Дело № 2-470/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11.08.2010г. Амурский городской суд Хабаровского края
в составе:
председательствующего судьи Печкуренко Е.А.
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубова А.А. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» Отдела здравоохранения администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, Финансовому управлению администрации Амурского муниципального района Хабаровского края о взыскании надбавки за непрерывный стаж работы,
У С Т А Н О В И Л:
19.03.2010г. Зубов А.А. обратился в Амурский городской суд с иском к МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» о взыскании надбавки за непрерывный стаж работы, указав, что работает в должности ДОЛЖНОСТЬ с 2000г. Работодатель с ним заключил трудовой договор (контракт) бессрочно, в нем в разделе 8 «Дополнительные условия» оговорены надбавки за непрерывный стаж работы. С декабря 2009 года работодатель нарушает этот пункт трудового договора. Данная надбавка также предусмотрена коллективным договором на предприятии. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора в письменной форме работодателем с ним не заключалось. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора работодатель его не извещал. Считает, что действия работодателя по выплате ему надбавки за непрерывный стаж работы в МУЗ ССМП незаконны, нарушают ст. 135, 236 ТК РФ. Просил взыскать с МУЗ ССМП за декабрь 2009г. январь и февраль 2010г. – СУММА руб.
13.04.2010г. определением Амурского городского суда к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Финансовое управление администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, и в качестве третьего лица привлечен Отдел здравоохранения Амурского муниципального района Хабаровского края.
Представитель ответчика – МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Тихонов Д.А., не согласившись с заявленными исковыми требованиями, представил отзыв л.д. 18-19 том 1), в котором указал, что выплаты сотрудникам МУЗ «ССМП» осуществляются в соответствии с Уставной деятельностью МУЗ «ССМП», которая руководствуется в своей работе нормативно-правовой базой Амурского муниципального района. Постановлением главы Амурского муниципального района от 04.06.2009г. № 125 утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения Амурского муниципального района. Положение об оплате труда работников МУЗ «ССМП» разработано в октябре 2009г. и отдано на согласование в профсоюзную организацию. Данное Положение в части выплаты надбавки стимулирующего характера (за выслугу лет) соответствует постановлению главы Амурского муниципального района. Выплаты стимулирующего характера приведены в Приложении № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007г. № 818 «Об утверждении перечня выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях». В перечень включены: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. В Положении об оплате труда работников МУЗ «ССМП» базовые должностные оклады установлены на уровне, утвержденном Правительством Хабаровского края. Надбавка стимулирующего характера за выслугу лет установлена в порядке и размерах в соответствии с нормативным актом - постановлением главы Амурского муниципального района от 04.06.2009г № 125. Стимулирующие выплаты выплачиваются за счет экономии фонда оплаты труда, поэтому в декабре месяце оплата произведена в пределах фонда оплаты труда на декабрь месяц и надбавка на стаж установлена: со стажем работы свыше 10 лет – 30%, свыше 5 лет – 20%, свыше 3 лет – 10%, что зафиксировано в протоколе заседания тарификационной комиссии. В январе месяце стимулирующая выплата за выслугу лет выплачена в том же процентном соотношении.
