решение о защите прав потребителей - ОДН



Дело № 2-1487 /2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03.07.2012 г.

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Лошмановой С.Н.

с участием представителей ответчика Колесниковой Е.С. и Соколовой Я.Н.

при секретаре Голованевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске гражданское дело по иску

Жажиной Е. Н. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Жажина Е.Н. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, она является собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес>. Дом управляется ООО УО «Наш дом». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик выставлял ей счета на оплату электроэнергии, включая в них помимо оплаты электроэнергии, потреблённой в ее жилом помещении, в объёмах определенных на основании индивидуального прибора учета, и часть электроэнергии, потреблённой во всём доме, определённой расчетным путем, на основании показаний ОДПУ (Общедомового прибора учета) - ОДН (расходы на общедомовые нужды). Считает, что действия ответчика нарушают ее права как потребителя и противоречат действующему законодательству.

Просит признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Жажиной Е.Н., исключить из начислений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумму в размере СУММА и зачесть эту сумму в счет будущих платежей за электроэнергию по адресу <адрес> в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электроэнергии. Признать незаконной установку ОДПУ(общедомового счетчика) по адресу <адрес>. Запретить ОАО «ДЭК» впредь до принятия собственниками помещений дома по <адрес> решения о выборе непосредственной формы управления, начислять и указывать в квитанциях, предъявляемых Жажиной Е.Н. по адресу <адрес> плату за потребленную электроэнергию на общедомовое потребление.

В судебное заседание истица Жажина Е.Н. не явилась, просит дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представители ответчика ОАО «ДЭК» Соколова Я.Н. и Колесникова в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Ответчиком представлен письменный отзыв на исковое заявление Жажиной Е.Н., из которого следует, что ответчик исковые требования не признает по следующим основаниям:

ОАО «ДЭК» является гарантирующим поставщиком электроэнергии и в соответствии с п.5 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 (далее -Основных положений № 530), осуществляет поставку электроэнергии покупателям электроэнергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи ( поставки) электроэнергии.

Согласно п. 2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме ( далее МКД) могут выбрать один из способов управления МКД, в том числе управление управляющей организацией (далее УО).

При управлении МКД УО она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и его качество, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.

Действующим законодательством ( п. 89 Основных положений № 530, п. 49 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.206 года) на УО возложена обязанность по заключению договоров энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) на приобретение соответствующего вида коммунального ресурса для целей оказания гражданам в МКД коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

МКД по <адрес> находится в управлении УО - ООО УК «Наш дом», которое в рамках заключенного договора энергоснабжения и Соглашения о взаимодействии делегировала ОАО «ДЭК» право начислять и взимать плату за электроснабжение непосредственно с потребителей. В связи с чем, ОАО «ДЭК выставлял гражданам платежные документы с начислением платы, в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета (далее ОДПУ), установленного на границе раздела балансовой принадлежности сетей ( как того требует законодательство).

Приобретение ОДПУ по проспекту Комсомольскому 26 производилось за счет средств гарантирующего поставщика ОАО «ДЭК» и в отношении собственников и нанимателей указанного МКД носило безвозмездный характер, расходы были учтены в рамках инвестиционной программы, и были заложены в тариф и учтены при его утверждении Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. Установка ОДПУ осуществлялась силами сетевой организации.

ОАО «ДЭК» считает, что решение о незаконности установки ОДПУ может быть вынесено судом в случае нарушения технических регламентов, установленных нормативными документами в области учета электроэнергии.

Кроме того, бремя расходов на установку и содержание ОДПУ собственники и наниматели жилых помещений в МКЖ по указанному адресу не несут. В связи с чем, права и интересы жильцов дома <адрес>, в том числе и потребителя заявившего данный иск, в связи с установкой ОДПУ, не затрагиваются.

В связи с изложенным, у истца не имеется законных оснований для обращения в суд в порядке ст.3 ГПК РФ за защитой нарушенных прав.

К тому же коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии – средство измерения, используемое для определения объемов коммунальных ресурсов, поданных в МКД (п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307). Исходя из определения ОДПУ, его статус определяется не принадлежностью к общему имуществу собственников помещений дома, а целью его использования.

