решение по иску прокурора о понуждении главы поселения к совершению действий



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Амурск. ДАТА г.

Амурский городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи КРЕМЛЕВА В.В.

при секретаре ГОРДЕЕВОЙ Е.А.,

с участием старшего помощника Амурского городского прокурора ЗАХАРОВОЙ И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению, предъявленному Амурским городским прокурором в интересах неопределенного круга лиц к Санболинскому сельскому поселению Амурского муниципального района Хабаровского края о понуждении администрации Санболинского сельского поселения к выполнению мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности – по обеспечению п. Сельгон в достаточном количестве водоисточниками для тушения пожаров,

У С Т А Н О В И Л:

30.11.2010 г. и.о. Амурского городского прокурора обратилась в суд с исковым заявлением к главе администрации Санболинского сельского поселения Хабаровского края о понуждении к выполнению мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности в границах поселения.

Требование было сформулировано следующим образом:

«Обязать Главу администрации Санболинского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края обеспечить территорию Санболинского сельского поселения в достаточном количестве водоисточниками пожарного водоснабжения».

Определением судьи Амурского городского суда от 08.12.2010 г. исковое заявление было оставлено без движения с предоставлением срока для устранения недостатков.

В установленный судьёй срок Амурский городской прокурор представил в суд исковое заявление к Санболинскому сельскому поселению Амурского муниципального района Хабаровского края о понуждении администрации Санболинского сельского поселения к выполнению мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности в границах поселения. В указанном исковом заявлении требование сформулировано следующим образом:

«Обязать Санболинское сельское поселение Амурского муниципального района Хабаровского края в лице администрации Санболинского сельского поселения обеспечить территорию Санболинского сельского поселения в достаточном количестве водоисточниками пожарного водоснабжения».

В судебном заседании прокурор, уточнив требования, просила обязать Санболинское сельское поселение Амурского муниципального района Хабаровского края в лице администрации Санболинского сельского поселения разработать и выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности – по обеспечению п. Сельгон в достаточном количестве водоисточниками для тушения пожаров до 01.06.2011 г.». На удовлетворении заявления настаивала по тем основаниям, что в результате проверки в июне 2010 г., проведенной отделом госпожнадзора, выявлено, что территория пос. Санболи недостаточно обеспечена источниками пожаротушения, соответствующее предписание главой Санболинского сельского поселения об устранении нарушений не исполнено.

Будучи извещённым о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представитель администрации Санболинского сельского поселения в суд не явился.

И.о. главы Санболинского сельского поселения ГРИГОРЮК Т.Н. в суд направлен отзыв с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве указано, что с требованиями прокурора в части отсутствия на территории в пос. Сельгон пожарного водоема согласны. В целях тушения пожара на территории данного поселка на расстоянии 1 км проходит река, имеется водозаборная скважина, 4 действующие колонки для забора воды.

СТАХИЙ А.Н., заместитель начальника районного отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, суду пояснил, что с 14 по 16 апреля 2010 г. с его участием проводилась проверка, в ходе которой выявлено, что на территории поселка Санболи и поселка Сельгон не имеется в достаточном количестве источников наружного противопожарного водоснабжения, о чем был составлен соответствующий акт. В октябре 2010 г. вновь проводилась проверка, указанное нарушение так и не было устранено. Имеющиеся источники не отвечают нормам федерального закона № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и не защищают полностью здания и сооружения на указанных территориях. Имеющиеся колонки, о которых упомянуто в отзыве, надлежащими источниками наружного противопожарного водоснабжения водоснабжения не являются, поскольку не обеспечивают надлежащее количество воды, и в соответствии с ч. 2 ст. 68 закона № 123-ФЗ не относятся к источникам наружного противопожарного водоснабжения, водозаборная скважина к таковым также не относится. То обстоятельство, что на территории поселка проходит река на расстоянии 1 км, также не свидетельствует об обеспеченности пожарной безопасности, поскольку указанное расстояние значительно превышает пределы радиуса действия мотопомпы.

