Решение о признании действий незаконными, восстановлении в очереди, признании права на ГЖС



Дело № 2-70/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Амурск 22 апреля 2011 года

Амурский городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Вальченко М.М.

при секретаре Олешко О.В.

с участием

истца Самойловой Л.В.

представителя ответчика Горбатовой Т.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самойловой Л.В. к Министерству Строительства Хабаровского края, администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, Министерству регионального развития РФ, Министерству финансов Хабаровского края, финансовому управлению администрации Амурского муниципального района Хабаровского края о признании действий незаконными, восстановлении в очереди и выдаче жилищного сертификата, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов

УСТАНОВИЛ:

Самойлова Л.В. 26.11.2010 года обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Министерству Строительства Хабаровского края, администрации Амурского муниципального района Хабаровского края о признании действий незаконными, восстановлении в очереди и выдаче жилищного сертификата, обосновывая свои требования тем, что в начале 1998 года она встала в очередь в администрации <поселок> для получения жилищного сертификата для выезда с Севера по программе «Выезд с Севера», каждый год подтверждала свою очередь на получение сертификата отдельными заявлениями с приложением отдельных документов. В январе 2010 года эта очередь подошла, о чем ей было сообщено письменно, предложено сдать ряд документов. Однако в конце февраля 2010 года ей позвонили из администрации Амурского района, сообщили о том, что в выдаче сертификата для выезда из <поселок> ей отказано. В связи с устным отказом и отказом в письменном разъяснении, 16.03.2010 года она лично обратилась в Министерство Строительства Хабаровского края, откуда последовал письменный отказ в предоставлении государственного жилищного сертификата. После этого в устном порядке потребовала из администрации Амурского района письменный отказ в выдаче сертификата, на что ей было выдано распоряжение об исключении ее из списка очередности на получение социальных выплат в связи с переселением из северных районов. Считает отказ в выдаче сертификата и исключение из очереди незаконными, поскольку до 01.01.1992 года она имела трудовой стаж и проживание в районах, приравненных к Северу, <стаж>, что больше пятнадцати лет, установленных Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», для получения жилищной субсидии. В Украину выезжала временно с <ДАТА > по <ДАТА >, вернулась обратно и проживает в <поселок> до настоящего времени. Временный выезд по личным причинам в Украину не регламентируется и не указывается в законе. Кроме того, <сведения о состоянии здоровья>, она также имеет право на выдачу субсидии, имея стаж и проживание в районах, приравненных к Северу, более короткий.

Просит признать незаконными действия Министерства Строительства Хабаровского края в отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата и администрации Амурского района об исключении ее из очередности на получение социальных выплат в связи с переселением из северных районов; восстановить ее в очереди в списке под номером один; выдать на ее имя жилищный сертификат на выезд из района, приравненного к Северу.

12.01.2011 года Самойлова Л.В. обратилась с дополнительными исковыми требованиями (том 1л.д. 94 – 95), просила взыскать с Министерства Строительства по Хабаровскому краю и администрации Амурского района в равных долях оплату за услуги адвоката в размере <СУММА>, оплату справок в сумме <СУММА>.; компенсацию морального вреда в размере <СУММА>.

В обоснование указанных требований указала, что обращалась к адвокату для оформления искового заявления, оплатила услуги адвоката <СУММА>. Для подготовки документов, необходимых для выдачи жилищного сертификата, производила оплату справки за предоставление информации и выдачу комплекта документов УФК по Хабаровскому краю и справки за предоставлением информации об отсутствии прав собственности на ее имя на общую сумму <СУММА>. В связи с нарушенными правами претерпела моральный вред, поскольку ответчики в нарушение пятисуточного срока сообщили ей об отказе в выдаче сертификата. Она, находясь в очереди по выдаче жилищного сертификата на выезд, подыскивала себе жилье по переселению в <АДРЕС>, выезжала туда, собирала различные документы, являясь <сведения о состоянии здоровья>. Официальный отказ ей был выдан только после личного обращения в Министерство Строительства Хабаровского края и в администрацию Амурского района.

Определением суда от 15.02.2011 года (том 1л.д. 129) к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство регионального развития РФ.

Определением суда от 08.04.2011 года (том 2л.д. 10 – 11) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Хабаровского края и Финансовое управление администрации Амурского муниципального района Хабаровского края.

В судебном заседании истец Самойлова Л.В. поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в заявлениях основаниях, также просила признать распоряжение главы администрации Амурского муниципального района Хабаровского края № 880 от 22.06.2010 года незаконным.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Амурского муниципального района Хабаровского края Горбатова Т.Б. с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме и суду пояснила, что учетное дело было проверено заказчиком программы – Министерством строительства Хабаровского края. Поскольку Самойлова выезжала на Украину, с <ДАТА > по <ДАТА >, т.е. не проживала в районах, приравненных к Крайнему Северу, по указанию заказчика программы было вынесено распоряжение об исключении истца из очереди. Поскольку вины администрации района нет, считает, что требование о компенсации морального вреда заявлены необоснованно. Также просит применить срок исковой давности и в иске отказать, поскольку распоряжение об исключении из очереди Самойлова получила в июне 2010 года, в суд обратилась по истечению трехмесячного срока.