Представитель соответчика - Финансового управления администрации Амурского муниципального района Хабаровского края – Руденко Н.В., не согласившись с заявленными исковыми требованиями, представила отзыв л.д. 11-13 том 2), в котором указала следующее: на протяжении последнего десятилетия заработная плата работников бюджетной сферы начислялась согласно Единой тарифной сетке. Эта система оплаты труда не давала возможности повышать её размер, так как она жестко регулировалась на федеральном уровне и строго регламентировалась федеральными законодательными актами. Основанием для отмены ЕТС послужили ставшие уже неактуальными для нынешнего времени деление бюджетных работников на 18 разрядов и низкий уровень оплаты труда первого разряда, который был существенно меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в РФ. Также ЕТС не учитывала всех особенностей труда работников в различных сферах бюджетной деятельности, получалось, что специалисты, работающие в различных отраслях и имеющие разный уровень квалификации получали одинаковую заработную плату. В связи с данными обстоятельствами органами федеральной власти были в 2008 году предприняты меры по введению новой системы оплаты труда (НСОТ), которая предусматривала разделение работников бюджетной сферы по видам экономической деятельности, передачу широких полномочий руководителям бюджетных учреждений по вопросам распределения фонда оплаты труда. Правительством РФ 05.08.2008г. было принято постановление № 583, в котором были изложены основные принципы реализации реформы в области оплаты труда бюджетников. В целях реализации названного Постановления Минздравсоцразвития РФ утверждены профессиональные квалификационные группы, перечень выплат стимулирующего и компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления, рекомендации по разработке примерных положений об оплате труда работников учреждений. Для единообразного регулирования правоотношений, связанных с оплатой труда работников бюджетной сферы, аналогичные нормативные акты были также приняты на уровне субъектов РФ (в частности, Закон Хабаровского края от 26.11.2008 г. № 222 «Об основах новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Хабаровского края» и постановления Правительства Хабаровского края по отраслям) и муниципальных образований. Так, исходя из вопросов местного значения муниципального района, перечень которых установлен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут устанавливать систему оплаты труда для муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. На территории Амурского муниципального района такими учреждениями явились муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, управления по делам ГОЧС и ПБ. Постановлением Главы Амурского муниципального района от 29.01.2009г. № 12.1 «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Амурского муниципального района» для всех вышеназванных учреждений был определен поэтапный переход на новую систему оплаты труда. Данным постановлением были утверждены перечни видов выплат стимулирующего и компенсационного характера, положение об установлении систем оплаты труда работников муниципальных учреждений и т.д. В частности, в качестве выплаты стимулирующего характера предусмотрены выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Как видно из Разъяснений о порядке установления выплат стимулирующего характера в муниципальных учреждениях, утвержденных вышеназванным постановлением главы муниципального образования, «выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций структурных подразделений Амурского муниципального района, в ведении которых находятся муниципальные учреждения». А также размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера должны быть конкретизированы в трудовом договоре работника. Новая система оплаты труда в муниципальном учреждении здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» была введена с 01.12.2009 года. Переход на новую систему оплаты труда не предполагал увеличение заработной платы в целом, но предполагал изменения в структуре заработной платы в рамках утвержденного фонда оплаты труда по учреждению. Размер выплат, составляющих заработную плату истца, изменились. Так, произошло увеличение должностного оклада на ставку. Данные обстоятельства повлекли за собой изменения размеров выплат стимулирующего характера (факультативных выплат) и выплат за работу в ночное вре6мя, но в целом заработная плата истца по НСОТ не только на ставку увеличилась, но и за фактически отработанное рабочее время в течение периода декабрь 2009 года – апрель 2010 года по сравнению с оплатой труда в ЕТС за этот же период. Данное обстоятельство свидетельствует о соблюдении конституционных и трудовых прав истца в области оплаты труда – размер фактической заработной платы превышает установленный государством минимальный размер оплаты труда, оплата труда в ночное время превышает установленный государством стандарт, введенные условия оплаты труда никоим образом не ухудшают положение работника (ст. 74 ТК РФ). Представитель соответчика просила отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица - Отдела здравоохранения администрации Амурского муниципального района Хабаровского края Ткачева Л.Г., не согласившись с заявленными исковыми требованиями, представила отзыв л.д. 155-158), указав в нем, что расчет суммы иска произведен от оклада, который отличается от указанного в трудовом договоре, в соответствии последним заработная плата рассчитывалась исходя из Единой тарифной системы оплаты труда (ст. 143 ТК РФ). Данная система оплаты труда осуществлялась на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения»: надбавка за продолжительность непрерывной работы старшим врачам станций (отделений) скорой медицинской помощи, врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям выездных бригад станция (отделений) скорой медицинской помощи устанавливались в следующих максимальных размерах: в размере 30 % оклада (ставки) за первые три года и по 25 % за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 80 % оклада; за работу в ночное время производилась доплата в размере 100 % выездному персоналу станций скорой медицинской помощи. С 01.12.2008г. данный приказ утратил силу в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.10.2008г. № 598н «О признании утратившими силу некоторых актов министерства труда и занятости населения Российской Федерации, министерства труда Российской Федерации, министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
С 01.12.2009г. в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» действует новая система оплаты труда, которая регулируется Постановлением главы Амурского муниципального района от 04.06.2009г. № 125 (в редакции постановлений главы от 20.07.2009г. № 161, от 10.12.2009г. № 264) «Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения Амурского муниципального района». Данным постановлением утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения Амурского муниципального района (Далее – Положение). Надбавка за выслугу лет относится к стимулирующим выплатам в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007г. № 818 (в редакции приказа от 19.12.2008г. № 739н). В перечне поименована выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия устанавливаются коллективным договором, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда. В соответствии с Положением, максимальная ежемесячная надбавка за выслугу лет работникам учреждений устанавливается в процентах к должностному окладу в следующих размерах: врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям выездных бригад, старшим врачам станций (отделений, пунктов) скорой медицинской помощи: при стаже работы от 1 до 3 лет - 10 %; при стаже работы от 3 до 5 лет - 30 %; при стаже работы от 5 до 7 лет - 45 %; при стаже работы от 7 до 10 лет - 60 %; при стаже работы свыше 10 лет - 80 %. В соответствии с п. 3.10.1. Положения, компенсационная выплата за работу в ночное время установлена выездному персоналу станций скорой медицинской помощи до 100% часовой ставки, но не менее 20%, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время. Оплата труда в ночное время регулируется ст. 154 ТК РФ и постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время».
