Дело № 2-1245/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27.06.2012г. Амурский городской суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Лошмановой С.Н. с участием представителя ответчика Жаркова С.В. при секретаре Голованевой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО « Жилищно-коммунальное хозяйство Вознесенское» и администрации Вознесенского сельского поселения о понуждении к оборудованию и вводу в эксплуатацию очистных сооружений и получению решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, УСТАНОВИЛ: Комсомольский –на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство Вознесенское, указав в исковом заявлении, что Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «ЖКХ Вознесенское» законодательства о водопользовании при осуществлении производственно- хозяйственной деятельности. В ходе проверки получена информация контролирующих органов, согласно которой река Амур по рыбохозяйственному значению является водотоком высшей категории, имеет водоохранную зону. ООО «ЖКХ Вознесенское» по состоянию на 01.01.2012 года осуществляет хозяйственную деятельность с использованием указанного водного объекта без приобретения права пользования водным объектом. ООО «ЖКХ Вознесенское» согласно отчету по форме 2-ТП в 2011 году использовало водный объект – реку Амур в границах с. Вознесенское Амурского района Хабаровского края для сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставление водного объекта в пользование. В соответствии с п. 2.1 Устава общество является коммерческой организацией. Одним из основных видов деятельности Общества является управление эксплуатацией жилого фонда. При этом, имея выпуск сточных вод в водный объект, надлежаще функционирующих очистных сооружений сточных вод Общество не имеет. ООО «ЖКХ Вознесенское» осуществляя платные услуги, не являясь водопользователем, ежедневно осуществляет сброс использовавшихся в хозяйственно–бытовых целях вод в водный объект – реку Амур, не проводя при этом надлежащей очистки и дезинфекции сбрасываемых сточных вод, оказывая тем самым негативное воздействие на окружающую среду. Просил: признать незаконным бездействие ООО «ЖКХ Вознесенское» по обеспечению надлежащей очистки и обеззараживания сточных вод, сбрасываемых ООО в водный объект – реку Амур; признать незаконной деятельность Общества по сбросу неочищенных сточных вод в водный объект – реку Амур. Просит обязать ответчика в установленном законом порядке получить решение о предоставлении реки Амур в пользование для сброса сточных вод. Определением суда от 25.05.2012г. к участию в настоящем деле в качестве соответчика привлечена администрация Вознесенского сельского поселения. 25.05.2012г. и.о. Комсомольского-на-Амуре природоохранного прокурора Овчаренко Д.А. представил заявление об уточнении исковых требований; от исковых требований в части признания незаконным бездействие ООО «ЖКХ Вознесенское» по обеспечению надлежащей очистки и обеззараживания сточных вод, сбрасываемых предприятием в водный объект – реку Амур; о вменении обязанности ООО «ЖКХ Вознесенское» оборудовать и внести в эксплуатацию очистные сооружения на выпуске сточных вод в водный объект – реку Амур, - отказался; просит: признать незаконной деятельность ООО «ЖКХ Вознесенское» по сбросу неочищенных сточных вод в водный объект - реку Амур; признать незаконным бездействие администрации Вознесенского сельского поселения Амурского муниципального района по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов с. Вознесенское Амурского муниципального района Хабаровского края, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в водный объект реку Амур; обязать администрацию Вознесенского сельского поселения Амурского муниципального района в срок до 01 января 2014 года оборудовать и ввести в эксплуатацию очистные сооружения на выпуске сточных вод в водный объект реку Амур; обязать ООО «ЖКХ Вознесенское» в установленном законом порядке, в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию очистных сооружений на выпуске сточных вод в водный объект - реку Амур, получить решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод. Указал, что администрация Вознесенского сельского поселения Амурского муниципального района на основании договора аренды передало ООО «ЖКХ Вознесенское» объекты нежилого фонда. Указанное имущество передано в целях реализации возложенных на указанные муниципальные образования полномочий, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которых к вопросам местного значения поселения отнесена организация водоотведения. По переданным ООО «ЖКХ Вознесенское» системам водоотведения происходит передача хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от жилых и хозяйственных объектов с. Вознесенское Амурского района. Также установлено, что поступающие от жилых и производственных объектов сточные воды не проходят надлежащую санитарную очистку и обезвреживание, и в дальнейшем сбрасываются в водный объект реку Амур с превышением утвержденных Росрыболовством нормативов ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Данное обстоятельство вызвано тем, что переданное ООО «ЖКХ Вознесенское» имущество сельского поселения является изношенным. Эксплуатация такого имущества не приводит к надлежащей санитарной отчистки сточных вод и их обезвреживанию и, следовательно, решению вопросов поселенческого характера. Река Амур по своему рыбохозяйственному значению является водотоком высшей категории, ширина водоохраной зоны составляет 200 м. В соответствии с Уставом администрации Вознесенского сельского поселения, последняя является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и в соответствии с Уставом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения. Соответственно, обязана организовывать в границах поселения водоотведение. Следовательно, решение вопросов