Решение об отказе в иске к работодателю о взыскании выплат к заработной плате



Дело Номер

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА г.

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Никуловой Т.С.,

представителя ответчика УЧР Егорова А.А.,

представителя соответчика отдела здравоохранения администрации Амурского муниципального района Хабаровского края Ткачевой Л.Г.,

при секретаре Дорофеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске гражданское дело по иску Муровой Т.И. к УЧР отделу здравоохранения администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, финансовому управлению администрации Амурского муниципального района Хабаровского края о взыскании суммы недоплаченной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Мурова Т.И. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование своих требований сослалась на то, что работает в УЧР г. Амурска ВС с ДАТА года. Работодателем с ней заключен бессрочный трудовой договор ДАТА г. В разделе 8 «Дополнительные условия» указанного договора оговорены надбавки за непрерывный стаж работы. С декабря 2009 года работодатель нарушает данный пункт трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора в письменной форме работодателем с ней не производилось. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора работодатель её не извещал. Данная надбавка также предусмотрена коллективным договором на предприятии.

Действия работодателя по выплате ей надбавки за непрерывный стаж работы в УЧР считает незаконными, нарушающими ст.ст. 135, 236 ТК РФ, коллективный договор.

Просит взыскать с УЧР в её пользу 5832,12 рублей за декабрь 2009 г. и январь 2010 г.

Определением судьи от 16.03.2010 г. в качестве соответчиков к участию в деле привлечены отдел здравоохранения администрации Амурского муниципального района, финансовое управление администрации Амурского муниципального района Хабаровского края л.д. 2-3 т.1)

Заявлением от 23.04.2010 г. истица увеличила сумму исковых требований до 17400 рублей 29 копеек в связи с невыплатой ей в феврале и марте 2010 г. надбавки за непрерывный стаж работы и выплатой в неполном размере доплаты за работу в ночное время в феврале, марте 2010 г. л.д. 66 т.1).

В судебное заседание истица, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, по телефону просила рассмотреть дело в её отсутствие, на своих исковых требованиях наставала л.д. 233 т.1).

Представитель ответчика УЧР Егоров А.А. в судебном заседании, поддержав письменный отзыв на л.д. 62-63 т.1), иск не признал и пояснил, что ранее в здравоохранении действовал приказ № 377, на основании которого был составлен коллективный договор, предусматривающий максимальный размер выплат за стаж – 80 %, а за работу в ночное время – 100%. Но с 01 декабря 2009 года в соответствии с Постановлением главы Амурского муниципального района действует Положение о новой системе оплаты труда. Однако изменения в коллективный договор своевременно не были внесены. Также не были оформлены своевременно трудовые договоры. Истица 01.10.2009 г. получила направленное ей уведомление об изменении оплаты труда. В организации проводились собрания, где разъяснялось, что будет вводиться новая система оплаты труда, будут увеличены оклады, будут изменены размеры стимулирующих надбавок. С декабря 2009 года оплата производится в соответствии с новой системой оплаты труда. В настоящее время истица подписала трудовой договор, в котором размер выплат за работу в ночное время и непрерывный стаж не был указан, так как он устанавливается решениями тарификационной комиссии. Заработная плата выплачивается на основании решений данной комиссии. Истица продолжает работать. Получает заработную плату в полном объёме. Заработная плата у истицы не стала ниже, чем была, что видно из расчетных листов. Положение о новой системе оплаты труда введено 09.02.2010 г. Сейчас учреждение в соответствии с Положением за работу в ночное время оплачивает в максимальном размере 50%, за непрерывный стаж - 30%.

В письменных возражениях УЧР л.д. 62-63т.1) указано, что в организации в соответствии с законодательством предусмотрены выплаты стимулирующего характера, которые выплачиваются за счет экономии фонда заработной платы.