В соответствии с п. 4.16 Положения стимулирующие выплаты производятся за счет экономии средств в пределах ассигнований на оплату труда работников учреждений здравоохранения. Ассигнования на оплату труда МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» на 2010г. утверждены в соответствии с объемами оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ на 2010 год в сумме 19242 тыс.руб. (Бюджетная роспись на 2010 год, утвержденная руководителем главного распорядителя средств районного бюджета по здравоохранения начальником отдела здравоохранения ФИО8). Распоряжением Министерства здравоохранения Хабаровского края от 22.01.2010г. № 66-p «Об установлении для учреждений здравоохранения Хабаровского края государственных (муниципальных) заданий, предусмотренных Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год» утверждены объемы оказания медицинской помощи для МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» - 16705 вызовов в год. Финансовое обеспечение учреждения обеспечивает Амурский муниципальный район исходя из стоимости вызова. Стоимость вызова с учетом всех статей расходов на 2010г. по МУЗ «ССМП» составляет 1686 руб. С учетом стоимости одного вызова 1686 руб., бюджет МУЗ «ССМП» на 2010г. должна составлять 28164,6 тыс.руб. Бюджетная роспись на 2010 год утверждена в размере 28443 тыс.руб., то есть превышает на 278,4 тыс.руб. Бюджет утвержден с учетом всех необходимых расходов, в том числе и на заработную плату на 100,9 % от потребности. Пунктом 6 приложения 7 Положения предусмотрено, что тарификационные списки составляются ежегодно по состоянию на 1 января или в момент введения новых условий оплаты труда. Тарификационные списки отражают размеры базовых окладов, размеры коэффициентов и выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также к тарификации прилагается дополнительный фонд заработной платы, который включает в себя доплату за работу в ночное время, в праздничные и выходные дни, ассигнования на оплату труда при замене отпусков денежной компенсацией. В пределах ассигнований на оплату труда 24.12.2009г. утверждена тарификация работников учреждения, которой предусмотрена надбавка за непрерывный стаж работы, выслугу лет - 0 %.
При введении новой системы оплаты труда заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения работ той же квалификации (ст. 135 ТК РФ, Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов на 2010 год, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, п. 3 постановления Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583). В соответствии с прилагаемой справкой, заработная плата истцов при новой системе оплаты труда не стала меньше заработной платы, выплачиваемой по Единой тарифной сетке (без учета премий и иных стимулирующих выплат). Вместе с тем, уменьшены объемы и нагрузка оказания медицинской помощи на врачебную должность (в 2009г. - объемы утверждены 17500 вызовов в год при работе двух врачебных бригад, приказы отдела здравоохранения от 18.12.2006г. № 108 и от 04.02.2010г. № 11). Заработная плата относится к условиям труда и рассматривается как система, состоящая из набора выплат: окладов, компенсационных и стимулирующих выплат. Нельзя рассматривать отдельно составляющие выплаты заработной платы и сравнивать их. При переходе на новую систему оплаты труда не нарушены права и гарантии работников, по сравнению с установленными нормами трудового права, предусмотренные трудовым законодательством и иными правовыми актами (ст. 3 ТК РФ).
