Дело № 2-74/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Анабарский районный Федеральный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Рожина Г.И., единолично
с участием истца – <данные изъяты> Прокопьева А.С.
представителя ответчика <данные изъяты> Матвеевой В.А.
представителя ответчика <данные изъяты> - Алексеева К.Д. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года
при секретаре Николаевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Анабарского района Республики Саха (Якутия) в порядке ст. 45 ГПК РФ к <данные изъяты> об обязательстве укомплектовать предметным кабинетом, спортивным городком, элементами полосы препятствий, также приобрести материально-технические средства, необходимые для осуществления начальной военной подготовки граждан, установленные Приложением №1 к Инструкции, суд
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> Прокопьев А.С. обратился с исковым заявлением к <данные изъяты> об обязательстве укомплектовать предметным кабинетом, спортивным городком, элементами полосы препятствий, также приобрести материально-технические средства, необходимые для осуществления начальной военной подготовки граждан, установленные Приложением №1 к Инструкции «Об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» утвержденной Приказом Министра обороны РФ № №, Минобрнауки РФ № № от ДД.ММ.ГГГГ
В обосновании своих требований истец – <данные изъяты> Прокопьев А.С. указал, что прокуратурой при проведении проверки соблюдения требований законодательства о военно-патриотическом воспитании несовершеннолетних и молодежи в образовательных учреждения установлено, что в <данные изъяты>» в нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О военной обязанности и военной службе», ч. 7 ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № «Об образовании», а также Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки № 134 от 24.02.2010 г., отсутствует необходимая материально-техническая база для <данные изъяты> начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы: отсутствует предметный кабинет, спортивный городок, элементы полосы препятствий, тир; практически отсутствуют учебная литература, учебно-наглядные пособия, медицинское имущество, рекомендованные Приложением № 1 к Инструкции.
Представители ответчиков <данные изъяты> Матвеева В.А. и <данные изъяты> - Алексеев К.Д., иск <данные изъяты> признали в полном объеме.
Представитель <данные изъяты>» Матвеева В.А. в суде пояснила, что <данные изъяты> работает с ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> расположена в здании бывшей начальной школы с общей площадью ____ кв. метров. Требования прокурора является обоснованным, но из-за отсутствия финансовых средств, в текущем году данный вопрос не рассматривался. <данные изъяты> действительно в области обороны и подготовки по основам военной службы начальные знания получают недостаточно из-за отсутствия материально-технической базы. В 2011 году после завершения строительства нового здания для МОУ «Саскылахская общеобразовательная средняя школа» гимназия должна переехать на старое здание <данные изъяты> и они обязательно займутся решением тех недостатков, которые указываются в иске прокурора.
Представитель <данные изъяты> Алексеев К.Д. согласившись с показаниями представителя ответчика Матвеевой В.А., пояснил, что вопросы финансирования материально-технической базы <данные изъяты> в области обороны и подготовки по основам военной службы в администрации района будут рассмотрены в конце текущего года.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей ответчиков – Матвеевой В.А., Алексеева К.Д., мнение истца – заместителя прокурора Анабарского района РС (Я) Прокопьева А.С. просившего удовлетворить исковые требования, суд находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1.6. Устава учредителем <данные изъяты>» является <данные изъяты>. В соответствии с подпунктами «б», «г» пункта 3.2. Устава <данные изъяты> создает условия, для развития личности, ее самореализации и самоопределения, а также для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Однако как видно из материалов дела со стороны руководства <данные изъяты> создание условий по военно-патриотическому воспитанию несовершеннолетних, осуществляется неполноценно и некачественно. Согласно требованиям ч. 7 ст. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает военно-патриотическое воспитание.
В соответствии с п. 18 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Положение), военно-патриотическое воспитание, являющееся составной частью обязательной подготовки граждан к военной службе, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и проводится в образовательных учреждениях основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учебных пунктах, а также военно-патриотических молодежных и детских объединениях.
В силу п. 11 Инструкции руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан.
Пунктом 13 Инструкции установлено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Согласно ч. 2 ст. 32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита.
В соответствии с п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении № 1 к Инструкции.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № № «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает военно-патриотической воспитание, основной задачей которого является воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите, а также противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
Отсутствие в общеобразовательном учреждении необходимой материально-технической базы, оснащения образовательного процесса, а также оборудования помещений в соответствии с утвержденной программой, предусматривающей обучение граждан начальным знаниям в области обороны, делает невозможным полноценное и качественное обучение учащихся образовательного учреждения и их подготовку по основам военной службы.
