решение по иску межрайонного природоохранного прокурора о признании бездействия по непринятию мер, направленных на разработку и утверждение плата по предупреждению и ликвидации разливов нефти, незаконным и возложении обязанности по устранению указанных н



Дело № 2-1170/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15.11.2011г. г.Амурск

Амурский городской суд Хабаровского края в составе

председательствующего судьи Лошмановой С.Н.

с участием старшего помощника Амурского городского прокурора Захаровой И.А.

при секретаре Голованевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Национальной рыболовецкой артели «Колхоз имени Постышева» о признании бездействия по непринятию мер, направленных разработку и утверждение плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти, незаконным, и возложении обязанности устранения указанных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с указанным иском к Национальной рыболовецкой артели «Колхоз имени Постышева» (далее – НРА «Колхоз им. Постышева»), указав, что в результате проведенной Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением природоохранного законодательства в деятельности НРА «Колхоз им. Постышева» установлено, что при наличии заправочного пункта ( склада ГСМ) общей емкостью 2 тонны моторного топлива и моторного масла, завозимого собственным транспортом, на территорию НРА «Колхоз им. Постышева», расположенную в водоохраной зоне озера Чукчагирское, в государственном природном заказнике федерального значения «Ольджиканский» в районе им. Полины Осипенко Хабаровского края, НРА «Колхоз им. Постышева» не имеет разработанного и утвержденного плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Кроме того, предприятие не имеет собственных формирований (служб) и не имеет заключенного договора на обслуживание с профессиональными аварийно – спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющим соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке. Следовательно, НРА «Колхоз им. Постышева» нарушает законодательство о промышленной безопасности опасных производственных объектов, что может повлечь негативное воздействие на окружающую среду при несанкционируемом разливе нефти и нефтепродуктов и не спланированной работой по локализации и ликвидации данной чрезвычайной ситуации.

Просит признать незаконным бездействие НРА «Колхоз им. Постышева» по непринятию в полном объеме мер, направленных на разработку и утверждение плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на заправочный пункт (склад ГСМ), расположенный в государственном природном заказнике федерального значения «Ольджиканский», в районе им. Полины Осипенко Хабаровского края; обязать Национальную рыболовецкую артель «Колхоз им. Постышева» утвердить план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на заправочный пункт (склад ГСМ), расположенный в государственном природном заказнике федерального значения «Ольджиканский» в районе имени Полины Осипенко Хабаровского края. Установить конкретный срок исполнения решения суда.

В судебном заседании помощник Амурского городского прокурора Захарова И.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что считает необходимым установить конкретный срок выполнения мероприятий – до 1 мая 2012 года. Возражает против удовлетворения ходатайства представителя ответчика о представлении отсрочки выполнения указанных мероприятий до 31.12.2012 года, поскольку выполнение указанных в исковом заявлении мероприятий не связано со значительными материальными и временными затратами, и эти мероприятия реально выполнить к 1 мая 2012 года.

В судебное заседание представитель ответчика Национальной рыболовецкой артели «Колхоз им. Постышева» не явился. О времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, согласно представленному в суд заявлению, исковые требования признает в полном объеме, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя истца и предоставить срок для выполнения требований прокурора 1 год.

Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, Уставом подтверждено, что Национальная рыболовецкая артель «Колхоз им. Постышева» является действующим юридическим лицом /л.д.18-24/.

Согласно выписке из протокола общего собрания НРА «Колхоз им. Постышева» от ДД.ММ.ГГГГ срок полномочия председателя колхоза НРА «Колхоз им. Постышева» ФИО4 продлён до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).

Согласно разрешению на добычу /вылов/ водных биологических ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ, договору о предоставлении рыбопромыслового участка, НРА «Колхоз им. Постышева» разрешено промышленное рыболовство на рыбопромысловом участке № 1*, озеро Чукчагирское, Миваки, расположенном в районе имени Полины Осипенко. Пользователь рыбопромыслового участка вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в границах участка; осуществлять по согласованию с органом государственной власти в установленном порядке размещение хозяйственных и иных объектов, внедрение новых технологических процессов при использовании рыбопромыслового участка. Пользователь обязан, среди прочего, содержать рыбопромысловый участок в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям в соответствии с законодательством РФ. Обязательным условием является соблюдение при осуществлении добычи водных биоресурсов требований в области окружающей среды /л.д.8-10/.

Факт наличия нарушений со стороны НРА «Колхоз им. Постышева» федерального законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности на территории государственного природного заказника федерального значения «Ольджиканский» подтвержден актом от ДД.ММ.ГГГГ старшего помощника Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора ФИО5 В результате проведения проверки выявлен ряд нарушений, в том числе установлено, что в нарушение ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994, Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613, Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240, Приказом МЧС РФ от 28.12.2004 № 621, НРА «Колхоз им. Постышева» не выполнены мероприятия по разработке и согласованию Плана ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. При этом, на территории НРА «Колхоз им. Постышева», расположенной в водоохранной зоне озера Чукчагирское, в государственном природном заказнике федерального значения «Ольджиканский», на территории района им.Полины Осипенко Хабаровского края (51°53"30.9" северной широты, 136°26"08.3" восточной долготы) имеется заправочный пункт (склад ГСМ) общей емкостью 2 тонны моторного топлива и моторного масла, завозящихся транспортом НРА «Колхоз им. Постышева».

