решение по иску прокурора об обеспечении жилого дома электроэнергией



Дело НОМЕР КОПИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Амурск. ДАТА г.

Амурский городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи КРЕМЛЕВА В.В.

при секретаре ГОРДЕЕВОЙ Е.А.,

с участием старшего помощника Амурского городского прокурора ЗАХАРОВОЙ И.А.

а также с участием истца ЗАФАТАЕВОЙ В.И.,

представителей ответчиков

- администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края В.Е.В.

- администрации Амурского муниципального района Хабаровского края Р.О.Ю.,

представителей третьих лиц

- ОРГАНИЗАЦИЯ Б.А.П.

- ОРГАНИЗАЦИЯ 1 Б.Д.В.

- ОРГАНИЗАЦИЯ 2 К.Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по заявленному Амурским городским прокурором в интересах ЗАФАТАЕВОЙ Веры Ивановны иску к администрации городского поселения «Город Амурск», администрации Амурского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности организовать электроснабжение дома ЗАФАТАЕВОЙ В.И., расположенного по адресу: ст. Мылки 321 километр, согласно ст. 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

У С Т А Н О В И Л:

Амурский городской прокурор в интересах ЗАФАТАЕВОЙ В.И. обратился в суд с иском по тем основаниям, что ЗАФАТАЕВА В.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС С 17.02.2010 г. в указанном доме отсутствует электричество из-за отсутствия коммуникаций и линий электропередач.

К полномочиям ответчика в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в границах поселения относится обязанность по организации в границах поселения подачи коммунальных услуг населению, в том числе, по обеспечению населения энергоснабжением.

Амурский городской прокурор просил суд обязать администрацию городского поселения «Город Амурск» обеспечить дом АДРЕС электроснабжением.

Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 27.05.2010 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Амурского муниципального района Хабаровского края, ОРГАНИЗАЦИЯ 1, ОРГАНИЗАЦИЯ 2, ОРГАНИЗАЦИЯ л.д. 30).

Определением Амурского городского суда от 25.06.2010 г. администрация Амурского муниципального района Хабаровского края привлечена к участию в деле в качестве соответчика л.д. 138).

В судебном заседании 29.07.2010 г. прокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию городского поселения «Город Амурск» организовать электроснабжение дома ЗАФАТАЕВОЙ В.И. согласно ст. 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В судебном заседании 25.06.2010 г., 28.07.2010 г. – 29.07.2010 г. прокурор на иске настаивал по вышеуказанным основаниям.

Истица ЗАФАТАЕВА В.И. в судебном заседании 25.06.2010 г., 28.07.2010 г. - 29.07.2010 г. исковые требования поддержала, суду пояснила, что является собственником дома, расположенного по адресу: АДРЕС Дом на одного хозяина. До 17.02.2010 г. электроснабжение осуществлялось через ОРГАНИЗАЦИЯ. За свет оплачивала в ОРГАНИЗАЦИЯ твердую денежную сумму, независимо от того, сколько потреблено электроэнергии. После того, как подача электроэнергии через ОРГАНИЗАЦИЯ, членом которого она никогда не являлась, было прекращено, после обращения к главе городского поселения «Город Амурск», получила технические условия на подключение электроэнергии, был установлен счетчик, электрощит. По поводу подключения света обращалась в ОРГАНИЗАЦИЯ 1, там сказали, что нужно обращаться в Энергосбыт. Затем обращалась к руководству ЖКХ администрации городского поселения «Город Амурск», приезжали их работники, посмотрели и сказали, что надо идти в Энергонадзор. Работники Энергонадзора приезжали, смотрели, сказали, что нужно «сделать какую-то добавку, добавить счетчик, все оборудовать», еще сказали, что «что-то надо, чтобы выключать, чтобы до счетчика не доходило», сказали, что необходимо для этого купить. Муж купил, все, что требовалось. После этого приезжали работники Энергонадзора, сказали, что все нормально, составили технический отчет, а кто будет поставлять свет, не сообщили.

Представитель администрации городского поселения «Город Амурск» В.Е.В. в судебных заседаниях ДАТА г., ДАТА г. - ДАТА г. иск не признала по тем основаниям, что администрация городского поселения «Город Амурск» не занимается обеспечением населения электроэнергией, не является ресурсоснабжающей организацией, поставщиком электроэнергии. В соответствии с законом ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в полномочия администрации городского поселения входит организация электроснабжения населения в границах поселения, а не обеспечение населения электроэнергией. В организацию не входит изготовление линий электропередач. ОРГАНИЗАЦИЯ 1 городской администрации не передано. Администрация городского поселения не заключает с населением договоры на электроснабжение, не получает деньги за поставку электроэнергии. Организация электроснабжения, как таковая, означает проведение совещаний со всеми заинтересованными лицами, принятие соответствующего нормативного акта. В отношении ЗАФАТАЕВОЙ В.И. проводилось совещание при главе городского поселения, на которое были приглашены все заинтересованные лица, в том числе и истица, была выслушана её позиция. По результатам совещания председателю ОРГАНИЗАЦИЯ было дано указание оценить наличие технической возможности для подключения дома ЗАФАТАЕВОЙ В.И., истице было предложено обратиться в эту сетевую организацию. Кроме того, администрацией городского поселения за свой счёт был установлен электрощит, на который было закреплено оборудование, которое позволило бы подключить электроэнергию.

