г/д № 2-75/2010 ~ М-68/2010



Дело № 2-75/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Саскылах 02 ноября 2010 г.

Анабарский районный Федеральный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Рожина Г.И., единолично

с участием истца – заместителя прокурора Анабарского района РС (Я) Прокопьева А.С.

представителя ответчика <данные изъяты> – директора Платоновой С.Е.

представителя ответчика <данные изъяты>» - Алексеева К.Д. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Николаевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Анабарского района Республики Саха (Якутия) в порядке ст. 45 ГПК РФ к <данные изъяты> об обязательстве укомплектовать предметным кабинетом, спортивным городком, элементами полосы препятствий, также приобрести материально-технические средства, необходимые для осуществления начальной военной подготовки граждан, установленные Приложением №1 к Инструкции, суд

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Анабарского района РС (Я) Прокопьев А.С. обратился с исковым заявлением к <данные изъяты> об обязательстве укомплектовать предметным кабинетом, спортивным городком, элементами полосы препятствий, также приобрести материально-технические средства, необходимые для осуществления начальной военной подготовки граждан, установленные Приложением №1 к Инструкции «Об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 года.

В обосновании своих требований истец – заместитель прокурора Анабарского района Республики Саха (Якутия) Прокопьев А.С. указал, что прокуратурой при проведении проверки соблюдения требований законодательства о <данные изъяты> установлено, что в МОУ «Саскылахская средняя общеобразовательная школа» в нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О военной обязанности и военной службе», ч. 7 ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № 3266-1 «<данные изъяты>», а также Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы общеобразовательных учреждениях <данные изъяты>, <данные изъяты> учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки № 134 от ДД.ММ.ГГГГ г., отсутствует необходимая материально-техническая база для обучения учащихся МОУ «Саскылахская средняя общеобразовательная школа» начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы: отсутствует предметный кабинет, спортивный городок, элементы полосы препятствий, тир; практически отсутствуют учебная литература, учебно-наглядные пособия, медицинское имущество, рекомендованные Приложением № 1 к Инструкции.

Представители ответчиков <данные изъяты> Платонова С.Е. и <данные изъяты> - Алексеев К.Д., иск заместителя прокурора Анабарского района РС (Я) признали в полном объеме.

Представитель <данные изъяты> Платонова С.Е. в суде пояснила, что требования прокурора является обоснованным, но из-за отсутствия финансовых средств, в текущем году данный вопрос не рассматривался. Ученики действительно в области обороны и подготовки по основам военной службы начальные знания получают недостаточно из-за отсутствия материально-технической базы. В ДД.ММ.ГГГГ после завершения строительства нового здания для <данные изъяты> они обязательно займутся решением тех недостатков, которые указываются в иске прокурора.

Представитель <данные изъяты> Алексеев К.Д. согласившись с показаниями представителя ответчика Платоновой С.Е., пояснил, что вопросы финансирования материально-технической базы МОУ «Саскылахская средняя общеобразовательная школа» в области обороны и подготовки по основам военной службы в администрации района будут рассмотрены в конце текущего года.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей ответчиков – Платоновой С.Е., Алексеева К.Д., мнение истца – заместителя прокурора Анабарского района РС (Я) Прокопьева А.С. просившего удовлетворить исковые требования, суд находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующих обстоятельств.

Как видно из материалов дела со стороны руководства <данные изъяты> осуществляется неполноценно и некачественно. Согласно требованиям ч. 7 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает военно-патриотическое воспитание.

В соответствии с п. 18 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 № 1441 (далее по тексту – Положение), военно-патриотическое воспитание, являющееся составной частью обязательной подготовки граждан к военной службе, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и проводится в образовательных учреждениях основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учебных пунктах, а также военно-патриотических молодежных и детских объединениях.

В силу п. 11 Инструкции руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан.

Пунктом 13 Инструкции установлено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Согласно ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита.

В соответствии с п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении № 1 к Инструкции.

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает военно-патриотической воспитание, основной задачей которого является воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите, а также противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.

Отсутствие в общеобразовательном учреждении необходимой материально-технической базы, оснащения образовательного процесса, а также оборудования помещений в соответствии с утвержденной программой, предусматривающей обучение граждан начальным знаниям в области обороны, делает невозможным полноценное и качественное обучение учащихся образовательного учреждения и их подготовку по основам военной службы.

