РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 13 января 2012 года г. Анадырь Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе: председательствующего судьи Поляковой О.А., при секретаре Никитиной А.В., с участием: истца Ахметовой А.А., представителя ответчика - Управления Федеральной службы безопасности России по Чукотского автономному округу, действующего на основании доверенности от 25 марта 2011 года, Гомзякова С.В., представителя ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе, действующего на основании доверенности от 10.01.2012г., Папанова И.И., рассмотрев 11 - 13 января 2012 года в открытом судебном заседании в г. Анадыре гражданское дело по иску Ахметовой А.А., Ахметова А.Р., Ахметова Т.Р. к Администрации ГО Анадырь, Управлению Федеральной службы безопасности России по Чукотскому автономному округу, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе о признании утратившим силу решения городского Совета народных депутатов Исполнительного комитета № 156 от 10.07.1990г. «О переводе жилого помещения по <адрес> в разряд служебного»; признании незаконным распоряжения Администрации городского округа Анадырь Чукотского АО «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности городского округа Анадырь, в собственность Российской Федерации № 48/2011-р от 20.06.2011г. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ <адрес>; признании незаконным акта приема-передачи Администрации ГО Анадырь Чукотского автономного округа от 20.06.2011г. б/н в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 59/2011-р от 07 июля 2011 года о закреплении права оперативного управления за УФСБ России по ЧАО на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; признании незаконным отказа главы администрации городского округа Анадырь Чукотского автономного округа в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>; обязании Администрацию ГО Анадырь Чукотского автономного округа передать в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, путем приватизации, установил: В Анадырский городской суд Чукотского автономного округа обратились Ахметова А.А., Ахметов Т.Р., Ахметов А.Р. с исковым заявлением к Администрации ГО Анадырь, Управлению Федеральной службы безопасности России по Чукотскому автономному округу, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе о признании утратившим силу решения городского Совета народных депутатов Исполнительного комитета № 156 от 10.07.1990г. «О переводе жилого помещения по <адрес> разряд служебного»; признании незаконным распоряжения Администрации городского округа Анадырь Чукотского АО «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности городского округа Анадырь, в собственность Российской Федерации № 48/2011-р от 20.06.2011г. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; признании незаконным акта приема-передачи Администрации ГО Анадырь Чукотского автономного округа от 20.06.2011г. б/н в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 59/2011-р от 07 июля 2011 года о закреплении права оперативного управления за УФСБ России по ЧАО на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; признании незаконным отказа главы администрации городского округа Анадырь Чукотского автономного округа в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; обязании Администрацию ГО Анадырь Чукотского автономного округа передать в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем приватизации. В обоснование своих исковых требований указали, что с 1995 года проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое распределено на основании служебного ордера по постановлению Администрации города Анадырь № 193 от 28.04.1995г. Полагает, что решение Исполнительного Комитета Анадырского городского Совета народных депутатов № 156 от 10.07.1990г., которым указанное жилое помещение переведено в разряд служебного, не подлежит применению, поскольку в период времени с 1990 года и до настоящего времени в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» спорное жилое помещение передано из государственного жилищного фонда в муниципальную собственность. Указывают, что 22 марта 2011 года Ахметов Т.Р., 16 мая 2011 года Ахметова А.А. обращались в Администрацию ГО Анадырь с заявлениями о приватизации жилья, в удовлетворении которых им отказано 29 марта 2011г., 06 июня 2011г. Считают данные отказы незаконными, так как квартира по адресу: <адрес> предоставлена на условиях социального найма. Не согласны с решением Администрации ГО Анадырь о безвозмездной передаче спорного жилого помещения в муниципальную собственность, а также с распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 59/2011-р от 07.07.2011г. «О закреплении на праве оперативного управления за Управлением Федеральной службы безопасности по Чукотскому автономному округу служебного жилого помещения (квартиры)», поскольку нарушены требования стст. 84, 103 ЖК РФ, не выяснен вопрос согласны ли истцы освободить жилое помещение в добровольном порядке. В заявлении от 16 ноября 2011 года в соответствии со ст. 39 ГПК РФ истцы изменили предмет исковых требований и просили: признать не подлежащим применению решение городского Совета народных депутатов Исполнительного комитета от 10.07.1990г. № 156 «О переводе жилого помещения по <адрес> в разряд служебного» к отношениям, возникшим после смены собственника указанного жилого помещения; признать незаконным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 59/2011-р от 07.07.2011г. «О закреплении права оперативного управления за Управлением Федеральной службы безопасности по Чукотскому автономному округу на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; признать незаконным отказ Главы Администрации городского округа Анадырь в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе передать в собственность Ахметова Т.