Представитель администрации Амурского муниципального района Р.О.Ю. иск не признала по вышеуказанным основаниям, представив письменный отзыв.

Представитель третьего лица – ОРГАНИЗАЦИЯ 1 Б.Д.В. суду пояснил, что ОРГАНИЗАЦИЯ 1 на основании договора, заключенного с ОРГАНИЗАЦИЯ 2 поставляет энергию населению до границ раздела ко всем потребителям в черте города. На ст. Мылки к ОРГАНИЗАЦИЯ 1 относятся линии по ул. Березовой. Дом истицы не обеспечивается электроэнергией через ОРГАНИЗАЦИЯ 1

Представитель третьего лица ОРГАНИЗАЦИЯ Б.А.П. суду пояснил, что ранее дом истицы был подключен к подстанции железной дороги, раньше там стояли казармы. Потом их убрали, от железной дороги свет отключили. Истица обратилась в ОРГАНИЗАЦИЯ, чтобы её подключили к линии, что и было сделано, однако, она отказывается платить за потребленную энергию в том размере, в каком оплачивает члены садоводческого товарищества. Выяснилось, что ЗАФАТАЕВА В.И. потребила электроэнергии больше, чем платила за неё. Зимой 2010 г. вообще были большие потери, в связи с чем стоит вопрос на зиму отключать станцию. Техническая возможность подключить к электроэнергии дом истицы существует, но это потребует значительных финансовых затрат.

Представитель ОРГАНИЗАЦИЯ 2 К.Е.С. представив письменные возражения, исковые требования не признала, суду пояснила, что в данном случае истица не состояла в договорных отношениях с ОРГАНИЗАЦИЯ 2, её дом не был подключен к электрической сети, присоединение в установленном порядке энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации отсутствовало, соответствующий договор между сетевой организацией и абонентом отсутствует, в связи с чем невозможна продажа (поставка) электроэнергии ОРГАНИЗАЦИЯ 2 истице.

Заслушав прокурора, истицу, представителя администрации городского поселения «Город Амурск», представителя администрации Амурского муниципального района, представителей третьих лиц, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Договор энергоснабжения заключается при условии, что абонент располагает отвечающим установленным техническим требованиям энергопринимающим устройством, присоединенным к сетям энергоснабжающей организации, а также при обеспечении учета потребляемой энергии.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об энергетике) указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Согласно ч. 1 ст. 26 названного закона присоединение к электрическим сетям и заключение в последующем договора электроснабжения происходит только при наличии технической возможности для этого и соблюдении установленных правил.

Согласно ст. 3 Закона электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам;

Услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов;

Субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности;

Потребители электрической и тепловой энергии - лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

Гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;

Розничные рынки электрической энергии - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;

В соответствии со ст. 37 указанного закона субъектами розничных рынков являются потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке).

В соответствии со ст. 4 Закона об электроэнергетике нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.

В целях регулирования правоотношений в области электроэнергетики Правительством РФ утверждены «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (постановление Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530), Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861).

В соответствии с п. 5 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Согласно п. 6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, в соответствии с договором электроснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Услуги по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения оказываются в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания (об оказании) услуг по передаче электрической энергии (далее - договор оказания услуг по передаче электрической энергии).

Пунктом 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии предусмотрено, что гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, такой договор заключается в письменной форме (п. 62 Правил). Этим же пунктом предусмотрено, что в случае если гражданин намеревается заключить в письменной форме договор энергоснабжения (договор купли-продажи электрической энергии) для бытового потребления, он направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с приложением имеющихся у него на дату направления заявки документов, подтверждающих выполнение необходимых для его заключения условий. В случае если представленных гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения указанных условий или у гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение таких условий проверяется гарантирующим поставщиком самостоятельно.

В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, "сетевые организации" – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;

В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (п.6 Правил технологического присоединения).

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них (п. 8 Правил технологического присоединения).

Заявитель вправе направить запрос в органы местного самоуправления, на территории которого расположены соответствующие объекты электросетевого хозяйства, с указанием расположения объектов электросетевого хозяйства, принадлежность которых необходимо определить, а орган местного самоуправления обязан представить заявителю в течение 15 дней информацию о принадлежности указанных в запросе объектов электросетевого хозяйства.

Из смысла приведенных норм следует, что для присоединения к электрическим сетям и заключения договора энергоснабжения именно потребитель, в данном случае ЗАФАТАЕВА В.И. должна обращаться как в электросетевую, так и в энергосбытовую компании, которые, в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике уполномочены выполнять соответствующие работы и предоставлять услуги энергоснабжения потребителям, в том числе физическим лицам, брать плату за предоставленную услугу.

