Отказано в удовлетворении требования об отмене предписания Роспотребнадзора в части.



Дело №2-1747/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23.12.2011 г.

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего, судьи Никуловой Т.С.,

с участием представителя заявителя КГКОУ <данные изъяты> Шапошник И.И.,

представителя заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Калина Н.Н.,

при секретаре Дорофеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске гражданское дело по заявлению Краевого государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>» об оспаривании предписания территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им П. Осипенко районах,

У С Т А Н О В И Л:

КГКОУ <данные изъяты> обжалует в судебном порядке предписание Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю об устранении нарушений санитарного законодательства.

В обоснование требований в заявлении указано, что 28.10.2011 г. специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П. Осипенко районах была проведена проверка КГКОУ <данные изъяты>. По результатам акта проверки было составлено предписание № 2025 от 28.10.2011 г. По данному предписанию следует устранить нарушения согласно СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пунктов:

- 2.2.2.5 – отсутствует гостиная (с гардеробом и санитарным узлом) для встречи детей с родственниками;

- 2.2.2.6 - состав помещений жилой ячейки на 1 группу не выдержан, отсутствует комната для сушки одежды и обуви, комната для стирки и сушки мелких вещей, комната глажения и чистки одежды, комната гигиены девочек, ногомойки. Во всех жилых ячейках (групповых) оборудован 1 стационарный душ с душевой сеткой на гибком шланге, поддоном - вместо двух. Еженедельные помывки детей проводятся в групповых, общие душевые кабины с раздевалками отсутствуют. Санитарно-­технического оборудования на группы детей дошкольного возраста недостаточно - вместо 5 умывальников и 4 унитазов установлены 2-3, отсутствует 1 взрослый унитаз в закрытой кабине, 4 ногомойки. Отдельное помещение для хранения уборочного инвентаря площадью 3м2, оборудованное подводкой горячей и холодной воды, сливом и сушкой для тряпок, отсутствует;

- 2.2.2.8 - отсутствует тренажерный зал;

- 2.2.2.10 - в прачечной отсутствуют раздельные помещения с отдельными входами (окнами) для сдачи грязного и получения чистого белья;

- 2.2.2.15 - обеденный зал для дошкольников 16,4 м2, что недостаточно -дошкольников 24 человека, для одновременной посадки необходим зал в 24 м2.

КГКОУ детский дом № 12 не может согласится с требованиями данного предписания по следующим основанием: КГКОУ <данные изъяты> размещен в приспособленном здании (здание было построено под детский сад) и запущено в эксплуатацию в 1988 году. По проекту дополнительных помещений и площадей в здании нет. И перепланировать помещения согласно СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», изданного в 2001 году невозможно:

- 2.2.2.5. - гостиная отсутствует в проекте здания. При рассмотрении вопроса о выделении помещения при входе на 1 этаж, не представляется возможным устроить санитарный узел и гардероб;

- 2.2.2.6. - состав помещений жилой ячейки на одну группу не выдержан, так как комнаты для сушки одежды, обуви, комната для стирки и сушки мелких вещей, комната глажения и чистки одежды, комната гигиены девочек, ногомойки не предусмотрены проектом здания и разместить их в имеющихся помещениях невозможно из-за отсутствия дополнительных площадей.

В дошкольных группах проживают по 8 человек, установленного санитарно-технического оборудования хватает. Для сотрудников рядом с группой устроен туалет. Санитарно-техническое оборудование установлено согласно проекту здания. Отдельное помещение для хранения уборочного инвентаря не предусмотрено проектом, и подвести дополнительные коммуникации нет возможности, так как необходима полная реконструкция здания. Инвентарь (ведра, тряпки, тазы) промаркированы, имеются в достаточном количестве и хранятся в специально отведенных шкафах, приобретенных и установленных в марте 2010 года.

