решение о защите прав потребителей - ОДН



Дело № 2-2193 /2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Амурск 09.10.2012 года

Амурский городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Лошмановой С.Н.

при секретаре Ищенко О.А.

с участием представителя истца Сабадаша А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске гражданское дело по иску Кичигиной Т. П. к Открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Кичигина Т.П. обратилась в Амурский городской суд с исковым заявлением о защите прав потребителей, указав в заявлении, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно ответчик наряду с платой за индивидуальное электропотребление начислял ей и взимал с нее плату за электроэнергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома (далее МКД), расположенного по адресу <адрес>. В названный период ответчиком начислены ей платежи за электроэнергию, потребленную на ОДН вышеназванного МКД, в размере СУММА.

ОАО «ДЭК» не может являться легитимным (законным) получателем от собственников помещений в МКД, расположенном по адресу <адрес>, платы за электроэнергию, потребленную на ОДН. Для собственников помещений, расположенных в названном доме, исполнителем коммунальных услуг должно выступать ООО УК «Наш дом» как организация, осуществляющая управление этим домом. Именно управляющей компании жильцы дома вносят плату за коммунальные услуги, и в том числе, электроснабжение. Соответственно расчет платы за коммунальные услуги входит в обязанности управляющей организации. ОАО «ДЭК», выступающее на розничном рынке электроэнергии в качестве гарантирующего поставщика по отношению к собственникам помещений в МКД, расположенном по адресу <адрес>, должно быть признано ресурсоснабжающей организацией, с которой ООО УК «Наш дом» надлежит заключить соответствующий договор купли-продажи электроэнергии. ОАО «ДЭК» по отношению к собственникам помещений в МКД, расположенном по адресу <адрес>, не может быть непосредственным исполнителем коммунальной услуги электроснабжения. Для МКД, расположенного по адресу <адрес>, электроэнергию, в том числе, предназначенную для ОДН данного дома, должна приобретать у ОАО «ДЭК», как у ресурсоснабжающей организации, управляющая компания. Собственники и наниматели жилых помещений в данном МКД должны оплачивать электроэнергию, потребленную как для личных, так и для общедомовых нужд управляющей организации, как исполнителю соответствующей коммунальной услуги.

Общедомовой прибор учета потребления электроэнергии в МКД по адресу <адрес> установлен ОАО «ДЭК» в указанном МКД незаконно. Общедомовой прибор учета потребления электроэнергии находится во вводном распределительном устройстве (ВРУ), в свою очередь являющимся составной частью внутридомовой системы электроснабжения данного дома, установлен на общем имуществе указанного МКД. До 1 июля 2012 года решение об установке в МКД общедомового прибора учета потребления электроэнергии могли принять только собственники помещений в данном доме. ОАО «ДЭК», как энергоснабжающая организация могла лишь предложить названным лицам установить указанный прибор учета. Право установки общедомового прибора учета потребления электроэнергии вопреки согласию собственников помещений в МКД возникает у ответчика с 1.07.2012 года.

Общее собрание собственников помещений в МКД, расположенном по адресу <адрес> решения об установке общедомового прибора учета потребления электроэнергии не принимало. Признание установки ОАО «ДЭК» общедомового прибора учета потребления электроэнергии в вышеназванном МКД незаконной означает признание таковым и начисления собственникам и нанимателям помещений в указанном доме, и в том числе ей, платы за электроэнергию, потребленную на ОДН, на основании показаний общедомового электросчетчика.

Сумма СУММА рублей, полученная ответчиком в виде внесенной ею платы за электроэнергию, потребленную на ОДН в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, является неосновательным обогащением ОАО «ДЭК» за ее счет, поэтому подлежит возврату ей.

Согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов на день подачи иска составил СУММА

Кроме того, незаконными действиями ОАО «ДЭК» ей причинен моральный вред, денежную компенсацию которого она просит взыскать с ответчика в размере СУММА рублей. Осознание того, что она вследствие обмана лишилась части своих доходов, причиняло (и причиняет до настоящего времени) ей нравственные страдания на протяжении длительного времени. Она испытывала и испытывает чувство возмущения от указанных действий ответчика. Одновременно ее расстраивает тот факт, что она стала жертвой обмана со стороны ОАО «ДЭК». Чувство обиды она испытывает до настоящего времени.

Ею понесены судебные расходы на оплату слуг представителя, которые составили СУММА рублей. Полагает, что эта сумма является разумной с учетом тех факторов, как сложность дела, квалификация юриста, объем выполненной представителем работы в рамках дела, качество этой работы, степень нарушения ее прав и законных интересов, а также важность для нее защиты данных прав.