Прокуратурой Анабарского района РС (Я) на основании ст. ст. 22, 24 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 в адрес <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ за № № вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства «О военно-патриотическом воспитании молодежи» (л.д. _____). Однако, военно-патриотическое воспитание несовершеннолетних обучающихся в МОУ «Саскылахская средняя общеобразовательная школа» осуществляется недостаточно и тем самым нарушаются требования федерального законодательства. При этом меры к материально-техническому обеспечению необходимых для осуществления начальной военной подготовки учащихся, установленных Приложением № 1 к Инструкции, до настоящего времени администрацией образовательного учреждения не приняты, что противоречит ст. 43 Конституции РФ, согласно которой, каждый имеет право на образование.

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.

В силу ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников.

Согласно п.п. 1, 7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями Устава данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка, принятой 20.11.1989 г., во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязаны обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Таким образом, ссылка на отсутствие отдельного предметного кабинета в здании не освобождает <данные изъяты> от принятия мер по оснащению предметным кабинетом, спортивным городком, элементами полосы препятствий, также приобретению материально-технических средств, необходимых для осуществления начальной военной подготовки граждан.

Со стороны учредителя также меры по оказанию содействия выделению необходимой учебно-материальной базы для обучения учащихся начальным знаниям в области обороны не принимались, так ни со стороны <данные изъяты> не поступало заявлений (бюджетных заявок) по существу данной проблемы.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса бюджетное учреждение – это муниципальное учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию муниципальных услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Муниципальное бюджетное учреждение (<данные изъяты> находящееся в ведении <данные изъяты> является получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета).

Исходя из требований ч. 2 ст. 226.1 Бюджетного кодекса РФ предельные объемы финансирования устанавливаются в целом в отношении главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств помесячно или поквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года либо на соответствующий квартал на основе заявок на финансирование главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Наличие указанных условий по обеспечению необходимой учебно-материальной базой образовательное учреждение требуется в целях обеспечения полноценного и качественного <данные изъяты> начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

В связи с вышеизложенным, бездействие <данные изъяты>» по не оснащению необходимой материально-технической базой: предметным кабинетом, спортивным городком, элементами полос препятствий, учебной литературой, учебно-наглядными пособиями, медицинским имуществом, рекомендованным Приложением № 1 к Инструкции воспрепятствует реализации обучающимися образовательного учреждения их прав на образование в соответствии с Конституцией Российской Федерации и принимаемыми в соответствие с ней федеральными законами, законами субъектов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и является незаконным.

Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В силу ст.ст. 15, 16 Конституции Российской Федерации все обязаны соблюдать Конституцию РФ и Федеральные законы, при этом их соблюдение является одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Реализация возложенных на образовательное учреждение функций, предполагает ежегодное поступление на <данные изъяты>. Круг указанных лиц точно определить не представляется возможным в силу ежегодной смены учащихся (отчисление по различным причинам, поступление). В связи с этим несоблюдение ответчиками требований федерального законодательства приводит к предоставлению неполноценного и некачественного обучения учащихся МОУ «Саскылахская средняя общеобразовательная школа» начальным знаниям в сфере обороны, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц.

Данное образовательное учреждение изначально было образовано, прежде всего, для получения общего образования, в том числе несовершеннолетними в возрасте до 18 лет, которые в силу своего несовершеннолетнего возраста не в состоянии самостоятельно защитить свои права, поэтому нуждаются в правовой защите государства.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковыми требованиями в защиту прав и интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, а также несовершеннолетних, в данном случае – обучающихся в МОУ «Саскылахская средняя общеобразовательная школа».

Таким образом, суд находит несоблюдение требований федерального законодательства и норм может привести к неполноценному и некачественному воспитанию детей в чувстве патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите, а также противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.

При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению, ответчиков – <данные изъяты> следует обязать укомплектовать предметным кабинетом, спортивным городком, элементами полосы препятствий, также приобрести материально-технические средства, необходимые для осуществления начальной военной подготовки граждан, установленные Приложением №1 к Инструкции «Об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Анабарского района РС (Я) к МОУ <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ укомплектовать предметным кабинетом, спортивным городком, элементами полосы препятствий, также приобрести материально-технические средства, необходимые для осуществления начальной военной подготовки граждан, установленные Приложением №1 к Инструкции «Об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 года.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Анабарский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: п/п Г.И. Рожин