- 2.2.2.8. - тренажерный зал не предусмотрен проектом здания (воспитанники занимаются спортом в кружках, студиях и секциях города и школ, училищах);

- 2.2.2.10. - прачечная устроена согласно проекту здания (сдача грязного белья и получения - чистого разграничено в режиме времени). После сдачи грязного белья проходит дезинфекция помещения. Существует утвержденный график приемки и выдачи белья.

- 2.2.2.15. - обеденный зал для дошкольников в 24м2 не предусмотрен проектом. Площадь имеющегося зала в 16,4м2 достаточна. Для 3-х групп дошкольников:

I группа возраст от 3 до 4,5 лет;

II группа возраст от 4,5 до 5,5 лет;

III группа возраст от 5,5 до 7 лет.
Разный режим для возрастных категорий предусмотрен программой воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой, 2006 год, утвержденная Министерством образования России). На основании этой программы и режима дня, прием пищи детей осуществляется в разное время:

I группа II группа III группа

Завтрак 8.40-9.00 8.20-8.40 8.00-8.20

Обед 12.00- 12.30 12.30- 12.50 12.50- 13.10

Полдник 15.15- 15.30 15.30- 15.45 15.45 - 16.00

Ужин 17.30- 18.15 18.15- 18.45 18.45- 19.15

В связи с изложенным просят признать недействительным предписание от 28.10.2011 № 2025 территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П.Осипенко районах в части:

- 2.2.2.5. - отсутствует гостиная (с гардеробом и санитарным узлом) для встречи детей с родственниками;

- 2.2.2.6. - состав помещений жилой ячейки на 1 группу не выдержан, отсутствует комната для сушки одежды и обуви, комната для стирки и сушки мелких вещей, комната глажения и чистки одежды, комната гигиены девочек, ногомойки. Во всех жилых ячейках (групповых) оборудован 1 стационарный душ с душевой сеткой на гибком шланге, поддоном - вместо двух. Еженедельные помывки детей проводятся в групповых, общие душевые кабины с раздевалками отсутствуют. Санитарно-технического оборудования на группы детей дошкольного возраста недостаточно - вместо 5 умывальников и 4 унитазов установлены 2-3, отсутствует 1 взрослый унитаз в закрытой кабине, 4 ногомойки. Отдельное помещение для хранения уборочного инвентаря площадью Зм2, оборудованное подводкой горячей и холодной воды, сливом и сушкой для тряпок, отсутствует;

- 2.2.2.8. - отсутствует тренажерный зал;

- 2.2.2.10 - в прачечной отсутствуют раздельные помещения с отдельными входами (окнами) для сдачи грязного и получения чистого белья;

- 2.2.2.15. - обеденный зал для дошкольников 16,4м2, что недостаточно - дошкольников 24 человека, для одновременной посадки необходим зал в 24м2.

Представитель КГКОУ <данные изъяты> Шапошник И.И. в судебном заседании поддержала требование по изложенным в заявлении основаниям и пояснила, что не оспаривает законность действующих санитарных правил, на которые ссылаются специалисты. Полагает, что невозможно исполнить требования предписания. Встречи родственников с детьми происходят в музыкальном зале. Дополнительных площадей для обустройства гостиной у них нет. Гостиную с санитарным узлом она сделать не могут.