Работники были уведомлены о переходе на новую систему оплаты труда с 01.12.2009г. Также с 01.12.2009г. оплату труда начислили по новой системе оплаты труда. Истцами заработная плата получена в полном объеме, и на 01.05.2010г. они продолжают работать; не подали заявление об увольнении в связи с несогласием работать в условиях, отличающихся от условий, указанных в трудовом договоре, приложенном к исковому заявлению. Отсюда следует, что эти работники дали согласие на работу в условиях новой системы оплаты труда. Статьей 16 ТК РФ предусмотрено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. За декабрь 2009 года при экономии фонда оплаты труда заседанием тарификационной комиссией МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» от 29.12.2009г. принято решение установить размер стимулирующей выплаты за выслугу лет в максимальном размере 30 %, что не нарушает требований Положения. За январь 2010г. на заседании тарификационной комиссии от 05.02.2010г. принято решение о выплате стимулирующей надбавки за выслугу лет - 0 %, что также не противоречит Положению (в тарификации на 2010 год не предусмотрена надбавка за непрерывный стаж работы). За февраль 2010г. также принято решение о выплате стимулирующей надбавки за выслугу лет - 0 % и доплаты за работу в ночное время - 50 %, в связи с отсутствием экономии фонда заработной платы и перерасходом заработной платы за январь месяц 2010г. (справка проверки МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» от 16.02.2010г.).
Считает, что муниципальным учреждением здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» выплаты стимулирующего характера производятся в соответствии с нормативными актами муниципального образования и не нарушают федеральное законодательство о труде.
В судебное заседание истец, представители ответчиков и третьих лиц, будучи надлежащим образом уведомленными о его времени и месте, не явились, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили, об уважительности причины своей неявки суд не уведомили. Истец Зубов А.А. ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие; представитель ответчика – директор МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Егоров А.А. также представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив представленные письменные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Зубов А.А. работает в Муниципальном учреждении здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» отдела здравоохранения Амурского муниципального района Хабаровского края (ММУ «Станция скорой медицинской помощи»; МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи») в должности ДОЛЖНОСТЬ с ДАТА г., с ДАТА . в должности ДОЛЖНОСТЬ и по настоящее время, что подтверждается трудовым договором (контрактом) от ДАТА г. л.д. 4 том 1), трудовой книжкой л.д. 5-8 том 1), справкой от 11.03.2010г. л.д. 9).
Согласно пункту 5.3 трудового договора (контракта) заработная плата работникам установлена исходя из оклада по Единой тарифной сетке с выплатой районных надбавок и коэффициентов.
Как видно из справки от 11.03.2010 г. МУЗ «ССМП» Зубов А.А. к окладу получает 50% районного коэффициента, 50% северных надбавок л.д. 9).
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в частности, величина минимального размера оплаты труда в РФ, меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы и др.
Согласно статьей 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ система оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ, законами и иными правовыми актами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство РФ устанавливает базовые оклады. Заработная плата работников муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп, и они (оклады) обеспечиваются в муниципальных учреждениях за счет средств местного бюджета.
Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.08.2007г. № 526 утверждены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников.
В соответствии с ними к первому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня» отнесена должность санитара.
Согласно Уставу Муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» (МУЗ «ССМП») (с изменениями и дополнениями) учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой полностью за счет средств бюджета на основе сметы; учредителем учреждения является отдел здравоохранения администрации г. Амурска с Амурским районом, имущество учреждения является муниципальной собственностью.
Как следует из «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год» (утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 04.12.2009г., протокол № 10) (Далее по тексту – Рекомендации, Единые рекомендации), системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом Рекомендаций (п.16). Также рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, изложенный в разделе VI Рекомендаций для федеральных бюджетных учреждений, обратив особое внимание на, в частности, на установление заработной платы работников учреждений (без учета премий и стимулирующих выплат) при введении новых систем оплаты труда не ниже заработной платы (без премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до введения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации (пп. к п.17).
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583 с 01.12.2008г. введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась ранее на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.01.2009г. № 25-пр в соответствии с Законом Хабаровского края от 26.11.2008г. № 222 «Об основах новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Хабаровского края и статьей 144 ТК РФ с 01.04.2009г. новая система оплаты труда введена для работников учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края.
