Решение о выполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19.01.2011г.

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Никуловой Т.С.,

с участием ст. помощника Амурского городского прокурора Захаровой И.А.,

представителя администрации Эльбанского городского поселения главы Эльбанского городского поселения Формальнова Ю.Н.

с участием главного государственного инспектора г. Амурска и Амурского района Тяжелкова В.В.

при секретаре ДОА,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амурского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края о понуждении к выполнению мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности в границах поселения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Амурской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности и готовности поселений к пожароопасному периоду на территории Амурского муниципального района, в ходе которой установлено, что в соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 21.07.2007 г. № 187-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта поселения.

Согласно статье 63 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 12.06.2003 г. № 313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В соответствии с ст.31 Устава Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Совета депутатов Эльбанского городского поселения от 04.06.2005г. №54 полномочиями по обеспечению исполнительно-распорядительных функций по эффективному решению вопросов местного значения сельского поселения наделен глава администрации.

Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к компетенции администрации Эльбанского сельского поселения под руководством главы Эльбанского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края.

Проверкой, проведенной Амурской городской прокуратурой, установлено, что в нарушение требований п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 12.06.2003г. №313 на территории п. Тейсин Эльбанского городского поселения мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населенного пункта - создание минерализованных полос, в полном объеме не выполнены, территория населенного пункта — поселка Эльбан недостаточно оснащена водоисточниками для тушения пожаров.

Таким образом, Эльбанским городским поселением Амурского муниципального района Хабаровского края в лице администрации Эльбанского городского поселения не должным образом исполняются правила пожарной безопасности в части наличия средств пожаротушения.

Невыполнение администрацией Эльбанского городского поселения мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности, нарушает права граждан, проживающих на территории Эльбанского городского поселения, а именно: конституционное право на жизнь, благоприятную окружающую среду, на жилище, право иметь в частной собственности имущество, поскольку возникновение лесных пожаров вблизи населенного пункта создает реальную опасность возгорания объектов социального назначения, жилья, имущества неопределенного круга лиц.

Просят обязать Эльбанское городское поселение Амурского муниципального района Хабаровского края в лице администрации Эльбанского городского поселения обеспечить территорию п.Тейсин минерализованными полосами и территорию п.Эльбан в достаточном количестве водоисточниками для тушения пожара.

В судебном заседании ст. помощник Амурского городского прокурора Захарова И.А. исковые требования письменно уточнила, просила обязать Эльбанское городское поселение в лице администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края разработать и выполнить мероприятии по организации средств, исключающих переброс огня при возникновении лесных и торфяных пожаров на здания и сооружения, расположенные в п. Тейсин в районе улицы Садовой, установить срок исполнения мероприятий до 01.04.2011 г.

При этом пояснила, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой совместно с органом пожарного надзора в сентябре 2010г. выявлено, что в п. Тейсин не организовано создание мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания по ул. Садовой, что указано в акте. Выполнение мероприятий по пожарной безопасности, установленных федеральным законодательством, не зависит от наличия либо отсутствия средств в бюджетах поселений. На первом месте стоит защита населения, если даже три человека проживает в поселении.

Представитель ответчика - глава Эльбанского городского поселения Формальнов Ю.Н. исковые требования не признал и пояснил, что для понуждения администрации Эльбанского городского поселения к выполнению мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности в границах поселения, оснований нет. Требование о выполнении указанных мероприятий, не обеспеченных средствами бюджета поселения, является незаконным. В границах поселения создана и функционирует лучшая профессиональная система защиты населения от пожаров, в том числе пожарная часть в/ч 55487 в пос. Тейсин. Доходная часть бюджета поселения на 2010 год не позволила профинансировать расходы на противопожарные мероприятия по устранению всех нарушений по предписаниям надзорных органов. На 2011 год из средств бюджета поселения, при потребности на устранение замечаний по предписаниям в сумме свыше 2 млн. рублей, сумели запланировать всего лишь 20 тыс. рублей. Минерализованная полоса – это пройти бульдозером и повалить деревья. Чтобы сделать минерализованную полосу, надо вносить изменения в кадастровый план, получать кадастровую справку, её делают за деньги. Надо провести межевание, сделать проект минерализованной полосы, утвердить и согласовать с лесным контролем и Падалинским лесничеством, на территории которого будет находиться эта полоса. Сегодня у нас нет разрешения Падалинского лесничества, потому что это не просто просека. Это сооружение, которое требует затрат на изготовление и содержание. Администрация этой работой будет заниматься, но неизвестно, в каком виде выполнит, так как денег в бюджете нет. Дома в пос. Тейсин по ул. Садовой стоят с 1940 года и ни разу не горели. Проживающих там только в трех домах, и то в летний период. Требования органов пожарного надзора и прокуратуры должны быть соразмерны с бюджетом. Есть 20000 рублей, пусть на эту сумму и требуют. На большее требовать не имеют право, потому что толкают главу на нарушение бюджетного кодекса, нарушение финансовой дисциплины. Это заведомо невыполнимые требования. Возможно, в 2011 г. в п. Тейсин они пробьют минерализованную полосу. На ул. Садовой три действующих колодца, которыми пользуются жители этой улицы. Этих источников достаточно для того, чтобы закрыть не только эту улицу, но и весь лесной массив. Кроме того, в 450 м. находится пожарное депо войсковой части, машины которой могут переехать через переезд и потушить все, что надо. Они рассмотрят мероприятия, но в пределах бюджета, который 20000 рублей. Минерализованная полоса стоит 49000 рублей.