Представитель ответчика отдела здравоохранения администрации Амурского муниципального района Ткачева Л.Г. исковые требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва от 05.05.2010 г. л.д. 180-183 т.1) и пояснила, что в соответствии с реформой оплаты труда в Российской Федерации все учреждения здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровне переходят на новую систему оплаты труда: на федеральном уровне – с 01.12.2008 г., на региональном уровне - с 01.04.2009 г., на муниципальном уровне в соответствии с постановлением Главы Амурского муниципального района № 125 УЧР перешла на новую систему оплаты труда с 01.12.2009 г. До принятия решения о переходе на новую систему оплаты труда, Главой было принято постановление № 12.1, в соответствии с которым всем учреждениям муниципальной сферы были даны рекомендации о переходе на новую систему оплаты труда. В соответствии с Постановлением № 12.1 лечебные учреждения обязаны были разработать положение об оплате труда, уведомить работника о переходе на новую систему оплаты труда и заключить дополнительные трудовые договора. В лечебном учреждении было нарушение выполнения постановления. Работники были уведомлены о переходе на новую систему оплаты труда 01.10.2009 г. Сами нормативные документы до коллектива доводились. На собраниях коллектива в июле и октябре разъяснялась новая система оплаты труда, сообщали о новых окладах, стимулирующих и компенсационных надбавках. Переход на новую систему оплаты труда был неизбежен. Истица в своем заявлении ссылается, что по договору оплата труда производилась по единой тарифной сетке. Истец отработала свыше 7 лет на скорой помощи, получала 80% надбавки за непрерывный стаж работы по единой тарифной сетке, за ночные она получала 100 %. В связи с переходом на новую систему оплаты труда п. 5.3. трудового договора считается недействительным, потому что в учреждении единая тарифная сетка с 01.12.2009 г. не применяется. Ссылка истца на коллективный договор, а именно на пункт 7 о том, что оплата труда производится в соответствии с единой тарифной сеткой по приказу Министерства здравоохранения РФ № 377 от 15.10.1999 г., утратила юридическую силу, потому что на территории Амурского района в учреждении скорой помощи оплата труда производится по новой системе оплаты труда. Приказ № 377 от 15.10.1999 г., в котором предусмотрена надбавка за непрерывный стаж в максимальном размере 80% и надбавка в ночное время в максимальном размере 100% отменены приказом министерства здравоохранения РФ от 28.10.2008 г. № 598 н. Пользоваться этим документом нельзя.

