Дело № 2-1303/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16.12.2010г. Амурский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Стребковой В.В.
с участием прокурора Захаровой И.А.
при секретаре Беломестной Т.М.
с участием представителя ответчика Захаровой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Амурского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ДАТА при проверке проведенной Амурской городской прокуратурой с привлечением специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Амурском районе на территории общественного кладбища, расположенного по адресу АДРЕС, согласно договору аренды недвижимого имущества ДАТА НОМЕР предоставленного для использования в целях содержания и эксплуатации Эльбанским городским поселением Обществу с ограниченной ответственностью «НАЗВАНИЕ» были выявлены нарушения законодательства о санитарно эпидемиологическом благополучии населения (Далее - СанПиН) по захоронению невостребованных трупов, а именно:
- на территории общественного кладбища отсутствуют необходимые функциональные зоны (административно-хозяйственная), что является нарушением п.2.9 СанПиН 2.1.1279-03, в соответствии с которым устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: обоснованность места размещения кладбища с мероприятиями по обеспечению защиты окружающей среды; наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; система дренажа; обваловка территории; организация и благоустройство санитарно-защитной зоны; характер и площадь зеленых насаждений; организация подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающихся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не менее 65 - 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории;
- не соблюдается глубина захоронения, не менее 1,5 м; при обследовании захоронения невостребованных трупов, обнаружено, что надмогильный холм на уровне 0,2 — 0,3 м, размыты, то есть ниже положенного 0,5 м уровня; частично, не во всех захоронениях, просматриваются гробы, что говорит о не соблюдении глубины захоронения; не соблюдается расстояние между захоронениями по горизонтали, при норме не менее 0,5 м, захоронения произведены на расстоянии 0,2-0,3 м, что является нарушением п.п.4.4,4.6 СанПиН 2.1.1279-03;
- на территории кладбища отсутствуют площадки для мусоросборников, договор на вывоз мусора со специализированными организациями отсутствует, что является нарушением п.п.7.10,7.11Сан ПиН 2.1.1279-03.
На основании муниципального контракта на оказание услуг по вопросам похоронного дела от ДАТА заключенного между администрацией Эльбанского городского поселения в лице и.о.главы администрации ФИО и ООО «НАЗВАНИЕ» в лице и.о.директора филиала в АДРЕС ФИО1 деятельность по захоронения пенсионеров, невостребованных умерших, не работавших на день смерти осуществляет ООО «НАЗВАНИЕ». ДАТА г. Амурским городским прокурором возбуждено производство об административном правонарушении в отношении должностного лица и.о.директора филиала ООО «НАЗВАНИЕ» ФИО5 по ст.6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вынесено постановление об административном правонарушении от ДАТА согласно которому ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере СУММА ДАТА г. Амурской городской прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в адрес главы Эльбанского городского поселения с требованием наладить контроль за деятельностью ООО «НАЗВАНИЕ». ДАТА Амурской городской прокуратурой проведено повторное обследование территории общественного кладбища, расположенного в районе АДРЕС. Проверкой установлено, что выявленные ранее нарушения устранены не были, при этом глава Эльбанского городского поселения ФИО2 ограничился направлением в очередной раз письма на имя исполнительного директора ООО Ритуальное агентство «НАЗВАНИЕ» ФИО1, где указал, что при неисполнении устранений нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, муниципальный контракт будет расторгнут. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. При этом деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления, а при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. Из вышеуказанного следует, что кладбище находится в ведении Эльбанского городского поселения, сдано в аренду ООО «НАЗВАНИЕ», которое содержит и эксплуатирует кладбище, осуществляет деятельность по захоронению пенсионеров, невостребованных умерших, не работавших на день смерти, при этом органы местного самоуправления должны контролировать деятельность хозяйствующих субъектов по захоронению умерших, в том числе ООО «НАЗВАНИЕ». Отсутствие контроля со стороны администрации Эльбанского городского поселения, учитывая выявленные нарушения, может повлечь нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, благоприятные условия жизнедеятельности. В связи с чем Амурский городской прокурор просит признать бездействие главы Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края незаконным, и обязать главу Эльбанского городского поселения устранить выявленные нарушений законодательства о санитарно эпидемиологическом благополучии населения, а именно:
- разработать в установленном с п.2.9 СанПиН 2.1.1279-03 порядке проект, в котором необходимо предусмотреть следующее: обоснованность места размещения кладбища с мероприятиями по обеспечению защиты окружающей среды; наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; система дренажа; обваловка территории; организация и благоустройство санитарно - защитной зоны; характер и площадь зеленых насаждений; организация подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающихся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не менее 65 - 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водонабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории;
- оборудовать на территории кладбища площадки для мусоросборников в соответствии с требованиями п.п.7.10,7.11Сан ПиН 2.1.1279-03, в соответствии с которыми площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование), вывоз мусора осуществлять по мере накопления на городские и поселковые свалки по договору со специализированными организациями;
- произвести перезахоронение невостребованных трупов, захороненных ООО «НАЗВАНИЕ» с нарушением требований СанПиН 2.1.1279-03.