по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод объектов в с. Вознесенское Амурского муниципального района в соответствии с требованиями природоохранного и водного законодательства, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, относится к компетенции администрации Вознесенского сельского поселения. До настоящего времени администрация указанного сельского поселения каких-либо действий по осуществлению возложенных на нее полномочий по водоотведению для исключения сброса неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в водный объект реку Амур не совершено, действует способ водоотведения, вследствие которого в ручей продолжают поступать неочищенные хозяйственно-бытовые сточные воды, ухудшая санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку, и, создавая опасность вредного воздействия среды обитания на человека. Доказательств надлежащей организации водоотведения бытовых сточных вод администрацией указанного сельского поселения не представлено, также как и не представлено доказательств невозможности решения в настоящее время вопроса по безопасному водоотведению иным способом. Указанные факты свидетельствуют о бездействии администрации Вознесенского сельского поселения Амурского муниципального района. Определением суда от 27.06.2012г. производство по делу прекращено в части заявленных требований о признании незаконным бездействие ООО «ЖКХ Вознесенское» по обеспечению надлежащей очистки и обеззараживания сточных вод, сбрасываемых предприятием в водный объект – реку Амур; о вменении обязанности ООО «ЖКХ Вознесенское» оборудовать и внести в эксплуатацию очистные сооружения на выпуске сточных вод в водный объект – реку Амур. В судебное заседание Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, Представитель администрации Вознесенского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края не явился; о времени и месте судебного заседания администрация извещена надлежащим образом. Представитель ответчика – ООО «ЖКХ с. Вознесенское» Жарков С.В. в судебном заседании исковые требования прокурора признал частично, пояснил, что собственником очистных сооружений является администрация села. Он не согласен с формулировкой в исковом заявлении « неочищенных вод», поскольку сточные воды они все же очищают, у них есть очистные сооружения, но только старые, они не соответствуют ГОСТам и санитарным правилам, но очистка производится путем хлорирования и отстаивания в 3 отстойниках. Раньше очистные соответствовали всем нормам, но сейчас по новым требованиям должна быть биологическая очистка, механическая очистка уже отжила. А чтобы вообще сточные воды не очищались, такого нет. В настоящее время разработана программа комплексного развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса Вознесенского сельского поселения, мероприятия запланированы на 2012 – 2014 годы. Совет депутатов утвердил эту программу. ООО «ЖКХ с. Вознесенское» заключило договор на разработку экологических документов, в частности на получение разрешения на водоотведение. Договор заключен, проплата прошла, и соответствующие документы уже направлены в организацию, чтобы они начали работать. Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статьёй 58 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Преамбулой к Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») определено, что названный Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Названный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; природные ресурсы - это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Частями 5 и 6 статьи 2 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды. В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Часть 2 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Статьёй 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда. Частями 1, 2 статьи 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно ст. 56 ФЗ «Об охране окружающей среды», при нарушении предусмотренных главой VII названного федерального закона природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Кроме того, ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом. Частью 1 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (далее - ВК РФ) установлено, что водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водоотведение - это любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты; водопользователь - это физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; использование водных объектов (водопользование) - это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц; сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. Статья 3 ВК РФ одними из основных принципов определяет: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Пункты 1, 2, 3 ч. 2 ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам, в том числе, относят моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища). Часть 1 ст. 9 ВК РФ устанавливает, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены Главой 3 настоящего Кодекса. Пункт 2 ч. 2 ст. 11 ВК РФ определяет, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. В соответствии с п. 2 Административного регламента по исполнению министерством природных ресурсов Хабаровского края государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 10.06.2010 № 81 (далее - Административный регламент), государственную функцию по предоставлению права пользования водными объектами на основании Решения исполняет министерство природных ресурсов Хабаровского края. Пунктом 4 Административного регламента определено, что государственная функция осуществляется МПР края во взаимодействии с: Амурским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов; Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю; Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству; Амурским государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства; органами