Дело № 2-958/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Амурск 25 августа 2010 года
Амурский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Вальченко М.М.
при секретаре Соколовой Я.В.
с участием старшего помощника Амурского городского прокурора Захаровой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске гражданское дело по иску Амурского городского прокурора в интересах Котлярова А.И. к УЧРЕЖДЕНИЕ о взыскании расходов на проезд к месту отдыха и обратно
УСТАНОВИЛ:
Амурский городской прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах Котлярова А.И., мотивируя свои требования тем, что Котляров А.И. работает в должности ДОЛЖНОСТЬ в УЧРЕЖДЕНИЕ Котляров А.И. обратился в Амурскую городскую прокуратуру за помощью по взысканию в судебном порядке расходов на проезд к месту отдыха и обратно. Приказом директора УЧРЕЖДЕНИЕ от ДАТА НОМЕР Котлярову А.И. предоставлен очередной отпуск в период с ДАТА по ДАТА . На оплату проезда к месту отдыха и обратно Котляровым А.И. израсходовано СУММА из личных средств. Указанная сумма до сих пор работодателем не выплачена. Просит взыскать с УЧРЕЖДЕНИЕ в пользу Котлярова А.И. задолженность в размере СУММА.
Определением суда от 09.07.2010 года л.д. 1) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление образования администрации Амурского муниципального района и Амурский муниципальный район в лице финансового управления администрации Амурского муниципального района.
В судебном заседании старший помощник Амурского городского прокурора Захарова И.А. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
В судебное заседание истец Котляров А.И., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания л.д. 22), не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие л.д. 31).
В судебное заседание представитель ответчика УЧРЕЖДЕНИЕ, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, не явился, согласно отзыву от 10.08.2010 года л.д. 32 – 33) просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал. Порядок и последствия признания иска и принятия его судом разъяснены и понятны.
В судебное заседание представитель соответчика управления образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, не явился, согласно отзыву № 01-21/2567 от 16.08.2010 года л.д. 101) просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования не признал, так как УЧРЕЖДЕНИЕ является самостоятельным юридическим лицом. Управление образования, является структурным подразделением администрации Амурского муниципального района и учредителем образовательного учреждения, однако ни работодателем Колобовой О.С., ни собственником имущества учреждения не является, а значит, не отвечает по обязательствам образовательного учреждения. В связи с недостаточностью выделяемых денежных средств финансовым управлением администрации Амурского муниципального района образовался долг.
В судебное заседание представитель соответчика финансового управления администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, не явился, согласно отзыву № 337 от 03.08.2010 года л.д. 82 – 83) просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования не признал, так как УЧРЕЖДЕНИЕ является самостоятельным юридическим лицом, финансирование которого осуществляется в соответствии с ежегодной сметой доходов и расходов. В указанную смету расходов учреждения должны быть включены расходы на оплату проезда работников к месту использования отпуска и обратно. Финансовое управление не располагает информацией о фактическом исполнении сметы расходов бюджетного учреждения.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие истца, представителей ответчика, соответчиков, просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, оценив полученные доказательства в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
В соответствии со ст. 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местных бюджетов, устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 4 утвержденного решением Собрания депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края № 27 от 08.06.2005 г. Положения о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурского муниципального района Хабаровского края, лица, работающие в организациях, расположенных на территории Амурского муниципального района и финансируемых за счет средств бюджета Амурского муниципального района, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой за счет средств бюджета Амурского муниципального района) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, работодатели (организации, финансируемые за счёт средств бюджета Амурского муниципального района). Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника организации, финансируемой за счёт средств бюджета Амурского муниципального района, производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчёт производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов и других документов.
В соответствии со ст. 165 Трудового кодекса РФ при предоставлении работникам гарантий и компенсаций, указанных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
В судебном заседании установлено, что Котляров А.И. состоит в трудовых отношениях с УЧРЕЖДЕНИЕ в должности сторожа, что подтверждается приказом НОМЕР от ДАТА л.д. 6), трудовым договором НОМЕР от ДАТА л.д. 7 – 9). Находясь в очередном отпуске с ДАТА по ДАТА (приказ НОМЕР от ДАТА .д. 10), истец использовал льготный проезд до АДРЕС и обратно, что подтверждается приказом НОМЕР от ДАТА л.д. 11). По возвращению из отпуска сдал работодателю авансовый отчет НОМЕР от ДАТА л.д. 12) с билетами о расходах на проезд к месту отдыха и обратно л.д. 13) в размере СУММА Задолженность УЧРЕЖДЕНИЕ за проезд к месту отдыха и обратно составляет СУММА. (расчет иска НОМЕР от ДАТА .д. 14, справка НОМЕР от ДАТА л.д. 15). ДАТА Колобова О.С. обратилась с заявлениями к Амурскому городскому прокурору об обращении в суд в её интересах о взыскании данной задолженности л.д. 5).