Определением суда от 22.11.2010г. по ходатайству истца произведена замена ответчика на надлежащего – администрацию Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края.
В судебном заседании прокурор заявление поддержала и дополнила, что до настоящего времени какие-либо изменения не было. После повторной проверки в сентябре прокуратура не участвовала ни в каких проверках, если они и проводились, никаких сведений о том, что нарушения устранены, не имеется.
Представитель ответчика глава администрации Эльбанского городского поселения Амурского района Хабаровского края ФИО2 исковые требования не признал, представил письменный отзыв, в котором указал, что с исковым заявлением Амурского городского прокурора о понуждении к совершению действии не согласен по следующим основаниям: место размещение кладбища обосновано решением Амурского городского совета народных депутатов от ДАТА НОМЕР «О согласовании места расположения Эльбанского поселкового кладбища» на основании акта выбора земельного участка для размещения поселкового кладбища от ДАТА общей площадью кв.м.. расположено по адресу: АДРЕС. Подъездной путь на кладбище организован, автостоянка предусмотрена. Возле главного входа на информационном стенде размещен схематический план кладбища с разделением территории кладбища на функциональные зоны, с обозначением дорожек, номеров, секторов. Территория кладбища разделена на кварталы, номера которых обозначены па указателях, установленных на каждом квартале. Подъездные пути к секторам присутствуют, на межквартальных дорогах имеются водоотводные каналы. Обваловка территории присутствует, работа по благоустройству территории проводится. Погребение невостребованных трупов производится в отдельных могилах, на каждую могилу предоставляется земельный участок 5 кв.м. На каждом могильном холме установлен регистрационный знак с регистрационным номером захоронения. Каждое захоронение регистрируется в книге установленной формы. На территории кладбища существуют площадки для мусора. Мусор с территории вывозится регулярно, силами ООО «НАЗВАНИЕ» на полигон утилизации хозяйственно-бытовых отходов, по договору на захоронение твердых бытовых отходов НОМЕР от ДАТА с ООО «НАЗВАНИЕ1». Контроль за деятельностью ООО «НАЗВАНИЕ» со стороны администрации Эльбанского городского поселения осуществляется регулярно. Просит в исковых требованиях Амурского городского прокурора - отказать.
В судебном заседании ДАТА дополнил, что территория кладбища огорожена, по проекту никаких глиняных замков не предусмотрено, вокруг каменная марь, никакого экологического загрязнения окружающей среды не может быть, все глиняные замки и все остальное не предусмотрено проектом. Ритуальная компания в сентябре поправили забор, закрыли ворота на замок, поставили около въезда вагончик, круглосуточную охрану, поставили электродвигатель, сегодня есть устойчивая сотовая связь с кладбищем. Ритуальная компания имеет офис, порядок работы офиса определен. В офисе есть журнал, книга регистрации захоронений, эта ритуальная компания ее восстановила, записи ведутся. Организована постоянная бригада для откопки могил, в квартале НОМЕР для невостребованных начали копать сточную канаву. В бюджете поселения на ДАТА не было заложено средств на содержание кладбища, на ДАТА запланировано СУММА на компенсацию расходов по захоронению невостребованных покойников и СУММА на реконструкцию кладбища. Сегодня кладбище работает на средства ритуальной компании, они начали работу. Ритуальной компанией с ДАТА г. заключён договор на захоронение отходов. На кладбище определено место, чтобы заасфальтировать площадку кв.м. надо СУММА которая будет приведен в порядок в следующем году, место расчищено. Полагает, что кладбище соответствует СанПиНа согласно тех документов, которые были выданы для его устройства, все приведено в порядок в соответствии с теми документами, которые были в ДАТА Муниципальный контракт на оказание услуг по вопросам похоронного дела заключен ДАТА с ООО «НАЗВАНИЕ», в контракте в обязанностях исполнителя указано, что исполнитель обеспечивает своевременно и качественно выполнение работ по контракту в соответствии с ФЗ РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996г., правилами бытового обслуживания населения в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ в 1997г., СанПиН 2.1.1279-03, единственное, чего нет на кладбище оборудованной заасфальтированной, бетонированной площадки для мусора. Заключая муниципальный контакт Эльбанское городское поселение осуществляло контроль за деятельностью организации, был составлен комиссионно акт от ДАТА в комиссию не включали представителя Роспотребназдора, и представитель прокуратуры, так как сам решил проверить.