В учреждении ежегодно утверждается фонд оплаты труда. В соответствии с положением об оплате, в соответствии с фондом об оплате труда формируется заработная плата. Оклады и компенсационные выплаты, которые предусмотрены трудовым законодательством, производятся в полном объеме. Это оклады, установленные Постановлением правительства Хабаровского края № 27-П и Постановлением № 25-пр. Компенсационные выплаты установлены в соответствии с трудовым кодексом. Это 50 % районный коэффициент и 50 % надбавка за работу в районах Крайнего Севера. Доплата за работу в ночное время устанавливается в соответствии со ст. 154 ТК РФ постановлением Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 554 установлен размер повышения оплаты труда за работу в ночное время не менее 20%. В данном учреждении применяется за работу в ночное время 50 %. Доплата за непрерывный стаж работы относится к стимулирующим выплатам. Перечень стимулирующих выплат утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 г. № 818. В перечне поименована выплата за непрерывный стаж работы и выслугу лет, но размеры и условия должны устанавливаться коллективными договорами в пределах фонда оплаты труда. При установлении надбавки за непрерывный стаж работы и выслугу лет, а также оплаты за работу в ночное время они руководствовались фондом оплаты труда. В соответствии с бюджетной росписью учреждения на 2010 г. на заработную плату на сумму 19242000 рублей был произведен расчет тарификации работников с учетом дополнительного фонда заработной платы на эту сумму. Каждому устанавливаются оклад, надбавки стимулирующего характера, надбавки компенсационного характера. Был рассчитан отдельно дополнительный фонд заработной платы, который включает в себя ночные, праздничные, работу в выходные дни и замену отпусков. В соответствии с тарификацией в лечебном учреждении надбавка за непрерывный стаж работы предусматривалась 0%, а надбавка за работу в ночное время предусматривалась 50%. Отделом здравоохранения, учитывая то, что было произведено лечебным учреждением уменьшение фонда оплаты труда по сравнению с 2009 г., указывалось на то, что лечебные учреждения в связи с переходом на новую систему оплаты труда не должны уменьшать фонд заработной платы по сравнению с 2009 г. Поэтому было произведено изменение бюджетной росписи от 12.04.2010 г. и от 26.04.2010 г. За счет уменьшения статей хозяйственных расходов, ГСМ, ремонтов была увеличена статья заработной платы на 1960000 рублей. Итого фонд оплаты труда составил 21202000 рублей. Изменение бюджетной роспись в соответствии Бюджетным кодексом РФ производится поквартально. В соответствии с увеличением фонда оплаты труда была произведена новая тарификация учреждения на 21202000 рублей, в соответствии с которой предусмотрена стимулирующая выплата за выслугу лет в максимальном размере 30%, за работу в ночное время 50%. Лимит на заработную плату из расчета 1 месяца составляет 1766000 рублей. Проведя анализ выплаты заработной платы с января по апрель выявлено, что в учреждении происходит перерасход заработной платы на 612600 рублей, экономии заработной платы нет. Считает, что заработная плата выплачивается в соответствии с фондом оплаты труда. Стимулирующая выплата предусматривается в соответствии с п. 4.16 Положения об оплате труда, утвержденного постановлением Главы № 125. Стимулирующие выплаты производятся за счет экономии средств в пределах ассигнований на оплату труда. Установленная стимулирующая выплата в максимальном размере 30% обоснована и подтверждается тем финансированием, которое учреждение имеет на 2010 г. Считаем, что выплата 30% обеспечивается финансированием и не нарушает трудового законодательства и других нормативных актов по оплате труда. Это Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 818, это единые рекомендации об установлении оплаты труда в Федеральных, региональных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных трехсторонней комиссией по урегулированию трудовых отношений, а также в соответствии со ст. 135 ТК РФ. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583 (п. 3) и едиными рекомендациями предусматривается, что заработная плата при новой системе оплаты труда не должна быть ниже заработной платы, выплачиваемой по единой тарифной сетке без учета премий и иных стимулирующих выплат. За 2009 г. сумма оклада, северных надбавок и районного коэффициента у истицы составляет 3902, 82 руб., а в 2010 г. в связи с переходом на новую систему оплаты труда оклад - 3400, районный и северный коэффициенты - 1700 рублей, итого заработная плата - 6800 рублей. Увеличение в 2010 г. составляет 2897, 18 руб. Права истца не нарушены. Заработная плата у работника стала выше. Заработная плата начисляется в соответствии с нормативными актами УЧР и не нарушает законодательства. Работник продолжает работать в учреждении. Если трудовой договор не заключен с ней надлежащим образом, то ст. 16 ТК РФ предусмотрено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Работник продолжает работать, получает заработную плату, поэтому считает, что даже если не оформлен трудовой договор надлежащим образом, работник принял условия, по которым сейчас работает.

В апреле 2010 г. был произведен перерасчет заработной платы, начиная с декабря 2009 г. с учетом увеличения бюджетной росписи. Была произведена выплата за непрерывный стаж работы в максимальном размере 30%, за работу в ночное время в максимальном размере 50%. Доначислены суммы за февраль 1529,11 руб., за март 1893, 19 рублей.

С 01 января 2010 г. работникам выплачивается максимально 30% за непрерывный стаж работы и 50% за работу в ночное время. Это внесено в положение об оплате труда, 09.02.2010 был издан приказ, что положение утверждается с 01.12.2009 г. Само положение не согласовано с профсоюзом. Лечебным учреждением в марте 2010 г. была создана согласительная комиссия. Три месяца они отработали. На заключительном этапе договорились на 50% ночных и 30% за непрерывный стаж работы. На данный момент истец получает все эти надбавки.

Представитель ответчика финансового управления администрации Амурского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве л.д. 18-20 т.1) указал, что иск не признает. В 2008 году органами федеральной власти были приняты меры по введению новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Правительством РФ было принято постановление № 583 от 05.08.2008 г. «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений…». В целях реализации данного постановления Минздравсоцразвития РФ утверждены профессиональные квалификационные группы, перечень выплат стимулирующего характера и разъяснения о порядке их установления, рекомендации по разработке примерных положений об оплате труда работников учреждений. На уровне субъекта Российской Федерации были также приняты аналогичные нормативные акты. Исходя из перечня вопросов местного значения муниципального района, установленного Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением главы Амурского муниципального района от 29.01.2009 г. № 12.1 «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Амурского муниципального района» был определен поэтапный переход на новую систему оплаты труда. Данным постановлением были утверждены перечни видов выплат стимулирующего и компенсационного характера, положение об установлении систем оплаты труда. Размеры и условия выплат должны были быть конкретизированы в трудовом договоре работника.