Р. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, путем приватизации (л.д. 18 т. 2). В отзыве на исковое заявление ответчик Администрация ГО Анадырь просила в удовлетворении исковых требований Ахметовой А.А., Ахметова Т.Р., Ахметова А.Р. отказать. В обоснование своих возражений указала, что в соответствии со стст. 2,4 Закона РФ № 1541-I от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»правом приватизациижилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде пользуются граждане, занимающие жилые помещения на условиях социального найма. Не подлежат приватизации служебные жилые помещения. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании решения Исполнительного комитета Анадырского городского Совета народных депутатов № 156 от 10.07.1990г., является служебным жилым помещением и до 17 августа 2011 года находилось в муниципальной собственности. Указанное выше решение принято с соблюдением положений ранее действовавшей ст. 101 ЖК РСФСР. Отмечают, что спорное жилое помещение в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 48/2011-р от 20.06.2011г. «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности городского округа Анадырь, в собственность Российской Федерации» передано в собственность Российской Федерации. Передача имущества в федеральную собственность проведена в соответствии с ч. 11 статьи 154 Федерального закона № 122-фз от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Считают, что передача спорного объекта недвижимого имущества в федеральную собственность не нарушает каких-либо прав истцов (л.д. 120-121 т.1). В отзыве на исковое заявление ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе просило в удовлетворении исковых требований Ахметовой А.А., Ахметова Т.Р., Ахметова А.Р. отказать. В обоснование возражений указано, что право собственности Российской Федерации зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17 августа 2011 года, что подтверждается соответствующим свидетельством. В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-фз от 22.08.2004г. право собственности на имущество, передаваемое в федеральную собственность, возникает с даты, устанавливаемой решениями о передаче данного имущества. К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи. По факту закрепления имущества на праве оперативного управления за УФСБ РФ по ЧАО сообщило, что соответствующее решение принято в пределах полномочий, установленных Положением о территориальном управлении, на основании стст. 299, 224, 120, 214, 296 ГК РФ (л.д. 122 т.1, л.д. 85-87 т.2). В отзыве на исковое заявление ответчик Управление ФСБ РФ по ЧАО просило в удовлетворении исковых требований Ахметовой А.А., Ахметова Т.Р., Ахметова А.Р. отказать. В обоснование возражений указано, что решением Исполнительного комитета Анадырского городского Совета народных депутатов № 156 от 10.07.1990г. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. переведено в разряд служебного. При передаче данного жилого помещения из государственной собственности в муниципальную в 1991 году, оно не утратило статус служебного, поскольку соответствующие положения не закреплены действовавшим на тот момент ЖК РСФСР. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе о придании спорному жилому помещению статуса служебного подтвержден ранее присвоенный статус данной квартиры, а не установлен новый (т. 1 л.д. 203-204). Определением судебного заседания Анадырского городского суда от 17.11.2011г. в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (л.д. 26 т. 2). В отзыве на исковое заявление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу указало, что 24 декабря 2010 года осуществлена государственная регистрация права собственности городского округа Анадырь на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании следующих документов: акта от 01.11.2000г., постановления Администрации ГО Анадырь № 89 от 06.05.2006г., акта приема-передачи имущества; распоряжения Администрации муниципального образования г. Анадырь № 349-рг от 21.09.2000г. 17 августа 2011 года осуществлена государственная регистрация перехода права, права собственности РФ на указанное жилое помещение; а 30.08.2011г. - права оперативного управления. Государственная регистрация прав (перехода права) осуществлена в соответствии с положения Федерального закона № 122-фз от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (л.д. 34-36 т. 2). В судебном заседании истица Ахметова А.А., представитель истцов Ахметова Т.Р., Ахметова А.Р. - Ахметова А.