Функция органов местного самоуправления, как это видно из пункта 8 Правил технологического присоединения сводится к предоставлению соответствующей информации при наличии соответствующего запроса.

Из вышеприведенных норм не следует, что администрация городского поселения «Город Амурск» обязана выполнять работы по технологическому присоединению потребителя к электрическим сетям, предоставлять жителям городского поселения услугу энергоснабжения, заключив при этом соответствующий договор, брать с них плату за предоставленную услугу.

К компетенции администрации городского поселения «Город Амурск», как органа местного самоуправления, в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в числе прочих, отнесена организация в границах муниципального района электроснабжения поселения.

Как следует из пояснений представителя ответчика В.Е.В., и по смыслу вышеуказанных нормативных актов, администрация городского поселения «Город Амурск» ни энергоснабжающей (энергосбытовой) организацией, ни сетевой организацией, ни гарантирующим поставщиком не является. При том, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электроснабжения населения, фактически в городе Амурске электроснабжение организовано.

В случае с ЗАФАТАЕВОЙ В.И. именно по её заявлению о подключении жилого помещения через ОРГАНИЗАЦИЯ проводилось совещание со всеми соответствующими службами, истице было рекомендовано обратиться с заявкой в сетевую компанию, в частности ОРГАНИЗАЦИЯ, которое выдало ей Технические условия на постоянное технологическое присоединение электроустановки к жилому дому ЗАФАТАЕВОЙ В.И., и, более того, администрацией городского поселения были проведены работы по установке электрощита с затратой на это соответствующих средств.

Указанные обстоятельства подтверждаются копией протокола совещания от 21.05.2010 г. л.д. 54), Техническими условиями л.д. 55), договором подряда НОМЕР от ДАТА г. л.д. 56).

Таким образом, организационные меры, для разрешения данной проблемы администрацией городского поселения «Город Амурск» были предприняты в соответствии с действующим законодательством.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в пределах 300 метров от дома истицы сетевого хозяйства ответчиков в любом случае нет.

Прокурором в том числе с целью обеспечения исполнимости решения, возможности его обращения к принудительному исполнению в случае удовлетворения иска, в суде не указан перечень определённых мер, действий, которые администрация городского поселения «Город Амурск» или администрация Амурского муниципального района обязаны в данном случае предпринять (совершить) с указанием правовых норм, возлагающих на ответчиков обязанности по совершению соответствующих действий в целях организации электроснабжения жилища ЗАФАТАЕВОЙ В.И.

Строительство жителями городского поселения жилых домов в административных границах городского поселения не влечёт возникновение у администрации городского поселения или администрации соответствующего муниципального района обязанности организовывать и обеспечивать электроснабжение каждого такого строения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства пояснениями сторон и третьих лиц, администрация городского поселения не является сетевой организацией. Прокурором или истцом доказательств, подтверждающих обратное, в ходе судебного разбирательства не предоставлено. Полномочиями на заключение договоров электроснабжения с гражданами-потребителями, поставку электроэнергии жителям поселения, так же как и полномочиями к понуждению соответствующих организаций к заключению соответствующих договоров с потребителями ни администрация городского поселения «Город Амурск», ни администрация Амурского муниципального района не наделены, при том, что глава городского поселения организовывал соответствующие переговоры.

Доказательств того, что ЗАФАТАЕВОЙ В.И. органом местного самоуправления при наличии соответствующего запроса было отказано в предоставлении соответствующей указанной в пункте 8 Правил технологического присоединения информации, прокурором и ЗАФАТАЕВОЙ В.И. в суд не предоставлено.

Как следует из пояснений в суде ЗАФАТАЕВОЙ В.И. и представителя ОРГАНИЗАЦИЯ, истица заинтересована в поставке ей электроэнергии через находящееся более чем в 300 метрах от её дома ОРГАНИЗАЦИЯ. Вместе с тем ни администрация городского поселения, ни администрация района не наделены полномочиями к понуждению указанного ОРГАНИЗАЦИЯ к заключению с ЗАФАТАЕВОЙ соответствующего договора. Тем более, что по пояснениям председателя ОРГАНИЗАЦИЯ, в целях минимизации неоправданных расходов, по решению собрания членов ОРГАНИЗАЦИЯ, на зиму электроснабжение ОРГАНИЗАЦИЯ будет приостанавливаться, в то время как ЗАФАТАЕВА В.И. проживает в вышеуказанном доме круглогодично.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска к вышеуказанным ответчикам.

По изложенному и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного Амурским городским прокурором в интересах ЗАФАТАЕВОЙ Веры Ивановны иска к администрации городского поселения «Город Амурск», администрации Амурского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности организовать электроснабжение дома ЗАФАТАЕВОЙ В.И., расположенного по адресу: АДРЕС, согласно ст. 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 10 дней со дня составления в мотивированном виде ДАТА г.

Судья Амурского городского суда

Хабаровского края В.В. КРЕМЛЕВ

Решение в законную силу не вступило