Представитель ответчика Захарова в судебном заседании исковые требования Амурского городского прокурора не признала, поддержала письменный отзыв, дополнительно пояснила, что проект кладбища был разработан более ЛЕТ, документы об этом имеются. В настоящее время на площадке для мусора установлена металлическая емкость для сбора мусора, свет присутствует, есть сторож, регистрирует все захоронения, канализацию проводить не целесообразно, имеется деревянный туалет, канализация не подводилось, вода привозная, кроме того недалеко река. Работа ритуальной компании со стороны администрации контролируется и если выявятся нарушения в законодательстве, они устраняются, но на ДАТА нарушений не было, был составлен акт, прокурора не приглашали на проверку.
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО4 специалист НАЗВАНИЕ администрации Эльбанского городского поселения, опрошенного в судебном заседании ДАТА следует, что территории кладбища сдана в аренду по контракту НАЗВАНИЕ компания. Он по распоряжению с ДАТА или ДАТА занимается кладбищем. Были проверки, был выявлен ряд нарушений, о которых знали, писали на генерального директора компании, чтобы принять меры к исправлению ситуации, иначе договор будет расторгнут. С ДАТА появилось доверенное лицо компании на территории Эльбанского поселения. Кроме того, не было охраны, по мусору проблемы были, уход за территорией, 1 квартал в начале ДАТА был не очень привлекательный на вид, где невостребованные захоронены. В настоящее время с ДАТА поставлен вагончик, появился сторож, который круглосуточно охраняет вход и въезд, регистрирует захоронения, появился стенд с информацией, с поквартальной схемой, заключены договорные отношения со специализированной организацией по вывозу мусора. Кладбище разделено на зоны: входная, ритуальная, хозяйственная. Площадки для мусора не ограждены, не забетонированы, но так как породы глинисто-стланцевые, они имеют твердое покрытие. В ДАТА начали копать канавы, дренаж, дороги имеют канавы для сброса воды, вообще дороги сухие. Не видел на кладбище могилы, гробы из которых частично видны, полагает, что такие не существуют, имелись надмогильные холмы, которые чуть-чуть проваливались. Площадки для мусора на схеме при входе обозначены, на территории надо поставить указатели, инструкции по поведению на кладбище. На кладбище проводились проверки, и.о. директора ФИО1 при них не участвовал, он писал ФИО1 в месяц раза по 2 письма, поскольку никаких действий со стороны ФИО1 не было, стали грозить, что будет расторгаться контракт. Общение не давало результатов с марта до августа. С ДАТА стоит вагончик у кладбища, круглосуточно дежурит сторож, восстановлен забор, установлены ворота.
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО5 менеджера ООО «НАЗВАНИЕ», опрошенного в судебном заседании ДАТА следует, что он приступил к обязанностям с ДАТА ., появилась административно-хозяйственная часть, охрана кладбища, которая следит за порядком, имеется вагончик, сделали подъездные пути, стоянку, кладбище охраняется, вывозится мусор. Огорожено кладбище только на въезде и в общей сложности длина забора 20 метров, также на въезде стоит доска объявлений, вывешено, какая компания занимается, какие услуги оказывает, адрес, план-схема кладбища, в вагончике-сторожке находится книга учета. В настоящее время с сентября производится инвентаризация захоронений. За время его работы обнаруживал несанкционированные захоронения, много могил не пронумерованы, но фактов по несоблюдению требований по глубине захоронений, чтобы гробы были частично видны, высоте надмогильных холмов не было, о том, что не соблюдается расстояние при захоронении по горизонтали тоже не видел. Возможно, что среди непронумерованных могил такое, но тогда что потребуется, то компания и сделает, по собственной инициативе компания пока ничего не делала. Площадка для складирования мусора имеется, она не забетонирована, не заасфальтирована, не огорожена. Со стороны не видно, что это площадки для складирования мусора, но будут установлены столбики с указателями, сейчас мусор вывозится сразу, весной площадка будет сделана.
