анадыря от 12.08.2010 года, которое вступило в законную силу 19 января 2011 года. Этим же решением брак, заключенный между Тропиным А.В. и Тропиной Т.Л. 10 февраля 2006 года, расторгнут.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение было приобретено Тропиным А.В. и зарегистрировано право собственности на него 15 июня 2006 года, то есть, уже после заключения им брака с Тропиной Т.Л.

Согласно выписке из финансово - лицевого счета от 27.10.2010 года в квартире адрес обезличен зарегистрированы Тропин А.В., Тропина Т.Л. и Тропина М.А.

В соответствии со ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Часть 1 ст. 256 ГК РФ гласит, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Согласно ч. 4 ст. 31 ГК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда.

Анализируя указанные нормы права во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами дела, суд приходит к выводу, что в данном случае при рассмотрении требований Тропина А.В. о прекращении права бывшего супруга на пользование жилым помещением необходимо иметь в виду положения ГК РФ и СК РФ, определяющие режим общей собственности супругов. То есть, с учетом того, что спорная квартира приобретена во время брака, к Тропиной Т.Л. не должны применяться положения ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ.

Какая-либо другая норма права, позволяющая одному из собственников жилого помещения признать бывшего супруга прекратившим право пользования жилым помещением, являющимся совместной собственностью супругов, суду не известна, истцом не названа.

Учитывая изложенное выше, требование Тропина А.В. о признании Тропиной Т.Л. прекратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес обезличен, не подлежит удовлетворению.

Что касается требования истца о признании Тропиной М.А. прекратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес обезличен то полагаю следующее.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, их обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка (пункт 1 статьи 55, пункт 1 статьи 63 СК РФ), в том числе на жилищные права. Поэтому прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил части 4 статьи 31 ЖК РФ. Более того, как указывалось выше, спорная квартира является совместной собственностью супругов.

В судебном заседании 02.02.2011 года истец и представитель ответчика Тропиной Т.Л. пояснили, что Тропина М.А. является родной дочерью истца Тропина А.В., родительских прав в отношении Тропиной М.А. он не лишен.

В связи с этим суд не находит законных оснований для удовлетворения требований Тропина А.В. о признании Тропиной М.А. прекратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес обезличен

Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», другими законодательными актами и утвержден постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (далее - Правила).

Подпункт «е» пункта 31 Правил предусматривает, что снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Поскольку суд не находит законных оснований для удовлетворения требований истца о признании Тропиной Т.Л. и Тропиной М.А. прекратившими право пользования спорным жилым помещением, то требование Тропина А.В. об обязании Отдела Федеральной миграционной службы по Чукотскому автономному округу об обязании снять ответчиков с регистрационного учета по адресу: адрес обезличен не подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 103 ГПК РФ уплаченная государственная пошлина истьцу не возвращается.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований к Тропину Т.Л., к Тропину М.А. о признании Тропину Т.Л. и Тропину М.А. прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес обезличен; к Отделу Федеральной миграционной службы по Чукотскому автономному округу об обязании снять с регистрационного учета по адресуадрес обезличен Тропину Т.Л. и Тропину М.А. Тропина А.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Е.П. Глебова

Решение в окончательной форме было изготовлено 07 февраля 2011 года.

Судья Е.П. Глебова