Решение об отказе в удовлетворении иска о перерасчете пенсии с учетом работы на Крайнем Севере



Дело № 2-79/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09.02.2011 г.

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Никуловой Т.С.,

с участием истца Токмаковой М.А.,

представителя ответчика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Амурском районе Хабаровского края Лебедевой С.Н.,

при секретаре Дорофеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске дело по иску Токмаковой М.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсии) о перерасчете трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Токмаковой М.А. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Амурском районе о перерасчете трудовой пенсии по старости. В обоснование своих требований сослалась на то, что при начислении ей пенсии по старости 15.09.1981 г. не включен стаж работы в районе Крайнего Севера в АДРЕС Сахалинской области с ДАТА года по ДАТА года в БГРП

При дальнейших перерасчетах её стаж в районах Крайнего Севера не включали. 03.02.2010 г. она подала заявление о перерасчете пенсии и представила справку из Государственного исторического архива Сахалинской области, что согласно Указам Президиума Верховного Совета СССР от 01.08.1945 г., от 02.02.1946 г., от 10.02.1960 г. АДРЕС Сахалинской области отнесен к районам Крайнего Севера, жители которого пользуются льготами для северян.

Своим решением ответчик отказал ей в перерасчете пенсии.

Просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Амурском районе сделать перерасчет пенсии, выплатить разницу в оплате за 12 месяцев, предшествующих дню обращения – 03.02.2010 г.

В судебном заседании истец Токмакова М.А. свои требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, требования уточнила, просила обязать ответчика сделать перерасчет пенсии с учетом работы в районах Крайнего Севера с ДАТА г. по ДАТА г. в должности СК БГРП, настаивала на выплате перерасчета с 14.07.2010 г., когда официально обратилась с заявлением о перерасчете.

Истица дополнительно пояснила, что ответчик требовал от неё подтвердить, что АДРЕС относится к районам Крайнего Севера. Она предоставила договороы о работе на Крайнем Севере, справку о том, что Бошняково в это время находился на крайнем Севере.Однако в Пенсионном фонде ей сказали, что она не доказала, что работала в районах Крайнего Севера. Однако, в её трудовых договорахе указано, что она работала в районе Крайнего Севера. Она работала именно в АДРЕС, который относился к Крайнему Северу.

Досрочная пенсия по старости ей была назначена в ДАТА году в 50 лет. Считает, что базовая часть её пенсии и коэффициент были занижены, не учтены положения Конституционного суда №2-П от 29.01.2004г.

Работая в АДРЕС, она не выезжала в другие районы Сахалина, на Курилы.

Представитель ответчика Управление Пенсионного фонда РФ в Амурском районе Хабаровского края Лебедева С.Н. исковые требования истца в судебном заседании не признала, поддержала письменные возражения Управления, согласно которым истице действительно было отказано в пересмотре пенсии по п. 7 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как она не работала в районах Крайнего Севера.

Истице выплачивается фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, как лицу, имеющему 20 лет стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Пенсия по старости Токмаковой М.А. установлена с ДАТА г. с 50 лет за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При назначении пенсии применялся действующий на тот момент перечень районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. В соответствии с действующим пенсионным законом применяется этот же перечень.

Все пенсии, установленные до 31.12.2001 г., были пересчитаны в соответствии с действующим законом. Пенсия Токмаковой не была уменьшена, а напротив исчислена в более выгодном для нее варианте в связи с вступлением в силу нового закона, и на 01.01.2002 года все пенсионные права Токмаковой были реализованы в полном объеме.

Действующим пенсионным законодательством предусмотрен перерасчет пенсии. Заявление истца о перерасчете трудовой пенсии с 03.02.2010 года не обосновано, так как Токмакова обратилась с заявлением о перерасчете пенсии 14.07.2010 г. АДРЕС район, где работала истица, не относится, и не относился к районам Крайнего Севера. Указами Президиума Верховного Совета от 01.08.1945г., 02.02.1946г. закреплялись трудовые гарантии и льготы для работников, переезжавших на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Также конкретизировала свои доводы, указав, что пенсия истице была установлена по закону от 01.10.1956г « О государственных пенсиях» в соответствии с п. «д» ст. 16 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г., в соответствии с которым пенсии стали назначаться женщинам в возрасте 50 лет при стаже 15 лет в районах Крайнего Севера и 20 лет – в районах, приравненных к Крайнему Северу, с применением Перечня районов от 1967 г. При наличии любой зарплаты пенсия устанавливалась в максимальном размере – 120 рублей.

В соответствии с законом № 340 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ», который вступил в силу с 01.01.1991 г., изменился расчет пенсии.

Стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу, учитывался в полуторном размере, что уже было установлено с 1967 г. Всем пенсионерам произвели перерасчет, в том числе и Токмаковой М.А.

