решение о признании незаконными действия главы поселения по не подписанию и необнародованию решения, принятого Советом депутатов



Дело №2-1130 /2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16.11.2011 г.

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Лошмановой С.Н.,

с участием представителей заявителя по основному заявлению, заинтересованного лица по встречному заявлению – Гудина И.А., Василенко Л.Н.

заинтересованного лица по основному заявлению, заявителя по встречному заявлению - Гончарова О.В.

представителя заинтересованного лица - Захаровой О.Н.

при секретаре Голованевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске Хабаровского края гражданское дело по заявлению Совета депутатов Эльбанского городского поселения Амурского района Хабаровского края к главе Эльбанского городского поселения о признании незаконными действий главы Эльбанского городского поселения по не подписанию и необнародованию решения, принятого Советом депутатов, возложении на и.о. главы обязанности подписания и обнародования решения Совета депутатов и встречное заявление главы Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края к Совету депутатов Эльбанского городского поселения о признании решения Совета депутатов Эльбанского городского поселения противоречащим действующему законодательству,

УСТАНОВИЛ:

Совет депутатов Эльбанского городского поселения обратился в суд с заявлением к главе Эльбанского городского поселения о признании главы поселения в неисполнении возложенных полномочий, выразившихся в неподписании и необнародовании нормативно-правового акта, принятого Советом депутатов Эльбанского городского поселения, понуждении главы поселения к подписанию и обнародованию нормативно-правового акта, принятого Советом депутатов Эльбанского городского поселения, в обоснование своих доводов указав, что главой администрации в Совет депутатов был внесен проект решения «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 27.12.2010 года № 203 ( в редакции от 24.01.2011 года № 204) о бюджете поселения на текущий 2011 финансовый год». Вышеуказанный проект решения главы поселения был рассмотрен на совместном заседании постоянных комиссий Совета депутатов. Депутатами были внесены поправки к проекту решения главы администрации и вынесено решение постоянных комиссий Совета депутатов. Данное решение постоянных комиссий Совета депутатов было внесено на рассмотрение на заседание Совета депутатов от 23.06.2011 года, на котором внесенные поправки в проект решения главы администрации были одобрены единогласно и принято решение от 23.06.2011 года № 255.

Данное решение Совета депутатов от 23.06.2011 года « О внесении изменений в решение Эльбанского городского поселения от 27.12.2010 года ( в редакции от 24.01.2011 года) исходящим Совета депутатов от 24.06.2011 года № 48 было направлено главе поселения, исполняющему одновременно полномочия главы администрации, на подписание и обнародование в соответствии с частью 5 статьи 22 Устава поселения, частью 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ.

Исходящим администрации от 20.07.2011 года № 0 -11/1283 решение от 23.06.2011 года № 255 направлено в Совет депутатов не подписанным главой поселении со ссылкой на нарушения Советом депутатов части 12 статьи 35 ФЗ № 131, части 3 статьи 22 Устава поселения, что не является мотивированным обоснованием, неподписанием и необнародованием решения, так как устанавливает только порядок внесения нормативного правового акта на рассмотрение в представительный орган.

На заседании Совета депутатов от 28.07.2011 года решение Совета депутатов от 23.06.2011 года № 255 было рассмотрено повторно, с предварительным рассмотрением на заседании постоянных комиссий, одобрено в ранее принятой редакции и в соответствии с этим принято решение Совета депутатов от 28.07.2011 года № 262, которое направлено на подписание и обнародование, исходящим Совета депутатов от 28.07.2011 года № 62.

Исходящим администрации от 04.08.2011 года № 0-11/1373 глава поселения ФИО1 известил Совет депутатов о неподписании и невозвращении решения Совета депутатов от 28.07.2011 года № 262 до вынесения заключения Амурской городской прокуратуры, ссылаясь на нарушения Советом депутатов части 1 статьи 154 БК РФ, части 1 стать14 Положения о бюджетном процессе в Эльбанском городском поселении. Данные ссылки не могут являться основанием для неподписания и необнародования решения Совета депутатов от 28.07.2011 года № 262, тем самым глава поселения нарушил часть 13 статьи 35 Федерального Закона от 06.10.2011 года № 131 –ФЗ, которая устанавливает норму, обязывающую подписать решение после повторного рассмотрения и принятия Советом депутатов.

При принятии решений нарушений Советом депутатов по порядку рассмотрения проекта решения допущено не было, что было установлено Амурской городской прокуратурой.

До настоящего времени решение Совета депутатов от 28.07.2011 года № 262 главой поселения не подписано и не обнародовано. Совет депутатов, осуществляя свои полномочия, часть дополнительно полученных доходов бюджета от продажи муниципального имущества направил на ремонт кровель и подготовку муниципальных объектов культуры и спорта к зимнему периоду и эксплуатации объектов, на подготовку и возобновление выпуска поселкового информационного листа «<данные изъяты>», а также на ремонт дорог, озеленение и благоустройство поселения, подготовку к празднованию 75-ой годовщины со дня образования поселка.

