Решение по иску прирородоохранного прокурора о признании бездействия незаконным и возложении обязанности



Дело № 2-1174/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09.11.2011г. Амурский городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Стребковой В.В.

с участием природоохранного прокурора Драгомирецкого П.И.

при секретаре Алисименко-Ларенс Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского на Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Национальной рыболовецкой артели «Колхоз имени Постышева» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Комсомольский на Амуре межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с указанным иском к Национальной рыболовецкой артели «Колхоз имени Постышева», мотивируя тем, что проведенной проверкой было установлено, что НРА «Колхоз им.Постышева» не имеет согласования на осуществление хозяйственной деятельности в водоохраной зоне озера <данные изъяты>, расположенного в государственном природном заказнике федерального значения «<данные изъяты>», на территории <адрес> и имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение. В водоохранной зоне озера <данные изъяты> на расстоянии менее 80 метров от уреза воды расположены и эксплуатируются следующие объекты: ледник, заправочный пункт (склад 1 СМ), 2 жилые постройки, 1 нежилая постройка, 2 причала (пирса), гараж для транспорта, навесы для сушки рыбы и сетей, баня, туалет, понтон с рефрижераторным контейнером. Таким образом, НРА «Колхоз им.Постышева» осуществляет свою деятельность с нарушением законодательства, что может повлечь негативное воздействие на водный объект, ставит под угрозу организацию режима правового регулирования в сфере водопользования. Просит признать незаконным бездействие НРА «Колхоз им.Постышева» по непринятию в полном объеме мер направленных на получение согласования на осуществление хозяйственной деятельности в водоохраной зоне озера <данные изъяты>, обязать НРА «Колхоз им.Постышева» получить согласование Амурского территориального управления Росрыболовства па осуществление хозяйственной деятельности в водоохраной зоне озера <данные изъяты>, расположенного в государственном природном заказнике федерального значения «<данные изъяты>» на территории <адрес>

В судебном заседании Комсомольский на Амуре межрайонный природоохранный прокурор исковые требования поддержал, по основаниям указанным в исковом заявлении, пояснив, что для получения согласования на осуществление хозяйственной деятельности НРА «Колхоз им.Постышева» необходимо произвести расчет нагрузки о негативном воздействии, для чего необходимо обратиться в Амурское бассейновое управление – <данные изъяты>, после этого оплатить непредотвращаемый ущерб, который подсчитывают в Амуррыбвод, с квитанцией об оплате и с расчетом негативного воздействия обратиться в Амурское Рыболовство Территориальное управление для получения согласования. Полагает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ достаточный для получения согласования.

В судебное заседание представитель ответчика Национальной рыболовецкой артели «Колхоз им. Постышева» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.

Как следует из Устава НРА «Колхоз им.Постышева» п.2 Колхоз создан в целях осуществления деятельности по промышленному рыболовству в части добычи рыбы, других водных животных и растений во внутренних водоемах, в территориальном море, на континентальном шельфе в экономической зоне РФ, а также в открытом море и прибрежных зонах иностранных государств при наличии лицензий и иных разрешений, выданных в установленном законодательством порядке уполномоченными органами РФ и иностранных государств; искусственного воспроизводства рыбных запасов и промышленного рыболовства; производства пищевой и технической рыбной продукции, консервов, пресервов, реализации её на внутреннем рынке и на экспорт и др. (л.д.11-15).

Из акта проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки НРА «Колхоз им.Постышева» ФЗ, видно, что при осуществлении хозяйственной деятельности на земельном участке в водоохранной зоне озера <данные изъяты>, расположенного в государственном природном заказнике федерального значения «<данные изъяты>», допущены нарушения, в том числе в нарушение ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических, процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 569 от 28.07.2008 НРА «Колхоз им. Постышева» не имеет согласования на осуществление хозяйственной деятельности в водоохраной зоне озера <данные изъяты>, расположенного в государственном природном заказнике федерального значения «Ольджиканский», на территории <данные изъяты> (<данные изъяты> северной широты, <данные изъяты> восточной долготы). При этом, в водоохранной зоне озера <данные изъяты> на расстоянии менее 80 метров от уреза воды расположены и эксплуатируются следующие объекты: ледник, заправочный пункт (склад ГСМ), 2 жилые постройки, 1 нежилая постройка, 2 причала (пирса), гараж для транспорта, навесы для сушки рыбы и сетей, баня, туалет, понтон с рефрижераторным контейнером.