На основании п. 6 ст.13 ФЗ «О защите прав потребителей» в ее пользу подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в ее пользу за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.

На основании изложенного просит:

-признать незаконными начисление ей, как собственнику жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес> в ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ взимание с нее, как собственника указанного жилого помещения ОАО «ДЭК» платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ;

-взыскать с ОАО «ДЭК» в ее пользу сумму ДД.ММ.ГГГГ как неосновательное обогащение (либо в качестве причиненных ей убытков) названной организации за ее счет вследствие незаконных действий, связанных с незаконной установкой общедомового прибора учета потребления электрической энергии (общедомового электросчетчика) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, начислением и взиманием с нее платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ;

-взыскать с ответчика сумму в размере СУММА.( плюс СУММА за каждый день, следующий за датой подачи настоящего иска и по дату вынесения решения по настоящему делу) в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами»;

-взыскать с ответчика сумму в размере СУММА рублей в качестве компенсации причиненного морального вреда;

-взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя -СУММА рублей;

-взыскать с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в ее пользу, в соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1.

В судебное заседание истица Кичигина Т.П. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в ее отсутствие, но с участием ее представителя Сабадаша А.А.

В судебном заседании представитель истца Сабадаш Л.Н. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнил требование относительно взимания процентов за пользование чужими денежными средствами, сумма процентов на дату судебного заседания составляет СУММА.

Представитель ответчика –ОАО ДЭК в суд не явился, о месте и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.

В судебное заседание представитель третьего лица ООО УК «Наш дом» не явился, о месте и времени судебного заседания ООО «УК «Наш дом» извещено надлежащим образом, согласно представленному в суд заявлению, третье лицо просит рассмотреть дело в отсутствие представителя по имеющимся в деле материалам, представленным ООО УК «Наш дом».

Из представленного суду письменного отзыва ООО УК «Наш дом» следует, что третье лицо не согласно с исковыми требованиями по следующим основаниям: Кичигина Т.П. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> целью договора управления данным многоквартирным домом является эффективное управление многоквартирным домом, направленное на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания в нем собственников (и нанимателей), надлежащее содержание общего имущества дома, а также представление коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме. В соответствии с п. 2.1 договора управления МКД, собственники и наниматели помещений заключают договоры о приобретении, в том числе электроэнергии, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

Согласно решению общего собрания собственников МКД по адресу <адрес> собственники и наниматели помещений МКД голосовали « против» наделения ООО УК «Наш дом» полномочиями представлять услуги для данного МКД.

Согласно ФЗ № 261 от 23.11.2009года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в законодательные акты РФ», производимые, предаваемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п. 5 ст.13 названного закона, в срок до 01.07.2012 года собственники помещений в МКД обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета, в том числе приборами учета электроэнергии, а также ввод установленных приборов в эксплуатацию. При этом МКД в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии, а также индивидуальными и общими приборами учета электроэнергии, на собственников жилых домов и собственников помещений в МКД возлагается установка общедомового прибора учета электроэнергии.

Установка общедомового (коллективного) прибора учета электроэнергии по <адрес> производилась силами и за счет средств энергоснабжающей организации ( ОАО «ДЭК») и в отношении собственников и нанимателей данного МКД носило безвозмездный характер.

Договор, регулирующий условия установки коллективного прибора учета используемого энергетического ресурса, должен заключаться с лицом, ответственным за содержание МКД, то есть с управляющей организацией. Управляющая компания действует от имени и во благо собственников жилых помещений МКД.

ООО УК «Наш дом» ДД.ММ.ГГГГ заключило с ОАО «ДЭК» договор энергоснабжения , подписало акт ввода в эксплуатацию измерительного комплекса расчетного узла электроэнергии и подписало акт разграничения балансовой ответственности сторон, регулирующих установку общедомового прибора учета. На основании п.1.1 Договора УК передает Амурскому отделению ОАО «ДЭК» функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам –потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги –электроснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электроэнергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании УК по договору управления МКД.