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО1 опрошенного в судебном заседании ДАТА следует, что компания ООО «НАЗВАНИЕ» выиграли конкурс по захоронению безродных и умерших, начали работать с января, в феврале им были переданы документы, пришли на кладбище, оно было неубранное, без сторожек. Им был передан в ведение журнал, в котором регистрируются захоронения, он также обращался в милицию с заявлением на ФИО6, которая чинила препятствия организации, это она обратилась в ФСБ, в прокуратуру, приезжали, делали снимки, потом его поставили перед фактом, вызывали в прокуратуру, дали предписание устранить ошибки. Он готов все устранить, в настоящее время приобрели вагончик, организовали дежурство сторожа 3-4 месяца назад. Нарушения, которые были предписаны, исполнили частично, стали наводить порядок, но кладбище давно не было ухожено, не вывозился мусор. То, что на территории кладбища есть могилы, гробы которых видны на поверхности, по этому поводу их не вызывали, ничего не сообщили, было выдано предписание, назначен штраф СУММА., предписание подписал, чтобы не создавать проблем. В настоящее время привезли баки, по выкопанным могилам написал заявление в милицию.
Опрошенная в судебном заседании свидетель ФИО7, старший помощник Амурской городской прокуратуры, пояснила, что проводилась проверка по сообщению ФСБ о том, что на кладбище пос.Эльбан происходит захоронение умерших с нарушением санитарных норм. Был приглашен специалист Роспотребнадзора ФИО8 было посещено также новое кладбище по АДРЕС, при въезде отсутствовали ограждения, не было сторожки. На самом кладбище с левой стороны располагались могилы невостребованных, захоронения производились ранее другой компанией, все были аккуратные, ровные. Далее на правой стороне в нескольких метрах от дороги обнаружили захоронение, которое было произведено между могилами, это было видно, что могила без соблюдения размеров, и норм. Далее при попытке посмотреть как глубоко закапываются гробы, так как в сообщении ФСБ были информация и об этих нарушениях, отбросили землю и практически сразу стало видно крышку, то есть могила была практически на поверхности, столбик валялся, никакой таблички не было. Второе захоронение также было вклинено между могилами, расстояние между могилами фактически отсутствовал, также на кладбище отсутствовала площадки для сбора мусора, был составлена справка, в которой были указанны все нарушения. Расположения кладбища не было, не было схем, документов, которые были истребования ФИО1 не представлено. Повторно выезжали в августе, ничего устранено не было, хотя выносилось представление. В связи с учетом всех обстоятельств прокуратура вынуждена была обратиться в суд. После повторной проверки не приглашались администрацией Эльбанского городского поселения для комиссионной проверке в ноябре, информация из администрации района о том, что нарушения устранены не поступало. В отношении ФИО1 выносилось постановление о привлечении его к административной ответственности, при этом все факты, указанные в заявлении прокурора, были также указаны в постановлении, им признаны.
Опрошенная в судебном заседании свидетель ФИО8 специалист-эксперт НАЗВАНИЕ, пояснила, что она участвовала в проверки ДАТА по запросу прокуратуры по ритуальным захоронениям и кладбища. На территории кладбища были зафиксированы нарушения СаНПиН, больше проверки устранения нарушений на кладбище не было. При проверке было установлено, что отсутствует деление кладбища на функциональные зоны, не было вагончика, не было людей, которые бы направляли и поясняли какой квартал кладбища действующий, где можно осуществлять захоронения, не соблюдалась глубина захоронения, на территории где хоронили невостребованных трупов, видели часть гроба, надмогильного холма не было, холм был размыт, расстояния между захоронениями не соблюдалась. Отсутствовала площадка для сбора мусора, договор с организацией по вывозу мусора не было, все эти нарушения были выявлены при летней проверке, после этого выездов именно по проверке кладбища не было. В ноябре для проверки устранения нарушений никто представителей Роспотребнадзора не приглашал.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению частично.
Как следует из информации Управления ФСБ России по Хабаровскому краю НОМЕР отделение службы в АДРЕС от ДАТА направленной на имя Амурского городского прокурора в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий получена информация о возможных предпосылках к возникновению чрезвычайных ситуаций, в связи с грубым нарушением СанПин при проведении захоронений на территории Эльбанского городского поселения. Со стороны администрации пос. Эльбан, не осуществляется должного контроля за выполнением муниципального контракта, поскольку после схода снежного покрова из земли стали выступать элементы гробов, захороненных ритуальной организацией в зимний период времени безродных, невостребованных и неопознанных умерших. Сложившаяся ситуация, может привести к вспышке инфекционных заболеваний в населенном пункте и раскопке могил дикими животными л.д.11).