А. уточнила исковые требования и просила признать не подлежащим применению решение городского Совета народных депутатов Исполнительного комитета от 10.07.1990г. № 156 «О переводе жилого помещения по <адрес> в разряд служебного» к отношениям, возникшим после смены собственника указанного жилого помещения с 1993 года; признать незаконным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 59/2011-р от 07.07.2011г. «О закреплении права оперативного управления за Управлением Федеральной службы безопасности по Чукотскому автономному округу на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; признать незаконным отказ Главы Администрации городского округа Анадырь в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе передать в собственность Ахметова Т.Р. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем приватизации. Настаивала на удовлетворении указанных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В судебное заседание истцы Ахметова Т.Р., Ахметова А.Р. не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие (со слов представителя Ахметовой А.А.). В судебном заседании представители ответчиков УФСБ России по ЧАО, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе Гомзяков С.В., Папанов И.И. просили в удовлетворении исковых требований Ахметова Т.Р., Ахметова А.Р., Ахметовой А.А. отказать по основаниям, изложенным в возражениях. В судебное заседание представитель ответчика Администрации ГО Анадырь не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Выслушав объяснения истицы Ахметовой А.А., представителя ответчика УФСБ России по ЧАО - Гомзякова С.В., представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе Папанова И.И.,исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Как установлено в судебном заседании, постановлением Администрации города Анадырь № 193 от 28 апреля 1995 года «О распределении освободившихся жилых помещений в г. Анадыре» предписано выдать служебный ордер Ахметову Р.С. <адрес> на состав семьи 4 человека (л.д. 13 т. 1). Постановлением Администрации ГО Анадырь № 126 от 07.04.2011г. в названное выше постановление внесены изменения в части указания номера дома - <адрес> (л.д. 241 т. 1). В соответствии с выпиской из финансово-лицевого счета от 23.09.2011г. в спорном жилом помещении проживают Ахметова А.А., Ахметов Т.Р., Ахметов А.Р. на основании спецордера № 1683 от 16.05.1995г., постановления № 193 от 28.04.1995г. Аналогичные сведения содержаться и в выписке из домовой (поквартирной) книги от 29.09.2011г. (л.д. 198 т. 1). В судебном заседании истица Ахметова А.А. пояснила, что служебный ордер, выданный на занятие жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> утратила, а договор найма служебного жилого помещения в установленном Жилищным Кодексом РСФСР порядке с ней не заключался. Объяснения истицы в названной части не оспаривались лицами, участвующими в деле. В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (далее ЖК РСФСР) (действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения) служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. Решением Исполнительного комитета Анадырского городского Совета народных депутатов № 156 от 10.07.1990г. жилое помещение по <адрес> переведено в разряд служебного (л.д. 16 т. 1). В соответствии со стст. 5, 6 ЖК РСФСР (действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения) жилищный фонд включает: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Согласно регистрационному удостоверению, выданного Анадырским бюро технической инвентаризации Чукотского горкоммунхоза 22.09.1982г., домовладение <адрес> зарегистрировано на праве государственной собственности за Анадырским ПУЖКХ на основании распоряжения Магаданского ОИК № 570 от 22.09.1982г., о чем в реестровую книгу внесена запись № 136 (л.д. 5 т. 2). В судебное заседание представителем ответчика Администрации ГО Анадырь не представлено распоряжение Магаданского ОИК № 570 от 22.09.1982г., согласно которому жилой дом по <адрес> зарегистрирован на праве государственной собственности за указанной выше организацией. Из сообщения ГП ЧАО «Чукотский центр технической инвентаризации» № 01-14/1560 от 14.11.2011г., архивной справки государственного казенного учреждения «Государственный архив Чукотского автономного округа» № 04-11/459 от 02.11.2010г. следует, что в материалах архивов указанных предприятий распоряжение Магаданского ОИК № 570 от 22.09.1982г. отсутствует (т.2 л.д. 4, т. 1 л.д. 251). В соответствии с Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной приказом МКХ РСФСР № 83 от 21.02.1968г. (действовавшей на момент принятия решения № 156 от 10.07.1990г.), в целях учета принадлежности строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР бюро технической инвентаризации исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся ведут по установленным формам реестры и производят регистрацию строений: на праве государственной собственности, находящихся в ведении местных Советов; на праве государственной собственности, находящихся в ведении государственных учреждений, организаций и предприятий; кооперативных и других общественных организаций; жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности. На основании решения исполкома рай(гор)совета депутатов трудящихся бюро технической инвентаризации выдает собственнику строения регистрационное удостоверение по прилагаемой форме (§§. 