Энергоснабжение является коммунальной услугой.. Начисление размера платы за потребленную энергию производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг граждана ( утв. ПП РФ № 307 от 23.05.2006 года). Согласно абз. 2 п.7 Правил собственники помещений в МКД вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, исходя из показаний прибора учета., установленных на границе сетей, входящих в МКД. Согласно п.23 названных Правил, при оборудовании МКД коллективными ( общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с пп. 1 п.3 приложения № 2 к Правилам. Из разъяснения министерства регионального развития РФ (письмо от 18.06.2007 года № 11356 –ЮТ /07) следует, что количество электроэнергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрооборудования, входящего в состав общего имущества в МКД, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «Электроснабжение».

Безвозмездная установка общедомовых приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах ведет к освобождению граждан-потребителей от расходов по выполнению возложенной на них законом обязанности, что соответствует их интересам. С учетом данного обстоятельства формальное нарушение процедуры согласования с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах установки общедомовых приборов учета электроэнергии не свидетельствует о нарушении их прав.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:

Кичигина Т.П. является собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.35). Указанный дом обслуживает управляющая организация ООО «УК «Наш дом», что не оспаривается сторонами и подтверждается протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, на котором была избрана форма управления названным многоквартирным домом - управление управляющей организацией ООО УК «Наш дом»; договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между собственникам названного дома и ООО УК «Наш дом».

Между ООО «УК «Наш дом» /Покупателем/ и ОАО «ДЭК» /Гарантирующим поставщиком/ ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор энергоснабжения , согласно которому гарантирующий поставщик обязался осуществлять покупателю продажу электрической энергии и мощности, через привлеченных третьих лиц /сетевую организацию/, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям покупателя (собственникам и нанимателям жилых помещений МКД –далее потребителям) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов согласно приложению.

Пунктом 1.2 Договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии, поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится на условиях, предусмотренных названным договором.

Согласно пункту 1.3 Договора, покупатель поручил гарантирующему поставщику осуществлять все необходимые юридические и фактические действия от своего имени, в том числе, производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, в соответствии с которыми производится расчет за потребленную электроэнергию потребителям; получать плату за потребленную электрическую энергию от потребителей, определять объем потребляемых энергоресурсов потребителями и размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307; производить перерасчет платы за коммунальную услугу; осуществлять формирование, печать и доставку счет-квитанций потребителям от своего имени.

К договору энергоснабжения ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол разногласий. Согласно п. 3.1.1 протокола разногласий покупатель обязан обеспечить коммерческий учет (установить общедомовой прибор учета) потребляемой электрической в МКД при условии принятия в соответствии с ЖК РФ Общим собранием собственников необходимого решения и за их счет, и ( или) за счет инвестиционных программ, принятых на государственном или муниципальном уровне.

Внесение истцом платы за электроэнергию, потребляемую на ОДН, размер внесенных сумм подтверждены квитанциями /л.д.36 -49/.

В соответствии с ч. 4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.

Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, установлено, что электроснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Как следует из пункта 6.2 ст.155 ЖК РФ, если управление домом осуществляет управляющая организация, эта организация получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми управляющей организацией заключены договоры, в том числе электроснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).

Согласно ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Федеральным законом от 04.06.2011 года № 3-ФЗ в часть 7 ст.155 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Согласно ч.7.1 ст.155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.

Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 02 мая 2007 года № 8167 –ЮТ /07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги», расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов является обязанностью управляющих организаций, а при непосредственном управлении МКД соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, действовавших в периода возникновения спорных правоотношений, оказание коммунальных услуг – это деятельность исполнителя коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения; исполнитель -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги/ управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении МКД собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы/.

В соответствии с ч.2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно п.89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1 -го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении МКД - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07).

Как следует из материалов дела, управление домом, в котором проживает истица, осуществляет ООО «УК «Наш дом». Следовательно, с учетом вышеприведенных норм, истица является потребителем услуги по электроснабжению, ООО «УК «Наш дом» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, ОАО «ДЭК» - ресурсоснабжающая организация.

Исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530.

В целях электроснабжения обслуживаемого многоквартирного дома, ООО «УК «Наш дом» обязано приобретать электроэнергию у ресурсоснабжающей организации.

В плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую истица обязана вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО «УО «Микрорайон», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «ДЭК» за потребленную МКД электроэнергию.

ОАО «ДЭК» не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома <адрес>, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям этой коммунальной услуги.

Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии в спорный период предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества поставленной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. А управляющая организация в ситуации, имеющей место в данном случае, фактически самоустраняется от выполнения обязанностей, возложенных на неё вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

Доводы третьего лица о заключении договора энергоснабжения, которым ответчику предоставлено право производить начисления за потребленную электроэнергию, выставлять счета потребителям, принимать плату, не являются основанием для отказа в иске, поскольку названный договор в части передачи полномочий по начислению и выставлению счетов жильцам МКД непосредственно ресурсоснабжающей организацией, противоречит законодательству, действующему в спорный период.