Согласно муниципального контракту по оказанию услуг по вопросам похоронного дела Муниципальное образование «Эльбанское городское поселение» Амурского муниципального района Хабаровского края и ООО «НАЗВАНИЕ», в лице и.о. директора филиала в п.Эльбан ФИО1 заключили муниципальный контракт, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанности по захоронению пенсионеров невостребованных умерших, не работающих на день смерти; погребение производится по гарантированному перечню услуг, утвержденному распоряжением и.о. главы Эльбанского городского поселения от ДАТА НОМЕР л.д. 12-15).
Согласно ответу территориального отдела управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю информирует на запрос Амурского городского прокурора от ДАТА ООО «НАЗВАНИЕ» обязано выделить административно-хозяйственную зону на территории кладбищ, соблюдать согласно санитарных требований глубину захоронения, расстояние между захоронениями, уровень надмогильного холма, оборудовать на территории кладбищ контейнерную площадку, заключить договор на вывоз мусора со специализированной организацией л.д. 20, 21)
Как следует из объяснения от ДАТА и.о. директора филиала в п. Эльбан ООО «НАЗВАНИЕ» ФИО1 он согласен с выявленными прокуратурой нарушениями санитарных правил на территории общественного кладбища Эльбанского городского поселения л.д. 22-24).
Из представления от ДАТА видно, что Амурский городской прокурор требует от главы Эльбанского городского поселения незамедлительно рассмотреть настоящее представление, принять меры к устранению нарушений, причин и условий им способствующих – наладить контроль за деятельностью ООО «НАЗВАНИЕ», рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности л.д. 25-27).
Аналогичное представление направлено в адрес директора ООО «НАЗВАНИЕ» ФИО1 л.д. 29, 31).
Согласно сообщению главы администрации Эльбанского городского поселения от ДАТА на совещании принято решение о направлении в очередной раз письма на имя исполнительного директора ООО «НАЗВАНИЕ» ФИО1 где указано, что при неисполнении устранения нарушений законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, муниципальный контракт с ООО «НАЗВАНИЕ» будет расторгнут л.д. 28).
Из постановления от ДАТА следует, что в отношении должностного лица – и.о. директора филиалов ООО ««НАЗВАНИЕ» ФИО1 возбуждено административное производство по ст. 6.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере СУММА л.д. 37).
Как следует из сообщения администрации Амурского муниципального района от ДАТА в адрес Амурского городского прокурора ДАТА управлением НАЗВАНИЕ была проведена повторная проверка мест захоронения невостребованных граждан, при этом ранее выявленные нарушения не были устранены. Главе Эльбанского городского поселения рекомендовано провести работу по расторжению договора с ООО НАЗВАНИЕ», а также устранить нарушения. Однако никаких действий со стороны администрации Эльбанского городского поселения не произведено л.д.38).
Как следует из справки о результатах контрольной проверки по выявленным нарушениям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии Амурской городской прокуратурой ДАТА с привлечением специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Амурском районе с выездом на место проведена проверка территории общественного кладбища, расположенного по адресу п.Эльбан, в районе АДРЕС, предоставленного для использования в целях содержания и эксплуатации согласно договору аренды недвижимого имущества Эльбанского городского поселения от ДАТА НОМЕР Обществу с ограниченной ответственностью «НАЗВАНИЕ». В результате проведенной проверки выявлены нарушения законодательства о санитарно эпидемиологическом благополучии населения, в части требований, предъявляемых санитарными правилами нормами (Далее - СанПиН) по захоронению невостребованных трупов. И.о. директора филиала ООО «НАЗВАНИЕ» ФИО5 внесено представление об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
ДАТА . Амурской городской прокуратурой проведено повторное обследование территории общественного кладбища, установлено, что выявленные ранее нарушения устранены не были, до настоящего времени на территории общественного кладбища отсутствуют необходимые функциональные зоны (административно-хозяйственная), что является нарушением п.2.9 СанПиН 2.1.1279-03; не соблюдена глубина захоронения не менее 1,5 м; при обследовании захоронения невостребованных трупов, обнаружено, что надмогильные холмы устроены на уровне 0,2 -0,3 м, размыты; не соблюдается расстояние между захоронениями по горизонтали, при норме не менее 0,5 м, захоронения произведены на расстоянии 0,2 - 0,3 м., что является нарушением п.п.4.4, 4.6 СанПиН 2.1.1279-03; на территории кладбища отсутствуют площадки для мусоросборников, договор на вывоз мусора со специализированными организациями отсутствует, что является нарушением п.п.7.10,7.11СанПиН 2.1.1279-03; вывоз мусора должен осуществляться по мере накопления на городские и поселковые свалки по договору со специализированными организациями.