Новая система оплаты труда в УЧР была введена с 01.12.2009 г. Переход на новую систему оплаты труда не предполагал увеличения заработной платы в целом, но предполагал изменения в структуре заработной платы в рамках утвержденного фонда оплаты труда по учреждению. Размеры выплат, составляющие заработную плату истца, изменились. Произошло увеличение оклада, что повлекло за собой изменение размеров выплат стимулирующего характера, но в целом заработная плата истицы увеличилась. Это свидетельствует о соблюдении конституционных и трудовых прав истца в области оплаты труда л.д. 18-20 т.1).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие истца, представителя ответчика - финансового управления администрации Амурского муниципального района.

Заслушав представителей ответчиков, изучив представленные письменные доказательства, оценив их в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца и полагает, что Муровой Т.И. о взыскании надбавки на непрерывный стаж за декабрь 2009 г., январь, февраль, март 2010 г. и доплаты за работу в ночное время в феврале, марте 2010 г. в размере 17400 руб. 29 коп. следует отказать.

При этом суд исходил из следующего.

Истица Муровой Т.И. работает в УЧР отдела здравоохранения Амурского муниципального района Хабаровского края с ДАТА г. ВС, что подтверждается бессрочным трудовым договором от ДАТА г., и выпиской из трудовой книжки л.д. 6-9,10 т.1).

Как видно из справки от 05.03.2010 г. УЧР Мурова Т.И. к окладу получает 50% районного коэффициента, 50% северных надбавок л.д.12. т.1 ).

Согласно п. договора 5.3 заработная плата работнику установлена в размере тарифной сетки, согласно п. 8 предусмотрена выплата за непрерывный стаж в размере 55% за работу свыше 5 лет.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в частности, величина минимального размера оплаты труда в РФ, меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы и др.

Согласно статьей 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ система оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ, законами и иными правовыми актами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство РФ может устанавливать базовые оклады. Заработная плата работников муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов соответствующих профессиональных квалификационных групп, и обеспечивается за счет средств местного бюджета.

Согласно п.1.2,3.1 Устава УЧР от 2003 г. с изменениями и дополнениями учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой полностью за счет средств бюджета на основе сметы, имущество учреждения является муниципальной собственностью.

Оплата труда по прежней системе производилась на основании приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», который согласно приказу от 28.10.2008 г. № 598н Минздравсоцразвития РФ утратил силу с 01.12.2008 г. Действовавшим ранее Положением были предусмотрены максимальные размеры выплат за непрерывный стаж – 80%, за работу в ночное время-100%.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583 с 01.12.2008г. введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась ранее на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.01.2009г. № 25-пр в соответствии с Законом Хабаровского края от 26.11.2008г. № 222 «Об основах новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Хабаровского края и статьей 144 ТК РФ с 01.04.2009г. новая система оплаты труда введена для работников учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края.

Принимая доводы ответчиков, суд также установил, что с 01.12.2009 г. в УЧР введена новая система оплаты труда.

В соответствии с постановлением главы Амурского муниципального района Хабаровского края №12.1 от 29.01.2009 г. «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Амурского муниципальных учреждений Амурского муниципального района» вводятся новые системы оплаты труда с 01.05.2009 г. для работников муниципальных учреждений, в том числе здравоохранения в соответствии с Методическими рекомендациями; утверждены Положение об установлении систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, Перечни выплат, стимулирующего и компенсационного характера в муниципальных учреждениях, Разъяснения о порядке их установления.