Постановлением главы Амурского муниципального района Хабаровского края №12.1 от 29.01.2009г. «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Амурского муниципальных учреждений Амурского муниципального района» для работников муниципальных учреждений, в том числе здравоохранения, новые системы оплаты труда вводятся с 01.05.2009г.; одновременно утверждены Методические рекомендации по введению в муниципальных учреждениях Амурского муниципального района новых систем оплаты труда, Рекомендации по заключению трудового договора с работником…., Положение об установлении систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Амурского муниципального района; Перечень выплат стимулирующего характера в муниципальных учреждениях Амурского муниципального района и Разъяснение о порядке их установления; Перечень выплат компенсационного характера и Разъяснение о порядке их установления и др.
В соответствии с Методическими рекомендациями при введении новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, размеры и условия осуществления стимулирующих выплат в соответствии с перечнем стимулирующих выплат рекомендуется определять самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и устанавливать локальными нормативными актами; в письменной форме необходимо уведомить работника за 2 месяца о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора в связи с введением новой системы оплаты труда; оформить трудовые договоры или дополнительные соглашения, в котором должны быть указаны условия оплаты труда (размер оклада, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера).
Перечнем выплат стимулирующего характера предусмотрена выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Объем средств на выплаты стимулирующего характера с 01.01.2010г. должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований муниципального бюджета.
Согласно постановлениям главы Амурского муниципального района Хабаровского края № 108 от 30.04.2009г., № 149 от 09.07.2009г. в постановление № 12.1 от 20.01.2009г. внесены изменения и дополнения, согласно которым в учреждениях здравоохранения новая система оплаты труда вводится с 01.12.2009г., до этого времени оплату труда работникам муниципальных учреждений здравоохранения Амурского муниципального района производить в соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения, утвержденным приказом Минздрава РФ от 15.10.1999г. № 377.
Постановлением главы Амурского муниципального района № 125 от 04.06.2009г. утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения Амурского муниципального района, и введено в действие с 01.12.2009г.
Данным Положением установлено, что заработная плата работников учреждений состоит из должностного оклада, выплат стимулирующего характера (п. 1.3); заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая настоящим Положением, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до введения новой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации (п.1.4); месячная заработная плата работников не может быть ниже минимального размера оплаты труда (п. 1.6); базовые оклады по должностям медицинских работников утверждены приказом Минздравсоцразвития № 526 от 06.08.2007г. (п. 2.3), устанавливаются в соответствии с приложением 1 к Положению; должностные оклады работников учреждений определяются по результатам тарификации (п.2.11); размеры и условия установления выплат компенсационного характера определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (п.3.2.); доплата за работу в ночное время работникам учреждений производится: медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой медицинской помощи, выездному персоналу станций скорой медицинской помощи – до 100 % часовой ставки, но не менее 20 %, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время (п.3.10.); размеры и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются учреждением самостоятельно и предусматриваются коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера (п. 4.2).
Постановлением главы Амурского муниципального района № 161 от 20.07.2009г. о внесении изменений в постановление № 125 от 04.06.2009г. утверждена новая редакция Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет работникам учреждений. Данное Положение предусматривает, что ежемесячная надбавка за выслугу лет врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям выездных бригад, старшим врачам станций скорой медицинской помощи устанавливается в процентах к должностному окладу (окладу) – от 10% до 80% (в зависимости от стажа работы).
Согласно постановлению главы Амурского муниципального района Хабаровского края № 264 от 10.12.2009г. о внесении изменений в постановление главы Амурского муниципального района от 04.06.2009г. № 125, в Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения Амурского муниципального района внесены изменения, оно дополнено п.4.16. – «Стимулирующие выплаты производятся за счет экономии средств в пределах ассигнований на оплату труда работников учреждений здравоохранения. Согласно приложению № 1 к Положению..., должностной оклад санитара при новой системе оплаты труда составляет 3400 руб.
Как следует из приказа Отдела здравоохранения администрации Амурского муниципального района № 60 от 26.06.2009г. «О переходе на новые формы оплаты труда муниципальных учреждений здравоохранения Амурского муниципального района» руководителям учреждений предписано руководствоваться в работе по оплате труда Положением об оплате труда, утвержденным вышеназванным постановлением № 125 л.д.191).