Затем её пенсия была пересчитана по закону №113 « О порядке исчисления пенсии», который вступил в силу с 01.01.1998 г., с учетом индивидуального коэффициента пенсионера, из расчета календарного стажа, который распространялся на неработающих пенсионеров. На нее он тоже распространился, и в августе 2000 года истица получала СУММА руб.

С 01.01.2002 г. вступил в силу Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», по которому расчет пенсии истицы ведется также исходя из календарного стажа и индивидуального коэффициента пенсионера, то есть по той формуле, который указан в в п. 3 ст. 30, поскольку это для нее более выгодный вариант исчисления. Согласно только данному закону пенсии были поделены на страховую и базовую части. С 01.01.2001г года размер идет в СУММА рублей, затем идет индексация в установленном размере.

Законом №312 от 01.12.2007г. « О внесении изменений в закон о трудовых пенсиях» был внесен порядок увеличения базовой части пенсии для лиц, работающих в районах крайнего и севера и приравненных к ним.

То есть в настоящее время пенсия истицы рассчитана из календарного стажа работы, индивидуального коэффициента пенсионера он у истицы 1,385 (при максимальном 1,4 для районов приравненных к Северу), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в сумме СУММА.руб.

При этом индивидуальный коэффициент у нее остается прежний, не может быть изменен с учетом ее заработной платы за ДАТА .г., из которых исчислена пенсия.

03.02.2010 г. истица обращалась к ним за разъяснением. Отвечая Токмаковой М.А., они просили представить справку о том, что она работала в районах Крайнего Севера, хотя в трудовых договорах истца указано конкретное место работы – АДРЕС. С 1963 г. поселок относился к АДРЕС С/совету, а затем к АДРЕСу, который согласно Перечню от 1967 г. к районам Крайнего Севера Сахалинской области не относился. В АДРЕС установлен районный коэффициент 1,4, как в районах приравненных к Крайнему Северу. В связи с чем увеличен коэффициент истице не может быть. Истица необоснованно ссылается на Указы, которые предусматривали только льготы и гарантии для работников, привлекаемых для работы в определенных местностях. Она эти льготы получала.

Назначение пенсии на льготных условиях ими не было установлено. В 1960 году Указы были отменены. Затем был установлен Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, который применяется по настоящее время при назначении и перерасчете пенсии. Согласно ст. 14 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» базовый размер пенсии для лиц, отработавших в районах Крайнего Севера 15 лет и для лиц, отработавших в районах, приравненных к Крайнему Северу – 20 лет, увеличивается.

Данная норма установлена Федеральным законом ФЗ-№ 312 от 01.12.2007 г. «О внесении изменений в закон о трудовых пенсиях».

Более высокую базовую часть пенсии стали получать лица, работающие в районах Крайнего Севера. Истица хотела, чтобы ей установили базовую часть пенсии в повышенном размере, но Токмакова М.А. не представила документов, что она выезжала в районы Крайнего Севера на работу.

То, что АДРЕС относился к АДРЕСу в то время, когда там работала истица, значения не имеет. К районам Крайнего Севера согласно действующему Перечню АДРЕС не относится.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив представленные письменные доказательства и иные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца. При этом исходит из следующего.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина, гарантируется статьей 39 Конституции РФ.

В соответствии с пунктом 28 Постановления Минтруда и социального развития РФ № 17 и Пенсионного фонда РФ № 19 пб от 27 февраля 2002 года «Об утверждении правил обращения за пенсией, назначении пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании 14.07.2010г. Токмакова М.А. обратилась в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ по месту нахождения пенсионного дела с соответствующим заявлением о перерасчете трудовой пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере, что подтверждается заявлением л.д. 13).

Решением от 16.07.2010 г. № 510 Управления ПФР в Амурском районе Хабаровского края Токмаковой Марии Андреевне отказано в пересмотре пенсии по пункту 7 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с тем, что заявительница не работала в районах Крайнего Севера л.д.14).

В соответствии с п. 34 Постановления Минтруда и социального развития РФ № 17 и Пенсионного фонда РФ № 19 п б от 27 февраля 2002 года в случае несогласия гражданина, обратившегося за перерасчетом размера пенсии, с решением, вынесенным территориальным органом ПФ РФ, данное решение может быть обжаловано в суд.

Согласно пункту 7 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) женщинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж 20 лет фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии с 1 декабря 2009 устанавливается в сумме 3843 руб., отработавшим 20 лет в местностях, приравненных к Крайнему Северу, в соответствии с пунктом 11 статьи 14, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии устанавливается в сумме 3330,60 рублей.

Токмаковой М.А. фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии выплачивается в сумме СУММА как лицу, имеющему 20 лет стажа в местностях приравненных к районам Крайнего Севера (с 1.04.2010-СУММА;с 1.02.2011-СУММА), что подтверждается распоряжением УПФ в Амурском районе л.д. 61).