Неподписание и необнародование решения Совета депутатов от 28.07.2011 года № 262 привело к срыву ремонтных работ на объектах социальной сферы, в ДК «<данные изъяты>» сложилась аварийная ситуации: происходит обрушение фрагментов потолка, замыкание электропроводки, рушится кирпичная кладка, сложились опасные условия для работы учреждений культуры. В связи с этим директор вынуждена закрыть зрительный зал, что лишило ее возможности проводить культурно-массовые мероприятия для жителей и исполнять бюджетные обязательства в части доходов от оказания платных услуг. Аналогичная ситуация сложилась в Доме культуры <данные изъяты>» и Спортивном комплексе.

В заявлении от 12.11.2011 года заявитель уточнил исковые требования: просит признать незаконным бездействие главы Эльбанского городского поселения, выразившееся в неподписании и необнародовании нормативно-правового акта, принятого решением Совета депутатов от 28.07.2011 года № 262 «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 27.12.2010 года № 203 / в редакции от 24.01.2011 года № 204/, возложить на и.о. главы обязанность подписать и обнародовать решение Совета депутатов от 28.07.2011 года № 262 « О внесении изменений в решение Совета депутатов от 27.12.2010 года № 203 (в редакции от 24.01.2011 года № 204) в течение 10 дней с момента вступления решения суда в силу.

05.10.2011 года в суд поступило заявление главы Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района о признании принятого Советом депутатов Эльбанского городского поселения нормативно – правового акта – решения Совета депутатов от 28.07.2011 года № 262 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Эльбанского городского поселения от 27.12.2010 года № 203 (в редакции от 24.01.2011 года № 204) – противоречащим действующему законодательству РФ и о признании действий Совета депутатов Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края о понуждении главы Эльбанского городского поселения подписать вышеназванный акт - незаконными. В обосновании своих требований глава Эльбанского городского поселения указал, что он внес для рассмотрения и утверждения в Совет депутатов Эльбанского городского поселения пакет документов, предусматривающих внесение изменений в бюджет поселения 2011 года, принятых решением Совета депутатов Эльбанского городского поселения от 27.12.2010 года № 203 (в редакции решения от 24.01.2011 года № 204) и подтвержденных бюджетными росписями. Данный пакет документов имел и проект решения с пояснительной запиской начальника финансового управления и приложения № 3 и № 4, предусматривающие все вносимые изменения с расшифровкой по кодам и классификаторам.

Согласно регламенту Совета депутатов данные изменения должны были быть обсуждены, рассмотрены и приняты решением Совета депутатов с приложениями, внесенными финансовым органом в течение 25 рабочих дней со дня передачи пакета документов в Совет в единственном чтении. Однако Совет депутатов своими решениями без какого – либо обсуждения на заседаниях вносит свои собственные приложения по изменениям в приложения № 3 и № 4, которые называют поправками, безо всякого обоснования и согласования с ним, принимает по ним решения и вносит каждый раз их ему на подпись без каких-либо изменений, даже после отмены первых двух первых решений: № 232 от 28.04.2011 года и № 251 от 26.05.2011 года по представлению прокуратуры. Считает, что этими действиями грубо нарушены его права в свете требований, предусмотренных частью 3 статьи 22 и пункта 5 части 2 статьи 31 Устава Эльбанского городского поселения.

Все это делается с единственной целью –самовольно уменьшить средства, выделяемые для обеспечения исполнения расходных обязательств администрации и за счет этого выделения СУММА тысяч рублей для представительного органа, то есть для трудоустройства в аппарате Совета депутатов техническим работником депутата ФИО2.Н., СУММА тысяч рублей на нужды культуры, то есть депутата ФИО5 ( когда на культуру в бюджете поселения и так предусмотрено 46 % от общей суммы денежных средств) ; СУММА тысяч рублей на <данные изъяты>», то есть депутату ФИО6, при стопроцентном обеспечении муниципального заказа для данного учреждения в 2011 году.

Определением суда от 10.10.2011 года заявление Совета депутатов Эльбанского городского поселения и заявление главы Эльбанского городского поселения соединены в одно производство.

Определением от 16.11.2011 года производство по делу по заявлению главы Эльбанского городского поселения прекращено, в связи с отказом главы Эльбанского городского поселения от заявленного требования.

В судебном заседании представители заявителя – Совета депутатов Эльбанского городского поселения – ФИО7, ФИО2 заявленные требования поддержали в уточненной редакции по основаниям, изложенным в основном и уточненном заявлении.

Заинтересованное лицо – и.о. главы Эльбанского городского поселения Гончаров О.В. с заявленными требованиями согласился.