местного самоуправления. Части 1 и 4 ст. 44 ВК РФ устанавливают, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами. Часть 6 статьи 56 ВК РФ запрещает сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Пункты 1, 3 ч. 6 ст. 60 ВК РФ устанавливают, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций. При этом часть 7 названной статьи предусматривает, что нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Преамбула к Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») определяет, что настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Частями 1 и 3 статьи 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 утверждены «СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», согласно которых: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (далее - санитарные правила) устанавливают гигиенические требования: к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого, хозяйственно- Требования названных санитарных правил распространяются на все поверхностные водные объекты на территории Российской Федерации, используемые или намечаемые к использованию для нужд населения, за исключением прибрежных вод морей (пункт 1.2.). Указанные Санитарные правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для организаций, осуществляющих государственное управление и государственный контроль в области охраны вод в соответствии с законодательством (пункт 1.З.). В целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые: могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве; содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100; содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические ПДК или ОДУ, а также отсутствуют методы их определения; содержат чрезвычайно опасные вещества, для которых нормативы установлены с пометкой «отсутствие» (пункт 4.1.1.). В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.06.2008 № 484 «О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» установлено, что нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатывает и утверждает Федеральное агентство по рыболовству по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании результатов проведения специализированных исследований в целях определения предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов, а также других показателей качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения в соответствии с методическими указаниями по разработке указанных нормативов. Приказом Росрыболовства от 04.08.2009 № 695 утверждены Методические указания по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (далее - Методические указания). Пунктом 2.3. Методических указаний определено, что при установлении ПДК (предельно допустимых концентраций) или ОБУВ (ориентировочно безопасный уровень воздействия) вещества по критерию действия вещества на показатели водной среды или на показатели жизнедеятельности различных трофических уровней водных организмов устанавливается лимитирующий показатель вредности (ЛПВ) вещества. Если вещество оказывает прямое токсическое действие на водные организмы, тогда ЛПВ характеризуется как токсикологический и обозначается «токс». При нарушении экологических условий при попадании вещества в воду водного объекта рыбохозяйственного значения: изменение трофности водных объектов; гидрохимических показателей (содержание в воде кислорода, азота, фосфора, изменение рН), нарушение самоочищения воды (биохимическое потребление кислорода (БПК5), численность сапрофитной микрофлорыб), тогда ЛПВ характеризуется как санитарный и обозначается «сан». При действии вещества как на водные организмы, так и на санитарные показатели водного объекта, ЛПВ характеризуется как санитарно-токсикологический и обозначается «сан-токс». Если вещество при попадании в воду образует пленку или пену на поверхности воды, появляются посторонние привкусы и запах воды, наблюдается выпадение осадка, появление опалесценции, мутности и взвешенных веществ, тогда ЛПВ характеризуется как органолептический и обозначается «орг». При этом указывается расшифровка характера изменения органолептических свойств воды (зап. - запах; мутн.- мутность; окр. - окраска; пен. - пена; пл. - пленка; привк. - привкус; оп. - опалесценция и т.д.); При ухудшении органолептических показателей качества рыбы (появление неприятных и посторонних привкусов и запахов) ЛПВ характеризуется как рыбохозяйственный, обозначается «рыб-хоз». Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (далее - Нормативы). Указанными Нормативами, для водных объектов рыбохозяйственного значения определены вредные вещества и для них установлены ПДК. В том числе к вредным веществам для водных объектов рыбохозяйственного значения отнесены: Аммоний-ион (п. 54); Нефтепродукты (п. 600); Железо Fe (п. 344); Фенол (п. 910) и другие. Также для указанных веществ определены лимитирующий показатель вредности (ЛПВ) и классы опасности. Как следует из материалов дела, река Амур протяженностью (с Аргунью) 4444 км., впадает в Охотское море, по рыбохозяйственному значению является водотоком высшей категории, ширина водоохраной зоны составляет 200 м. (л.д. 18); ООО «ЖКХ «Вознесенское» осуществляет водопользование без оформленного в установленном порядке права пользования водными объектами на территории Амурского района (л.д. 15); согласно отчету по форме 2-ТП (водхоз), ООО «ЖКХ Вознесенское» в 2011 году использовал водный объект - реку Амур в границах с. Вознесенское Амурского района Хабаровского края для сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование (л.д. 16-17). Как следует из отчета по форме 2-ТП (водхоз) за 2011 год (л.