Согласно объяснению ФИО4 –председателя НРА «Колхоз имени Постышева» от ДД.ММ.ГГГГ, последний поясняет, что он в НРА «Колхоз им. Постышева». является ответственным лицом за соблюдением природоохранного законодательства. С нарушениями, выявленными Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой и изложенными в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласен, вину признаёт (л.д. 17).

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ от 21.07.1997 года № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее ФЗ № 116) опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному Федеральному закону.

В соответствии с Приложением 1 ФЗ № 116 к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Следовательно, к опасным производственным объектам относятся, в том числе и объекты на которых хранятся горючие вещества способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Преамбулой Федерального закона № 68 –ФЗ от 21.12.1994 года « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее ФЗ № 68) установлено, что действие названного закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно – правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу ст. 14 Закона о защите населении и территорий от ЧС организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 6 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613, план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов.

Требования в части разработки и согласования планов, планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти также установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240, которым утверждены «Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (далее - Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов).

Согласно п. 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов организации обязаны, в том числе, создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно - спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.

Требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, определены Приказом МЧС РФ от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (далее - Правила разработки и согласования планов).

Согласно п. 5. Правил разработки и согласования планов, планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов проводится в целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.

Согласно п. 14. Правил разработки и согласования планов, в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций организации разрабатывают Планы, соответствующие уровню возможной чрезвычайной ситуации: локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также Календарные планы для нижестоящих уровней возможных чрезвычайных ситуаций, вплоть до объектового уровня.

Пунктом 15. Правил разработки и согласования планов, установлено, что планы и Календарные планы организаций для локального уровня утверждаются ее руководителем и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Приказом МПР России от 03.03.2003 № 156, утверждены указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с таблицей № 3 Приложения № 2 Приказа МПР России от 03.03.2003 № 156, при источнике загрязнения в виде мелкотоннажного хранилища, объекта розничной реализации нефтепродуктов и иного источника, нижним уровнем значения разлива нефти и нефтепродуктов, относящегося к чрезвычайной ситуации на местности, является разлив не менее 0,5 тонн легких нефтепродуктов.

Таким образом, хозяйствующие субъекты, осуществляющие хранение на территории организации (легкие нефтепродукты) в объеме 0,5 тонн и более (т.е. имеющие опасные производственные объекты), обязаны разрабатывать и согласовывать (утвердить) план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов соответствующего уровня, а также создавать формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов либо заключать договоры с профессиональными аварийно - спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Как установлено в судебном заседании, при наличии заправочного пункта (склада ГСМ) общей емкостью 2 тонны моторного топлива и моторного масла, завозящегося собственным транспортом, на территорию НРА «Колхоз им. Постышева», расположенную в водоохранной зоне озера Чукчагирское, в государственном природном заказнике федерального значения «Ольджиканский» в районе им. Полины Осипенко Хабаровского края, НРА «Колхоз им. Постышева» не имеет разработанного и утвержденного плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Кроме того, данное предприятие не имеет собственных формирований (служб) и не имеет заключенного договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.

Таким образом, ответчиком нарушается законодательство о промышленной безопасности опасных производственных объектов, что может повлечь негативное воздействие на окружающую среду при несанкционированном разливе нефти и нефтепродуктов и не спланированной работой по локализации и ликвидации данной чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Суд считает возможным установить срок для выполнения вышеназванных мероприятий до 1 мая 2012 года. При этом суд принимает доводы прокурора о том, что выполнение указанных в исковом заявлении мероприятий не связано со значительными материальными и временными затратами, и эти мероприятия реально выполнить к 1 мая 2012 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Национальной рыболовецкой артели «Колхоз имени Постышева» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Национальной рыболовецкой артели «Колхоз им. Постышева» по непринятию в полном объеме мер направленных на разработку и утверждение плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на заправочный пункт (склад ГСМ), расположенный в государственном природном заказнике федерального значения «Ольджиканский» в районе имени Полины Осипенко Хабаровского края.

Обязать Национальную рыболовецкую артель «Колхоз им. Постышева» в срок до 1 мая 2012 года разработать и утвердить план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на заправочный пункт (склад ГСМ), расположенный в государственном природном заказнике федерального значения «Ольджиканский» в районе имени Полины Осипенко Хабаровского края.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 10 дней со дня составления в мотивированном виде 21.11.2011 года /с учетом выходных дней -19,20 ноября 2011 года/.

Судья С.Н. Лошманова

Решение не вступило в законную силу.