Прокуратурой Анабарского района РС (Я) на основании ст. ст. 22, 24 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № № в адрес <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ за № вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства «О военно-патриотическом воспитании молодежи» (л.д. _____). Однако, военно-патриотическое воспитание <данные изъяты>» осуществляется недостаточно и тем самым нарушаются требования федерального законодательства. При этом меры к материально-техническому обеспечению необходимых для осуществления начальной военной подготовки учащихся, установленных Приложением № 1 к Инструкции, до настоящего времени администрацией образовательного учреждения не приняты, что противоречит ст. 43 Конституции РФ, согласно которой, каждый имеет право на образование.
В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.
В силу ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников.
Согласно п.п. 1, 7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями Устава данного образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка, принятой ДД.ММ.ГГГГ во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязаны обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
Таким образом, ссылка на отсутствие отдельного предметного кабинета в здании не освобождает <данные изъяты> от принятия мер по оснащению <данные изъяты> предметным кабинетом, спортивным городком, элементами полосы препятствий, также приобретению материально-технических средств, необходимых для осуществления начальной военной подготовки граждан.
Со стороны учредителя также меры по оказанию содействия выделению необходимой учебно-материальной базы для обучения учащихся начальным знаниям в области обороны не принимались, так ни со стороны <данные изъяты> не поступало заявлений (бюджетных заявок) по существу данной проблемы.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса бюджетное учреждение – это муниципальное учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию муниципальных услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Муниципальное бюджетное учреждение (<данные изъяты> находящееся в ведении <данные изъяты> является получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета).
Исходя из требований ч. 2 ст. 226.1 Бюджетного кодекса РФ предельные объемы финансирования устанавливаются в целом в отношении главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств помесячно или поквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года либо на соответствующий квартал на основе заявок на финансирование главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.
Наличие указанных условий по обеспечению необходимой учебно-материальной базой <данные изъяты> учреждение требуется в целях обеспечения полноценного и качественного <данные изъяты> начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
В связи с вышеизложенным, бездействие <данные изъяты>» по не оснащению необходимой материально-технической базой: предметным кабинетом, спортивным городком, элементами полос препятствий, учебной литературой, учебно-наглядными пособиями, медицинским имуществом, рекомендованным Приложением № 1 к Инструкции воспрепятствует реализации обучающимися образовательного учреждения их прав на образование в соответствии с Конституцией Российской Федерации и принимаемыми в соответствие с ней федеральными законами, законами субъектов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и является незаконным.
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В силу ст.ст. 15, 16 Конституции Российской Федерации все обязаны соблюдать Конституцию РФ и Федеральные законы, при этом их соблюдение является одной из основ конституционного строя Российской Федерации.
Реализация возложенных на образовательное учреждение функций, предполагает ежегодное поступление на обучение несовершеннолетних. Круг указанных лиц точно определить не представляется возможным в силу ежегодной смены учащихся (отчисление по различным причинам, поступление). В связи с этим несоблюдение ответчиками требований федерального законодательства приводит к предоставлению неполноценного и некачественного <данные изъяты> начальным знаниям в сфере обороны, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц.
Данное <данные изъяты> учреждение изначально было образовано, прежде всего, для получения <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты>, которые в силу своего несовершеннолетнего возраста не в состоянии самостоятельно защитить свои права, поэтому нуждаются в правовой защите государства.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковыми требованиями в защиту прав и интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, а также несовершеннолетних, в данном случае – <данные изъяты>».
Таким образом, суд находит несоблюдение требований федерального законодательства и норм может привести к неполноценному и некачественному воспитанию детей в чувстве патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите, а также противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению, ответчиков – <данные изъяты> следует обязать укомплектовать предметным кабинетом, спортивным городком, элементами полосы препятствий, также приобрести материально-технические средства, необходимые для осуществления начальной военной подготовки граждан, установленные Приложением №1 к Инструкции «Об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» утвержденной Приказом Министра обороны РФ № №, Минобрнауки РФ № № от ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Анабарского района РС (Я) к <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ укомплектовать предметным кабинетом, спортивным городком, элементами полосы препятствий, также приобрести материально-технические средства, необходимые для осуществления начальной военной подготовки граждан, установленные Приложением №1 к Инструкции «Об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в <данные изъяты> учреждениях <данные изъяты>» утвержденной Приказом Министра обороны РФ № Минобрнауки РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Анабарский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: п/п Г.И. Рожин