Дело № 2-1201/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 мая 2012г. Амурский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Стребковой В.В. при секретаре Алисименко-Ларенс Е.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подобреевой Л. И. к Открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о защите прав потребителей, У С Т А Н О В И Л: Подобреева Л.И. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что она является собственником <адрес>, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ. ответчик выставлял ей счета на оплату электроэнергии, включая в них помимо оплаты электроэнергии, потреблённой в её жилом помещении, в объёмах, определенных на основании индивидуального прибора учета, и часть электроэнергии, потреблённой во всём доме, определённой расчетным путем, на основании показаний ОДНУ (Общедомового прибора учета) - ОДН (расходы на общедомовые нужды). Считает, что действия ответчика нарушают её права как потребителя и противоречат действующему законодательству. Просит признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>; возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Подобреевой Л. И., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес> соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии, сумму перерасчета в размере <данные изъяты> руб. зачесть в счет будущих платежей за электроэнергию в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электроэнергии; признать незаконной установку ОДПУ (общедомового счетчика) по адресу: <адрес>; запретить ОАО «ДЭК» впредь начислять и указывать в квитанциях, предъявляемых Подобреевой Л.И. по адресу: <адрес> плату за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление. Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена управляющая компания ООО «УО «Микрорайон»». В судебное заседание истец Подобреева Л.И. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель ответчика ОАО «ДЭК» не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, возражений против рассмотрения дела в его отсутствие не представил. В судебное заседание представитель третьего лица – ООО «УО «Микрорайон» не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя; представил письменный отзыв, в котором указал, что управляющей организацией для целей оказания собственникам и нанимателям помещений МКД коммунальной услуги «электроснабжение» с ОАО «ДЭК» заключен договор энергоснабжения № 3202 от 19.10.2010г., который заключен в соответствии с требованиями пункта 89 Правил № 530, определяющими, что приобретение энергии на энергообеспечение жилых помещений дома и на общедомовые нужды осуществляется на основании единого договора. По условиям данного договора «гарантирующему поставщику» делегировано право на совершение необходимых юридических и фактических действий по определению объемов потребляемых энергоресурсов, размера их оплаты для каждого потребителя, на получение платы от потребителей. Также ОАО «ДЭК» уполномочено осуществлять формирование, печать и доставку счет - квитанций потребителям от своего имени. Распределение функций между сторонами договора не противоречит действующему законодательству. Согласно жилищному законодательству собственники помещений МКД обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества. Стоимость электроэнергии потребленной для общедомовых нужд является частью указанных выше расходов. Из совокупности обстоятельств следует, что ответчиком, на основании договора энергоснабжения №, предъявлена к оплате истцу стоимость его доли от объема электроэнергии потребленной для общедомовых нужд, как части расходов на содержание общего имущества, обязательных для оплаты собственником помещения. Указанный многоквартирный дом оснащен измерительным комплексом электрической энергии - общедомовым прибором учета, при этом решение об установке общедомового прибора учета объемов электрической энергии, а также о включении его в состав общего имущества многоквартирного дома, общим собранием собственников помещений не принималось. Федеральным законом от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении.. .» собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета, в т.ч. электрической энергии, а также обязаны обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч.5, ст. 13). Положениями ч. 9 ст. 13 федерального закона «Об энергосбережении.. .», ресурсоснаб-жающие организации с 01.07.2010 года обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют. Обязательность решения собственниками помещений вопросов, связанных с установкой общедомового прибора учета, в рамках их общего собрания, законодательством не установлена. В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г., № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, одним из элементов которой является общедомовой прибор учета электрической энергии. Согласно пп. «а» п. 1 указанных выше Правил, состав общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме определяется - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества. Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по оплате, в последующем, стоимости общедомового прибора учета, установленного в отсутствие решения об этом общего собрания, свидетельствует не в пользу обязательности наличия решения об этом. Данный вывод следует из содержания пункта 38 (1) Правил № 491. В соответствии с пунктом 4.9 договора управления, в случае оборудования «дома» приборами коллективного (общедомового) учета «собственники» оплачивают коммунальные услуги в соответствии с правилами оплаты коммунальных услуг по показаниям данных приборов. Исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему. Ст. 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Согласно части 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение. Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, установлено, что электроснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение; электроэнергия является коммунальным ресурсом. Предоставление коммунальных услуг гражданам в соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ является одной из целей управления многоквартирным домом. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ). Как следует из абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя, которым является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК). Когда управление жилым домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, плату за коммунальные услуги жильцы такого дома вносят этой организации (части 4-7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ; оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ). При этом расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении многоквартирным домом – соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8167-ЮТ/07). Как следует из материалов гражданского дела, <адрес> края находится в управлении ООО «УО «Микрорайон». Следовательно, с учетом приведенных положений нормативных правовых актов названная управляющая организация является исполнителем и несет обязанность по определению размера платы за электроснабжение, и обязана приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530), а также пунктом 89 названных Правил, а также подпунктом «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. При этом пунктом 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Однако с учетом содержания пункта 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, суд считает, что право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Оплату же остальной электроэнергии, использованной на общедомовые нужды и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации. Поскольку управляющая организация ответственна за надлежащее содержание общего имущества в доме, решение вопросов пользования таким имуществом, предоставление коммунальных услуг (статьи 161, 162 Жилищного кодекса РФ), она осуществляет и использование электроэнергии на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также несет ответственность перед собственниками жилых помещений за исправное состояние электросетей и энергоустановок, находящихся в общем пользовании жильцов дома, объем потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях находится в прямой зависимости от деятельности данной организации, следовательно, приобретая электрическую энергию в указанных целях (пункт 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики), управляющая организация несет ответственность за рациональное и обоснованное расходование данного коммунального ресурса на указанные цели перед собственниками жилых помещений дома, заключившими договор об управлении общим имуществом дома с такой организацией. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании этого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. В этом случае оплата электричества, используемого на ОДН, должна производиться собственниками жилых помещений многоквартирного дома на основании расчетов, произведенных исключительно управляющей организацией. При таких обстоятельствах, суд находит доводы истца о том, что ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» не вправе производить начисление и взимание оплаты электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды в <адрес> обоснованными и законными. Суд принимает довод истца о неправомерности действий ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» по установке общедомового прибора учета электрической энергии и его использованию при расчете оплаты за ОДН. Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность обеспечить до 1 января 2012 года оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (коллективными и индивидуальными), а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию, возложена на собственников помещений в таких домах. Установка названных приборов учета производится на основании договора с организацией, которая осуществляет поставку электроэнергии (пункт 9 статьи 13 закона). До 1 июля 2010 года от таких организаций должно было последовать предложение собственникам помещений об оснащении многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 10 статьи 13 закона). В случае установки приборов за счет бюджетных средств, собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности, установленной пунктом 5 статьи 13 закона (пункт 11 статьи 13 закона). Принудительный порядок оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов допускается после 1 января 2012 года. В этом случае названные организации осуществляют установку таких приборов в срок до 1 января 2013 года за счет собственников помещений многоквартирного дома либо за свой счет, но с возмещением понесенных расходов за счет собственников помещений в рассрочку до 5-ти лет (пункт 12 статьи 13 закона). Как установлено в судебном заседании прибор учета был установлен за счет средств ответчика, что ответчиком не оспаривалось. Доказательств тому, что ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обращалось к собственникам жилых помещений <адрес> <адрес> с предложением об установке прибора учета и его цене; что прибор учета был установлен за счет бюджетных средств, в деле не имеется. Договором управления многоквартирным домом и договором электроснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» и ООО «УО «Микрорайон», право ответчика на установку общедомового прибора учета не предусмотрено. В общую долевую собственность <адрес> прибор учета передан не был. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что прибор учета установлен ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в <адрес> по проспекту Строителей в городе Амурске в нарушение требований ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор в настоящее время не может быть использован для целей расчёта непосредственно с жильцами дома за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды. Поскольку, как установлено при рассмотрении дела, к компетенции ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» не относится право производить расчет электроэнергии на общедомовые нужды и ее оплаты по <адрес>, следует признать незаконными начисление Подобреевой Л.И., и взимание с неё Открытым акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома, в ДД.ММ.ГГГГ., суммы, начисленные за ОДН, и оплаченные Подобреевой Л.И. в размере <данные изъяты> руб., подлежат зачету в счет будущих платежей, рассчитываемых, исходя из показаний квартирного счетчика, при этом ответчик не должен в дальнейшем начислять истцу плату за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С ответчика в бюджет Амурского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Подобреевой Г. В. удовлетворить. Признать незаконной установку ОДПУ (общедомового счетчика) по адресу: <адрес>. Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Подобреевой Л. И., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>. Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Подобреевой Л. И., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электроэнергии; сумму перерасчета в размере <данные изъяты> руб. зачесть в счет будущих платежей за электроэнергию по адресу: <адрес>, в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электроэнергии. Запретить Открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» впредь начислять и указывать в квитанциях, предъявляемых Подобреевой Л. И. по адресу: <адрес>, плату за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление. Взыскать с Открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» в бюджет Амурского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Копию решения в течение пяти дней направить в адрес истца, ответчика, третьего лица. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения. Председательствующий В.В. Стребкова