Из письменного отзыва № 891 от 16.12.2010 года (том 1л.д. 32 – 34) следует, что 25.06.1998 года Самойлова Л.В. обратилась в администрацию Амурского муниципального района Хабаровского края с заявлением о постановке на очередь на получение социальной выплаты в связи с выездом из местности, приравненной к Крайнему Северу в соответствии с Федеральным законом «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» от 17.08.1996 года № 116-ФЗ и постановлением Правительства РФ «О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» от 03.08.1996 года № 937. Самойловой Л.В. на тот момент были предоставлены справки о составе семьи и о трудовом северном стаже <стаж>. Поэтому истец в установленном порядке была зарегистрирована как гражданин, имеющий право на получение жилищной субсидии, в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, под номером 946. Ранее сформированные списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, были приведены администрацией муниципального образования в соответствие с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879. 22.09.2003 года Самойловой Л.В. было написано заявление о включении в состав граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. Так как ранее Самойлова Л.В. уже состояла в очереди, то дополнительные документы у нее не истребовались. 03.02.2006 года и 29.05.2009 года Самойлова Л.В. также изъявляла желание участвовать и в Подпрограмме, предусмотренной постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». В течение 2009 года истцом для приобщения к поданным заявлениям были представлены справки о регистрации по месту жительства в <поселок> Амурского района Хабаровского края с <ДАТА > по <ДАТА >, в <город> Хабаровского края с <ДАТА > по <ДАТА >, справку о составе семьи от <ДАТА >. При формировании учетного дела заявителя было установлено, что Самойлова Л.В. с <ДАТА > по <ДАТА > постоянно проживала в Украине. Данное обстоятельство является препятствием для получения Самойловой Л.В. социальной выплаты для приобретения жилья по государственному жилищному сертификату в связи с выездом из местности, приравненной к Крайнему Северу в связи с ее несоответствием требованиям п.п. «Е» п. 19 Постановления № 153. В рамках контроля Министерством Строительства Хабаровского края в феврале 2010 года были затребованы и изучены учетные дела. Однако учетное дело Самойловой Л.В. не было принято в связи с ее не проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в течение 3 лет. Поскольку до июня 2010 года Самойловой Л.В. не были представлены документы, опровергающие это обстоятельство, распоряжением главы Амурского муниципального района Хабаровского края от 22.06.2010 года № 880 Самойлова Л.В. была исключена из списков очередности на получение социальных выплат в связи с переселением из северных районов.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства Строительства Хабаровского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (том 2л.д. 18, 23, 40), не явился, представил письменные отзывы, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (том 2л.д. 35 – 36).

Из письменных отзывов № 01.1-109 от 14.01.2011 года (том 1л.д. 109 – 110), № 01.1-1055 от 14.02.2011 года (том 1л.д. 141 – 142), № 01.1-2794 от 15.04.2011 года (том 2л.д. 35 – 36) следует, что Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» имела срок действия по 2010 год, уже не действует. Письмо Министерства от 23.04.2010 года № 04-2-2550 носит разъяснительный характер. Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов КС и приравненных к ним местностей» установлено, что граждане должны прибыть в северные районы не позднее 01.01.1992 года и постоянно проживать в данных районах до получения государственной жилищной субсидии. Самойлова Л.В. после 1992 года выезжала из северных районов на Украину и прибыла в северные районы позднее установленной даты, поэтому она считается уже выбывшей из северных районов России, могла реализовать свое право только как выехавшая из районов Крайнего Севера. В рамках реализации постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, т.е. по оформлению бланков сертификатов, документы заявительницы в Министерство не поступали. В рамках проведения проверки по реализации постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 и Закона Хабаровского края от 26.10.2005 года № 306 в феврале 2010 года дело Самойловой Л.В. было не укомплектовано, отсутствовали документы, предусмотренные п.п. б, в, г, д п. 9 постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879. Распоряжением главы Амурского муниципального района от 22.06.2010 года № 880 Самойлова Л.В. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из северных районов. Считает действия администрации Амурского муниципального района о снятии Самойловой Л.В. с учета законными. Так как вышеуказанный учет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 и законом Хабаровского края от 26.10.2005 года № 306 ведут органы местного самоуправления, Министерство строительства не должно было уведомлять в виду того, что не выполняет данные полномочия. Поскольку истцом не представлено доказательств о нарушении ее прав Министерством, просит в иске отказать в полном объеме.

В судебное заседание представитель соответчика Министерства регионального развития РФ, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (том 2л.д. 18), не явился, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Из письменного отзыва № 6668-МИ/18 от 23.03.2011 года (том 1л.д. 180 – 184) следует, что исковые требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просит в иске отказать. Так как непосредственное обеспечение граждан жилищными сертификатами и расчет размера социальной выплаты не относится к компетенции Минрегиона России как государственного заказчика подпрограммы, Министерство регионального развития России является ненадлежащим ответчиком по делу.

В судебное заседание представитель соответчика Министерства финансов Хабаровского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (том 2л.д. 18, 41), не явился, представил отзыв № 19-05/185 от 15.04.2011 года (том 2л.д. 43 – 45) о рассмотрении дела в его отсутствие.

Из письменного отзыва (том 2л.д. 43 – 45) следует, что Министерство финансов Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не участвует в правоотношениях при участии специально уполномоченного органа государственной власти, поэтому просит в иске отказать.

В судебное заседание представитель соответчика Финансового управления администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (том 2л.д. 13), не явился, представил отзыв № 208 от 21.04.2011 года (том 2л.д. 52 – 53) о рассмотрении дела в его отсутствие.

Из письменного отзыва (том 2л.д. 52 – 53) следует, что исковые требования не признает в полном объеме, поскольку указания Министерства строительства Хабаровского края являются обязательными к исполнению всеми должностными лицами администрации Амурского муниципального района. Поэтому, считая действия администрации законными и обоснованными, просит в иске отказать.

В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела по существу в отсутствие представителей ответчика, соответчиков.

