О признании незаконным решения комиссии УПФ РФ от 19.10.2009г.



Дело № 2- 45/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

... Дата обезличена г.

Анабарский районный Федеральный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Рожина Г.И., единолично

с участием истца – Костенковой С.С.

представителя ответчика – ... Туприной ФИО13 по доверенности от Дата обезличена года

представителя Центральной районной больницы Анабарского района РС (Я) – Спиридоновой Б.Д., предоставившая доверенность Номер обезличен от Дата обезличена года

при секретаре Туприной Р.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании, дело по иску Костенковой С.С. к Управлению пенсионного фонда РФ в ... РС (Я) о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ от Дата обезличена года Номер обезличен и обязать зачесть срок, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, взыскать госпошлину в размере 200 рублей, суд

УСТАНОВИЛ:

Костенкова С.С. обратилась с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Анабарском районе РС (Я) о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ от Дата обезличена года Номер обезличен и обязать зачесть срок, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, взыскать госпошлину в размере 200 рублей.

В обосновании своих требований истец – Костенкова С.С. указала на то, что она Дата обезличена года обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в Анабарском районе РС (Я) о назначении ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом РФ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по реализации пенсионных прав застрахованных лиц ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Анабарском районе РС (Я) ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. При подсчете продолжительности стажа не были приняты к зачету, как медицинскому работнику, периоды её работы заведующей Чочурдахским фельдшерским пунктом с Дата обезличена года по Дата обезличена года. На основании того, что работа в должности, заведующего фельдшерским пунктом, не является лечебной деятельностью, то есть эти периоды не учитываются как медицинскому работнику. Общий трудовой стаж на день обращения в суд составляет 26 лет 11 месяцев. Приказом главного врача Анабарской центральной районной больницы Дата обезличена года она назначена заведующим Чочурдахским фельдшерским пунктом, запись о назначении внесено в трудовой книжке. За указанный период она непосредственно выполняла работы связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Но, несмотря на это, комиссия нарушила её конституционное право на пенсионное обеспечение по возрасту, в том числе и на досрочную трудовую пенсию. Просит удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика - ... РС (Я) Туприна М.Д. в суде пояснила, что иск не признает в полном объеме. Решением комиссии по реализации пенсионных прав застрахованных лиц ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Анабарском районе РС (Я) Костенковой С.С. в назначении досрочной трудовой пенсии отказано законно и обоснованно. В период работы заведующей Чочурдахским фельдшерским пунктом с Дата обезличена года по Дата обезличена года Костенкова С.С. выполняла работу не связанные с лечебной деятельностью. Кроме этого, представитель ответчика - Туприна М.Д. пояснила, что должность заведующего фельдшерским пунктом не включен в Список должностей, работа которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Кроме этого, доводы истца не подтверждаются документами, которые могли бы указать на то, что она занималась лечебной деятельностью, так как весь архивный документ Центральной районной больницы Анабарского района были уничтожены в результате пожара.

Выслушав объяснения ответчика - ... РС (Я) Туприной М.Д. и истца – Костенковой С.С., изучив материалы дела, суд находит, что исковое требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Основным документом для назначения льготной пенсии является трудовая книжка. В трудовой книжке Костенковой С.С. указывается, что Дата обезличена года она назначена заведующей Чочурдахским фельдшерским пунктом, которое подписано .... Николаевым Номер обезличен).

Фельдшерский пункт (ФП) лечебно-профилактическое учреждение, входящее в состав сельского врачебного участка и осуществляющее под руководством участковой больницы (амбулатории) комплекс лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий на определенной территории. Является первичным (доврачебным) звеном здравоохранения в сельской местности.

Материалами дела подтверждается, что в спорный период Костенкова С.С. исполняла свои трудовые обязанности на основании должностной инструкции заведующей Чочурдахским фельдшерским пунктом. Согласно отчета о проделанной работе за период с Дата обезличена ... фельдшерским пунктом и положения о выездном фельдшере на участке Улахан-Кюель на должность выездного фельдшера назначается специалист со средним медицинским образованием, имеющим квалификацию «фельдшер». Должностной инструкцией прямо предусмотрена обязанность оказывать доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности ФАП, оказывает первую неотложную помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях. Выполняет врачебные назначения. Обследует в пределах своей компетенции и профессиональных прав население, устанавливает диагнозы, назначает и проводит лечение, выполняет медицинские манипуляции. При отсутствии в штате ФАП других средних медицинских работников заведующий ФАП выполняет их обязанности и пользуется их правами. Данные функциональные обязанности требуют соответствующего профессионального уровня работника, что обуславливает требование инструкции о наличии специального образования, а также повышения квалификации. Указанное требование Костенковой С.С. выполнялось наравне с другими фельдшерами центральной районной больницы Анабарского района.

Таким образом, перечень функциональных обязанностей Костенковой С.С. как заведующего фельдшерским пунктом позволяет сделать вывод о том, что от работника на этой должности зависит своевременность и качественность оказания необходимой медицинской помощи населению.