Собственником здания является Хабаровский край, их учредителем - Министерство образования и науки Хабаровского края. Здание находится у них в оперативном управлении. Претензий к действиям специалистов Роспотребнадзора по проведению проверки у них нет. Считает, что санитарное законодательство должно применяться к типовым зданиям детских домов. На нужды учреждения поступает достаточное финансирование. В декабре 2009 года специалисты Роспотребнадзора проводили проверку. Нарушения они устранили. Устранить все нарушения по предписанию 2011 года они не могут, потому что здание построено в 1988 году, и изыскать дополнительные площади они не могут. Утвержденная министерством образования программа воспитания предусматривает питание детей в разное время. Санитарные нормы в части обеспечения питания детей они выполняют. Санитарные правила рассчитаны для одномоментной посадки детей в столовой. Программой воспитания предусмотрено кормить детей в разное время в зависимости от возраста. В прачечной дополнительный вход они не сделают. Дети занимаются спортом в школах и колледжах города бесплатно. Им предоставляют определенное время, и они ходят на занятия. У учреждения имеется спортивная коробка. В 2010 и 2011 годах их проверяли и были составлены акты о готовности учреждения к учебному году. Нарушений в актах не указано. В акте по результатам проверки в 2008 году замечаний не было. Считает, что учреждение выполняет требование о том, чтобы дети у них проживали, как дома. Каждый ребёнок получает государственную услугу в полном объёме.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Калина Н.Н.

в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления. Настаивал на законности предписания, так как оно составлено на основании санитарного законодательства.

При этом представитель пояснила, что проверка в учреждении была проведена в связи с планом. В санитарных правилах не сказано о том, на какие здания распространяются нормы, а на какие не распространяются. Дети в детских домах имеют право получать государственную услугу качественно. При проверке установили, что в жилой ячейке один душевой поддон. Если он занят, другие туда попасть не могут. Нет комнаты гигиены девочек, кабины гигиены. Для всех процедур один единственный душ, который с двух сторон открыт. Установить оборудование можно в тех помещениях, какие имеются. Тренажеры можно установить в гостиной, в игровых комнатах. Дети будут нести нагрузку, которая должна быть по санитарным правилам. Тренажеры должны быть. Поскольку в документах учреждения заявлена столовая, то её площадь должна соответствовать гигиеническим требованиям. Ранее они действительно проводили внеплановые проверки по определенным заданиям, а в плановую проверку проверяется соблюдение учреждением всех норм. Акты проверок перед началом учебного года говорят о том, что можно начать учебный год при существующих в учреждении условиях. Считает, что их предписание учреждением должно быть выполнено. Дети должны получать госуслугу в полном объёме. Все возражения учреждения они готовы рассмотреть, найти компромиссное решение.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, отклоняет заявленное требование по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее - Постановление) к действиям должностных лиц государственных органов по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

К обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, как указано в п. 22 Постановления, в частности, отнесены законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).

Как указано в п. 25 Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет свою деятельность на территории Хабаровского края.

В соответствии с пунктом 7.3 Положения об Управлении, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.01.2005 № 72, осуществляет деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также применяет меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), определен в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Как видно из Устава КГКОУ <данные изъяты>, детский дом является юридическим лицом, на детский дом возлагается исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов, цель. Учреждения является создание условий для содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 20-35).

В соответствии со статьей 9 Федеральный закон № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (пункт 3).

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в соответствующем распоряжении или приказе (пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ).

В распоряжении или приказе, в частности, указываются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; даты начала и окончания проведения проверки.

Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона № 294-ФЗ, не может превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов, (пункт 1,3 статья 13 Федерального закона № 294-ФЗ)

Из п.п. 2.2.2.5, 2.2.2.6, 2.2.2.8, 2.2.2.10, 2.2.2.15 Санитарные правила СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских домах и школах интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что при входе в здание интернатного учреждения располагается гардероб для персонала и посетителей и гостиная для встречи детей с родителями; площади помещений, входящих в жилые ячейки, для детей разного возраста должны соответствовать таблице 2.1; необходимо выделить тренажерный зал и оборудовать его тренажерами; помещения для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть раздельными и меть отдельные входя (окна); обеденные залы предусматривают одновременную посадку 100% воспитанников из расчета 1,5 м2 на одно место для школьников, и 1,0 м2 –для дошкольников.

Как установлено судом, в период с 03.10.2011 г. по 28.10.2011 г. на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № 2025 от 27.09.2011 г. в отношении КГКОУ <данные изъяты> проведена плановая документарная, выездная проверка (учреждение уведомлено о проведении проверки 27.09.2011 г.).