В соответствии с Методическими рекомендациями при введении новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений размеры и условия осуществления стимулирующих выплат в соответствии с перечнем стимулирующих выплат рекомендуется определять самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и устанавливать локальными нормативными актами. В письменной форме необходимо уведомить работника за 2 месяца о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора в связи с введением новой системы оплаты труда. Оформить трудовые договоры или дополнительные соглашения, в котором должны быть указаны условия оплаты труда (размер оклада, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера). Трудовой договор или дополнительное соглашение вступает в силу со дня его подписания либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя. Перечнем предусмотрена выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Объем средств на выплаты стимулирующего характера с 01.01.2010 г. должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований муниципального бюджета. Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения этих новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Выплаты компенсационного характера, размеры и условия из осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно постановлениям № 108 от 30.04.2009 г., № 149 от 09.07.2009 г. главы Амурского муниципального района внесены изменения и дополнения в постановление №12.1 от 20.01.2009 г., согласно которым в учреждениях здравоохранения новая система оплаты труда вводится с 01.12.2009 г., до этого времени оплату труда работникам муниципальных учреждений здравоохранения Амурского муниципального района производить в соответствии с прежним Положением.

Постановлением главы Амурского муниципального района № 125 от 04.06.2009 г. (в редакции постановлений главы от 20.07.2009 г. № 161, от 10.12.2009 № 264) утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения Амурского муниципального района, и введено в действие с 01.12.2009 г.

Данным Положением (установлено, что заработная плата работников учреждений состоит из должностного оклада, выплат стимулирующего характера (п. 1.3). Месячная заработная плата работников не может быть ниже минимального размера оплаты труда (п. 1.6) Базовые оклады по должностям медицинских работников утверждены приказом Минздравсоцразвития № 526 от 06.08.2007 г. (п. 2.3), устанавливаются в соответствии с Приложением 1.

Размеры и условия выплат стимулирующего и компенсационного характера устанавливаются учреждением самостоятельно и предусматриваются коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом в соответствии с Перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера (п.п. 3.2, 4.2).

Согласно постановлению главы Амурского муниципального района № 264 от 10.12.2009 г. о внесении изменений в предыдущее постановление базовый оклад санитарки составляет 3400,00 рублей. Раздел 4 дополнен пунктом 4.16: «Стимулирующие выплаты производятся за счет экономии средств в пределах ассигнований на оплату труда работников учреждений здравоохранения».

Надбавка за выслугу лет относится к стимулирующим выплатам в со­ответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального разви­тия Российской Федерации от 29.12.2007 № 818 (в редакции приказа Минздравсоцразития РФ от 19.12.2008 № 739н). В перечне поименована выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Выплаты стимулирующего харак­тера, размеры и условия устанавливаются коллективным договором, локаль­ными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда.

Постановлением главы Амурского муниципального района № 161 от 20.07.2009г. о внесении изменений в постановление № 125 от 04.06.2009г. утверждена новая редакция Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет работникам учреждений.

В соответствии с Положением, максимальная ежемесячная надбавка за выслугу лет работникам учреждений устанавливается в процентах к должностному окладу в следующих размерах: врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям выездных бри­гад, старшим врачам станций (отделений, пунктов) скорой медицинской по­мощи:

при стаже работы от 1 до 3 лет - 10 процентов; при стаже работы от 3 до 5 лет - 30 процентов; при стаже работы от 5 до 7 лет - 45 процентов; при стаже работы от 7 до 10 лет - 60 процентов; при стаже работы свыше 10 лет - 80 процентов.

В соответствии с п.3.10.1. Положения, компенсационная выплата за ра­боту в ночное время установлена выездному персоналу станций скорой ме­дицинской помощи до 100 % часовой ставки, но не менее 20 %, рассчитан­ной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время. Оплата труда в ночное время регулируется ст. 154 Трудового Кодекса РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное вре­мя».

В соответствии с п. 4.16 Положения стимулирующие выплаты производятся за счет экономии средств в пределах ассигнований на оплату труда работников учреждений здравоохранения.

Ассигнования на оплату труда УЧР на 2010 год утверждены в соответствии с объемами оказания бес­платной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на 2010 год в сумме 19242 тысяч рублей согласно бюджетной росписи на 2010 год, утвер­жденной руководителем главного распорядителя средств районного бюджета по здравоохранения начальником отдела здравоохранения Трегубовой Л.А. Вместе с тем объемы и нагрузка оказания медицинской помощи в 2010 году по сравнению с 2010 г. уменьшилась (Приказы отдела здравоохранения от 18.12.2006 № 108, от 04.02.2010 № 11: с 5 до 4 автомашин скорой помощи, с 3 до 2 фельдшерских бригад)).