Приказом Главного врача Тихонова Д.А. № 2-3/218 от 30.06.2009г. л.д. 35 том 2), отменен приказ № 2-3/64а от 02.02.2009г. МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», приказано осуществить переход на новую форму оплаты труда с 01.12.2009г., с этой целью создана тарифно-квалификационная комиссия.
В соответствии с Положением об оплате труда работников МУЗ «ССПМ» заработная плата работников учреждения состоит из должностного оклада (ставки), выплат компенсационного и стимулирующего характера (п. 1.3), заработная плата работников учреждения (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая настоящим Положением, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения новой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников учреждений и выполнении ими работ той же квалификации (п. 1.4), все выплаты стимулирующего характера осуществляются при наличии экономии фонда оплаты труда (п. 4.1.1), надбавка за выслугу лет устанавливается в соответствии с Приложением 9 (п. 1.9), максимальный размер данной надбавки при стаже работы свыше 10 лет – до 80 %.
В соответствии с приказом и.о. главного врача МУЗ «ССМП» № 2-3/24 от 09.02.2010г. Положение об оплате труда работников МУЗ «ССМП» отдела здравоохранения администрации Амурского муниципального района утверждено и введено в действие с 01.12.2009г.
Таким образом, переход на новую систему оплату труда работников бюджетной сферы (с отходом от оплаты на основе Единой тарифной сетки) осуществлялся поэтапно на всех уровнях – федеральном, краевом, местном, с соблюдением одинаковых принципов такого перехода - недопущение снижения в результате перехода уровня заработной платы работников, с соблюдением установленных законодательством гарантий и др.
В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса РФ допускается внесение изменений в определенные сторонами условия трудового договора по инициативе работодателя, если условия, в частности, об оплате труда не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). При этом трудовая функция работника не должна изменяться, т.е. он продолжает работать в той же должности, по той же специальности, квалификации, но с изменением других существенных условий договора (в данном случае, система и размер оплаты труда).
Об изменении условий договора работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не менее чем за два месяца до внесения этих изменений.
При отказе работника продолжать трудовые отношения в измененных условиях трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.
Как следует из уведомлений за подписью главного врача МУЗ «ССМП» Тихонова Д.А. от 01.10.2009г., Зубов А.А. уведомлялся о введении новой системы оплаты труда в соответствии с постановлением главы Амурского муниципального района от 29.01.2009г. № 12.1 и от 30.04.2009г. № 108; при этом Зубов А.А. на внесение изменений в трудовой договор согласился л.д. 150 том 1).
Однако названные уведомления, направленные всем работникам МУЗ «ССМП», в том числе истцу, одинаковы по форме и содержанию, не конкретизируют, какие именно условия заключенного истцом трудового договора подлежат изменению, как изменится размер его оклада, размер и условия выплаты стимулирующих надбавок, компенсационных надбавок, в том числе, за работу в ночное время.
При таких обстоятельствах нельзя считать, что работодателем в отношении истца соблюден порядок изменения определенных сторонами условий трудовых договоров с ним (в данном случае порядок перехода на новую систему оплаты труда).
Согласно тарификации МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» оклад Зубова А.А. ДОЛЖНОСТЬ в 2009 г. составлял СУММА руб., а заработная плата в месяц с учетом надбавок – СУММА руб.; в 2010 г. оклад Зубова А.А. составил СУММА рублей, а заработная плата с учетом компенсационной надбавки, районного коэффициента и северных надбавок – СУММА руб., фонд заработной платы увеличился.
Как следует из протокола заседания тарификационной комиссии № 2 от 29.12.2009 г. МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» л.д. 215), размер стимулирующей выплаты за выслугу лет на декабрь в связи с отсутствием экономии фонда заработной платы и планируемой экономии на конец года: работникам, получающим выплату в размере 80% - установлен 30% (более 7 лет работы в МУЗ «ССМП»).
Как следует из протокола заседания тарификационной комиссии № 3 от 05.02.2010 г. л.д. 214), решено уменьшить выплаты за январь 2010г.: за ночные часы до 50%, стимулирующую надбавку за выслугу лет убрать полностью.
Как следует из справки проверки МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» от 16.02.2010 г. л.д. 237-242 том 1), главным специалистом отдела здравоохранения ФИО7 установлено превышение лимитов по заработной плате в декабре 2009г., январе 2010г. после перехода на новые формы оплаты труда.