1, 14). В силу ст. 24 ГК РСФСР (действовавшего на момент принятия решения № 156 от 10.07.1990г.) юридическими лицами являются: государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс; учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, руководители которых пользуются правами распорядителей кредитов (за изъятиями, установленными законом); государственные организации, финансируемые за счет иных источников и имеющие самостоятельную смету и самостоятельный баланс; колхозы, межколхозные и иные кооперативные организации и их объединения, другие общественные организации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, предприятия и учреждения этих организаций и их объединений, имеющие обособленное имущество и самостоятельный баланс; государственно-колхозные и иные государственно-кооперативные организации; другие организации в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР. Указанные в настоящей статье учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете, в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, действуют от имени соответственно Союза ССР или РСФСР. Согласно ст. 22 ЖК РСФСР для эксплуатации государственного и общественного жилищного фонда создаются жилищно-эксплуатационные организации, деятельность которых осуществляется на основе хозяйственного расчета. Жилищно-эксплуатационные организации обеспечивают сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан, а также контролируют соблюдение гражданами правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории. Жилой дом может эксплуатироваться только одной жилищно-эксплуатационной организацией. Если для эксплуатации домов ведомственного или общественного жилищного фонда не может быть создана жилищно-эксплуатационная организация, эксплуатация домов осуществляется непосредственно соответствующим предприятием, учреждением, организацией. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик Типовое положение о жилищно-эксплуатационной организации утверждается Советом Министров РСФСР или министерством, государственным комитетом, ведомством СССР. В соответствии со ст. 93.1 ГК РСФСР имущество, закрепленное за государственными, межколхозными, государственно-колхозными и иными государственно-кооперативными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом. С учетом изложенных выше положений ранее действовавшего гражданского и жилищного законодательства, суд приходит к выводу, что жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, на момент принятия решения Исполнительного комитета Анадырского городского Совета народных депутатов № 156 от 10.07.1990г., относились к государственному жилищному фонду, находящемуся в ведении местных Советов народных депутатов, закрепленному на праве оперативного управления за Анадырским ПУЖКХ. В силу п. 2 постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», приложения 3 к указанному нормативному акту объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие указанные объекты, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Во исполнение указанного постановления решением Малого Совета народных депутатов Чукотского автономного округа № 12 от 20.01.1993г. утвержден перечень предприятий и имущества, передаваемого в муниципальную собственность г. Анадыря, согласно приложению 1. В данном приложении указан жилой дом по <адрес> То есть, жилые помещения, расположенные в названном доме, перешли из государственной собственности в муниципальную, что предполагает изменение статуса жилого помещения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с момента передачи в муниципальную собственность, утратило статус служебного жилого помещения, установленный на основании решения Исполнительного комитета Анадырского городского Совета народных депутатов № 156 от 10.07.1990г. Вместе с тем, исковые требования Ахметовой А.А., Ахметова Т.Р., Ахметова А.Р. о признании не подлежащим применению решение городского Совета народных депутатов Исполнительного комитета от 10.07.1990г. № 156 «О переводе жилого помещения по <адрес> разряд служебного» к отношениям, возникшим после смены собственника указанного жилого помещения с 1993 года, - не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом. Согласно ч. 1 ст. 254, ч.ч. 1, 4 ст. 258 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Таким образом, одним из способов защиты нарушенного права является неприменение судом акта органа местного самоуправления, противоречащего закону (т.е. принятого с нарушением перечисленных в пункте 25 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ требований). В ходе судебного заседания законность решения Исполнительного комитета Анадырского городского Совета народных депутатов № 156 от 10.07.1990г. истцами не оспаривалась. А действующим гражданским законодательством не предусмотрен такой способ защиты нарушенного права как признание не подлежащим применению решения органов государственной власти, органов местного самоуправления (не признанного незаконным) к правоотношениям, возникшим после введения в его действия. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцы обратились в Анадырский городской суд за защитой нарушенного права способом, не предусмотренным законом, а соответственно правовых оснований для удовлетворения перечисленных выше требований не имеется. Что касается исковых требований Ахметова А.А., Ахметова Т.Р., Ахметова А.Р. к Администрации ГО Анадырь о признании незаконным отказа Главы Администрации городского округа Анадырь в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, то полагаю следующее. Ахметов Т.