Допрошенная в судебном заседании свидетель СВИДЕТЕЛЬ суду пояснила, что по заявлению от 25.06.1998 года Самойлова Л.В. была поставлена на учет для получения жилищной субсидии для выезда из Севера на основании Федерального закона «О выезде граждан из северных районов» В 2002 году Самойлова Л.В. перешла перерегистрацию по постановлению № 879, а 03.02.2006 года обратилась с заявлением на получение государственного жилищного сертификата. В 2010 году по запросу Министерства строительства края учетное дело было передано на предварительную проверку для краевой комиссии, которая принимает единое решение о выдаче сертификатов на основании общекраевых списков. При проверке выяснилось, что с <ДАТА > по <ДАТА > Самойлова Л.В. выезжала в Украину, поэтому учетное дело было возвращено. На основании письменного ответа Министерства строительства края, полученного Самойловой Л.В., было вынесено распоряжение от 22.06.2010 года об исключении Самойловой из очереди.

Из представленных суду письменных доказательств установлено следующее.

<ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ>

<ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ>

<ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ>

25.06.1998 года Самойлова Л.В. обратилась с заявлением о выделении жилищной субсидии на приобретение жилья по вновь избранному месту жительства <АДРЕС> (том 1л.д. 268), представила справку о стаже работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях и состав семьи, выезжающей с ней на вновь избранное место жительства (том 1л.д. 267).

22.09.2003 года (том 1л.д. 266) Самойлова Л.В. обратилась с заявлением о включении ее в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилого помещения <АДРЕС>, состоит на очереди на улучшение жилищных условий с 25.06.1998 года.

Из протокола от 19.12.2003 года № 5 (том 1л.д. 263) следует, что утвержден список граждан, зарегистрированных в книге регистрации граждан на получение жилищных субсидий в связи с выездом из северных районов в количестве 980 записей, в том числе пенсионера Самойлова Л.В., дата подачи заявления 25.06.1998 года.

В книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, № 1 (том 1л.д. 188 – 189) Самойлова Л.В. включена 25.06.1998 года № 496, снята с учета на основании распоряжения № 880 от 22.06.2010 года.

Из списка граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (пенсионеры) по состоянию на 01.01.2006 года (том 1л.д. 189 – 191) следует, что Самойлова Л.В. включена в указанную очередь под номером 249.

03.02.2006 года (том 1л.д. 262) Самойлова Л.В. обратилась с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 155.

Из списка граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (пенсионеры) по состоянию на 01.01.2007 года (том 1л.д. 197 – 198) следует, что Самойлова Л.В. включена в указанную очередь под номером 258.

Из списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, изъявивших получать государственный жилищный сертификат в 2008 году по Амурскому муниципальному району (том 1л.д. 208 – 211) следует, что Самойлова Л.В. включена в очередь инвалидов под номером 53.

Из списка граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (пенсионеры) по состоянию на 01.01.2008 года (том 1л.д. 195 – 196) следует, что Самойлова Л.В. включена в указанную очередь под номером 272.

21.04.2008 года Самойлова Л.В. обратилась с заявлением о включении ее в список на получение сертификата в 2009 году в соответствии постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 (том 1л.д. 261).

Из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (пенсионеры) по состоянию на 01.01.2009 года (том 1л.д. 192 – 194) следует, что Самойлова Л.В. включена в указанную очередь под номером 254.

Из списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, изъявивших получать государственный жилищный сертификат в 2009 году по Амурскому муниципальному району (том 1л.д. 206 – 207) следует, что Самойлова Л.В. включена в очередь пенсионеров под номером 59.

29.05.2009 года (том 1л.д. 260) Самойлова Л.В. обратилась с заявлением о включении ее в список на получение жилищного сертификата в 2010 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153.

Из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья при администрации Амурского муниципального района инвалиды (по состоянию на 01.01.2010 года) (том 1л.д. 201 – 202) следует, что Самойлова Л.В. включена в список под номером 12.

Из списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, изъявивших получать государственный жилищный сертификат в 2010 году по Амурскому муниципальному району (том 1л.д. 203 – 205) включена Самойлова Л.В. под номером 7.

Из сообщения (том 1л.д. 7) следует, что Самойловой Л.В. необходимо в срок до 15.01.2010 года подойти в администрацию Амурского муниципального района для дооформления учетного дела по выезду из северных районов, так как включена в список на получение жилищного сертификата в 2010 году.

Для постановки на учет Самойловой Л.В. необходимо представить: справку о составе семьи, копию поквартирной карточки, копию лицевого счета, справку о северном трудовой стаже (не менее 15 лет), копию пенсионного удостоверения, справку об инвалидности, копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи, справку о наличии (отсутствии) прав на недвижимое имущество на территории Хабаровского края на весь состав семьи (том 1л.д. 132 – 133).

По состоянию на 01.01.2010 года в очереди на получение государственного жилищного сертификата как гражданин, имеющий право на выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 года, в администрации <город> Хабаровского края Самойлова Л.В. не состоит (том 1л.д. 240).

Из обязательства от 27.01.2010 года (том 1л.д. 220) следует, что Самойлова Л.В. в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории <АДРЕС> обязуется сдать в установленном законом порядке жилое помещение по адресу <АДРЕС>, принадлежащее ей на праве собственности (том 1л.д. 229, 15, 222).

Распоряжением главы Амурского муниципального района № 300 от 12.03.2010 года (том 1л.д. 231) на основании приказа Министерства строительства Хабаровского края от 09.02.2010 года № 17 «Об утверждении порядка принятия и хранения учетных дел граждан-получателей государственных жилищных сертификатов» Самойлова Л.В. признана участниками Подпрограммы.

27.01.2010 года Самойлова Л.В. обратилась с заявлением (рапортом) о выдаче ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории <АДРЕС> в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 (том 1л.д. 217 – 219).