Как следует из справки документарной проверки МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» от ДАТА г. л.д. 243-245 том 1), главным специалистом отдела здравоохранения ФИО7 установлен перерасход финансовых средств за 1 квартал, который составляет 138,26 тыс. рублей.
Согласно расчетным листкам Зубова А.А. ему (с учетом внутреннего совместительства) начислено:
в декабре 2009г. - СУММА руб.,
в январе 2010г. – СУММА руб.,
в феврале 2010г. – СУММА руб.
Как следует из произведенного представителем ответчика расчета с использованием одинаковых составляющих заработной платы (без внутреннего совместительства, отпуска, перерасчета по надбавкам), при применении системы оплаты труда на основе Единой тарифной сетки заработная плата Зубова А.А. за период декабрь 2009г. – апрель 2010г. составила бы:
декабрь – СУММА руб.,
январь - СУММА руб.,
февраль – СУММА руб.,
март - СУММА руб.,
При введении с 01.12.2010г. новой системы оплаты труда рассчитанная по этим же параметрам заработная плата составила:
декабрь – СУММА руб.,
январь - СУММА руб.,
февраль – СУММА руб.,
март - СУММА руб.,
С 01.01.2009 г. минимальная заработная плата в Хабаровском крае установлена в размере 5629 рублей.
Зубов А.А., получив заработную плату за декабрь 2009 года, знал из расчетного листа об изменениях в размере оклада и стимулирующих надбавок; продолжал работать в новых условиях; правом прекратить трудовой договор не воспользовался. Кроме того, он перезаключил трудовой договор с работодателем 01.12.2009г. л.д. 46-47 том 2).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что трудовые права истца при переходе на новую систему оплаты труда нарушены не были, так как его заработная плата не уменьшилась, что очевидно из представленных расчетов.
В связи с чем то обстоятельство, что при введении новой системы оплаты труда работодателем был нарушен порядок её введения, до сведения истца письменно не была доведена суть предстоящих изменений, не может служить основанием к выплате надбавок в размере, предусмотренном прежней системой оплаты труда, с учетом оклада, предусмотренного новой системой оплаты труда.
Согласно положениям статьи 154 Трудового кодекса РФ минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлен минимальный размер такого повышения – 20 % часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Как следует из пункта 7 коллективного договора МУЗ «ССМП», подписанного 15.05.2008г. л.д. 76-101), работодатель обязуется производить оплату труда в размерах, определенных на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения», в том числе: за работу в ночное время (с 22.00 до 06.00 час.) всем работникам – 50% должностного оклада, а медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной помощи населению – 100 % оклада; надбавки за непрерывный стаж работы: 30% за первые три года, затем по 25% каждые два года, но не более 80%.
Данный пункт коллективного договора к спорным правоотношениям применяться не может, поскольку на 01.12.2009г. Положение об оплате труда работников здравоохранения, утвержденное приказом Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999г., не действовало. Применение расчета заработной платы, исходя их прежней системы оплаты труда на ЕТС, ухудшило бы положение работника.
Согласно статье 8 Трудового кодекса РФ, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В соответствии со статьей 12 Трудового кодекса РФ локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают своё действие в связи с вступлением в законную силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).
При таких обстоятельствах, довод истца о необходимости при оплате труда в декабре 2009г., январе и феврале 2010г. руководствоваться старыми коллективным и трудовым договорами несостоятелен, поскольку на тот момент действовало постановление главы Амурского муниципального района № 12.1 от 29.01.2009г. с изменениями и дополнениями, Положение об оплате труда работников МУЗ «ССМП» на момент рассмотрения дела вступило в силу и действует с 01.12.2009г.
Суд принимает обоснованные доводы представителей ответчиков и третьего лица, что в МУЗ «ССМП» была введена новая система оплаты труда с 01.12.2009г., в соответствии с которой истцу была выплачена заработная плата в декабре 2009г., январе и феврале 2010г. в большем размере, чем это было предусмотрено прежней системой оплаты труда, истец продолжает работать, получает заработную плату по новой системе, повышения заработной платы в учреждении не было.
Следовательно, требования истцом не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Зубову А.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 10 дней со дня составления в мотивированном виде (16.08.2010г.).
Судья Е.А. Печкуренко
Решение вступило в законную силу 27.08.2010г.