Дело № 2-915/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28.05.2012г Амурский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Лошмановой С.Н. при секретаре Голованевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске Хабаровского края гражданское дело по иску Дамм Т. Н. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о защите прав потребителей, У С Т А Н О В И Л: Дамм Т.Н. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что она является собственником квартиры по адресу <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ответчик выставлял ей счета на оплату электроэнергии, включая в них помимо оплаты электроэнергии, потреблённой в её жилом помещении, в объёмах определенных на основании индивидуального прибора учета, и часть электроэнергии, потреблённой во всём доме, определённой расчетным путем, на основании показаний ОДНУ (Общедомового прибора учета) - ОДН (расходы на общедомовые нужды). Считает, что действия ответчика нарушают её права как потребителя и противоречат действующему законодательству. Просит признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Дамм Т. Н., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>. Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Дамм Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электроэнергии, зачислив переплату в сумме СУММА рублей в счет будущих платежей. Признать незаконной установку ОДПУ по адресу <адрес>. Определением суда от 03.05.2012 года, к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ООО «УО «Наш дом». В судебное заседание истица не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель ответчика ОАО «ДЭК» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть без участия представителя ответчика. Ответчиком представлен письменный отзыв на исковое заявление Дамм Т.Н., из которого следует, что ответчик исковые требования не признает по следующим основаниям: В силу ст.30 ЖК РФ собственник квартиры несет бремя содержания помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В статье 36 ЖК РФ приведен перечень имущества, отнесенного к общему имуществу. Указанное имущество находится в общей долевой собственности всех собственников жилых помещений в данном многоквартирном доме. Также согласно пп. «д» п.2 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…..», в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения». По п.8 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года внешней границей сетей, в том числе электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в с многоквартирный дом. На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что электрическое оборудование, в том числе и общедомовой прибор учета электроэнергии, находящийся в многоквартирном доме, является общим имуществом и собственностью жильцов, а при выборе способа управления многоквартирным домом - избрании управляющей компании, управление данным имуществом осуществляет управляющая компания, ввиду чего ОАО «ДЭК» обязанность о снятии общедомового прибора учета электроэнергии выполнить не может, так как является гарантирующим поставщиком. Гарантирующий поставщик осуществляет поставку электроэнергии покупателям электроэнергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электроэнергии. Из письма Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 года № 11356 –ЮТ/07 следует, что освещение мест общего пользования многоквартирного дома включает в себя освещение лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофона и другого имущества в многоквартирном доме. В соответствии с п. 5 ч.3 ст.67, ст.ст. 153, 154, ч.1 ст.155 ЖК РФ собственник жилого посещения и все совершеннолетние члены семьи обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, в том числе за места общего пользования. Наниматель жилого помещения по договору социального найма приобретает право пользования общим имуществом в доме. Ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии – исходя из норматива потребления коммунальных услуг. В соответствии с ч.1 ст.539 ГК РФ энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется ее оплачивать. Когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии. Коллективный (общедомовой) прибор учета – средство измерения, используемое для определения объемов коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электроэнергии, исходя из показаний прибора учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.. Общий объем потребленной электроэнергии, определенный, исходя из показаний коллективных приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Постановления Правительства от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям. Согласно пункту 22 Постановления № 307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного ( общедомового) прибора учета. Действующим законодательством на Управляющую Организацию /далее УО/ возложена обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями на приобретение соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях предоставления гражданам их избравшим, в связи с чем отношения по поставке электроэнергии в указанный дом, а также предъявления к оплате платежных документов потребителям построены в рамках заключенного договора между УО и ОАО «ДЭК». На основании чего между УО, осуществляющей управление вышеназванным домом и филиалом ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт», являющимся «гарантирующим поставщиком» заключен договор энергоснабжения. На основании п.1.1 Договора УО передает Амурскому отделению Филиала ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергрсбыт» функции на представление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам – потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги – электроснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электроэнергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании УО по договору на управление многоквартирным домом. В соответствии с положениями данного договора Амурское отделение филиала ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» выставляет платежные документы (счета –квитанции) на оплату коммунальной услуги «Электроснабжение», исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности электросетей сетевой организации и внутридомовых электросетей. При этом ответчик не несет ответственности за содержание внутридомовых электросетей, обязанность по обслуживанию внутридомовых инженерных систем является обязанностью УО. При заключении договора энергоснабжения гарантирующий поставщик не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность УО, в том числе истребовать документы, подтверждающие согласие собственников многоквартирного дома на получение коммунальной услуги «электроснабжение» по показаниям коллективного прибора учета, а также сведений, подтверждающих, что указанный прибор учета является общей собственностью многоквартирного дома, поскольку обязанность по содержанию общего имущества, а также внесения платы на собственников возложена императивно ЖК РФ и ГК РФ Условия заключенного соглашения не противоречат нормам действующего законодательства, права потребителей не нарушают и не ущемляют. Исходя из общих норм, регулирующих процедуру заключения договора энергоснабжения, основными документами, требование которых у контрагента по договору допускается для гарантирующего поставщика, определены в п. 62 Правил функционирования розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2010 года и обычаями делового оборота, которыми предусмотрено предоставление юридических документов, подтверждающих статус контрагента по договору. Согласно ФЗ № 261 производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Эти требования распространяются на объекты, подключенные к электросетям централизованного электроснабжения. Часть 5 ст.13 названного закона предусматривает, что до 01.01.2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета, в том числе электроэнергии, а также ввод приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электроэнергии, а также индивидуальными приборами учета электроэнергии. После того как собственник жилого помещения оплатит работы по установке приборов учета, данный прибор учета