Министерство строительства Хабаровского края сообщением № 04.2-9225 от 11.12.2009 года (том 1л.д. 82), факсограммой № 04.2-511 от 02.02.2010 года (том 1л.д. 153) просило глав муниципальных районов края в срок до 15.02.2010 года представить оригиналы учетных дел граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2010 году.

05.02.2010 года администрация Амурского муниципального района № 1-13/241 от 05.02.2010 года (том 1л.д. 83) направило в Министерство строительства Хабаровского края учетные дела, в том числе в отношении Самойловой Л.В.

Из акта приема учетного дела № 64 Самойловой Л.В. (том 1л.д. 154 – 155) следует, что учетное дело не принято в связи с некомплектностью в соответствии с п. 2.4 Порядка принятия, проверки и хранения учетных дел граждан-получателей государственных жилищных сертификат. Отсутствуют: заверенная копия документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; заверенная копия пенсионного удостоверения, справка об инвалидности; заявление на участие в Подпрограмме (Приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153); выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документы, подтверждающие факт прибытия в районы КС или приравненные к ним местности до 01.01.1992; выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов КС и приравненных к ним местностей; копия документов, подтверждающих трудовой стаж в районах КС; заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах КС и приравненных к ним местностях; выписка из решения органа местного самоуправления о признании гражданина участников Подрограммы; документы, подтверждающие дату прибытия в районы КС и приравненных к ним местностей не позднее 01.01.1992 года.

16.03.2010 года Самойлова Л.В. обратилась в Министерство Строительства Хабаровского края с заявлением-жалобой для разъяснения причин в связи с исключением из очереди (том 1л.д. 8).

Из сообщения Министерства Строительства Хабаровского края № 04.2-2550 от 23.04.2010 года (том 1л.д. 9 – 10) следует, что в связи с выездом с <ДАТА > по <ДАТА > (т.е. после 01.01.1992 года) за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на Украину, ее право на получение жилищной субсидии, как выезжающего из северных районов, утрачено.

Распоряжением главы Амурского муниципального района Хабаровского края № 880 от 22.06.2010 года (том 1л.д. 11) Самойлова Л.В. исключена из списка очередности на получение социальных выплат в связи с переселением из северных районов из категории инвалидов в связи с выездом за пределы районов КС и приравненных к ним местностей на Украину в период с <ДАТА > по <ДАТА > (п. 21 постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов КС и приравненных к ним местностей»).

<ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ>

<ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ>

<ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ>

Заслушав стороны, свидетеля, оценив письменные доказательства в соответствии с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему выводу.

В ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно.

Оказание государством помощи гражданам посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с Федеральным законом «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» № 116-ФЗ от 17.08.1996 года предусмотрено предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в климатически благоприятные регионы, в том числе пенсионерам, инвалидам из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с региональными программами приобретения и строительства жилья в климатически благоприятных регионах.

Пунктом 3 Положения о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 года № 937, предусмотрено предоставление субсидии за счет средств федерального бюджета лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах РФ, а также лицам, которые в соответствии с законодательством РФ, действующим до 31.07.1998 года, приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 – 2010 годы, в состав которой включена, в числе прочих, подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ней местностей, установлены Федеральным Законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (Федеральный закон).

В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Статьей 2 Федерального закона установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий: во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидам 1 и 2 групп, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в третью очередь – пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов 1 и 2 групп, пенсионеров, учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности.

Право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (ст. 4 Федерального закона).

В соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879, (Положение) регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья производятся органами исполнительной власти субъектов РФ по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (п. 2, 3 Положения).

В соответствии с п. 9 Положения для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления):

а) заявление по форме;

б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;

в) справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении;

г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров;

справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства.

В соответствии с п. 9, 10 Положения заявление регистрируется в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, представленные документы проверяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления).

Решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) в 15-дневный срок с даты регистрации заявлений граждан (п. 12 Положения).

Уведомление о принятии решения о постановке гражданина на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья или об отказе в постановке на учет с указанием причин отказа направляется заявителю в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения (п. 13 Положения).

На каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (п. 14 Положения).

Согласно п. 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае:

а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи;

б) выезда в другую местность на постоянное место жительства;

в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;

г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет;

д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам);

е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья;

ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета;

з) смерти;

и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения (п. 22 Положения). 23. Решение о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 23 Положения).

Из п. 1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 (Правила) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно подпункта «з» пункта 5 раздела 1 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.

В силу подпункта 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям п. 5 Правил и изъявившие такое желание.

Согласно п.п. «В» п. 18 Правил выдаче сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в .doc#sub_10054#sub_10054">подпунктах "г", .doc#sub_10056#sub_10056">"е" - "з" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).

Для участия в Подпрограмме в соответствии с п.п. «Е» п. 19 Правил участники подпрограммы подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограммы, к которому прилагают: выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г.; выписку из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; копию пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справку органов государственной службы медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справку органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных; копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с .doc#sub_1019#sub_1019">пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти (п. 21 Правил).

В соответствии с п. 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте .doc#sub_1005#sub_1005">пункта 5 настоящих Правил;

б) непредставление или неполное представление документов, указанных в .doc#sub_1019#sub_1019">пункте 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы.

В соответствии с Законом Хабаровского края от 26 октября 2005 г. N 306 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края в сфере предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (Закон) органу местного самоуправления Амурского муниципального района переданы полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий; по направлению гражданам уведомлений о включении их в список получателей жилищных субсидий; по приему от граждан документов для оформления сертификатов (документов, удостоверяющих право на получение жилищных субсидий) и их проверке; по хранению и выдаче сертификатов; по приему от владельцев сертификатов заявлений об их замене; по заключению с гражданами соглашений о расторжении договоров социального найма занимаемых ими жилых помещений или договоров меры принадлежащих им жилых помещений на сертификаты (ст. 1, 2 Закона).

