Дело № 2-791/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22.03.2012 г. Амурский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Лошмановой С.Н. с участием истца Митиной И.В., представителя истца Аксенова К. А. при секретаре Голованевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске гражданское дело по иску Митиной И. В. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о признании незаконным расчета платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление, возложении обязанности произвести перерасчет платы за электрическую энергию, У С Т А Н О В И Л: Митина И.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что она является собственником квартиры №, расположенной в доме <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ответчик выставлял ей счета на оплату электроэнергии, включая в них помимо оплаты электроэнергии, потреблённой в её жилом помещении, в объёмах определенных на основании индивидуального прибора учета, и часть электроэнергии, потреблённой во всём доме, определённой расчетным путем, на основании показаний ОДНУ (Общедомового прибора учета) - ОДН (расходы на общедомовые нужды). Считает, что действия ответчика нарушают её права как потребителя и противоречат действующему законодательству. Просит признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Митиной И. В., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>. Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Митиной И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии. Определением от 05.03.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена управляющая компания ООО «УО «Наш дом». В заявлении от 11.03.2012 года Митина И.В. уточнила исковые требования, просит признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электроэнергию на ОДН Митиной И.В., произведенный ОАО «ДЭК» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, и возложить на ОАО «ДЭК» обязанность произвести перерасчет следующим образом: из суммы начислений по ОДН в размере СУММА исключить из начислений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и зачесть эту сумму в счет будущих платежей по электроэнергии по показаниям индивидуального прибора учета, а сумму СУММА исключить из начислений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истица Митина И.В. исковые требования поддержала в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства. Также истица просит взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере СУММА рублей. Представитель истца Аксенов К.А.доводы искового заявления поддержал и дополнительно пояснил, что ответчиком незаконно установлен ОДПУ/общедомовой счетчик/, исходя из следующего: Согласно п.5 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», обязанность обеспечить до 01.07.2012 года оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электроэнергии ( коллективными и индивидуальными), а также внести установленные приборы учета в эксплуатацию, возложена на собственников помещений в таких домах. Установка названных приборов учета производится на основании договора с организацией, которая осуществляет поставку электроэнергии. До 01.07.2011 года от таких организаций должно было последовать предложение собственникам помещений об оснащении многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае установки приборов за счет бюджетных средств, собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности, установленной пунктом 5 статьи 13 закона. Принудительный порядок оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов допускается только после 07.07.2012 года. В этом случае названные организации осуществляют установку таких приборов в срок до 01.07.2003 года за счет собственников помещений многоквартирного дома либо за свой счет, но с возмещением понесенных расходов за счет собственников помещений в рассрочку до пяти лет. Доказательств тому, что ОАО «ДЭК» обращалось к собственникам жилы помещений с предложением об установке прибора учета и его цене; что прибор учета установлен за счет бюджетных средств, в деле не имеется. Договором управления многоквартирным домом и договором электроснабжения право ответчика на установку общедомового прибора учета не предусмотрено. В общую долевую собственность прибор учета передан не был. Учитывая установленные по делу факты, считает, что прибор учета установлен ОАО «ДЭК» в нарушение действующего законодательства без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован как общедомовой ( коллективный) прибор учета электроэнергии. Представитель ответчика ОАО «ДЭК» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть без участия представителя ответчика. Ответчиком представлен письменный отзыв на исковое заявление Митиной И.В., из которого следует, что ответчик исковые требования не признает по следующим основаниям: В силу ст.30 ЖК РФ собственник квартиры несет бремя содержания помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В статье 36 ЖК РФ приведен перечень имущества, отнесенного к общему имуществу. Указанное имущество находится в общей долевой собственности всех собственников жилых помещений в данном многоквартирном доме. Также согласно пп. «д» п.2 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…..», в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и ( или) нежилого помещения». По п.8 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года внешней границей сетей, в том числе электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного ( общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в с многоквартирный дом. На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что электрическое оборудование, в том числе и общедомовой прибор учета электроэнергии, находящийся в многоквартирном доме, является общим имуществом и собственностью жильцов, а при выборе способа управления многоквартирным домом - избрании управляющей компании, управление данным имуществом осуществляет управляющая компания, ввиду чего ОАО «ДЭК» обязанность о снятии общедомового прибора учета электроэнергии выполнить не может, так как является гарантирующим поставщиком. Гарантирующий поставщик осуществляет поставку электроэнергии покупателям электроэнергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи ( поставки) электроэнергии. Из письма Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 года № 11356 –ЮТ /07 следует, что освещение мест общего пользования многоквартирного дома включает в себя освещение лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофона и другого имущества в многоквартирном доме. В соответствии с п. 5 ч.3 ст.67, ст.