Решение об удовлетворении протеста прокурора, отменить решение должностного лица и напрвить на ново



Дело № 12-60/2010

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Амурск 06 октября 2010 г.

Судья Амурского городского суда Хабаровского края В.В. Стребкова, с участием представителя КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» ФИО0, рассмотрев протест Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора на решение заместителя главного государственного инспектора ФИО от ДАТА по делу об административном правонарушении НОМЕР в отношении КГАУ «Падалинское лесное хозяйство»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Управления лесами Правительства Хабаровского края ФИО1 от ДАТА НОМЕР на юридическое лицо КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» наложено административное взыскание в виде административного штрафа в размере СУММА., за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ.

Как указано в постановлении ДАТА Комсомольской на Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой Хабаровского края была проведена выездная проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства Краевым государственным унитарным предприятием «НАЗВАНИЕ» (далее – КГУП «НАЗВАНИЕ»), которое впоследствии на основании распоряжения «О реорганизации краевых государственных унитарных предприятий в области лесных отношений» от 24.08.2009г. № 562-р, распоряжения «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Хабаровского края от 24.08.2009г. № 562 «О реорганизации краевых государственных унитарных предприятий в области лесных отношений» от 09.12.2009г. № 785-р., преобразовано в КГАУ «Падалинское лесное хозяйство».

В ходе проверки установлено, что

- на лесозаготовительной базе, расположенной в выделе НОМЕР квартала НОМЕР НАЗВАНИЕ участкового лесничества КГУ «Падалинское лесничество», находящийся в непосредственной близости от деляны НОМЕРвыдел НОМЕР квартала НОМЕР НАЗВАНИЕ участкового лесничества КГУ «Падалинское лесничество» не оборудовано специальное место для хранения горюче-смазочных материалов, так как емкости из-под горюче-смазочных материалов размещены по всей лесозаготовительной базе в нарушение пп. «a» п.13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007, которым предусмотрено хранение горюче-смазочных материалов в закрытой таре; в отведенных для этого местах их хранения;

- не производится одновременно с заготовкой древесины необходимая очистка мест рубок от порубочных остатков, в нарушение п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007, согласно которого при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков;

- в нарушение подпункта «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007, согласно которого при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ, на деляне не производится укладка порубочных остатков в соответствии с технологической картой, так как длина порубочных остаток превышает 3 метра;

- в нарушение п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007, заготовленная древесина, складированная на погрузочной площадке, расположенной в выделе НОМЕР квартала НОМЕР НАЗВАНИЕ участкового лесничества КГУ «НАЗВАНИЕ» и на верхнем складе, расположенном в квартале НОМЕР НАЗВАНИЕ участкового лесничества КГУ «НАЗВАНИЕ» складируется и хранится в непосредственной близости от прилегающего хвойного леса на расстоянии меньшем, чем установлено п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 и не окаймлена минерализованной полосой.

Решением заместителя главного государственного лесного инспектора Хабаровского края ФИО от ДАТА удовлетворена жалоба и.о. руководителя КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» ФИО2 от ДАТА на постановление по делу об административном правонарушении на вышеуказанное постановление, производство по делу об административном правонарушении НОМЕР прекращено.

Не согласившись с указанным решением Комсомольский на Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с протестом, указав, что в силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом объективная сторона правонарушения также может выражаться в бездействии лиц, в том числе по соблюдению определенных правил (требований, норм). При этом объектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах. Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образуют как действия, так и бездействие, выразившееся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдение правил. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Следовательно, вывод ФИО о том, что объективную сторону данного правонарушения составляет исключительно действия, направленные на нарушение правил пожарной безопасности в лесах, является необоснованным. Кроме того, в соответствии со ст.ст. 9, 16, 19, 24, 25, 29, 49, 60, 71, 75, 77 Лесного Кодекса Российской Федерации основанием для использования лесов, в частности для заготовки древесины является: договор аренды участков лесного фонда; государственный контракт; договор купли-продажи; право постоянного (бессрочного) пользования участками лесного фонда.

При этом правом предоставления участков лесного фонда для осуществления заготовки древесины по договорам аренды, государственным контрактам, договорам купли-продажи, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования участками лесного фонда, в соответствии с главой 9 Лесного кодекса Российской Федерации, обладают исключительно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Таким образом, правом использования лесов, в том числе для заготовки древесины обладают исключительно лица, владеющие лесами на основании договоров аренды, государственных контрактов, договоров купли-продажи, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования участками лесного фонда (лесодержатели участков государственного лесного фонда), переданных лесодержателю органами, указанными в главе 9 Лесного кодекса РФ и которые несут ответственность за надлежащее (ненадлежащее) использование лесного фонда, а также обязаны предоставлять в соответствующие органы отчеты об использовании лесов (ст. 49 ЛК РФ) и об охране и защите лесов (ст. 60 ЛК РФ).