Как следует из справки Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ озеро <данные изъяты> является рыбохозяйственным водоемом первой категории значимости, то есть имеет особо ценное рыбохозяйственное значение – местом нереста, зимовки, нагула видов рыб, имеющих рыбохозяйственное значение. Ширина прибрежных защитных полос такой категории озер составляет 200 метров, при этом устанавливаются ограничения деятельности в прибрежных защитных полосах рыбохозяйственных водоемов; все постройки базы НРА «Колхоз им.Постышева» находятся в зоне прибрежной защитной полосы озера <данные изъяты> (л.д. 29).

Как следует из объяснения ФИО от ДД.ММ.ГГГГ, срок полномочий которого как председателя колхоза НРА «Колхоз им. Постышева» продлён до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67), он является ответственным лицом за соблюдением природоохранного законодательства и законным представителем НРА «Колхоз им.Постышева». С нарушениями, выявленными Комсомольской на Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой и изложенными в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ согласен, вину признаёт (л.д. 30 оборот).

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Статьей 1 Водного Кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлено то, что водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима, при этом водный режим - это изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте, а использование йодных объектов (водопользование) - это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

В соответствии с п.1 и 2 ст.3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие па окружающую среду.

В соответствии со ст.ст.4, 8 ВК РФ водные отношения регулируются водным законодательством, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). При этом при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами (ст.55 ВК РФ).

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие па окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

В силу ст. 32 Закона об охране окружающей среды, в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду проводится оценка воздействия ее на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод и эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания; указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ; Правительством РФ так же определяются меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления.

Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 утверждены «Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания» (далее - Правила), согласно которых территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения новых технологических процессов на территории одного субъекта РФ.

Согласно пп. «б» п. 9 Правил решение о согласовании размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов должно содержать условия и ограничения, необходимые для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания (условия забора воды и отведения сточных вод, условия работ в водоохранной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия). На территории Хабаровского края данное согласование осуществляет Амурское территориальное управление Росрыболовства.

Таким образом, субъекты хозяйственной деятельности, независимо от организационно-правовых форм собственности, до начала осуществления хозяйственной или иной деятельности в пределах водоохраной зоны водного объекта, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, обязаны согласовать проведение работ с территориальным органом Росрыболовства.

Как установлено в судебном заседании Национальная рыболовецкая артель «Колхоз им.Постышева» осуществляет свою хозяйственную деятельность в водоохраной зоне озера <данные изъяты>, расположенного в государственном природном заказнике федерального значения «<данные изъяты>» на территории <адрес> без согласования на осуществление указанной деятельности.

При таких обстоятельствах требования Комсомольского на Амуре межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комсомольского на Амуре межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Национальной рыболовецкой артели «Колхоз им.Постышева» по непринятию в полном объеме мер направленных на получение согласования на осуществление хозяйственной деятельности.

Обязать Национальную рыболовецкую артель «Колхоз им.Постышева» получить согласование Амурского территориального управления Росрыболовства на осуществление хозяйственной деятельности в водоохраной зоне озера <данные изъяты>, расположенного в государственном природном заказнике федерального значения «<данные изъяты>» на территории <адрес>, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Национальной рыболовецкой артели «Колхоз им.Постышева» государственную пошлину в размере СУММА в бюджет Амурского муниципального района Хабаровского края.

Копию решения суда в течение пяти дней направить в адрес ответчика.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 10 дней со дня составления в мотивированном виде 14.11.2011г.

Судья В.В.Стребкова

Решение не вступило в законную силу