ст. 153, 154, ч.1 ст.155 ЖК РФ собственник жилого посещения и все совершеннолетние члены семьи обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги., в том числе за места общего пользования. Наниматель жилого помещения по договору социального найма приобретает право пользования общим имуществом в доме. Ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии – исходя из норматива потребления коммунальных услуг. В соответствии с ч.1 ст.539 ГК РФ энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется ее оплачивать. Когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии. Коллективный (общедомовой) прибор учета – средство измерения, используемое для определения объемов коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электроэнергии, исходя из показаний прибора учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.. Общий объем потребленной электроэнергии, определенный, исходя из показаний коллективных приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Постановления Правительства от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих ( квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям. Согласно пункту 22 Постановления № 307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного ( общедомового) прибора учета. Действующим законодательством на Управляющую Организацию /далее УО/ возложена обязанность по заключению договоров ресурсоснабжающими организациями на приобретение соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях предоставления гражданам их избравшим, в связи с чем отношения по поставке электроэнергии в указанный дом, а также предъявления к оплате платежных документов потребителям построены в рамках заключенного Соглашения о взаимодействии между УО и ОАО «ДЭК». На основании чего между УО, осуществляющей управление домом и филиалом ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт», являющимся «гарантирующим поставщиком» заключено соглашение о взаимодействии. На основании п.1.1 Соглашения УО передает Филиалу функции на представление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам – потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги – электроснабжение, начислению и получению платы за потребленную электроэнергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании УО по договору на управление многоквартирным домом. В соответствии с данным соглашением филиал ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» выставляет платежные документы (счета –квитанции) на оплату коммунальной услуги «Электроснабжение», исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности электросетей сетевой организации и внутридомовых электросетей. При этом ответчик не несет ответственности за содержание внутридомовых электросетей, обязанность по обслуживанию внутридомовых инженерных систем является обязанностью УО. При заключении договора энергоснабжения гарантирующий поставщик не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность УО, в том числе истребовать документы, подтверждающие согласие собственников многоквартирного дома на получение коммунальной услуги «электроснабжение» по показаниям коллективного прибора учета, а также сведений, подтверждающих, что указанный прибор учета является общей собственностью многоквартирного дома, поскольку обязанность по содержанию общего имущества, а также внесения платы на собственников возложена императивно ЖК РФ и ГК РФ Условия заключенного соглашения не противоречат нормам действующего законодательства, права потребителей не нарушают и не ущемляют. Согласно ФЗ № 261 производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Эти требования распространяются на объекты, подключенные к электросетям централизованного электроснабжения. Часть 5 ст.13 названного закона предусматривает, что до 01. 01.2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета, в том числе электроэнергии, а также ввод приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электроэнергии, а также индивидуальными приборами учета электроэнергии. После того как собственник жилого помещения оплатит работы по установке приборов учета, данный прибор учета станет собственностью жилого дома. Согласие собственника в данном случае выражается в пользу организации, а не в пользу выбора за потребителем оборудовать или не оборудовать прибором учета дом и квартиру. Собственники многоквартирных домов обязаны до 01.01.2012 года организовать установку общедомовых приборов учета электроэнергии, а в случае неисполнения данной обязанности энергоснабжающие организации с 01.01.2013 года обязаны установить такие приборы самостоятельно. Исполнение данной обязанности от волеизъявления собственников по распоряжению общим имуществом не зависит. При этом расходы по установке и обслуживанию общедомовых приборов учета несут собственники жилых помещений в многоквартирных домах. Таким образом, добровольная безвозмездная установка общедомовых приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах ведет к освобождению граждан – потребителей от расходов по выполнению возложенной на них законом обязанности, что соответствует их интересам. С учетом данного обстоятельства формальное нарушение процедуры согласования с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах установки общедомовых приборов учета электроэнергии не свидетельствует о нарушении их прав. В судебное заседание представитель третьего лица – ООО «УК «Наш дом» не явился, о месте и времени судебного разбирательства третье лицо извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Из письменного отзыва ООО «УК "Наш дом» следует, что указанное юридическое лицо с исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям: истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. Целью договора управления данным многоквартирным домом /далее МКД/ является эффективное управление многоквартирным домом, направленное на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания в нем собственников и нанимателей, надлежащее содержание общего имущества дома, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме. Согласно