При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны обеспечить: проверку документов граждан, представленных ими для регистрации и постановки на учет; принятие решений о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий или об отказе в постановке их на учет в пятнадцатидневный срок с даты регистрации заявлений граждан; направление гражданам уведомлений о принятии решения о постановке их на учет как имеющих право на получение жилищных субсидий или об отказе в постановке их на учет с указанием причин отказа в течение пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения; снятие с учета граждан в случаях, предусмотренных законодательством, с последующим их уведомлением в письменном виде в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения; формирование и ежегодное утверждение списков граждан (по категориям, предусмотренным федеральным законодательством), имеющих право на получение жилищных субсидий, и направление их заверенных копий в Правительство края (ст. 4 Закона).

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется Правительством края в лице уполномоченного им органа исполнительной власти, который вправе проводить проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению ими государственных полномочий; давать письменные предписания по устранению выявленных нарушений (ст. ст. 5, 9 Закона).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 23.03.2006 года № 34-пр «О порядке реализации на территории Хабаровского края мероприятий Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» функции исполнителя мероприятий по реализации Федерального закона в соответствии с компетенцией Хабаровского края как субъекта РФ и функции контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий Хабаровского края, Законом Хабаровского края от 26 октября 2005 г. N 306, возложены на Министерство строительства Хабаровского края. Утверждение единых по Хабаровскому краю списков граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, зарегистрированных органами местного самоуправления в очереди на получение жилищных субсидий и утверждение списков граждан – получателей государственных жилищных сертификатов на очередной финансовый год от имени Правительства края поручено первому заместителю Председателя Правительства края по вопросам строительства и топливно-энергетического комплекса Попову В.А.. Образована краевая комиссия по реализации Федерального закона, как консультативно-совещательный орган для взаимодействия государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, участвующих в реализации Федерального закона, утверждено Положение о краевой комиссии.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Хабаровского края от 15.09.2006 года № 146-пр «О мерах по обеспечению реализации на территории Хабаровского края подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» функции исполнителя Подпрограммы, в том числе в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложены на Министерство строительства края. Список получателей государственных жилищных сертификатов в соответствующем году по категориям участников Подпрограммы утверждается исполнителем Подпрограммы в крае (п. 3). Этим же постановлением в целях обеспечения коллегиальности и гласности при реализации Подпрограммы образована краевая комиссия по обеспечению реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», состав которой утвержден распоряжением Губернатора Хабаровского края.

В соответствии с положением о Министерстве Строительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 10.04.2009 года № 126-пр, (том 1л.д. 143 – 152) Министерство строительства Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, подотчетным Правительству края, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере градостроительной деятельности, промышленности строительных материалов, ценообразования на строительную продукцию и в пределах своей компетенции в бюджетной политике края (п. 1.1). Выполняет функции органа исполнительной власти, ответственного за реализацию государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (п. 3.15.40). Осуществляет контроль за деятельностью органов местного самоуправления по реализации курируемых федеральных и краевых целевых программ в рамках своей компетенции (п. 3.15.41).

Постановлением главы Амурского муниципального района от 28.02.2008 года № 36 администрация Амурского муниципального района Хабаровского края определена органом, специально уполномоченным осуществлять деятельность по реализации отдельных полномочий федеральных органов государственной власти и государственных полномочий Хабаровского края, установленных Законом Хабаровского края от 26.10.2005 года № 306 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края в сфере предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 7 Устава Амурского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Амурского муниципального района от 20.06.2005 года № 40, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы местного самоуправления муниципального района и должностные лица местного самоуправления муниципального района обязаны в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ предоставлять в Правительство края документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий л.д. 65 – 71).

В соответствии с п. 3.13 Положения об администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края № 3 от 18.03.2005 года л.д. 72 – 75) администрация района осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные в установленном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В судебном заседании установлено, что Самойлова Л.В. является гражданкой РФ. До <ДАТА > Самойлова Л.В. проживала в <город> Хабаровского края, имела общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более 15 календарных лет, жилья в другом регионе РФ не имеет, субсидии на улучшение жилья не получала. Поэтому Самойлова Л.В. обоснованно обратилась 25.06.1998 года с заявлением в орган местного самоуправления для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в благоприятном климатической регионе в связи с выездом из районов, приравненных к Крайнему Северу, в соответствии с Федеральным законом «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» № 116-ФЗ от 17.08.1996 года; а затем 03.02.2006 года с заявлением о получении государственного жилищного сертификата в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 – 2010 годы. Таким образом, Самойлова Л.В. в силу статьи 1 Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», пунктов 5, 6 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» имеет право на участие в Подпрограмме как отвечающая требованиям и изъявившая такое желание, а как следствие и право на получение субсидии в форме государственного жилищного сертификата.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. В данном случае отсутствие у истца права на жилищную субсидию должен доказать ответчик.