Р. 22 марта 2011 года обратился в Администрацию ГО Анадырь с заявлением о приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 11 т.1). Письмом Администрации ГО Анадырь № 03-03/570 от 29 марта 2011 года в удовлетворении указанного заявления отказано, поскольку спорная квартира является служебным жилым помещением муниципального жилищного фонда (л.д. 12). В соответствии с ч. 1 ст. 101 ЖК РСФСР (действовавшего на момент распределения спорного жилого помещения) служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. Согласно ст. 104 ЖК РСФСР служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих. В силу чч. 1, 5 ст. 15 Закона РФ № 4338-1 от 22.01.1993г. «О статусе военнослужащих» (действовавшего на момент предоставления жилого помещения) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу. Указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспеченные жилыми помещениями, в период прохождения военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм жилой площади, очередности и льгот, установленных настоящим Законом и жилищным законодательством. Жилые помещения в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, в которых прописаны и проживают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, закрепляются в постоянное пользование за Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, в войсках которых военнослужащие проходят военную службу. При освобождении указанные жилые помещения заселяются также военнослужащими и их семьями. Из приведенных выше положений ранее действовавшего законодательства следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам семьи, предоставляются жилые помещения в порядке, предусмотренным жилищным законодательством. В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. В силу ст. 29 ЖК РСФСР граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, приведенным в части 1 статьи, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. Согласно положениям стст. 29, 30, 31 ЖК РСФСР, пунктов 8 - 1, 12, 14 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР № 335 от 31.07.1984г. (действовавших до 01 марта 2005 года), граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий в случае принятия их на соответствующий учет. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. В соответствии со ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. Из анализа приведенных норм следует, что военнослужащие, имеющие право на получение жилого помещения, не освобождены от обязанности соблюдения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма. Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, при получении спорного жилого помещения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставления жилого помещения по договору социального найма, Ахметовой А.А., а также члены ее семьи Ахметова Т.Р., Ахметова А.Р. в Администрацию г. Анадырь не обращались, а соответственно в списках очередности по указанному основанию не состояли (т.2 л.д. 16). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что жилье Ахметовой А.А., Ахметова Т.Р., Ахметова А.Р. было предоставлено без соблюдения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма. При этом судом отмечается, что положения ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР в части возможности учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы в данном случае не применяется, поскольку, как указано выше, спорное жилое помещение на момент его распределения истцам не относилось к ведомственному жилищному фонду, а являлось муниципальным. В соответствии со ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Согласно справке Управления ФСБ России по ЧАО от 10.11.2011г. документы, касающиеся обстоятельств выделения в 1995 году служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> сотруднику УФСБ России по ЧАО Ахметову Р.С. на состав семьи 4 человека не сохранились (л.д. 267 т. 1). Из письма Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу № 652 от 25.04.1995г., адресованного главе Администрации г. Анадыря, следует, что постановлением жилищной комиссии освободившаяся 3-х комнатная служебная квартира по адресу: <адрес> предоставлена сотруднику Управления - Ахметову Р.С. на состав семьи 4 человека, включая Ахметову А.А., Ахметова Т.Р., Ахметова А.Р. (л.д. 252 т.1). В судебном заседании истица Ахметовой А.А., представитель ответчика УФСБ России по ЧАО Гомзяков С.В. не оспаривали факт предоставления истцам спорного жилого помещения в связи с прохождением службы в воинской части на территории г. Анадыря. Как указано выше, спорное жилое помещение истцы занимают на основании постановления Администрации города Анадырь № 193 от 28 апреля 1995 года, спецордера № 1683 от 16.05.1995г. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что, несмотря на отсутствие на момент распределения спорного жилого помещения принятого в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов об отнесении его к категории служебного, фактически <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, предоставлена истцам на условиях служебного найма. Данные выводы суда основаны, в том числе и на положениях ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которыми военнослужащим предоставлялсь жилые помещения на условиях служебного найма (глава 3 ЖК РСФСР). На указанный вывод суда не может повлиять и отсутствие заключенного на основании ст. 106 ЖК РСФСР с истцами договора найма служебного жилого помещения. Действительно, в силу ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. Вместе с тем, из положений ст. 105 ЖК РСФСР следует, что служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации; на основании которого решением исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. То есть наличие указанных выше документов свидетельствует о предоставлении жилого помещения на условиях служебного найма. А согласно статьям 50, 51 и 106 Жилищного кодекса РСФСР составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета. При этом судом также отмечается, что с истцами не заключался и договор социального найма спорного жилого помещения. С учетом изложенного, принимая во внимание, что истцы занимали спорное жилое помещение на условиях служебного найма, то Администрацией ГО Анадырь правомерно было отказано в приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Более того, требования истцов о признании незаконным отказа Главы Администрации городского округа Анадырь в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не подлежат удовлетворению также по следующим основаниям. В соответствии со ст. 6 Закона РФ № 1541-I от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Из положений стст. 254, 255 ГПК РФ следует, что отказ Администрации ГО Анадырь в приватизации указанного выше жилого помещения подлежит оспариванию в порядке главы 25 ГПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В пункте 24 постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. Так, Администрацией ГО Анадырь 29 марта 2011 года отказано в приватизации спорного жилого помещения (л.д. 12). Из заявления Ахметова Т.Р. от 11.04.2011г., следует, что указанное письмо получено 07 апреля 2011 года, т.е. с этого момента истец узнал о нарушении своего права, а соответственно срок обращения в суд с заявлением об оспаривании действий Администрации ГО Анадырь об отказе в приватизации жилья истекает 08 июля 2011 года. Как следует из искового заявления, с требованиями о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения истцы обратились 05.09.2011г. (что подтверждается входящим штампом Анадырского городского суда), т.е. с пропуском установленного законом срока на обращение в суд. При этом незнание закона в части установления срока на обращение в суд не влияет на уважительность причин пропуска последнего. При этом суд не может согласиться с доводами истцов о том, что отказ в приватизации также выражен в письме Администрации ГО Анадырь от 06.06.2011г. Так, в письме Администрации ГО Анадырь № 03-03/1047 от 06.06.2011г. сообщается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> переведено в разряд служебных и является муниципальной собственностью, а соответственно в силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежит приватизации. Указанное письмо направлено на заявление Ахметовой А.А. от 16.05.2011г. (л.д. 23). При этом в заявлении истицы Ахметовой А.А. от 16.05.2011г. содержится просьба о предоставлении сведений о собственнике спорного жилого помещения, о наличии решения о присвоении указанной квартире статуса служебного, ордера на данное жилое помещение. В данном заявлении не содержится требования о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность истцов в порядке приватизации. Что касается исковых требований Ахметовой А.А., Ахметова Т.Р., Ахметова А.Р.о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 59/2011-р от 07.07.2011г. «О закреплении права оперативного управления за Управлением Федеральной службы безопасности по Чукотскому автономному округу на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, то полагаю следующее. В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Согласно ч. 11 статьи 154 Федерального закона № 122-фз от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции действующей до принятия Федерального закона № 248-фз от 19.07.2011г.) в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений. Передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями. К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи. Как установлено в судебном заседании, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 48/2011-р от 20.06.2011г. «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности городского округа Анадырь, в собственность Российской Федерации» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, передано в государственную собственность. Указанное распоряжение является основанием для возникновения права собственности на передаваемое недвижимое имущество. Право собственности Российской федерации возникает с момента утверждения акта приема-передачи (л.д. 123 т.1). Согласно акту приема-передачи от 20.06.2011г. спорное жилое помещение передано городским округом Анадырь Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе» (л.д. 124 т. 1). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что право собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимого имущества возникло с 20 июня 2011 года, с момента утверждения акта приема передачи. Суд не может согласиться с доводами истицы Ахметовой А.