Кроме того, заявление истцом исковых требований в отношении будущего периода ответчик считает незаконным, поскольку с учетом положений ст.13 ФЗ № 261 от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты РФ с 01.07.2012 года согласие собственников жилых домов на установку ОДПУ силами ресурсоснабжающей организации не требуется.

Пунктом 3 ст.161 ЖК РФ предусмотрено право собственников помещений в МКД на изменение в любое время способа управления МКД на основании его решения на общем собрании собственников, в том числе на способ управления МКД –непосредственное управлении е собственниками помещений в МКД.

При осуществлении непосредственного управления МКД собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством РФ правилами содержания общего имущества в МКД, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах.

Кроме того, начиная с 01.07.2012 года МКД должны быть оснащены ОДПУ в обязательном порядке. В связи с чем признание судом незаконным установки ОДПУ по <адрес> затрагивает интересы иных граждан, кроме истца, проживающих в указанном доме. Повторная установка ОДПУ потребует возмещения расходов на его установку всеми собственниками жилого дома в принудительном, а необязательном порядке.

На основании изложенного, ОАО «ДЭК» считает установку ОДПУ по <адрес> законной и не нарушающей прав граждан, проживающих в данном доме. В связи с чем ОАО «ДЭК» просит суд в данной части заявленных требований ОАО «ДЭК» отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица – ООО «УК «Наш дом» не явился, о месте и времени судебного разбирательства третье лицо извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Из письменного отзыва ООО «УО «Наш дом» следует, что указанное юридическое лицо с исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям: истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. Целью договора управления данным многоквартирным домом /далее МКД/ является эффективное управление многоквартирным домом, направленное на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания в нем собственников и нанимателей, надлежащее содержание общего имущества дома, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме. Согласно п. 2.1.2 договора управления МКД, заключенного между Собственником жилого помещения и ООО УК «Наш дом», управляющая компания /далее УК/ обязана заключить с энергоснабжающими организациями договоры на предоставление коммунальных услуг собственникам помещений. Из анализа ч.2 ст.162 ЖК РФ следует, что собственники помещений в МКД, выбрав способ управления домом, обязаны в силу закона передать весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг управляющей компанией.

Согласно ФЗ № 261 от 23.11.2009 года «Об энергоснабжении, о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, передаваемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п. 5 ст.13 названного закона, в срок до 01.07.2012 года собственники помещений в МКД обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета, в том числе приборами учета электроэнергии, а также ввод установленных приборов в эксплуатацию. При этом МКД в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии, а также индивидуальными и общими приборами учета электроэнергии; на собственников жилых домов и собственников помещений в МКД возлагается установка общедомового прибора учета электроэнергии.

Установка общедомового ( коллективного) прибора учета электроэнергии по <адрес> производилась силами и за счет средств энергоснабжающей организации ( ОАО «ДЭК») и в отношении собственников и нанимателей данного МКД носило безвозмездный характер.

Договор, регулирующий условия установки коллективного прибора учета используемого энергетического ресурса, должен заключаться с лицом, ответственным за содержание МКД, то есть с управляющей организацией. Управляющая компания действует от имени и во благо собственников жилых помещений МКД.

ООО УК «Наш дом» ДД.ММ.ГГГГ заключило с ОАО «ДЭК» договор энергоснабжения , подписало акт ввода в эксплуатацию измерительного комплекса расчетного узла электроэнергии и подписало акт разграничения балансовой ответственности сторон, регулирующих установку общедомового прибора учета. На основании п.1.1 Договора УК передает Амурскому отделению ОАО «ДЭК» функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам –потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги –электроснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электроэнергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании УК по договору управления МКД.

Энергоснабжение является коммунальной услугой.. Начисление размера платы за потребленную энергию производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг граждана ( утв. ПП РФ № 307 от 23.05.2006 года). Согласно абз. 2 п.7 Правил собственники помещений в МКД вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, исходя из показаний прибора учета., установленных на границе сетей, входящих в МКД. Согласно п.23 названных Правил, при оборудовании МКД коллективными ( общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с пп. 1 п.3 приложения № 2 к Правилам.