Доводы ответчиков о том, что Самойлова Л.В. должна была прибыть в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имея общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, и непрерывно проживать в указанных районах до получения социальной выплаты, суд считает основанными на неправильном толковании закона, поскольку из текста ст. 1 Федерального закона следует, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. При этом в законе отсутствует об обязанности гражданина после прибытия до установленной даты непрерывно проживать на указанной территории до получения жилищной субсидии. Выезд Самойловой Л.В. с <ДАТА > по <ДАТА > не может быть расценен судом как выезд из района, приравненного к Крайнему Северу, на постоянное место жительства в Республику Украину, поскольку каких-действий по выходу из гражданства РФ или получения гражданства Украины Самойловой Л.В. не предпринималось, в связи с переездом за компенсацией в соответствии со ст. 35 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» истец не обращалась. Сведения о работе и регистрации по месту жительства в Украине суд расценивает как законные источники существования и проживание на территории Украины на законных основаниях в целях соблюдения иностранным гражданином Конституции Украины, Закона Украины от 04.02.1994 года № 3929-XII "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства", Закона Украины «О гражданстве Украины». По возвращению в РФ Самойлова возвратилась к месту постоянного проживания, с <ДАТА > Самойлова Л.В. стала постоянно проживать в <поселок> Амурского района Хабаровского края, устроилась на работу, поэтому доводы о том, что Самойлова Л.В. имеет право воспользоваться указанной субсидией в месте нового жительства, суд считает также необоснованной.

Как установлено судом, Исполнителем Подпрограммы в Хабаровском крае определено Правительством края Министерство Строительство Хабаровского края. Однако полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, переданы администрации Амурского муниципального района в соответствии с Законом Хабаровского края от 26 октября 2005 г. N 306.

Из учетного дела Самойловой Л.В. (том 1л.д. 212 – 269) следует, что при обращении в органы местного самоуправления Самойловой Л.В. были представлены документы, установленные п. 9 Положения (заявление по форме; заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп), а также п.п. «Е» п. 19 Правил (заявление (рапорт) об участии в подпрограмме; выписка из домовой книги и копию финансового лицевого счета; документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г.; выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справка органов государственной службы медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп).

Поэтому администрацией Амурского муниципального района обоснованно в пределах полномочий, переданных ей ст. 4 Закона Хабаровского края от 26 октября 2005 г. N 306 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края в сфере предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», принято решение о постановке Самойловой Л.В. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (протокол от 19.12.2003 года № 5 том 1л.д. 118, 188). При этом 14.08.2007 года Самойлова Л.В. была включена в список граждан-участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, изъявивших получать государственный жилищный сертификат в 2008 году по Амурскому муниципальному району» в категории пенсионеры (том 1л.д. 210 – 211); 07.07.2009 года Самойлова Л.В. утверждена в списке граждан указанной Подпрограммы в категории инвалидов л.д. 1л.д. 204 – 205).

На основании п. 20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, они подлежат снятию с учета. При этом основания снятия с учета указаны в п. 21 Положения.

В судебном заседании не было установлено, а ответчиками в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено достоверных и достаточных доказательств подтверждающих законность снятия Самойловой Л.В. с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по основаниям, указанным в ст. 21 Положения. Доводы представителя администрации Амурского муниципального района Хабаровского края Горбатовой Т.Б. о том, что истец была снята с учета после проверки учетного дела исполнителем Подпрограммы – Министерством строительства Хабаровского края не основаны на законе, не подтверждаются исследованными материалами дела. В соответствии с п. 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления документов, предусмотренных в соответствии с п. 19 Правил, и только после этого принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником Подпрограммы. В отношении Самойловой Л.В. указанное решение уже было принято, она являлась участником Подпрограммы, поскольку с 2007 года была включена в списки граждан. Поэтому проверку документов органами исполнительной власти после принятия решения о признании гражданина участником Подпрограммы, суд расценивает как ненадлежащее исполнение соответствующими органами порядка реализации Подпрограммы. Кроме того, суд учитывает, что проверка документов Министерством строительства края, на которую ссылается представитель администрации Амурского муниципального района, проводилась в феврале 2010 года, однако уже после этого распоряжением № 300 от 12.03.2010 года (том 1л.д. 231) Самойлова Л.В. признана участником Подпрограммы. Распоряжение № 880 от 22.06.2010 года было вынесено главой района лишь в июне 2010 года. Поскольку Самойлова Л.В. имела право на участие в Подпрограмме, ее исключение из списка очередности на получение социальных выплат в связи с выездом за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на Украину в период с <ДАТА > по <ДАТА > на основании распоряжения главы Амурского муниципального района от 22.06.2010 года № 880, суд расценивает как безосновательное и незаконное. Каких-либо иных мотивов снятия Самойловой Л.В. с учета указанное распоряжение не содержит, ссылки на какое-либо конкретное основание, указанное в п. 21 Положения, не имеется.

Поскольку в соответствии с п. 22 Положения снятие граждан с учета осуществляется органом, по решению которых граждане были поставлены на учет, доводы истца о том, что Министерство строительства Хабаровского края должно было известить ее о снятии с учета, суд находит не состоятельными. Однако обоснованны утверждения истца о том, что администрацией Амурского муниципального района распоряжение об исключении ее из очереди было выдано ей лишь по ее требованию после получения письменного ответа из Министерства строительства Хабаровского края, то есть в нарушение о направлении в письменном виде в пятидневный срок со дня вынесения.

Доводы представителя ответчика Горбатовой Т.Б. о применении срока исковой давности суд находит не состоятельными и ходатайство о применении срока исковой давности удовлетворению не подлежащим, поскольку в данном случае истцом оспариваются действия органов местного самоуправления, органов исполнительной власти с целью получения за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Таким образом, в данном случае имеет место спор о праве, поэтому положения ст. 256 ГПК РФ не распространяются, поскольку требования подлежат рассмотрению не в рамках производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а в рамках искового производства, и действует общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.