Обязанности можно исполнить «в пределах средств в бюджете поселения на 2011 г.».

Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста главный государственный инспектор по пожарному надзору г. Амурска и Амурского района Тяжелков В.В. пояснил, что в п. Тейсин расположен военный городок, его территория обеспечивается системой водоснабжения. На северной окраине п. Тейсин, в районе за переездом недостаточность водоисточников. Железнодорожная линия делит поселок на 2 части: одна расположена в районе военного городка и частного сектора, где соблюдены все пожарные требования, другая часть расположена за переездом, где есть жилые дома, в которых прописаны и проживают люди, имеются дачные постройки. Там нет водоисточников. Там нет системы противопожарного водопровода. Там допускаются искусственные или естественные водоемы, которые обеспечивают забор воды в любое время года. Количество водоисточников должно быть достаточным для тушения любого пожара. Защите подлежат все здания и строения, расположенные на территории поселения, в том числе участки с дачными домами. Они также являются объектом защиты. Противопожарное водоснабжение должно быть обеспечено и для них. Поскольку эти здания расположены на территории поселения, полагается, и закон так обязывает, чтобы органы местного самоуправления разрабатывали и реализовывали меры по их защите. Необходимо создавать водоисточники. Виды водоисточников определены для этой части п. Тейсин: естественные и искусственные водоемы. Посчитать их количество – обязанность главы и администрации с привлечением проектных организаций, с изучением рельефа местности, состояния инженерных коммуникаций, дорог, определиться с местами их расположения, спроектировать систему водоснабжения. Необходимо выполнить эти мероприятия. Глава должен определить количество водоисточников. Норма определяет радиус обслуживания водоисточников. В этот радиус должны попасть все здания и строения, расположенные на территории поселения, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.

Поселок при станции Тейсин вошел в перечень населенных пунктов потенциально подверженных угрозе воздействия лесных пожаров в 2010 г. Перечень объектов формируется администрацией Амурского муниципального района и утвержден постановлением главы Амурского муниципального района в 2010 г. Перечень ежегодно определяется в марте месяце к сезону лесных пожаров издается постановление главы «О мерах по защите населенных пунктов от лесных пожаров». На территории района в 2010 г. 16 населенных пунктов входит в этот перечень, п. Тейсин в этот перечень вошел впервые. Поселок Тейсин до 2010 г. не входил в перечень. Оценочные критерии устанавливает управление ГО и ЧС. Администрация района готовит через них это постановление. С 2010 г. государственный надзор ориентируется на указанный перечень. 10.06.2010 г. впервые предъявлены требования по необходимости создания противопожарных барьеров для п. Тейсин. Проверка проходила в период с 24 мая по 10 июня. Органы государственного надзора провели внеплановую проверку, так как истек срок исполнения ранее выданного предписания. В материалах контрольно наблюдательного дела имеется акт проверки, где Формальнов Юрий Николаевич расписался. Это говорит о том, что он знает о всех нарушениях. С июня 2010 г. у главы в рамках исполнения предписаний есть обязанность по устройству защитных барьеров. В соответствии с п. 112 правил для населенных пунктов, расположенных вблизи лесных массивов, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие переброс огня. Порядок защиты определяет и осуществляет глава, как орган местного самоуправления, и администрация, как орган местного самоуправления. Какие устройства (минполоса, защитные насаждения, удаление сухой растительности) определяется главой и администрацией. Минполоса является одним из наиболее эффективных способов защиты населенного пункта от лесных пожаров, являясь барьером на пути распространения огня, а также отправной точкой для мероприятий по контролируемому отжигу, который является одним из способов защиты. Сама полоса не исполнит функции защиты. Все зависит от метеорологических условий, характера растительности. Речь идет о разработке органами местного самоуправления в лице исполнительного органа администрации, главы поселения и совета депутатов мер достаточных для осуществления пожарной безопасности. Способ исполнения четко не регламентирован. Пожароопасный сезон открывается обычно с 01 апреля. Необходимо уже сейчас осуществлять организационные и практические мероприятия.