Учредителем УЧРЕЖДЕНИЕ является администрация Амурского муниципального района Хабаровского края в лице управления образования администрации. Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, внесено в ЕГРЮЛ, имеет смету доходов и расходов, печати, штампы, бланки со своим наименованием, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ей собственностью. При недостаточности у учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества в соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ (пункты 1.6, 1.8, 1.9, 6.5 Устава УЧРЕЖДЕНИЕ.д. 39- 69).
Согласно п. 7.1.12 Коллективного договора УЧРЕЖДЕНИЕ на 2008-2011 года л.д. 70 – 79) работникам предоставляется право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг. Оплата производится перед отъездом в отпуск, исходя из примерной стоимости проезда не позднее, чем за 3 рабочих дня до отъезда в отпуск. Окончательных расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов (ст. 325 ТК РФ).
Согласно заявкам л.д. 36 – 38) в смете расходов УЧРЕЖДЕНИЕ расходы на оплату льготного проезда на 2008, 2009 года не предусмотрены.
Согласно ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом; управляет имуществом, находящимся в собственности муниципального района; для решения вопросов местного значения в собственности муниципального района может находиться имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; органы местного самоуправления муниципального района могут создавать муниципальные учреждения; органы местного самоуправления муниципального района субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном Федеральным законом (Согласно статьям 37, 38, 49, 52 Устава Амурского муниципального района Хабаровского края,л.д. 82 – 85).
Из п. 1.1, п. 3.12 Положения о финансовом управлении администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, видно, что финансовое управление является исполнительным органом администрации и осуществляет функции главного распорядителя средств районного бюджета в соответствии с ведомственной структурой расходов районного бюджета, главного администратора доходов районного бюджета и главного администратора источников финансирования дефицита районного бюджета л.д. 86– 91).
В соответствии со ст. ст. 125, 215 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетентности, установленной актами, определяющими статус этих органов; средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского или другого муниципального образования.
Таким образом, в судебном заседании обстоятельства, на которых Амурский городской прокурор основывает свои требования, нашли своё подтверждение. Принимая признание иска ответчиком, суд приходит к выводу об обоснованности требования Амурского городского прокурора о взыскании в пользу Котлярова А.И. с ответчика (работодателя) - УЧРЕЖДЕНИЕ стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере СУММА. При этом при недостаточности у работодателя находящихся в его распоряжении денежных средств взыскание должно производиться за счет средств казны Амурского муниципального района Хабаровского края.
Согласно п. 1.1, п. 1.10 Положения об управлении образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, управление образования является структурным подразделением администрации Амурского муниципального район, финансирование управления осуществляется администрацией Амурского муниципального района л.д. 98 - 100).
Поскольку управление образование собственником имущества УЧРЕЖДЕНИЕ не является, оно не может отвечать по обязательствам учреждения, поэтому в иске к управлению образования следует отказать.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При этом с учетом требований п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ орган местного самоуправления – финансовое управление администрации Амурского муниципального района от уплаты государственной пошлины подлежит освобождению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Амурского городского прокурора в интересах Котлярова А.И. к УЧРЕЖДЕНИЕ о взыскании расходов на проезд к месту отдыха и обратно удовлетворить.
Взыскать с УЧРЕЖДЕНИЕ в пользу Котлярова А.И. расходы на проезд к месту отдыха и обратно в размере СУММА.
При недостаточности средств у УЧРЕЖДЕНИЕ недостающие денежные средства взыскать с финансового управления администрации Амурского муниципального района Хабаровского края за счёт средств казны Амурского муниципального района Хабаровского края.
В удовлетворении требований к управлению образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края отказать.
Копию решения суда в пятидневный срок со дня вынесения направить сторонам.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Председательствующий судья М.М.Вальченко
Решение вступило в законную силу 06.09.2010