Ссылка третьего лица на письмо Минрегиона России от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 в подтверждение обязанности граждан по оплате электроэнергии, потребляемой в помещениях общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД, судом не принимается, поскольку из указанного письма не усматривается обязанность граждан-потребителей оплачивать указанную электроэнергию непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Иные доводы, содержащиеся в возражениях третьего лица на иск, не могут быть приняты судом во внимание как основание к отказу в удовлетворении законных и обоснованных требований истца за счёт ОАО «ДЭК», поскольку сводятся к неверному толкованию подлежащих применению в данном деле правовых норм, даваемому без учёта их места в системе действующего правового регулирования существующих правоотношений участвующих в деле лиц.

Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по выставлению истцу напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, являются незаконными, выставленные истице по лицевому счету и оплаченные ею в счёт оплаты электроэнергии на ОДН подлежат возврату истице.

Поскольку судом установлено, что исходя из вышеуказанных, установленных судом на данный момент обстоятельств, ответчику (ОАО «ДЭК») не предоставлено право производить непосредственно с жильцами вышеуказанного многоквартирного дома расчет за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды в указанном доме, подлежат удовлетворению требования истицы о признании противоречащим закону расчета и взимания с истицы платы за электроэнергию, потребленную на ОДН названного дома в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Из представленных истицей квитанций следует, что ею оплачена по выставленным ей ОАО «ДЭК» счетам за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в указанный период сумма СУММА рублей, следовательно, указанная сумма подлежит возврату истцу в соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ, с ответчика, которым соответствующие денежные средства получены.

В соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

При таких обстоятельствах суд находит требование истца о взыскании указанных процентов подлежащим удовлетворению за счёт ОАО «ДЭК» в размере СУММА.

Требование истца о взыскании компенсации морального вреда основано на законе. В соответствии со статьей 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Факт нарушение прав истца, как потребителя, нашел подтверждение в судебном заседании. Исходя из установленного судом нарушения прав истец, как потребитель коммунальных услуг, имеет право на компенсацию морального вреда. Презумпция причинения морального вреда потребителю вследствие нарушения исполнителем предусмотренных законами и иными правовыми актами РФ прав потребителя установлена вышеназванной правовой нормой, однако, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих высокую степень физических или нравственных страданий истца, суд находит разумным и справедливым снизить требуемый истцом размер компенсации морального вреда до СУММА рублей.

Истцом заявлено требование о возмещении расходов на оплату услуг представителя в сумме СУММА руб. Право граждан вести свои дела в суде лично или через представителей закреплено ст.48 ГПК РФ. Однако, суд считает сумму СУММА рублей завышенной, при этом суд учитывает сложность дела, объем проделанной работы по составлению искового заявления, расчетов; участие представителя в судебном разбирательстве и в опросе, процессуальную активность, степень ценности защищаемого права, квалификацию представителя, принимает во внимание массовый характер данных исков, их однородность. С учетом изложенного, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере СУММА рублей. По мнению суда, сумма СУММА рублей соответствует понесенным адвокатом затратам труда, данный размер возмещения является разумным

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 46 постановления «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 г. № 17, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем с ОАО «ДЭК» в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размерах, установленных пп. 1 и 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

РЕШИЛ:

Исковые требования Кичигиной Т. П. к Открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о защите прав потребителя удовлетворить частично.

Признать незаконными начисление Кичигиной Т. П., как собственнику жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: <адрес>, и взимание с неё как собственника указанного жило­го помещения Открытым акционерным обществом «Дальневосточная энергети­ческая компания» платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетиче­ская компания» в пользу Кичигиной Т. П. СУММА, как неосновательное обогащение за счет Кичигиной Т.П. вследствие начисления и взимания платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома <адрес> в ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ; проценты за пользование чужими денежными средствами в размере СУММА., денежную компенсацию морального вреда в размере СУММА рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере СУММА рублей.

Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу бюджета Амурского муниципального района за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требова­ний потребителя штраф в размере СУММА

Взыскать с Открытого акционерного общества «Дальневосточная энерге­тическая компания» в пользу бюджета Амурского муниципального района госпошлину в размере в размере СУММА рублей.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий судья С.Н. Лошманова

Решение не вступило в законную силу.