Из разъяснения министерства регионального развития РФ (письмо от 18.06.2007 года № 11356 –ЮТ /07) следует, что количество электроэнергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрооборудования, входящего в состав общего имущества в МКД, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «Электроснабжение».

Безвозмездная установка общедомовых приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах ведет к освобождению граждан-потребителей от расходов по выполнению возложенной на них законом обязанности, что соответствует их интересам. С учетом данного обстоятельства формальное нарушение процедуры согласования с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах установки общедомовых приборов учета электроэнергии не свидетельствует о нарушении их прав.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие истца, представителя третьего лица.

Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Наличие в собственности истца квартиры по адресу <адрес> подтверждено договором передачи жилого помещения в собственность граждан, зарегистрированного ГУ ФГС по Хабаровскому краю /л.д.6/.

Дом <адрес> является многоквартирным, управление домом осуществляет ООО УК «Наш дом», что не оспаривается сторонами, и подтверждается договором управления многоквартирным домом и протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, на котором собственники жилы помещений названного дома избрали форму управления многоквартирным домом -управление управляющей организацией ООО УК «Наш дом».

Между ООО «УК «Наш дом» /Покупателем/ и ОАО «ДЭК» /Гарантирующим поставщиком/ ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор энергоснабжения , согласно которому гарантирующий поставщик обязался осуществлять покупателю продажу электрической энергии и мощности, через привлеченных третьих лиц /сетевую организацию/, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям покупателя (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома –далее потребителям) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов согласно приложению.

Пунктом 1.2 Договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии, поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится на условиях, предусмотренных названным договором.

Согласно пункту 1.3 Договора, покупатель поручил гарантирующему поставщику осуществлять все необходимые юридические и фактические действия от своего имени, в том числе, производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, в соответствии с которыми производится расчет за потребленную электроэнергию потребителям; получать плату за потребленную электрическую энергию от потребителей, определять объем потребляемых энергоресурсов потребителями и размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, ; производить перерасчет платы за коммунальную услугу; осуществлять формирование, печать и доставку счет-квитанций потребителям от своего имени.

Неотъемлемой частью договора энергоснабжения является, составленный ДД.ММ.ГГГГ протокол разногласий. Согласно п. 3.1.1. протокола разногласий покупатель обязан обеспечить коммерческий учет (установить общедомовой прибор учета) потребляемой электрической в МКД при условии принятия в соответствии с ЖК РФ общим собранием собственников необходимого решения и за их счет, и (или) за счет инвестиционных программ, принятых на государственном или муниципальном уровне.

Выставление Амурским отделением филиала ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» в счетах на оплату электроэнергии, предъявляемых абоненту Жажиной Е.Н., проживающей по адресу <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, наряду с требованиями об оплате электроэнергии, учтенной по поквартирному учету, также дополнительного требования об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, подтверждается представленными в суд квитанциями /л.д.7-11/. Всего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к оплате за ОДН Жажиной Е.Н. было выставлено СУММА рублей, истцом названная сумма уплачена в полном размере.

В соответствии с ч. 4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.

Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, установлено, что электроснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Как следует из пункта 6.2 ст.155 ЖК РФ, если управление домом осуществляет управляющая организация, эта организация получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми управляющей организацией заключены договоры, в том числе электроснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).

Согласно ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Федеральным законом от 04.06.2011 года № 3-ФЗ в часть 7 ст.155 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Согласно ч.7.1 ст.155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.

Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 02 мая 2007 года № 8167 –ЮТ /07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги», расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов является обязанностью управляющих организаций, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, действовавших в периода возникновения спорных правоотношений, оказание коммунальных услуг – это деятельность исполнителя коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения; исполнитель -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги/ управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы/.

В соответствии с ч.2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно п.89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1 -го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07).

Как следует из материалов дела, управление домом, в котором проживает истец, осуществляет ООО «УК «Наш дом». Следовательно, с учетом вышеприведенных норм, истец является потребителем услуги по электроснабжению, ООО «УК «Наш дом» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, ОАО «ДЭК» - ресурсоснабжающая организация.

Исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530).

В целях электроснабжения обслуживаемого многоквартирного дома, ООО «УК «Наш дом» обязано приобретать электроэнергию у ресурсоснабжающей организации.

В плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую истец обязан вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО «УК «Наш дом», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «ДЭК» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию.

ОАО «ДЭК» не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома <адрес>, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды МКД непосредственно жильцам дома – потребителям этой коммунальной услуги.

Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в МКД (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что действия ответчика по начислению Жажиной Е.Н. за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды /ОДН/ многоквартирного дома являются незаконными, следовательно, суммы, начисленные за ОДН (СУММА руб.), подлежат исключению из лицевого счета истца. Поскольку названная сумма была оплачена истцом, она подлежат зачету в счет будущих платежей, рассчитываемых, исходя из показаний квартирного счетчика.

Доводы ответчика и третьего лица о заключении договора энергоснабжения, которым ответчику предоставлено право производить начисления за потребленную электроэнергию, выставлять счета потребителям, принимать плату, не являются основанием для отказа в иске, поскольку названный договор в части передачи полномочий по начислению и выставлению счетов жильцам многоквартирного дома непосредственно ресурсоснабжающей организацией, противоречит законодательству. По своей форме и содержанию данный договор не является агентским.

Требование истца о признании незаконной установки общедомового счетчика удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не указано, установку какого счетчика, когда, где, в каком подъезде дома установленного, он просит признать незаконной. Истец не указывает, в каких целях относительно его самого он просит признать незаконной установку счетчика, между тем счетчик установлен для расчета между юридическими лицами. Кроме того, счетчик не принят собственниками дома, как общее имущество дома. Согласно действующему законодательству собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электроэнергии, исходя из показаний прибора учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Общий объем потребленной электроэнергии, определенный, исходя из показаний коллективных приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Постановления Правительства от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям. Согласно пункту 22 Постановления № 307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Таким образом, установка счетчика для учета потребляемой электроэнергии не противоречит закону. Доказательств же нарушения технических норм и правил при установке счетчика истцом не представлено, и в исковом заявлении на эти обстоятельства истец не ссылается.

С учетом того, что до 1 июля 2012 года собственники жилых помещений обязаны организовать установку общедомовых приборов учета электроэнергии, а после указанной даты будет иметь место принудительный порядок установки счетчиков с возмещением затрат на установку счетчиков с собственников жилых помещений, признание установки счетчика незаконной может негативно повлиять на права иных собственников, которые могут понести дополнительные расходы, связанные с принудительным порядком установки счетчика.

Требование о запрете ответчику в дальнейшем начислять истцу плату за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома суд также не находит подлежащим удовлетворении. Согласно части третьей статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Поскольку жилищным законодательством для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (ч.8 ст. 155 ЖК РФ), а также для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ч.7.1 ст.155 ЖК РФ) предусмотрена возможность оплаты услуг ресурсоснабжающим организациям, то в случае изменения способа управления многоквартирным домом или принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений, изменится и порядок оплаты истцом сумм за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды. Кроме того, ответчик и управляющая компания вправе заключить агентский договор, по которому ОАО «ДЭК», оказывая услуги управляющей компании, будет вправе совершать определенные действия, например, указывать в квитанциях суммы оплат. При таких обстоятельствах суд не вправе запретить ответчику осуществлять определенные действия относительно тех гражданских прав, которые могут возникнуть в будущем.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере СУММА руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Жажиной Е. Н. удовлетворить частично.

Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Жажиной Е. Н., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> по проспекту Комсомольскому в городе Амурске.

Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Жажиной Е. Н.. Сумму перерасчета в размере СУММА. исключить из начислений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и зачесть в счет будущих платежей за электроэнергию по адресу <адрес> соответствии с показаниями индивидуального прибора учета

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания в пользу бюджета Амурского муниципального района госпошлину в размере СУММА рублей.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, то есть с 09.07.2012 г.

Председательствующий

Решение вступило в законную силу 10.08.2012г.