Как видно из материалов пенсионного дела НОМЕР Токмаковой М.А. пенсия по старости ей установлена с ДАТА года закону от 01.10.1956 «О государственных пенсиях». Согласно подпункта «д» статьи 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года, женщинам проработавшим 20 лет в местностях приравненных к районам Крайнего Севера (в районах Крайнего Севера требуется 15 лет) пенсия назначается по достижении возраста 50 лет л.д.56-57).

При установлении пенсии в соответствии с подпунктом «д» статьи 16 применялся действующий ко дню обращения за назначением пенсии перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров от 10.11.1967 г. №1029 л.д. 48-51).

В соответствии с пункт 2 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2002 года, при отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, используется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001 г.

Согласно п.1 ст.20 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» перерасчет трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление пенсионера принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.

В стаж для получения повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые в течение полного рабочего дня в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом не имеет значения, какой характер носила эта работа - постоянный или временный, производилась ли работа вахтовым методом, или направлялся работник в командировку для осуществления своих трудовых обязанностей, то есть для наличия соответствующих правовых последствий необходимо доказать фактическое исполнение работником своей работы в районе Крайнего Севера.

Согласно предоставленным трудовым договорам истец работала коллектором в БГРП в пос. АДРЕС с мая 1950г. по 1956г. л.д. 6,7). Аналогичные сведения содержатся в трудовой книжке истца л.д. 30).

Согласно справочнику административно-территориального деления Союзных Республик от 1963 года АДРЕС подчинен АДРЕС горсовету. Из административно-территори ального деления АДРЕС с 1946 г. следует, что АДРЕС образован в связи с упразднением других районов, в том числе АДРЕС л.д. 31-32).

Таким образом, в Перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от 10.11.1967 №1029 АДРЕС Сахалинской области поименован в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Как видно из архивной справки № 343 от 30.06.2010г. ОГУ «Государственный исторический архив Сахалинской области» согласно Указами Президиума Верховного Совета от 01.08.1945, 02.02.1946, 10.02.1960 АДРЕС района Сахалинской области отнесен к районам Крайнего Севера, жители которых пользуются предусмотренными для северян льготами л.д. 12).

Данные Указы закрепляли трудовые гарантии и льготы за работниками, привлеченными для работы в районы с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе и льготное исчисление стажа л.д. 34-37, 44-45).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих районов Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» были упорядочены льготы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, они были распространены на всех рабочих и служащих указанных районов, при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости один год работы в названных районах засчитывался за полтора года, Указ от 01.08.1945 г. признан утратившим силу.

Льгота по снижению пенсионного возраста на 5 лет лицам, длительное время работавшим в местностях с неблагоприятными климатическими условиями впервые была установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 г. № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» л.д. 46).

Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029 был утвержден перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к Крайнему Северу, на которые распространялось действие Указов ПВС СССР от 10.02.60г., от 26.09.1967 г. Согласно этому перечню к районам Крайнего Севера отнесены Курильский, Ноглинский, Охинский, Северо-Курильский, Южно-Курильский районы Сахалинской области и город Оха. Все остальные местности отнесены к районам, приравненным к Крайнему Северу л.д. 62-65).

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П
«По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав гражданину могут осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Соглашаясь с доводами представителя ответчика, суд считает, что при назначении пенсии и оценке пенсионных прав в связи с изменением пенсионного законодательства права Токмаковой М.А. не нарушены, и были реализованы в полном объёме, поскольку в настоящее время пенсия ей исчислена по наиболее выгодному варианту в соответствии с п. 3 ст. 30. Закона №173 « О трудовых пенсиях в РФ», оснований для увеличения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, индивидуального коэффициента пенсионера не имеется.

Доводы истца о том, что она работала в районах Крайнего Севера в указанное время, и это имеет значение для перерасчета пенсии, суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат представленным в судебное заседание доказательствам представителя ответчика, требованиям приведенных представителем ответчика законов.

То обстоятельство, что АДРЕС в 1950-1956 годах входил в АДРЕС Сахалинской области, суд не принимает во внимание, поскольку это не имеет юридического значения для разрешения данного дела.

Таким образом, Управление Пенсионного фонда РФ в Амурском районе Хабаровского края, отказывая Токмаковой М.А. в перерасчете трудовой пенсии по старости, действовало в пределах своих полномочий и на основании пенсионного законодательства, поскольку заявителем не были представлены достоверные документы, бесспорно подтверждающие его право на перерасчет пенсии по старости.

При таких обстоятельствах исковые требования Токмаковой М.А. удовлетворены быть не могут.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Токмаковой М.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсии) о перерасчете трудовой пенсии по старости с 14.07. 2010 г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, то есть с 16.02.2011 г. (с учетом выходных дней 12,13 февраля 2011 г.)

Председательствующий Т.С. Никулова Решение не вступило в законную силу