При этом доводы представителя ответчика Министерства строительства Хабаровского края о том, что учетное дело Самойловой Л.В. в министерство не поступало, опровергаются сопроводительным письмом № 1-13/241 от 05.02.2010 года (том 1л.д. 83), актом приема от 16.02.2010 года (том 1л.д. 154, 155). Ссылку на то, что поступившее учетное дело Самойловой Л.В. было не укомплектовано, не нашло свое подтверждение в судебном заседании, поскольку для осуществления контроля за органами местного самоуправления при формировании списков граждан – участников Подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов организуется проверка лишь документов, представленных гражданами для постановки на учет. Указанные документы перечислены в п. 19 Положения, и перечень документов является исчерпывающим. Документы, перечисленные в акте от 16.02.2010 года (том 1л.д. 154, 155) предоставляются гражданами перед непосредственным получением сертификата в соответствии с п. 44 Положения лишь после его выдачи заказчиком Подпрограммы и получением органом местного самоуправления. Указанные действия исполнителя – Министерства строительства края, безосновательно отказавшего в приеме учетного дела Самойловой Л.В. и не включившего ее в единый сводный список граждан – участников Подпрограммы для получения жилищного сертификата на 2010 год являются незаконными, и не является основанием для снятия Самойловой Л.В. с учета органом местного самоуправления, а лишь свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей по регистрации и учету граждан, и отсутствии контроля со стороны органа исполнительной власти, который фактически осуществляется лишь после принятия решения о признании гражданина участником Подпрограммы, на стадии выдачи государственных жилищных сертификатов. При направлении учетного дела Самойловой Л.В. в феврале 2010 года на проверку в министерство строительства края перед получением сертификата, оснований для его непринятия также не имелось, поскольку все документы, перечисленные в п. 44 Положения были истцом предоставлены и в учетном деле имелись.

Поэтому, учитывая все обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что исключение истца из списка очередности на получение социальных выплат и, как следствие, отказ в выдаче сертификата произведен в результате несогласованных действий органа местного самоуправления и органа исполнительной власти в лице министерства строительства края, по надуманным основаниям, и является противоречащим требованиям действующего законодательства, нарушает имеющееся у истца право на получение государственной финансовой помощи в выбранном ею порядке.

Доводы представителя ответчика Министерства Строительства Хабаровского края о том, что срок действия программы «Жилище» на 2002-2010 годы истек, поэтому Подпрограмма уже не действует, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, согласно которой выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках этой подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». В рамках указанной подпрограммы улучшаются жилищные условия граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Однако, учитывая, что в полномочия администрации Амурского муниципального района распределение и выдача государственных жилищных сертификатов участникам Подпрограммы не входит, так как для получения необходимого количества сертификатов орган исполнительной власти формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, суд считает необходимым обязать администрацию Амурского муниципального района в рамках имеющихся у неё полномочий включить Самойлову Л.В. в список очередников в категорию инвалидов на получение социальных выплат в связи с переселением из северных районов – на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета с помощью государственного жилищного сертификата; оформить и направить документы в Министерство строительства Хабаровского края для проведения в установленном порядке мер для выделения ей жилищного сертификата – для формирования сводного списка граждан – участников Подпрограммы.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Министерство регионального развития РФ, являясь государственным заказчиком Подпрограммы, непосредственным обеспечением граждан жилищными сертификатами (постановкой на учет и определением размера жилищных субсидий не занимается), а обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, в требованиях к Минрегиону России следует отказать, как заявленные к ненадлежащему ответчику.

На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с .doc#sub_1253#sub_1253">пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 ГК РФ. Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности. Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. В соответствии с п. 8 постановления при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что по правоотношениям, возникшим после 01.01.1995 года, компенсация определяется судом только в денежной форме, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Исходя из этого, размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

С учетом установленных в судебном заседании доказательствами фактических обстоятельств, исходя из того, что в подобных обстоятельствах истец безусловно испытывала нравственные страдания и переживания от действий соответствующих органов, лишивших ее права на государственную поддержку, суд считает обоснованным требование Самойловой Л.В. о компенсации морального вреда. При этом суд учитывает, что Самойлова Л.В. является пенсионером, <сведения о состоянии здоровья>, обращалась в министерство строительства Хабаровского края и в администрацию Амурского муниципального района за разъяснениями о причинах отказа в выдаче сертификата, что также причиняло ей как лицу с ограниченными возможностями определенные страдания. Причиненный моральный вред не может быть адекватно компенсирован только фактом признания судом нарушений ее прав, и подлежит возмещению в денежной форме в разумных пределах, которые суд оценивает в размере <СУММА>, исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом объема и характера, причиненных истцу страданий, а также требований разумности и справедливости. Учитывая степень вины обоих ответчиков – администрации Амурского муниципального района и министерства строительства Хабаровского края, суд считает обоснованным взыскать компенсацию морального вреда с обоих ответчиков в равных долях.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ при удовлетворении иска суд взыскивает с ответчика в пользу истца все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьей 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Из квитанции серии ЛХ 5327 от 19.11.2010 года (том 1л.д. 135) следует, что Самойлова Л.В. 19.11.2010 года оплатила за консультацию и составление искового заявления о восстановлении в очереди и выдаче жилищного сертификата в КА «Дальневосточная» Бакилиной Л.П.

Поскольку истцом представлены достоверные и достаточные доказательства о понесенных ею расходах для восстановления нарушенного права в размере <СУММА>, указанные расходы суд находит необходимыми и разумными. Оснований к признанию указанных расходов завышенными, нет, доказательств их несоразмерности и неразумности ответчиками в суд не представлено. Суд полагает необходимым взыскать указанную сумму с ответчиков Министерства строительства Хабаровского края и администрации Амурского муниципального района в пользу истца также в равных долях, учитывая степень вины каждого ответчика.