Распоряжением министерства здравоохранения Хабаровского края от 22.01.2010 № 66-р «Об установлении для учреждений здравоохранения Хабаровского края государственных (муниципальных) заданий, предусмотрен­ных Территориальной программой государственных гарантий оказания гра­жданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год» утверждены объемы оказания медицин­ской помощи для УЧР - 16705 вы­зовов в год л.д. 209-210 т.1). Финансовое обеспечение учреждения обеспечивает Амурский муниципальный район исходя из стоимости вызова. Согласно расчету стоимость вызова с уче­том всех статей расходов на 2010 год по УЧР составляет 1686 рублей л.д. 187 т.1). С учетом стоимости одного вызова 1686 рублей, бюджет УЧР на 2010 год должен составлять 28 164,6 тысяч рублей. Бюджетная роспись на 2010 год утверждена в размере 28 443 тысяч рублей, те есть превы­шает на 278,4 тысяч рублей л.д. 202 т.1). Бюджет утвержден с учетом всех необходимых расходов, в том числе и на заработную плату на 100,9 % от потребности.

Пунктом 6 приложения 7 Положения предусмотрено, что тарификационные списки составляются ежегодно по состоянию на 1 января или в момент вве­дения новых условий оплаты труда. Тарификационные списки отражают размеры базовых окладов, размеры коэффициентов и выплат компенсацион­ного и стимулирующего характера, а также к тарификации прилагается до­полнительный фонд заработной платы, который включает в себя доплату за работу в ночное время, в праздничные и выходные дни, ассигнования на оп­лату труда при замене отпусков денежной компенсацией.

В пределах ассигнований на оплату труда утверждена тарификация ра­ботников учреждения 24.12.2009 года, которой предусмотрена надбавка за непрерывный стаж работы, выслугу лет - 0 % л.д. 203-205 т.1).

Из расшифровки к тарификационному списку за 2010 г. также видно, что общая сумма бюджета учреждения составила 21202056,92 руб., из них предусмотрено 1492369,80 руб. для выплаты компенсации за работу в ночное время.

Доля стимулирующих выплат в фонде оплаты труда составила 31,47%.

В соответствии с тарификационным списком работников месячный фонд заработной платы ВС Муровой Т.И. составил СУММА руб., из которых СУММА рублей – 20% - за работу в ночное время.

Из справки документарной проверки УЧР от 16.04.2010 г. отделом здравоохранения видно, что перерасход заработной платы за 1 квартал 2010 г. составил 138,26 тыс. рублей.

Следовательно, при уменьшении объемов работы, выявлен перерасход фонда заработной платы в учреждении, поэтому экономии оплаты труда за январь – апрель 2010 г. нет, что подтверждается справкой отдела здравоохранения от 02.06.2010 г. № 02-29/1355.

Как следует из протокола заседания тарификационной комиссии № 2 от 29.12.2009 г. УЧР размер выплаты за выслугу лет на декабрь 2009 г. установлен при стаже более 5 лет – 20 %, оплатить за работу в ночное время 100%. Согласно протоколу № 3 от 05.02.2010 г. тарификационной комиссии решено надбавку за выслугу лет за январь 2010 г. не выплачивать, выплату ночных уменьшить до 50%. Аналогичное решение принято 24.02.2010 г. на заседании тарификационной комиссии об оплате за февраль 2010 г. Такое же решение приняла тарификационная комиссия на заседании 24.03.2010г.

Согласно тарификации УЧР оклад истицы в 2009 г. составлял СУММА руб., а заработная плата в месяц с учетом надбавок – СУММА руб. л.д. 206 т.1); в 2010 г. оклад ВС составил СУММА рублей, а заработная плата с учетом районного коэффициента и северных надбавок – СУММА руб. л.д. 203 т.1), фонд заработной платы увеличился с СУММА руб. до СУММА руб.

Как следует из приказа № 60 от 26.06.2009 г. Отдела здравоохранения администрации Амурского муниципального района «О переходе на новые формы оплаты труда муниципальных учреждений здравоохранения Амурского муниципального района» руководителям учреждений предписано руководствоваться в работе по оплате труда Положением об оплате труда, утвержденным постановлением главы Амурского муниципального района № 125 от 04.06.2009 г., Положение ввести в действие с 01.12.2009 г.