Заслушав прокурора, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из акта от 16.04.2010 г., составленного заместителем государственного инспектора г. Амурска и Амурского района по пожарному надзору СТАХИЙ А.Н., 14-16 апреля 2010 г. была проведена проверка объекта защиты – территории населенных пунктов Санболинского сельского поселения, на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Амурска и Амурского района по пожарному надзору № 90 от 09.04.2010 г. в отношении администрации Санболинского сельского поселения. Согласно данному акту, территории населенных пунктов пос. Санболи, ст. Сельгон Санболинского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края не имеют в достаточном количестве источников наружного противопожарного водоснабжения.

Аналогичное нарушение требований пожарной безопасности отражено в акте проверки № 210 от 08.10.2010 г.

Как пояснил в судебном заседании СТАХИЙ А.Н., указанные акты никем не оспорены.

Постановлением № 339 от 26.10.2010 г. юридическое лицо – администрация Санболинского сельского поселения признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно за то, что территория населенного пункта ст. Сельгон Санболинского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края не имеет в достаточном количестве источников наружного противопожарного водоснабжения.

Постановлением № 338 от 26.10.2010 г. глава Санболинского сельского поселения признан виновным в совершении аналогичного правонарушения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 46 г. Амурска и Амурского района от 11.01.2011 г. глава Санболинского сельского поселения признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, которое выразилось в том, что им не выполнено предписание государственного пожарного надзора, в том числе по установке достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения в пос. Санболи, ст. Сельгон Санболинского сельского поселения.

Указанные постановления не оспорены, вступили в законную силу.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 62 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

В соответствии с ч. 2 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 5 Устава Санболинского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 31 Устава глава сельского поселения формирует администрацию поселения (исполнительно-распорядительный орган поселения); в соответствии с действующим законодательством руководит и осуществляет контроль за деятельностью всех структурных подразделений администрации поселения.

В соответствии со ст. 34 Устава администрация поселения обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 5 Устава.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий, которая достигается в соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ, в том числе применением средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага.

Как следует из пояснений свидетеля СТАХИЙ А.Н., вышеуказанных актов проверок, на территории пос. Сельгон источников наружного противопожарного водоснабжения в достаточном количестве действительно не имеется.

В соответствии со ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, производственных зданиях с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Согласно п. 9.11 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения» 8.13130.2009 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условий обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:

-при наличии автонасосов – 200 метров,

-при наличии мотопомп – 150 метров.

Доводы исполняющего обязанности главы Санболинского сельского поселения, указанные им в отзыве, суд не может принять во внимание как основание к отказу в удовлетворении требования прокурора, поскольку водозаборная скважина, 4 действующие колонки для забора воды, в соответствии с вышеуказанными требованиями не относятся к источникам наружного противопожарного водоснабжения по смыслу вышеуказанного законодательства и не способны обеспечить противопожарную безопасность соответствующих подлежащих защите объектов на территории пос. Сельгон.

Таким образом, судом установлено, что администрацией Санболинского сельского поселения не выполнены мероприятия по установке достаточного количества водоисточников для тушения пожара, в связи с чем заявление Амурского городского прокурора подлежит удовлетворению.

По изложенному и руководствуясь ст. ст. 194-199, 214 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Амурского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Санболинское сельское поселение Амурского муниципального района Хабаровского края в лице администрации Санболинского сельского поселения разработать и до 01.06.2011 г. выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности – по обеспечению п. Сельгон в достаточном количестве водоисточниками для тушения пожаров.

Копии решения не позднее пяти дней после вынесения его в мотивированной форме направить лицам, участвующим в деле.

Решение в течение 10 дней со дня его вынесения в мотивированной форме 07.02.2011 г. может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд.

Судья

Амурского городского суда

Хабаровского края В.В. КРЕМЛЕВ

Решение в силу не вступило.