Результаты проверки отражены в акте № 2025 от 28.10.2011 и его содержание соответствует требованиям статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ.

При проведении плановой проверки (выездной, документарной) в отношении КГКОУ <данные изъяты>, выявлены нарушения санитарного законодательства, в частности: СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских домах и школах интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пунктов 2.2.2.5, 2.2.2.6, 2.2.2.8, 2.2.2.10, 2.2.2.15, а именно: отсутствует гостиная (с гардеробом и санитарным узлом) для встречи детей с родственниками; состав помещений жилой ячейки на 1 группу не выдержан, отсутствует комната для сушки одежды и обуви, комната для стирки и сушки мелких вещей, комната глажения и чистки одежды, комната гигиены девочек, ногомойки. Во всех жилых ячейках (групповых) оборудован 1 стационарный душ с душевой сеткой на гибком шланге, поддоном - вместо двух. Еженедельные помывки детей проводятся в групповых, общие душевые кабины с раздевалками отсутствуют. Санитарно-­технического оборудования на группы детей дошкольного возраста недостаточно - вместо 5 умывальников и 4 унитазов установлены 2-3, отсутствует 1 взрослый унитаз в закрытой кабине, 4 ногомойки. Отдельное помещение для хранения уборочного инвентаря площадью 3м2, оборудованное подводкой горячей и холодной воды, сливом и сушкой для тряпок, отсутствует; отсутствует тренажерный зал; в прачечной отсутствуют раздельные помещения с отдельными входами (окнами) для сдачи грязного и получения чистого белья; обеденный зал для дошкольников 16,4 м2, что недостаточно - дошкольников 24 человека, для одновременной посадки необходим зал в 24 м2.

В целях устранения нарушений санитарного законодательства, на основании ст. 50 Федерального закона № 294-ФЗ, КГКОУ <данные изъяты> было предписано в срок до 01.08.2013 г. исполнить предписание:

1. При входе в здание выполнить гостиную (с гардеробом и санитарным узлом) для встречи детей с родственниками.

2. Состав и площади помещений жилой ячейки на 1 группу детей дошкольного возраста и школьного возраста должны быть выполнены в соответствии с требованиями пункта 2.2.2.6 СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских домах и школах интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

3. Оборудовать тренажерный зал в соответствии с пунктом 2.2.2.8 СП 2.4.990-00.

4. В прачечной помещения для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть раздельными и иметь отдельные входы (окна).

Согласно требованиям п.1 ст. 28 Федерального закона № 294-ФЗ «в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства».

В соответствии с п.2 ст. 24 Федерального закона № 294-ФЗ юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных видов деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Таким образом, в КГКОУ <данные изъяты> для организации работы используются помещения, несоответствующие требованиям СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских домах и школах интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не организует непосредственно в учреждении занятия спортом, что является нарушением санитарных требований к условиям содержания, воспитания и образования детей.

Доводы заявителя о невозможности выполнить пункты предписания, так как здание было построено без учета требований СП 2.4.990-00, дополнительных площадей не имеется, голословны, не подтверждены соответствующими доказательствами. Из представленного суду технического паспорта детского дома сделать такой вывод не представляется возможным.

Доводы заявителя о том, что ранее при проведении внеплановых проверок не были выявлены указанные нарушения, режим приёма пищи детьми проходит в соответствии с Программой воспитания и обучения, приведенные в обоснование заявления, не свидетельствуют об отсутствии установленных в ходе проверки надзорным органом нарушений и не подвергают сомнению законность предписания Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № 2025 от 28.10.2011 г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Краевого государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты>» об оспаривании предписания территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им П. Осипенко районах об устранении нарушений санитарного законодательства и признании его недействительным отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в мотивированной форме, то есть 30.12.2011 г. (с учетом выходных дней 24, 26 декабря 2011г.)

Председательствующий Т.С. Никулова