Как следует из решения Совета депутатов Эльбанского городского поселения № 203 от 27.12.2010 года « О бюджете Эльбанского городского поселения на 2011 год», названным решением утвержден бюджет поселения на 2011 год /л.д.135-137/. Перечень кодов главных администраторов доходов бюджета поселения и закрепляемые за ними виды доходов отражены в Приложении № 1 к названному решению/ л.д. 138-146/. В Приложении № 2 приведен перечень и коды администраторов источников финансирования дефицита бюджета /л.д.147/, в Приложении № 3 - распределение бюджетных ассигнований по разделам, целевым статьям, видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета на 2011 год / л.д.148 -150/, в Приложении № 4 - источники внутреннего финансирования дефицита бюджета на 2011 год /л.д.151/, в Приложении № 5 - перечень и объемы долгосрочных муниципальных программ на 2011 год / л.д. 152/.

Решением Совета депутатов Эльбанского городского поселения № 204 от 24.01.2011 года внесены изменения в решение Совета депутатов от 27.12.2010 года № 203 /л.д.153/, Приложение № 3 к решению Совета депутатов изложено в другой редакции /л.д. 154 -156/.

Главой городского поселения ФИО1 вынесен проект решения «О внесении изменений в решение Совета депутатов Эльбанского городского поселения от 27.12.2010 года № 203 ( в редакции от 24.01.2011 года № 204)./л.д.27,39, 158/.Указанный проект решения с приложениями 3 и 4 /л.д.27-30, 39-42, 159 -164/ и пояснительной запиской /л.д.31 -32,42-43, 165/ был направлен в Совет депутатов Эльбанского городского поселения для рассмотрения, что подтверждено сопроводительным письмом /л.д.26,157/.

Как следует из протокола совместного заседания постоянных комиссий Совета депутатов от 23.06.2011 года, на заседании рассматривался проект решения администрации о внесении изменений в решение Совета депутатов ЭГП от 27.12.2010 года № 203 / в редакции от 24.01.2011 года № 204 /л.д.34 -36/, были внесены поправки к проекту решении о внесении изменений в бюджет поселения на 2011 год/ л.д. 37-38/.

Согласно решению от 23.06.2011 года заседания совместных комиссий Совета депутатов, комиссия решила при принятии решения о внесении изменений в бюджет текущего года в проект главы поселения внести изменения, указанное решение вынести на заседание Совета депутатов. /л.д.33/.

Как следует из протокола заседания Совета депутатов Эльбанского городского поселения № 41 от 23.06.2011 года, на Совете депутатов рассматривался проект внесения изменений и дополнений в бюджет поселения. Принято решение № 255 о внесении изменений в решение Совета депутатов ЭГП от 27.12.2010 года № 203 ( в редакции решения от 24.01.2011 года № 204) о внесении изменений в бюджет поселения на 2011 год в целом /л.д.39/.

Из сопроводительного письма председателя Совета депутатов ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ /исх. 48/, следует, что главе Эльбанского городского поселения направлены принятые решения Совета депутатов на подписание, исполнение и опубликование в СМИ. /л.д.44/.

Согласно письму главы городского поселения ФИО1 на имя председателя Совета депутатов ФИО7 /исх.0-11/1283 от ДД.ММ.ГГГГ/ в Совет депутатов направлены неподписанные решения № 251 от 26.05.2011 года, № 255 от 23.06.2011 года. При этом указано, что Совет депутатов нарушил часть 12 статьи 35 ФЗ № 131 и пункт 3 статьи 22 Устава Эльбанского городского поселения/л.д.47/.

Согласно протоколу заседания Совета депутатов Эльбанского городского поселения № 42 от 28.07.2011 года, на заседании Совета депутатов повторно рассматривался вопрос о внесении изменений в бюджет поселения на 2011 год.

Согласно письму председателя Совета депутатов Эльбанского городского поселения, в адрес главы Эльбанского городского поселения направлены на подписание и обнародование повторно рассмотренное решение Совета депутатов от 28.07.2011 года № 262 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Эльбанского городского поселения от 27.12.2010 года № 203 в редакции от 24.01.2011 года № 204 и решение Совета депутатов от 28.07.2011 года № 262 /1 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Эльбанского городского поселения от 27.12.2010 года № 203 в редакции от 24.01.2011 года № 204 /л.д.55/.