В постановление Конституционного суда РФ от Дата обезличена года Номер обезличен 11-П, указывается, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством лица, занимавшиеся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, имели право на пенсию за выслугу лет (статьи 80 - 82 Закона Российской Федерации от Дата обезличена года "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста. Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц. Природа и предназначение пенсий за выслугу лет медицинским работникам обусловливали особенности приобретения права на ее назначение. Право на пенсию за выслугу лет, как следует из статей 2, 77, 80, 81 и 82 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (и ранее действовавших нормативных правовых актов Союза ССР), возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности определенной профессиональной деятельности (в данном случае - стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья). Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Из анализа имеющихся в деле нормативно правовых актов следует, что по смыслу положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 в их взаимосвязи с пунктом 1 статьи 1 и пунктами 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", данное условие распространяется на всех без исключения лиц, занимавшихся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, которые обращаются за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста после вступления названного Федерального закона в силу, независимо от того, когда они приобрели необходимый стаж, - до Дата обезличена года или после этой даты. В интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Закона Номер обезличен, периоды работы до Дата обезличена г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на Дата обезличена г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения"

Представитель Центральной районной больницы Анбарского района Спиридонова Б.Д. в суде пояснила, что заведующий фельдшерским пунктом в указанный период, то есть Дата обезличена, кроме организационных функций выполняла функции ..., так как по штату в Чочурдахском фельдшерском пункте не было предусмотрено дополнительный штат фельдшера и медицинской сестры. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей Туприной М.К. и Андросовой Л.К.

Костенкова С.С. в силу ст. 39 Конституции РФ имеет право на пенсионное обеспечение по возрасту, в том числе и на досрочную трудовую пенсию по старости.

В соответствии с пунктом 20 ст. 27 Федерального закона РФ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 введен Федеральным законом от Дата обезличена N 319-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен (в ред. Постановления Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен) утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». А также утверждены Правила исчисления такого стажа. Настоящие Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена г. N 516. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Право на исчисление стажа предоставляется только при наличии одновременно двух условий - работы в конкретных должностях и в определенных структурных подразделениях учреждений здравоохранения, предусмотренных Списком. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются также периоды работы в должностях, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ существенным условием трудового договора является место работы с указанием структурного подразделения.

Доводы представителя ответчика - ... Туприной М.Д., что Костенкова в период Дата обезличена, работая в должности, ... не выполняла функции связанные с лечебной деятельностью, суд считает необоснованным. В соответствии вышеуказанными нормативно-правовыми актами деятельность заведующего фельдшерским пунктом не может быть не включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поскольку Костенкова С.С. являясь заведующий фельдшерским пунктом фактически выполняла лечебную и иную деятельность. Наименование должности, по мнению суда, также указывает на ее работу, конкретизирует рабочее место и круг обязанностей истца в лечебном учреждении. Выполнение лечебной деятельности кроме этого, подтверждаются копией заявления ... Кылтасовой (Костенковой) С.С. о переводе в Чочурдахских фельдшерский пункт от Дата обезличена года л.д. 113), копией заявления ... Костенковой С.С. от Дата обезличена г. о предоставлении очередного отпуска за проработанное время с апреля 1988 г. по 1989 г. от Дата обезличена года л.д. 112), копией выписки из приказа Номер обезличен по Анабарской ЦРБ о представлении отпуска ... Костенковой С.С.от Дата обезличена года л.д. 110).

Таким образом, работа Костенковой С.С. в периоды Дата обезличена годы должны быть включены в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии. Общий стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью Костенковой С.С. составляет более 26 лет.

Суд также находит, что данным отказом нарушено конституционное право Костенковой С.С. на получение государственной пенсии по выслуге лет. На основании ст. 39 Конституции РФ "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту... и в иных случаях, установленных законом". При таких обстоятельствах в данном случае имеются все правовые основания для назначения Костенковой С.С. вышеуказанной пенсии, и поэтому суд признает решение комиссии Управления ПФ РФ в Анабарском районе РС (Я) от Дата обезличена года Номер обезличен незаконным.

В силу ст. 19 Федерального закона РФ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Как установлено в судебном заседании, документы для назначения пенсии были представлены в Управление ПФ РФ в ... РС (Я) Дата обезличена года.

В части о взыскании государственной пошлины, следует отказать, поскольку в соответствии с пунктом 2 подпункта 5 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, – по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ. После назначения пенсии Костенкова С.С. может подать заявление о возврате госпошлины в налоговый орган по месту нахождения суда. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в соответствии ст. 333.40 НК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Костенковой С.С. к Управлению пенсионного фонда РФ в ... РС (Я) о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ от Дата обезличена года Номер обезличен и обязать зачесть срок, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, взыскании госпошлины в размере 200 рублей удовлетворить частично.

Признать отказ комиссии Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в ... РС (Я) о назначении Костенковой С.С. досрочной пенсии по старости от Дата обезличена года Номер обезличен незаконным.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Анабарском районе РС (Я) зачесть в срок, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы Костенковой С.С. со Дата обезличена года по Дата обезличена года.

В части взыскания государственной пошлины в размере 200 рублей, отказать

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Анабарский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: п/п Г.И. Рожин

Копия верна

Судья: Г.И. Рожин

Секретарь: Р.В. Туприна