В соответствии со ст.25 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (Далее ФЗ № 8) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно ст.18 ФЗ № 8 общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; при этом порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
Согласно ст.16 ФЗ № 8 создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы; при этом предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 № 8-ФЗ при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Деятельность на местах погребения должна осуществляться в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения.
Согласно действующим санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003г, установлены гигиенические требования при организации захоронений и правила эксплуатации кладбищ, которые введены в действие с 15 июня 2003г.
Указанные санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее - санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.
Поскольку место размещения кладбища определено решением Амурского городского совета народных депутатов от 02.10.1991г. № 653/1 «О согласовании места расположения Эльбанского поселкового кладбища» на основании акта выбора земельного участка для размещения поселкового кладбища от ДАТА .; кладбище было введено в эксплуатацию в ДАТА . согласно акту рабочей комиссии о готовности законченного строительством сооружения на основе проекта кладбища, разработанного отделом архитектуры и строительства г.Амурска в соответствии с проектно-сметной документацией. При этом мероприятия по охране труда, обеспечению взрывобезопасности, пожаробезопасности, охране окружающей природной среды и антисейсмические мероприятия были выполнены, в связи с чем требования Амурского городского прокурора в части обязания администрации Эльбанского городского поселения разработать в установленном с п.2.9 СанПиН 2.1.1279-03 порядке проект, удовлетворении не подлежат,
Между тем, вышеуказанные нормы и правила (СанПиН 2.1.1279-03) устанавливают гигиенические требования к эксплуатации кладбищ, в соответствии с п.2.9 которого при устройстве кладбища должна быть предусмотрена, в том числе система дренажа; обваловка территории; организация и благоустройство санитарно-защитной зоны; характер и площадь зеленых насаждений; организация подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающихся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не менее 65 - 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища).
При этом согласно п.2.11 СанПиН 2.1.1279-03 территория санитарно-защитных зон кладбищ должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры. Процент озеленения определяется расчетным путем из условия участия растительности в регулировании водного режима территории; при захоронении гроба с телом глубину могилы следует устанавливать в зависимости от местных условий (характера грунтов и уровня стояния грунтовых вод), но не менее 1,5 м (4.4. СанПиН 2.1.1279-03); на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения предусматривается зона зеленых насаждений шириной не менее 20 метров, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним (7.9. СанПиН 2.1.1279-03), при этом в соответствии с п.7.10. СанПиН 2.1.1279-03 площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что на кладбище отсутствуют захоронения невостребованных трупов, захороненных с несоблюдением глубины захоронения, поскольку в судебное заседание доказательства того, что данные факты не имели места, либо отсутствовали, не представлено, при этом акт проверки от ДАТА был составлен в отсутствие представителя Амурской городской прокуратуры. Кроме того, и.о.директора ООО «НАЗВАНИЕ» ФИО1 привлекался к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, где помимо прочего в качестве нарушений указано несоблюдение глубины захоронений, расстояние между захоронениями, устройство надмогильного холма ниже положенного уровня.
Таким образом, судом установлено, что администрацией Эльбанского городского поселения в должной мере не выполнены мероприятия, направленные на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Амурского городского прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию Эльбанского городского поселения в срок до ДАТА . устранить выявленные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а именно:
- спланировать, благоустроить и озеленить санитарно-защитную зону кладбища; разделить территорию кладбища на функциональные зоны; выполнить систему дренажа, обваловку, ограждение территории кладбища;
- оборудовать на территории кладбища площадки для мусоросборников в соответствии с требованиями п.п.7.10, 7.11 СанПиН 2.1.1279-03;
- произвести перезахоронение невостребованных трупов, захороненных ООО «НАЗВАНИЕ» с нарушением требований СанПиН 2.1.1279-03.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 10 суток со дня составления в мотивированном виде 22.12.2010г.
Судья В.В.Стребкова
Решение не вступило в законную силу