Требование прокурора обоснованно. Колодец не является водоисточником. Перечень водоисточников определен федеральный законом № 123. Необходим такой критерий, как дебет водоисточников. К водоисточникам относятся искусственные и естественные водоемы или пожарные гидранты. Для зданий района п. Тейсин дебет водоисточника должен составлять 54 куб. метра в радиусе 200 метров. Ни один колодец столько воды не содержит. Объем воды зависит от объекта защиты в радиусе 200 метров. Должен быть один водоем или сеть водоемов. Колодец не является водоисточником, которыми должны защищаться населенные пункты. Технические критерии: отдаленность водоисточника от объекта защиты 200 метров и дебет водоисточника из расчета 3-часового тушения. Требования, ранее заложенные в нормативных документах, остались прежние.

Заслушав ст. помощника Амурского городского прокурора Захарову И.А., главу Эльбанского городского поселения, специалиста – главного государственного инспектора г. Амурска и Амурского района по пожарному надзору Тяжелкова В.В., изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно сведениям по результатам проверок населенных пунктов, расположенных на территории Амурского муниципального района Хабаровского края и подверженных угрозе воздействия лесных пожаров по состоянию на 22.09.2010 г. в пос. Тейсин имеется пожароопасный участок, расположенный по северной окраине населенного пункта (ул. Садовая), где лесной массив вплотную примыкает к территории земельных участков с домами и надворными постройками; защитные мероприятия на данном направлении не выполнены; внеплановая проверка 24.05.2010-10.06.2010 выявила недостаточную защищенность северной окраины пос. Тейсин от лесных пожаров; территория населенного пункта недостаточно оснащена водоисточниками л.д. 14-18).

Как видно из актов проверки органом государственного пожарного надзора № 105 от 10.06.2010 г. № 206 от 29.10.2010 г. населенный пункт Эльбанского городского поселения п. Тейсин расположен в непосредственной близости от лесных массивов и потенциально подвержен угрозе лесных пожаров.

Согласно постановлению от 29.06.2010 г. мирового судьи судебного участка № 46 г. Амурска и Амурского района Хабаровского края администрация Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края освобождена от административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с объявлением устного замечания за невыполнение предписания от 01.10.2009 г. государственного пожарного надзора, в том числе, об установлении на территории п. Тейсин достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения л.д.47-49).

Из предписания № 105/-/76 от 10.06.2010 г. по устранению нарушений требований по пожарной безопасности следует, что главе Эльбанского городского поселения ОГПН предписано до 01.10.2010 г. населенный пункт п. Тейсин обеспечить в достаточном количестве наружным противопожарным водоснабжением л.д. 77-78).

Согласно постановлению от 16.12.2010 г. мирового судьи судебного участка № 46 г. Амурска и Амурского района Хабаровского края глава Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края освобожден от административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с объявлением устного замечания за невыполнение предписания от 10.06.2010 г. государственного пожарного надзора, в том числе, об установлении на территории п. Тейсин достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения л.д.50-52).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствие с п.9 ст.5, ст. 31, ст. 34 Устава Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктом поселения; глава городского поселения обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, возглавляет местную админи страцию; администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения л.д.19-26).

Как видно из проекта бюджета Эльбанского городского поселения на 2011 год на предупреждение и ликвидацию последствий СЧ, ГО предусмотрено 200000 рублей л.д.60).

Из решения Совета депутатов Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края от 27.12.2010 г. № 203 «О бюджете Эльбанского городского поселения на 2011 год» следует, что на предупреждение и ликвидацию последствий ЧС, ГО выделено 20000 руб.; дефицит бюджета 2000 тыс. рублей л.д. 63-68).

Однако, суд не принимает доводы ответчика о том, что обязанности должны быть возложены в пределах средств бюджета, запланированных на 2011 год на мероприятия по пожарной безопасности в поселении, поскольку законодательством не предусмотрено выполнение только тех противопожарных мероприятиях, на которые выделены бюджетные средства.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий, которая достигается в соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ, в том числе применением средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага.

Для эффективной защиты населенных пунктов ограничение распространения лесного пожара должно обеспечиваться устройством противопожарных преград (п. 1 ст. 59 № 123-ФЗ) типа противопожарных разрывов, противопожарных минерализованных полос (п.п. 4, 7 ч. 1 ст. 37 № 123-ФЗ).

Доводы ответчика о наличии в п. Тейсин достаточного количества колодцев, которые могут обеспечить тушения пожара, суд не принимает во внимание, так как колодцы не отвечают требованиям водоисточников в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 12.06.2003 г. № 313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Таким образом, судом установлено, что администрацией Эльбанского городского поселения не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в п. Тейсин на пожароопасном участке, расположенном по северной окраине населенного пункта (ул. Садовая), где лесной массив вплотную примыкает к территории земельных участков с домами и надворными постройками.

Нарушение требований пожарной безопасности может воспрепятствовать своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, спасению людей в случае пожара, ставя под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Амурского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края в срок до 01.04.2011 года разработать и выполнить мероприятия в соответствии с требованиями п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 12. 06. 2003г. №313, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, расположенные в п. Тейсин в районе улицы Садовой.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения, то есть с 26.01.2011 г. (с учетом выходных дней 22, 23 января 2011 г.).

Председательствующий Т.С. Никулова

Решение не вступило в законную силу.