п. 2.1 договора управления МКД, заключенному между Собственником жилого помещения и ООО УК «Наш дом», управляющая компания /далее УК/ обязана заключить с энергоснабжающими организациями договоры на предоставление коммунальных услуг собственникам помещений. Из анализа ч.2 ст.162 ЖК РФ следует, что собственники помещений в МКД, выбрав способ управления домом, обязаны в силу закона передать весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, УК. Согласно договору управления УК обязана заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями. Поскольку управляющей организацией является ООО УК «Наш дом», осуществляя предоставление коммунальных услуг и иную, направленную на достижение целей управления МКД деятельность, УО заключило с ОАО «ДЭК» договор энергоснабжения № 3201 от 01.10.2010 года, подписало акт ввода в эксплуатацию измерительного комплекса расчетного узла электроэнергии и подписало акт разграничения балансовой ответственности сторон, регулирующих установку общедомового прибора учета. Согласно данному договору ОАО «ДЭК» принимает на себя право производить снятие показаний индивидуальных приборов учета и общедомовых приборов учета, получать плату за потребленную электроэнергию от потребителей, осуществлять формирование, печать и доставку счет – квитанций потребителям, осуществлять взыскание с потребителей задолженности по оплате электроэнергии. На основании изложенного следует, что при установке общедомового прибора учета в МКД согласие собственников жилых помещений на установку такого прибора не требуется, поскольку от их имени в данных правоотношениях выступает УК, в данном случае ООО УК «Наш дом». Согласно ФЗ 261 от 23.11.2009 года, на собственников жилых помещений возлагается в срок до 01.07.2012 года установить общедомовой прибор учета электроэнергии. При этом договор, регулирующий условия установки коллективного прибора учета используемого энергетического ресурса, должен заключаться с лицом, ответственным за содержание МКД, то есть УК. Энергоснабжение является коммунальной услугой.. Начисление размера платы за потребленную энергию производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг граждана ( утв. ПП РФ № 307 от 23.05.2006 года). Согласно абз. 2 п.7 Правил собственники помещений в МКД вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, исходя из показаний прибора учета., установленных на границе сетей, входящих в МКД. Согласно п.23 названных Правил, при оборудовании МКД коллективными ( общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими ( квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с пп. 1 п.3 приложения № 2 к Правилам. Из разъяснения министерства регионального развития РФ ( письмо от 18.06.2007 года № 11356 –ЮТ /07) следует, что количество электроэнергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрооборудования, входящего в состав общего имущества в МКД, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «Электроснабжение». На основании изложенного считают исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие представителей ответчика и третьего лица. Заслушав истицу Митину И.В., ее представителя - Аксенова К.А., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Наличие в собственности Митиной И.В квартиры по адресу <адрес> подтверждено свидетельством о государственной регистрации прав серия № /л.д.5/ Дом <адрес> является многоквартирным, управление домом осуществляет ООО УК «Наш дом», что подтверждается договором управления многоквартирным домом. Между ООО «УК «Наш дом» /Покупателем/ и ОАО «ДЭК» /Гарантирующим поставщиком/ ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор энергоснабжения №, согласно которому гарантирующий поставщик обязался осуществлять покупателю продажу электрической энергии и мощности, через привлеченных третьих лиц /сетевую организацию/, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям покупателя (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома –далее потребителям ) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов согласно приложению. Пунктом 1.2 Договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии, поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится на условиях, предусмотренных названным договором. Согласно пункту 1.3 Договора, покупатель поручил гарантирующему поставщику осуществлять все необходимые юридические и фактические действия от своего имени, в том числе, производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, в соответствии с которыми производится расчет за потребленную электроэнергию потребителям; получать плату за потребленную электрическую энергию от потребителей, определять объем потребляемых энергоресурсов потребителями и размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, ; производить перерасчет платы за коммунальную услугу; осуществлять формирование, печать и доставку счет-квитанций потребителям от своего имени. К договору энергоснабжения ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол разногласий. Согласно п. 3.1.1. протокола разногласий покупатель обязан обеспечить коммерческий учет (усьановить общедомовой прибор учета) потребляемой электрической в МКД при условии принятия в соответствии с ЖК РФ Общим собранием собственников необходимого решения и за их счет, и ( или) за счет инвестиционных программ, принятых на государственном или муниципальном уровне. Выставление Амурским отделением филиала ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» в счетах на оплату электроэнергии, предъявляемых абоненту Митиной И.В., проживающей по адресу <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, наряду с требованиями об оплате электроэнергии, учтенной по поквартирному учету, также дополнительного требования об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, подтверждается представленными в суд квитанциями /л.д.6-19/. Всего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к оплате за ОДН Митиной И.В. было выставлено СУММА рублей, Митиной И.В. было уплачено ОДН в размере СУММА рублей. В соответствии с ч. 4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение. Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, установлено, что электроснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Как следует из пункта 6.2 ст.155 ЖК РФ, если управление домом осуществляет управляющая организация, эта организация получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми управляющей организацией заключены договоры, в том числе электроснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307). Согласно ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Федеральным законом от 04.06.2011 года № 3-ФЗ в часть 7 ст.155 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Согласно ч.7.1 ст.155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 02 мая 2007 года № 8167 –ЮТ /07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги», расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов является обязанностью управляющих организаций, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, действовавших в периода возникновения спорных правоотношений, оказание коммунальных услуг – это деятельность исполнителя коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения; исполнитель -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги/ управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы/. В соответствии с ч.2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно п.89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения. В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1 -го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07). Как следует из материалов дела, управление домом, в котором проживает истица, осуществляет ООО «УК «Наш дом». Следовательно, с учетом вышеприведенных норм, истица является потребителем услуги по электроснабжению, ООО «УК «Наш дом» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, ОАО «ДЭК» - ресурсоснабжающая организация. Исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530. В целях электроснабжения обслуживаемого многоквартирного дома, ООО «УК «Наш дом» обязана приобретать электроэнергию у ресурсоснабжающей организации. В плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую истица обязана вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО «УК «Наш дом», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «ДЭК» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию. ОАО «ДЭК» не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома <адрес>, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям этой коммунальной услуги. Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что действия ответчика по начислению Митиной И.В. платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды /ОДН/ многоквартирного дома являются незаконными, следовательно, суммы, начисленные за ОДН (СУММА рублей), подлежат исключению из ее лицевого счета. Сумма, оплаченная истицей / СУММА рублей/, подлежат зачету в счет будущих платежей, рассчитываемых, исходя из показаний квартирного счетчика. Доводы ответчика о заключении договора энергоснабжения, которым ему предоставлено право производить начисления за потребленную электроэнергию, выставлять счета потребителям, принимать плату, не являются основанием для отказа в иске, поскольку названный договор в части передачи полномочий по начислению и выставлению счетов жильцам многоквартирного дома непосредственно ресурсоснабжающей организацией, противоречит законодательству. Суд принимает доводы представителя истца о незаконности установки ОДПУ /общедомового счетчика/, показания которого используются ответчиком при расчете ОДН. Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» /с изменениями, внесенными ФЗ № 197 от 11.07.2011 года/, обязанность обеспечить до 1 июля 2012 года оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (коллективными и индивидуальными), а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию, возложена на собственников помещений в таких домах. Установка названных приборов учета производится на основании договора с организацией, которая осуществляет поставку электроэнергии (пункт 9 статьи 13 закона). До 1 июля 2010 года от таких организаций должно было последовать предложение собственникам помещений об оснащении многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 10 статьи 13 закона). В случае установки приборов за счет бюджетных средств, собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности, установленной пунктом 5 статьи 13 закона (пункт 11 статьи 13 закона). Принудительный порядок оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов допускается после 1 июля 2013 года. В этом случае названные организации осуществляют установку таких приборов за счет собственников помещений многоквартирного дома либо за свой счет, но с возмещением понесенных расходов за счет собственников помещений в рассрочку до 5-ти лет (пункт 12 статьи 13 закона). При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению. Истцом заявлено требование о возмещении расходов на оплату услуг представителя в сумме СУММА руб. Право граждан вести свои дела в суде лично или через представителей закреплено ст.48 ГПК РФ. Однако, суд считает сумму СУММА рублей завышенной, при этом суд учитывает массовый характер данных исков, их однородность. Представитель участвовал в одном судебном заседании, небольшой продолжительностью. По мнению суда сумма СУММА рублей соответствует понесенным адвокатом затратам труда, данный размер возмещения является разумным На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Митиной И. В. удовлетворить. Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Митиной И. В., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по квартире <адрес> Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Митиной И. В. по квартире <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в размере СУММА рублей, в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии, исключив указанную сумму из начислений за указанный период, засчитав частично оплаченную сумму СУММА рублей в счет будущих платежей в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии. Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу Митиной И. В. расходы на оплату услуг представителя СУММА рублей. Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания в пользу бюджета Амурского муниципального района госпошлину в размере СУММА рублей. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, то есть с 28.03.2012 г. /с учетом выходных дней 24,25 марта 2012 года/. Председательствующий Решение вступило в законную силу 03.05.2012г.