Однако требование Самойловой Л.В. о взыскании в ее пользу с ответчиков <СУММА> за оплату справок 29.12.2009 года <СУММА> за получение справки о наличии/отсутствии прав собственности (том 1л.д. 135) и 25.01.2010 года <СУММА> за предоставление информации и выдачу копий документов в УФК по Хабаровскому краю (Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю) (том 1л.д. 135) суд считает необоснованным, поскольку указанные документы предоставляются гражданами при получении сертификата в соответствии с п. 44 Положения и расходы при этом граждане несут самостоятельно.

Обсуждая вопрос, за чей счет подлежит взыскание в пользу истца компенсация морального вреда и судебные расходы, суд исходит из следующего.

Поскольку функции исполнителя мероприятий по реализации Федерального закона в соответствии с компетенцией Хабаровского края как субъекта РФ и функции контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий Хабаровского края, Законом Хабаровского края от 26 октября 2005 г. N 306, возложены на Министерство строительства Хабаровского края, взыскание необходимо производить с Министерства строительства края как специально уполномоченного органа в вышеуказанных правоотношениях. Предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований Самойловой Л.В. о компенсации морального вреда и судебных расходов за счет Министерства финансов по Хабаровскому краю, суд не находит, поэтому в удовлетворении требований к Министерству финансов по Хабаровскому краю следует отказать.

Законом Хабаровского края от 26 октября 2005 г. N 306 полномочия по регистрации и учету граждан переданы администрация Амурского муниципального района, которая является исполнительно-распорядительным органом.

Финансовое управление является финансовым органом муниципального района, составляет и организует исполнение районного бюджета, осуществляет бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими иные бюджетные правоотношения (том 1л.д. 65 – 71, 72 – 75).

В соответствии со ст. ст. 125, 215 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетентности, установленной актами, определяющими статус этих органов; средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского или другого муниципального образования.

Поэтому взысканные судом с администрации Амурского муниципального района Хабаровского края в пользу Самойловой Л.В. суммы подлежат взысканию за счет средств казны Амурского муниципального района Хабаровского края.

Таким образом, оценив доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Самойловой Л.В. частично, признав действия Министерства строительства Хабаровского края об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата и действия администрации Амурского муниципального района об исключении Самойловой Л.В. из списка очередности из категории инвалидов на получение социальных выплат в связи с переселением из северных районов незаконными; признав незаконным распоряжение главы Амурского муниципального района № 880 от 22.06.2010 года «Об исключении Самойловой Л.В.» из списка очередности на получение социальных выплат в связи с переселением из северных районов»; признать за Самойловой Л.В. права на получение государственного жилищного сертификата; восстановить ее в списке очередности в категории инвалидов на получение социальных выплат в связи с переселением из северных районов; обязать администрацию Амурского муниципального района Хабаровского края включить Самойлову Л.В. в список очередников в категорию инвалидов на получение социальных выплат в связи с переселением из северных районов – на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета с помощью государственного жилищного сертификата, оформить и направить документы в Министерство строительства Хабаровского края для проведения в установленном порядке мер для выделения ей жилищного сертификата; взыскать с Министерства строительства Хабаровского края и администрации Амурского муниципального района в лице финансового управления администрации Амурского муниципального района Хабаровского края за счет средств казны Амурского муниципального района Хабаровского края в равных долях в пользу Самойловой Л.В. компенсацию морального вреда в размере <СУММА> и судебные расходы в размере <СУММА>. В удовлетворении требований о взыскании расходов в размере <СУММА> и в требованиях к Министерству регионального развития РФ, Министерству финансов Хабаровского края – отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Самойловой Л.В. удовлетворить частично.

Признать действия Министерства Строительства Хабаровского края об отказе в предоставлении Самойловой Л.В. государственного жилищного сертификата незаконными.

Признать действия администрации Амурского муниципального района об исключении Самойловой Л.В. из списка очередности из категории инвалидов на получение социальных выплат в связи с переселением из северных районов незаконными.

Признать распоряжение главы Амурского муниципального района № 880 от 22.06.2010 года «Об исключении Самойловой Л.В.» из списка очередности на получение социальных выплат в связи с переселением из северных районов» незаконным.

Признать за Самойловой Л.В. право на получение государственного жилищного сертификата.

Восстановить Самойлову Л.В. в списке очередности в категории инвалидов на получение социальных выплат в связи с переселением из северных районов.

Обязать администрацию Амурского муниципального района Хабаровского края: включить Самойлову Л.В. в список очередников в категорию инвалидов на получение социальных выплат в связи с переселением из северных районов – на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета с помощью государственного жилищного сертификата; оформить и направить документы в Министерство строительства Хабаровского края для проведения в установленном порядке мер для выделения ей жилищного сертификата.

Взыскать с Министерства строительства Хабаровского края и администрации Амурского муниципального района в лице финансового управления администрации Амурского муниципального района Хабаровского края за счет средств казны Амурского муниципального района Хабаровского края в равных долях в пользу Самойловой Л.В. компенсацию морального вреда в размере <СУММА> и судебные расходы в размере <СУММА>, всего <СУММА>

В удовлетворении требований Самойловой Л.В. к Министерству регионального развития РФ, Министерству финансов Хабаровского края, и о взыскании расходов в размере <СУММА> отказать.

С решением суда в мотивированном виде стороны могут быть ознакомлены с 29.04.2011 года (учитывая выходные дни 23 и 24 апреля 2011 года).

Копию решения суда в пятидневный срок со дня вынесения в мотивированном виде направить сторонам.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в 10 дневный срок со дня вынесения в мотивированном виде.

Председательствующий судья М.М.Вальченко

Решение не вступило в законную силу