д. 22-23), в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 Обществом в реку Амур (в границах с. Вознесенское Амурского района Хабаровского края) отведено 10,8 тыс. м3 неочищенных сточных вод, содержащих в себе 5,587 тн. Хлоридов, 0,341 тн. Фосфатов, 0,646 тн. Сульфатов, 6,132 тн. Сухого остатка, 0,963 тн. Взвешенных веществ, 0,004 кг. Нефти и нефтепродуктов, отнесенных Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 к вредным веществам для вод водных объектов рыбохозяйственного значения. Как следует из Устава ООО «ЖКХ Вознесенское» (л.д. 33-48), свидетельства о государственной регистрации юридического лица (л.д. 49), свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 50), ООО «ЖКХ Вознесенское» является действующим юридическим лицом, осуществляет свой основной вид деятельности - предоставление на платной основе услуг ЖКХ, водоотведение сточных вод; общество является коммерческой организацией. Одним из основных видов деятельности Общества является управление эксплуатацией жилого фонда. В судебном заседании установлено, что ООО «ЖКХ Вознесенское» имея выпуск сточных вод в водный объект, надлежаще функционирующих очистных сооружений сточных вод общество не имеет. ООО «ЖКХ Вознесенское» осуществляя платные услуги ЖКХ, не являясь водопользователем (т.е. не имея предоставленного в установленном законом порядке права пользования водным объектом - рекой Амур не имея утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, ежедневно осуществляет сброс использовавшихся в хозяйственно-бытовых целях вод в водный объект - реку Амур, не проводя при этом надлежащей очистки и дезинфекции сбрасываемых сточных вод, оказывая тем самым негативное воздействие на окружающую среду. Выпуск сточных вод ООО «ЖКХ Вознесенское» в реку Амур находится в границах с. Вознесенское Амурского района Хабаровского края. Производственный цикл Общества в 2012 году, в сравнении с 2011 годом не изменился, водоотведение осуществляется в прежних объемах. Таким образом, ООО «ЖКХ Вознесенское», в нарушение действующего федерального законодательства, не имея согласованных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, не имея решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, ежедневно осуществляет сброс не очищенных сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, в водный объект - реку Амур, что безусловно влечет загрязнение, засорение и (или) истощение указанного водного объекта. Следовательно, ООО «ЖКХ Вознесенское» осуществляет свою деятельность с нарушением требований ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 4, ч. 1 ст. 44, ч. 4 ст. 35, ч. 4, ч. 6 ст. 56, ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям природоохранного законодательства, закрепленным в Водном кодексе Российской Федерации, Федеральных законах «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также в иных нормативно-правовых актах, указанных выше, и влияет на здоровье неопределенного круга лиц жителей Хабаровского края, нарушая тем самым, гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду. В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организация местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В пункте 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обозначены вопросы местного значения муниципального района, к которым относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Согласно разъяснению, данному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия. Поскольку решение вопросов по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод объектов в с. Вознесенское Амурского муниципального района в соответствии с требованиями природоохранного и водного законодательства, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, относится к компетенции администрации Вознесенского сельского поселения; администрация указанного сельского поселения каких-либо действий по осуществлению возложенных на нее полномочий по водоотведению для исключения сброса неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в водный объект реку Амур не совершила и действует способ водоотведения, вследствие которого в ручей продолжают поступать неочищенные хозяйственно-бытовые сточные воды, ухудшая санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку, и, создавая опасность вредного воздействия среды обитания на человека; доказательств надлежащей организации водоотведения бытовых сточных вод администрацией указанного сельского поселения не представлено, также как и не представлено доказательств невозможности решения в настоящее время вопроса по безопасному водоотведению иным способом, иск подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Признать незаконной деятельность ООО «ЖКХ Вознесенское» по сбросу неочищенных сточных вод в водный объект - реку Амур. Признать незаконным бездействие администрации Вознесенского сельского поселения Амурского муниципального района по организации водоотведения хозяйственно- бытовых сточных вод от объектов села Вознесенское Амурского муниципального района Хабаровского края, исключающего сброс неочищенных хозяйственно- бытовых сточных вод в водный объект – реку Амур. Обязать администрацию Вознесенского сельского поселения Амурского муниципального района в срок до 01 января 2014 года оборудовать и ввести в эксплуатацию очистные сооружения на выпуске сточных вод в водный объект – реку Амур. Обязать ООО « Жилищно-коммунальное хозяйство Вознесенское» в установленном законом порядке, в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию очистных сооружений на выпуске сточных вод в водный объект – реку Амур получить решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня составления в мотивированном виде - 03.07.2012 г. Судья С.Н. Лошманова Решение не вступило в законную силу.
бытового и рекреационного водопользования; к условиям отведения сточных вод в водные объекты; к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и
эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние
на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля
за качеством воды водных объектов (пункт 1.1.).