В ходе проверки природоохранной прокуратурой было установлено, что КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» заключило государственный контракт НОМЕР от ДАТА с Управлением НАЗВАНИЕ. По данному Контракту КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» проданы лесные насаждения, для осуществления заготовки древесины. В соответствии с п. 2.5.2. и п. 6.1 Контракта, КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» обязано выполнить работы надлежащего качества, в соответствии с условиями, предъявляемыми к качеству работ на основании действующего законодательства Российской Федерации и за это несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для выполнения задач по заготовке древесины КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» привлекло ИП НАЗВАНИЕ на выполнение данных видов работ по договору купли-продажи с элементами договора подряда НОМЕР от ДАТА . При этом ИП НАЗВАНИЕ не имеет соответствующих документов на право использования лесов в соответствии с Лесным кодексом РФ, а также не является респондентом отчетности об использовании лесов. Кроме того, КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» не имеет право передавать (отчуждать) полученные по государственному контракту лесные участки, следовательно, ИП НАЗВАНИЕ не имеет право самостоятельно находиться в лесу (т.е. без представителей КГАУ «Падалинское лесное хозяйство») и осуществлять какую либо деятельность, в том числе по заготовке древесины. ИП НАЗВАНИЕ, в данном случае, привлечен для оказания услуг по рубке леса в качестве работника КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» и соответственно не является самостоятельным участником лесных правоотношений, и не может нести ответственности перед Управлением лесами и другими контролирующими и надзорными органами за ненадлежащее исполнение условий государственного контракта, а тем более за нарушения лесного законодательства, допущенных при проведении работ по заготовке древесины.

Из анализа положений Контракта и договора купли-продажи с элементами договора подряда, следует, что между НАЗВАНИЕ (Продавец), КГУ «НАЗВАНИЕ» (Заказчик) и КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» (Исполнитель) имеют место подрядные отношения. Так как, одна сторона заказчик (в данном случае КГУ «НАЗВАНИЕ») поручает другой стороне исполнителю (в данном случае КГАУ «Падалинское лесное хозяйство») произвести определенную работу, в том числе рубки лесных насаждений. В свою очередь КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» привлекает к выполнению работ по рубкам ИП НАЗВАНИЕ, по отношению к которому выступает в роли генерального подрядчика. Так же из анализа данных норм закона следует, что заказчик может предъявлять требования к субподрядчику, только если в договоре подряда и (или) субподряда установлено, что заказчик обязан рассчитаться за выполненную работу, непосредственно с субподрядчиком, а последний несет какие-либо обязательства перед заказчиком.

В соответствии с условиями, предъявляемыми к качеству работ на основании действующего законодательства РФ и за это несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для выполнения задач по заготовке древесины КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» привлекло ИП НАЗВАНИЕ на выполнение данных видов работ по договору купли-продажи с элементами договора подряда НОМЕР от ДАТА . При этом ИП НАЗВАНИЕ не имеет соответствующих документов на право использования лесов в соответствии с Лесным кодексом РФ, а также не является респондентом отчетности об использовании лесов. Кроме того, КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» не имеет право передавать (отчуждать) полученные по государственному контракту лесные участки, следовательно, ИП НАЗВАНИЕ не имеет право самостоятельно находиться в лесу (т.е. без представителей КГАУ «Падалинское лесное хозяйство») и осуществлять какую либо деятельность, в том числе по заготовке древесины. ИП НАЗВАНИЕ, в данном случае, привлечен для оказания услуг по рубке леса в качестве работника КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» и соответственно не является самостоятельным участником лесных правоотношений, и не может нести ответственности перед Управлением лесами и другими контролирующими и надзорными органами за ненадлежащее исполнение условий государственного контракта, а тем более за нарушения лесного законодательства, допущенных при проведении работ по заготовке древесины.

Поверкой же установлено, что прямые правоотношения между НАЗВАНИЕ, КГУ «НАЗВАНИЕ» и ИП НАЗВАНИЕ отсутствуют, ввиду отсутствия непосредственного расчета между заказчиком (НАЗВАНИЕ, КГУ «НАЗВАНИЕ») и субподрядчиком (ИП НАЗВАНИЕ). В связи с чем, ИП НАЗВАНИЕ не несет самостоятельной ответственности ни перед заказчиком, ни перед контролирующими органами за последствия ненадлежащего исполнения обязательств, в том числе за нарушения лесного законодательства, допущенных при проведении работ по заготовке древесины.

Данный вывод подтверждается материалами дела, в том числе п. 1.1., п. 2.5.1., п. 2.5.2., п. 4.1. - 4.2., п. 6.1 Контракта и Технического задания, являющегося приложением НОМЕР к данному Контракту, а также п. 1.1., п. 1.2. договора на оказание услуг.

Таким образом, ИП НАЗВАНИЕ не является самостоятельным участником лесных правоотношений, так как не является лицом, использующим на законных основаниях лесные участки, в связи с тем, что не обладает для этого предусмотренными правами, соответственно не может нести ответственность за ненадлежащее исполнение государственного контракта, а следовательно и за нарушения лесного законодательства, допущенных при проведении работ по заготовке древесины.