В соответствии с приказом № 2-3/24 от 09.02.2010 г. и.о. главного врача УЧР Положение об оплате труда работников УЧР отдела здравоохранения администрации Амурского муниципального района утверждено и введено в действие с 01.12.2009 г.

В соответствии с Положением об оплате труда работников УЧР» от 09.02.2010 г. заработная плата работников учреждения состоит из должностного оклада (ставки), выплат компенсационного и стимулирующего характера (п. 1.3), заработная плата работников учреждения (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая настоящим Положением, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения новой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников учреждений и выполнении ими работ той же квалификации (п. 1.4), все выплаты стимулирующего характера осуществляются при наличии экономии фонда оплаты труда (п. 4.1.1), надбавка за выслуга лет устанавливается в соответствии с Приложением 9, максимальный размер данной надбавки при стаже работы свыше 5 лет для младшего медицинского персонала установлен до 30%, устанавливается индивидуально каждому сотруднику тарификационной комиссией; санитары выездных бригад имеют право на 50% компенсационную выплату за работу в ночное время л.д. 105-132 т.1).

Таким образом, переход на новую систему оплату труда работников бюджетной сферы (с отходом от оплаты на основе Единой тарифной сетки) осуществлялся поэтапно на всех уровнях – федеральном, краевом, местном, с соблюдением одинаковых принципов такого перехода - недопущение снижения в результате перехода уровня заработной платы работников, с соблюдением установленных законодательством гарантий.

Как следует из «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год» (утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 04.12.2009г., протокол № 10) (Далее по тексту – Рекомендации, Единые рекомендации), системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом Рекомендаций (п.16). Также рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, изложенный в разделе VI Рекомендаций для федеральных бюджетных учреждений, обратив особое внимание на, в частности, на установление заработной платы работников учреждений (без учета премий и стимулирующих выплат) при введении новых систем оплаты труда не ниже заработной платы (без премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до введения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации (пп. к п.17).

В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса РФ допускается внесение изменений в определенные сторонами условия трудового договора по инициативе работодателя, если условия, в частности, об оплате труда не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). При этом трудовая функция работника не должна изменяться, то есть он продолжает работать в той же должности, по той же специальности, квалификации, но с изменением других существенных условий договора (в данном случае, система и размер оплаты труда).

Об изменении условий договора работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не менее чем за два месяца до внесения этих изменений.

При отказе работника продолжать трудовые отношения в измененных условиях трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Как видно из уведомления главного врача УЧР Мурова Т.И. ознакомлена с уведомлением 01.10.2009 г. о введении новой системы оплаты труда в соответствии с постановлением главы Амурского муниципального района от 29.01.2009 г. № 12.1 и от 30.04.2009 г. № 108 л.д. 72 т. 1).

Однако в уведомлении работодатель не указал о тех конкретных условиях трудового договора, которые подлежат изменению, а именно: размере оклада, размер и условия выплаты стимулирующих и компенсационных надбавок.

Вместе с тем, из расчетного листка за декабрь 2009 г. следует, что Муровой Т.И. начислено СУММА руб.; из расчетного листка за январь 2010 г. видно, что заработная плата составила СУММА руб., л.д.11 т. 1).

Из расчетных листков следует, что заработная плата за февраль 2010 г. истице начислена в размере СУММА руб., за марта 2010 г. – СУММА руб. л.д. 76 т.1).

С учетом произведенного перерасчета в апреле 2010 г., что подтверждается расчетным листком за апрель 2010 г., справкой расчетом, заработная плата в феврале была увеличена на СУММА руб., а в марте на СУММА руб.

Из справки-расчета заработной платы по ЕТС Муровой Т.И. начисления заработной платы за декабрь 2009 года составили бы СУММА руб., за январь 2010 г. - СУММА руб., за февраль СУММА руб., за март – СУММА руб. л.д. 7-9 т.2).

Таким образом, заработная плата Муровой Т.И. в спорный период не уменьшилась, а увеличилась.