А. о том, что право собственности Российской Федерации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, возникло с момента государственной регистрации права - с 17 августа 2011 года. Действительно, в силу ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 131 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Вместе с тем, как указано выше, из положений части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-фз от 22.08.2004г., следует, что право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой решениями о передаче соответствующего имущества. При этом к названным правоотношениям нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи. Таким образом, решение о передаче имущества, находящегося в собственности одного публичного образования, в собственность другого, является основанием возникновения права, а момент возникновения права собственности определяется этим решением. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 59/2011-р от 07.07.2011г. «О закреплении на праве оперативного управления за Управлением Федеральной службы безопасности по Чукотскому автономного округа служебного жилого помещения (квартиры)» за УФСБ РФ по ЧАО на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, относящееся к федеральной собственности, расположенное по адресу: <адрес>. Предписано также поставить указанное федеральное имущество на баланс (л.д. 125 т. 1). На основании передаточного акта от 20.07.2011г. указанное жилое помещение передано на праве оперативного управления УФСБ РФ по ЧАО (л.д. 126 т. 1). Право оперативного управления на спорную квартиру зарегистрировано за УФСБ РФ по ЧАО в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30 августа 2011 года (свидетельство о государственной регистрации права 87АА 021961 от 30.08.2011г. (л.д. 223 т. 1). Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 59/2011-р от 07.07.2011г. принято в пределах полномочий указанного территориального федерального органа исполнительной власти, закрепленных Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 278 от 29.09.2009г. (п.п. 4.1, 4.11), в соответствии с требованиями ст. 299 ГК РФ. Действующее гражданское законодательство не устанавливает ограничений при закреплении недвижимого имущества (жилого помещения) на праве оперативного управления за государственным учреждением в отношении жилых помещений, находящихся в пользовании физических лиц на условиях найма (как социального, так и служебного), в связи с чем выселение истцов в судебном порядке на основании стст. 84, 103 ЖК РФ до закрепления указанного вещного права не требуется. Что касается доводов истицы о том, что спорное жилое помещение не поступило во владение УФСБ РФ по ЧАО, то они опровергаются актом приема-передачи от 20.07.2011г. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 59/2011-р от 07.07.2011г. в части закрепления на праве оперативного управления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, за УФСБ РФ по ЧАО, не имеется. Кроме того, не подлежат удовлетворения исковые требования Ахметовой А.А., Ахметовой А.А., Ахметова Т.Р. в указанной выше части также по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. Согласно ст. ст. 194, 196 ГПК РФ постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, принимается именем Российской Федерации в форме решения суда. При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Таким образом, решение суда является актом, направленным на восстановление нарушенных прав истца. В судебном заседании истица Ахметова А.А. пояснила, что закрепление спорного жилого помещения на праве оперативного управления за УФСБ РФ по ЧАО создает препятствие для реализации права на приватизацию указанного выше жилого помещения. В части 1 статьи 217 ГК РФ закреплено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии с ч. 1 ст. 2, ст. 6 Закона РФ № 1541-I от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. То есть жилое помещение, закрепленное на праве оперативного управления за государственным учреждением, может быть приватизировано. А соответственно факт закрепления спорной квартиры на праве оперативного управления за УФСБ РФ по ЧАО не нарушает права истцов на приватизацию. Кроме того, из положений стст. 214, 296 ГК РФ следует, что имущество, находящееся в федеральной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Возможность закрепления федерального имущества за физическими лицами на праве оперативного управления действующим гражданским законодательством не предусмотрена. С учетом изложенного, исковые требования Ахметовой А.А., Ахметова Т.Р., Ахметова А.Р. о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 59/2011-р от 07.07.2011г. в части закрепления на праве оперативного управления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием у истцов нарушенного субъективного материального права. Вместе с тем, полагаю, что указанное выше распоряжение в части включения в специализированный жилищный фонд и отнесения к служебным жилого помещения по адресу: <адрес> (пункт 2) не соответствует требованиям действующего жилищного законодательства. Как указано выше, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с момента передачи в муниципальную собственность, утратило статус служебного жилого помещения, установленный на основании решения Исполнительного комитета Анадырского городского Совета народных депутатов № 156 от 10.07.1990г. Следовательно, решение об отнесении спорного жилого помещения к служебному должно быть принято в порядке, установленном Жилищным Кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Из пункта 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006г., следует, что отнесение несвободных жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается. Как установлено в судебном заседании и подтверждается выписками из финансово-лицевого счета от 23.09.2011г., из домовой (поквартирной) книги от 29.09.2011г., в спорном жилом помещении на момент принятия распоряжения от 07.07.2011г. проживают Ахметова А.