В данном случае правом использования участков лесного фонда в соответствии с государственным контрактом обладает исключительно КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» (т.е. фактический лесодержатель), так как является самостоятельным участником лесных правоотношений, и следовательно является единственным участником данных правоотношений, наделенным обязанностью нести ответственность за нарушения государственного контракта, а также за нарушения лесного законодательства, допущенные нанятой им подрядной организацией и за отсутствие надлежащего контроля за деятельность данного подрядчика.

Вина юридического лица КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП, подтверждается материалами административного производства, так как в соответствии с п. 6.1 Контракта за не исполнение или не надлежащее исполнение Контракта КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ответственность за нарушения действующего законодательства (в том числе за действие (бездействие), приведшие к нарушению правил пожарной безопасности в лесах) перед контролирующими и надзорными органами, как и перед Заказчиком, несет генеральный подрядчик, которым является КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» (лесодержатель).

Кроме этого, в соответствии главой 25 КоАП РФ прокурор является участником производства по делу об административном правонарушении и в силу пп. 1, пп. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, а также приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

При этом ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ установлено, что прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора. Таким образом, должностное лицо, рассматривающее, жалобу по делу об административном правонарушении НОМЕР, возбужденном прокурором обязано уведомить прокурора о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление по данному делу об административном правонарушении.

В нарушение данной нормы закона, ФИО не уведомил прокурора о месте и времени рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении НОМЕР, чем нарушил права прокурора, возбудившего данное дело об административном правонарушении на участие при рассмотрении жалобы, чем лишил возможности давать пояснения, заявлять ходатайства и представлять доказательства по делу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

То есть, решение должностного лица, принимаемое по делу, должно быть законным и обоснованным, и является таковым в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, а также при полном и глубоком изучении всех доказательств, представленных в материалах дела.

Решение ФИО по жалобе по делу об административном правонарушении НОМЕР в отношении КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» не соответствует указанным требованиям, так как не основано на законе и на материалах дела, а следовательно является незаконным.

Таким образом, решение ФИО от ДАТА , о прекращении производства по делу об административном правонарушении НОМЕР по ст. 8.32 КоАП РФ в отношении КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» вынесено необоснованно, вследствие чего лицо, виновное в данном правонарушении, незаконно освобождено от установленной законом административной ответственности.

Согласно ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление (в данном случае решение) по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В связи с чем, просит суд восстановить пропущенный срок на обжалование данного решения, учитывая, то обстоятельство, что решение ФИО от ДАТА , вынесено в отсутствии прокурора, возбудившего данное дело об административном правонарушении и то, что данное решение поступило в прокуратуру лишь ДАТА , в связи с чем у прокурора отсутствовала возможность ранее обжаловать данное решение в установленный законом десятидневный срок. Поскольку решение ФИО не основано на законе, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Определением судьи Амурского городского суда от 28.07.2010г. ходатайство Комсомольский на Амуре межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено, срок для подачи протеста восстановлен.

Комсомольский на Амуре межрайонный природоохранный прокурор, надлежаще уведомленный о месте и времени рассмотрения протеста не явился, ходатайствовал о рассмотрении протеста в его отсутствие, на удовлетворении протеста настаивал по указанным в нем основаниям.

Опрошенная при рассмотрении протеста законный представитель КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» юрисконсульт Игошина И.В. поддержала письменный отзыв, просила опротестовываемое прокурором решение оставить без изменения, а протест – без удовлетворения.

Изучив изложенные в протесте доводы, заслушав представителя КГАУ «Падалинское лесное хозяйство», изучив материалы дела, проверив вынесенное должностным лицом решение, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 2 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Между тем, как следует из представленных в суд материалов, о времени и месте рассмотрения жалобы КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» прокурор извещен не был, таким образом, был лишен возможности участвовать в рассмотрении дела, заявлять ходатайства, представлять доказательства, пользоваться другими процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ и пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, является основанием для отмены постановления и возвращения дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.

Указанное обстоятельство является существенным нарушением норм процессуального права, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене с возвращением дела должностному лицу для повторного рассмотрения по жалобе КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» на вышеуказанное постановление.

При новом рассмотрении жалобы КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» должностному лицу подлежит надлежащим образом уведомить о времени и месте рассмотрения дела КГАУ «Падалинское лесное хозяйство», прокурора, возбудившего дело.

Изложенные в протесте прокурора доводы подлежат проверке при новом рассмотрении жалобы КГАУ «Падалинское лесное хозяйство».

На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Протест Комсомольского на Амуре межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Решение заместителя главного государственного инспектора ФИО от ДАТА по делу об административном правонарушении НОМЕР в отношении юридического лица Краевое государственное автономное учреждение «Падалинское лесное хозяйство» г. Амурска отменить, направив дело должностному лицу на новое рассмотрение.

Настоящее решение в течение 10 дней со дня получения или вручения его копии может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд.

Судья В.В. Стребкова

Решение не вступило в законную силу