Как следует из письма главы Эльбанского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ /исх. 0-11/1373 на имя председателя Совета депутатов Эльбанского городского поселения, глава поселения ФИО1 указывает, что при принятии Советом депутатов решения № 262 от 28.07.2011 года были нарушены требования части 1 статьи 154 БК РФ, части 12 статьи 35 ФЗ от 06.10.2003 года № 131, части 2 статьи 22 Устава Эльбанского городского поселения, части 1 статей 13,14 Положения от 29.04.2010 года № 123 «О бюджетном процессе в Эльбанском городском поселении». Кроме того, к решению № 262 от 28.07.2011 года подложен документ Приложение № 3, которые предусматривает значительные изменения в осуществлении расходов из средств местного бюджета, которые он – глава на рассмотрение Совета депутатов не вносил и заключения по ним не давал, им было принято решение доложить о данных фактах в прокуратуру что он и сделал 02.08.2011 года. Решение Совета депутатов № 262 от 28.07.2011 года с приложениями не подписывает и в Совет депутатов не возвращает до вынесения заключения прокурора Амурского района /л.д.56/.

Согласно решению Совета депутатов Эльбанского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.70/, принята отставка по собственному желанию главы Эльбанского городского поселения ФИО1 с 23.10.2011 года. исполнение обязанности главы Эльбанского городского поселения и главы администрации Эльбанского городского поселения до вступления в должность вновь избранного главы поселения утвержден заместитель главы администрации Эльбанского городского поселении по общим вопросам ФИО8

Заслушав представителей заявителя, заинтересованное лицо, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Совета депутатов по следующим основаниям.

Согласно части первой статьи 19 Устава Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края /л.д.68 -95/, Совет депутатов городского поселения является представительным органом городского поселения, обладающим право представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории городского населения.

Согласно ст.153 Бюджетного кодекса РФ законодательные ( представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ.

Как следует из части 12 статьи 35 ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» /далее ФЗ № 131/, части 3 статьи 22 Устава Эльбанского городского поселения нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Согласно п.2 ч.4 ст. 23 Устава Эльбанского городского поселения формами депутатской деятельности является, в том числе, участие в работе комиссий Совета депутатов. Согласно пункту 8 части 7 статьи 23 Устава, для реализации своих полномочий депутат имеет право вносить поправки к проектам решений Совета депутатов. В соответствии с ч.1 ст.27 Устава совет депутатов образует постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета депутатов. Как следует из статей 11,13 Регламента Совета депутатов Эльбанского городского поселения /л.д. 62-67/, подготовка проектов решений осуществляется в том числе, по распоряжению главы городского поселения, по инициативе постоянных и временных комиссий или отдельных депутатов; по инициативе администрации городского поселения. Проекты решений предварительно могут рассматриваться в постоянных комиссиях.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 35 ФЗ № 131, пункту 2 части 1 статьи 20 Устава Эльбанского городского поселения, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении.

Согласно ч.2 ст.13 Положения о бюджетном процессе в Эльбанском городском поселении, субъекты права законодательной инициативы могут вносить проекты решений о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете поселения на текущий финансовый год в части, изменяющей основные характеристики бюджета поселения и распределение бюджетных ассигнований по разделам классификаций расходов бюджета в случае превышения доходов над учтенными решением о бюджете поселения на текущий финансовый год более, чем на 10 процентов, при условии, что глава поселения не внесет в Совет депутатов соответствующий проект в течение 10 дней со дня направления в Совет депутатов поселения отчета об исполнении бюджета поселения за первый квартал, первое полугодие, 9 месяцев текущего финансового года., в которых получено повышение.

Согласно статьи 13 ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Как было установлено в судебном заседании, 24.06.2011 года Советом депутатов в адрес главы Эльбанского городского поселения было направлено решение Совета депутатов от 23.06.2011 года № 255 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Эльбанского городского поселения от 27.12.2010 года № 203 ( в редакции от 24.01.2011 года № 204). Направленное решение главой Эльбанского городского поселения было возвращено неподписанным. 28.07.2011 года решение Совета депутатов от 23.06.2011 года № 255 было рассмотрено повторно, с предварительным рассмотрением на заседании постоянных комиссий, одобрено в ранее принятой редакции, по результатам рассмотрения принято решение Совета депутатов от 28.07.2011 года № 262, которое направлено на подписание и обнародование главе Эльбанского городского поселения.

Решение подлежало подписанию главой Эльбанского городского поселения и обнародованию, однако 04.08.2011 года указанное решение Совета депутатов Эльбанского городского поселения от 28.07.2011 года № 262 возвращено, что указывает на нарушение законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,257 -258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Совета депутатов Эльбанского городского поселения Амурского района Хабаровского края удовлетворить.

Признать незаконными действия главы Эльбанского городского поселения, не подписавшего и не обнародовавшего решение, принятое Советом депутатов от 28.07.2011 года № 262 «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 27.12.2010 года № 203» /в редакции от 24.01.2011 года № 204/ и обязать главу Эльбанского городского поселения подписать и направить для опубликования указанное решение Совета депутатов в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, то есть с 22..11.2011 г. (с учетом выходных дней 19 и 20 ноября 2011 г.).

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.