станет собственностью жилого дома. Согласие собственника в данном случае выражается в пользу организации, а не в пользу выбора за потребителем оборудовать или не оборудовать прибором учета дом и квартиру. Собственники многоквартирных домов обязаны до 01.07.2012 года организовать установку общедомовых приборов учета электроэнергии, а в случае неисполнения данной обязанности энергоснабжающие организации обязаны установить такие приборы самостоятельно. Исполнение данной обязанности от волеизъявления собственников по распоряжению общим имуществом не зависит. При этом расходы по установке и обслуживанию общедомовых приборов учета несут собственники жилых помещений в многоквартирных домах. Таким образом, добровольная безвозмездная установка общедомовых приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах ведет к освобождению граждан – потребителей от расходов по выполнению возложенной на них законом обязанности, что соответствует их интересам. С учетом данного обстоятельства формальное нарушение процедуры согласования с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах установки общедомовых приборов учета электроэнергии не свидетельствует о нарушении их прав. В судебное заседание представитель третьего лица – ООО «УК «Наш дом» не явился, о месте и времени судебного разбирательства третье лицо извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Из письменного отзыва ООО «УО «Наш дом» следует, что жильцы многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> выбрали способ управления –непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме ( п.2 ст.161 ЖК РФ). На основании п.2 ст.164 ЖК РФ договоры, в том числе электроснабжения, заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление МКД от своего имени. В связи с чем, за предоставлением информации по данному многоквартирному дому надлежит обращаться в адрес уполномоченного лица домового комитета. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица. Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям: Наличие в собственности Дамм Т.Н. квартиры по адресу <адрес> подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серия № /л.д.5/ Дом <адрес> является многоквартирным. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, проведенного в форме голосования, собственники жилых помещений названного дома избрали форму управления многоквартирным домом - непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений. Между собственниками помещений многоквартирного дома № и ООО УК «Наш дом» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор возмездного оказания услуг многоквартирному дому по адресу <адрес>. Выставление Амурским отделением филиала ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» в счетах на оплату электроэнергии, предъявляемых абоненту Дамм Т.Н.,, проживающей по адресу <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, наряду с требованиями об оплате электроэнергии, учтенной по поквартирному учету, также дополнительного требования об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, подтверждается представленными в суд квитанциями /л.д.7-18/. Всего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к оплате за ОДН Дамм Т.Н.. было выставлено СУММА рублей, указанная сумма была оплачена истицей в полном объеме. В соответствии с ч. 4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение. Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, установлено, что электроснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Как следует из пункта 8 ст.155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ. Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 02 мая 2007 года № 8167 –ЮТ /07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги», расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов является обязанностью управляющих организаций, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, действовавших в периода возникновения спорных правоотношений, оказание коммунальных услуг – это деятельность исполнителя коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения; исполнитель -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги/ управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы/. Согласно п.89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения. В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1 -го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07). Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена для собственников помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления таким домом. Согласно ст.164 ЖК РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом, договоры электроснабжения заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме. Доказательств того, что ответчик заключил договоры электроснабжения с каждым из собственников многоквартирного дома по адресу <адрес>, ответчиком не представлено. Третьим лицом представлен договор возмездного оказания услуг многоквартирному дому, заключенный между ООО УК «Наш дом» и собственниками помещений дома по <адрес>. Данный договор подписан уполномоченным лицом собственников ФИО 1, однако документы, подтверждающие полномочия указанного лица, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме всеми или большинством собственников помещений в таком доме к договору не приложены. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что действия ответчика по начислению Дамм Т.Н. платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды /ОДН/ многоквартирного дома являются незаконными, следовательно, суммы, начисленные за ОДН (СУММА рублей) и оплаченные истицей, подлежат исключению из ее лицевого счета и зачету в счет будущих платежей, рассчитываемых, исходя из показаний квартирного счетчика. Требование истицы о признании незаконной установки общедомового счетчика удовлетворению не подлежит, поскольку истицей не указано, установку какого счетчика, когда, где, в каком подъезде установленного, она просит признать незаконной. Кроме того, счетчик не принят собственниками дома, как общее имущество дома. Согласно действующему законодательству собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электроэнергии, исходя из показаний прибора учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.. Общий объем потребленной электроэнергии, определенный, исходя из показаний коллективных приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Постановления Правительства от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям. Согласно пункту 22 Постановления № 307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного ( общедомового) прибора учета. Таким образом, установка счетчика для учета потребляемой электроэнергии не противоречит закону. Доказательств же нарушения технических норм и правил при установки счетчика истицей не представлено, и в исковом заявлении на эти обстоятельства истица не ссылается. С учетом того, что до 1 июля 2012 года собственники жилых помещений обязаны организовать установку общедомовых приборов учета электроэнергии, а после указанной даты будет иметь место принудительный порядок установки счетчиков с возмещением затрат на установку счетчиков с собственников жилых помещений, признание установки счетчика незаконной может негативно повлиять на права иных собственников, которые могут понести дополнительные расходы, связанные с принудительным порядком установки счетчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Дамм Т. Н., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с января ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>. Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Дамм Т. Н. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно по адресу <адрес> соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии, зачислив переплату в размере СУММА в счет будущих платежей. В остальной части исковых требований отказать. Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания государственную пошлину в бюджет Амурского муниципального района в размере СУММА рублей. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, то есть с 01.06.2012 г. Председательствующий: С.Н. Лошманова Решение вступило в законную силу 03.07.2012г.