В соответствии с соглашением о минимальной заработной плате в Хабаровском крае с 01.01.2009 г. минимальный размер заработной платы установлен в размере 5629 руб. Следовательно, заработная плата истицы не меньше, установленной минимальной оплаты труда в Хабаровском крае.

Истица подписала трудовой договор от 01.12.2009 г. л.д.73-74 т. 1), по условиям которого ей установлен оклад в размере СУММА рублей (п. 4.1.1), компенсационные выплаты в размере 50% за работу в районах, приравненных к северным, 50% - районные (п. 4.1.2), стимулирующие выплаты, выплата которых производится в порядке, установленном Положением об оплате труда от 01.12.2009 г. (п. 4.1.3).

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Мурова Т.И. знала из расчетных листов за спорный период об изменениях в размере оклада, стимулирующих и компенсационных надбавок, продолжала работать в новых условиях, заявление на увольнение не подавала.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что трудовые права истицы при переходе на новую систему оплаты труда нарушены не были, так как её заработная плата не уменьшилась, что очевидно из представленных расчетов.

В связи с чем то обстоятельство, что при введении новой системы оплаты труда работодателем был нарушен порядок её введения, до сведения истицы письменно не была доведена суть предстоящих изменений о том, в каком размере ей установлен оклад и стимулирующие надбавки, а также порядок их выплаты, не может служить основанием к выплате надбавок в размере, предусмотренном прежней системой оплаты труда с учетом оклада, предусмотренного новой системой оплаты труда, как обоснованно утверждает об этом представитель отдела здравоохранения.

Как видно из п. 7.12 действующего коллективного договора УЧР подписанного 15.05.2008 г., работодатель обязуется производить определенные размеры оплаты труда на основании приказа от 15.10.1999 г. № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения», в том числе надбавки за непрерывный стаж работы: 30% за первые три года, затем по 25% каждые два года, но не более 80%, за работу в ночное время медицинскому персоналу скорой помощи - 100% л.д. 143 т. 1).

Суд считает, что данный пункт коллективного договора применяться к спорным правоотношениям не может, поскольку на 01.12.2009 г. Положение об оплате труда работников здравоохранения, утвержденное приказом Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999 г. не действовало. Применение расчета заработной платы исходя их прежней системы оплаты труда по ЕТС ухудшило бы положение работника.

Согласно положениям статьи 154 Трудового кодекса РФ минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлен минимальный размер такого повышения – 20 % часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Истицы выплачивалось ежемесячно – 50%.

Согласно ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В соответствии со ст. 12 ТК РФ локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают своё действие в связи с вступлением в законную силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

При таких обстоятельствах, суд считает незаконными требования истца о взыскании выплат за непрерывный стаж, за работу в ночное время в спорном периоде в размере, предусмотренном трудовым договором от 20.05.2004 г. и коллективным договором, поскольку это противоречит постановлению главы Амурского муниципального района № 125 и Положению об оплате труда работников МУЗ, которые в настоящее время действуют. Кроме того, в декабре 2009 г. действовало постановление главы Амурского муниципального района № 12.1 от 29.01.2009 г. с изменениями и дополнениями.

Суд принимает обоснованные доводы представителей ответчиков, что в УЧР» была введена новая система оплаты труда с 01.12.2009 г., в соответствии с которой истице была выплачена заработная плата в декабре 2009 г., в январе 2010 г., в феврале 2010 г., в марте 2010 г. в большем размере, чем это было предусмотрено прежней системой оплаты труда, истица продолжает работать, получает заработную плату по новой системе, повышения заработной платы в учреждении не было. Следовательно, требования истицей заявлены необоснованно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Муровой Т.И. к УЧР отделу здравоохранения администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, финансовому управлению администрации Амурского муниципального района Хабаровского края о взыскании надбавки за непрерывный стаж за декабрь 2009 года, январь, февраль, март 2010 года и доплаты за ночное время в феврале, марте 2010г. всего в размере 17400 рублей 29 коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 10 дней со дня составления в мотивированном виде, то есть с 13.07.2010 г. (с учетом выходных дней 10, 11 июля 2010г.).

В копии в пятидневный срок подлежит направлению в адрес истца, финансовому управлению администрации Амурского муниципального района Хабаровского края.

Председательствующий: Т.С. Никулова

Решение не вступило в законную силу.