А., Ахметов Т.Р., Ахметов А.Р. То есть фактически спорное жилое помещение находиться в пользовании истцов (третьих лиц). С учетом изложенного, полагаю, что пункт 2 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 59/2011-р от 07.07.2011г. о включении в специализированный жилищный фонд и отнесении к служебным жилого помещения (квартиры) по адресу (месту нахождения): <адрес>, является незаконным. Вместе с тем, не усматривает суд оснований для удовлетворения исковых требований об обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе передать в собственность Ахметова Т.Р. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем приватизации, по следующим обстоятельствам. В соответствии со ст. 8 Закона РФ № 1541-I от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Из ст. ст. 194, 196 ГПК РФ следует, что решение суда является актом, направленным на восстановление нарушенных прав истца. Как установлено в судебном заседании, Ахметова А.А. обратилась с заявлением о приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, - 25 ноября 2011 года (л.д. 88 т. 2). С исковыми требованиями об обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе передать в собственность Ахметова Т.Р. жилое помещение, расположенное по адресу: Чукотский автономный округ <адрес>, путем приватизации, истцы обратились 16 ноября 2011 года, изменив предмет исковых требований. То есть на момент обращения в суд, субъективное материальное право истцов ответчиком Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе на приватизацию спорного жилого помещения нарушено не было, поскольку истцы не обращались в указанный территориальный федеральный орган исполнительной власти с заявление о приватизации <адрес> А соответственно данное право не подлежит защите. Суд не входит в оценку утверждений истицы Ахметовой А.А. о нарушениях, допущенных при передачи спорного жилого помещения в собственность Российской Федерации на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 48/2011-р от 20.06.2011г., поскольку право собственности РФ на указанный объект недвижимого имущества (в связи с изменением предмета исковых требований 16.11.2011г.) не оспаривалось. Судом также не дается оценка доводам ответчика УФСБ РФ по ЧАО о предоставлении в 2008 году истице Ахметовой А.А. на состав семьи: Ахметов Т.Р., Ахметов А.Р. жилого помещения в г. Кисловодске, как не имеющим отношения к рассматриваемому спору, и не влияющим на условия и порядок предоставления истцам квартиры по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе как федеральный орган исполнительной власти освобожден от уплаты судебных расходов (п. 19 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации), с последнего не подлежит взысканию уплаченная истицей государственная пошлина в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь стст. 194 - 198 ГПК РФ, решил: Исковые требования Ахметовой А.А., Ахметова Т.Р., Ахметова А.Р. к Администрации городского округа Анадырь, Управлению Федеральной службы безопасности России по Чукотскому автономному округу, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе о признании не подлежащим применению решения городского Совета народных депутатов Исполнительного комитета от 10.07.1990г. № 156 «О переводе жилого помещения по <адрес> <адрес> разряд служебного» к отношениям, возникшим после смены собственника указанного жилого помещения с 1993 года; признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 59/2011-р от 07.07.2011г. «О закреплении права оперативного управления за Управлением Федеральной службы безопасности по Чукотскому автономному округу на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>»; признании незаконным отказа Главы Администрации городского округа Анадырь в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе передать в собственность Ахметова Т.Р. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем приватизации - удовлетворить частично. Признать незаконным пункт 2 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе № 59/2011-р от 07.07.2011г. «О закреплении на праве оперативного управления за Управлением Федеральной службы безопасности по Чукотскому автономному округу служебного жилого помещения (квартиры)» о включении в специализированный жилищный фонд и отнесении к служебным жилого помещения (квартиры) по адресу (месту нахождения): <адрес>. В удовлетворении остальной части исковых требований Ахметовой А.А., Ахметова Т.Р., Ахметова А.Р. к Администрации городского округа Анадырь, Управлению Федеральной службы безопасности России по Чукотскому автономному округу, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе - отказать. Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья (подпись) О.А.Полякова Копия верна О.А.Полякова Мотивированное решение изготовлено 19 января 2012 года.